Рано утром, открыв глаза от яркого солнца, я долго не могла проснуться лицом и тем веществом, что сзади него находится. Загнанной в оконный угол бабочкой билась единственная мысль — в каком я городе и куда мне сегодня ехать. Начитавшись на ночь какой-то ереси про ежедневные праздники и почему-то про скорый апокалипсис, я плохо спала, и пришлось срочно начать мозговой тренинг «вспомнить все!». Результат оказался плачевным. Ничего из вчера прочитанного ко мне не вернулось, кроме того, что сегодня, 3 мая, планета празднует Всемирный день солнца, а православный мир — то ли день Федора, то ли Федота. А еще всплыл праздник, чудо какой прелестный, «День Положительности в уме». Оценив ситуацию просто как «латентный дефицит кофе», я вскочила. Видимо, какие-то телодвижения на маршруте: «кровать — душ — гардероб — зеркало — ресторан» сразу включили мозг, и, наконец, четко обозначилась мысль: «Я в Коимбре. Сегодня день грандиозных планов. Надо увидеть Алкобасу, Баталью и, если повезет, Фатиму».
12
Примчавшись после завтрака на автовокзал, быстро купила билеты на автобус «Комбра — Алкобаса», который отправляется в 9–30 (цена билета на 03.05.16. — 12.8 евро). Пока автобус мчался по прекрасным португальским дорогам, я полтора часа наслаждалась окрестными пасторалями и чтением статей про маленький городок Алкобаса. Сам по себе он туристам давно не интересен, а вот МОНАСТЫРЬ с одноименным названием — must see для каждого.
16
И хотя сегодняшний праздник «День Положительности в уме» предполагает сплошную радость и позитиff, оттенок печали поприсутствует в этом рассказе. И вот почему.
Португальцы свято чтят свою историю о «Ромео и Джульетте», только у них другие имена — Педру и Инес. Можно ли умереть за любовь, причем быть убитой дедом своих детей, а после смерти быть провозглашенной королевой? Можно. В Португалии можно все.
Шел 14 век, страной правил Афонсу IV, свято веря, что его сын Педру проживет жизнь так, как скажет ему отец. Поначалу все было так. Король — отец нашел своему отпрыску невесту — Констансу Мануэль, дочь короля Кастилии. Это был династический союз, скрепленный рождением троих детей.
7
Но ради справедливости надо отметить, что задолго до бракосочетания, еще на помолвке Педру впервые увидел фрейлину своей будущей жены — испанку Инес (португальцы говорят Инеш). И красота этой девушки так поразила его, что с момента первой встречи Педру был уверен, что именно с Инеш он проведет свою жизнь, до самой смерти. Тщетными были попытки поговорить с отцом об отмене свадьбы. Дело зашло слишком далеко. И в то время, как шел обряд венчания и священник читал псалмы для новобрачных, мысли жениха были далеко отсюда. Он смотрел на ту, которая стояла позади невесты, скромно потупив взор.
Инес была девушкой порядочной. Происхождение ее до сих пор вызывает споры. Кто-то говорит, что она была внебрачным ребенком одного из Кастильских королей, кто- то добавляет, что она была наполовину еврейкой, а кто-то утверждает, что ее отец был простым купцом. Но как ни крути, не годилась она в жены будущему королю Португалии.
А любовь Педру набирала обороты, он ничего не мог поделать со своей страстью. Инес спряталась от поклонника в Коимбре, в монастыре святой Клары (я писала о монастыре в предыдущем рассказе), но Педру нашел ее и там. Сладкоголосый влюбленный пел такие серенады о любви, что сил сопротивляться этой страсти у Инес больше не было.
11
Вереница прошедших веков овеяла эту историю легендарным флёром…
Инес стала возлюбленной Педру и родила ему четырех детей. Они счастливо жили в Коимбре. И каждый раз, целуя перед сном возлюбленную, гордо и радостно говорил ей Педро: — Ты будешь королевой, Инеса моя, в том клянусь тебе.
В октябре 1345 года законная жена Констанса умерла в родах. Ни врач, ни придворный астролог ничего не могли сделать. Но новорожденный выжил — это будет один из королей Португалии — Дон Фернанду. Трагедия всех потрясла, но Педру, словно, безумный, радовался, ведь теперь он сможет жениться на своей любимой. Вскоре папаше — королю донесли, что в Коимбре Педру и Инес обвенчались.
Прошло почти десять лет после смерти Доны Констансы. Маленький принц Фернанду жил в Лиссабоне под покровительством своих дедушки и бабушки. Воспитывался как принц, который однажды будет королём Португалии. Придворные советники короля Афонсу IV не уставали говорить ему об опасности для португальской короны в том случае, если Инес ди Кастро станет королевой. Она ведь принадлежала к дворянской семье Кастро, которая могла претендовать на трон Кастильи. Вполне возможно, что один из сыновей Инесы может стать королём. И было нетрудно себе представить, что в этом случае два иберийских государства могут превратиться в одно, положив этим конец независимости Португалии. Надо было принимать какое-то решение — король дрожал от мысли, что его внуки начнут огнём и мечом прокладывать себе дорогу к трону…
6
Так родилась идея, жестокая, бесчеловечная, идея убийства. Группа этих нЕлюдей выбрала время, когда Педру уехал из дома на охоту, и ввалилась во дворец, где в то время находились только беззащитные женщины, дети и старики.
«Инес, чувствуя беду, подняла на короля красивые глаза, полные слез:
— Слыхала я, есть на земле дикие звери и хищные птицы, которые жалеют маленьких детей; волчица не растерзала, а вскормила основателей Рима; вы — человек, ваше величество; неужели же вас не трогает судьба моих сирот? Ваша кровь течет в них; взгляните на них, как они красивы; у них глаза вашего сына. Вы казните меня… За что? За то лишь, что я повиновалась тому, кого люблю? Любовь — моя вина, но ведь они — невинны. Сжальтесь над ними! Вы, дававший в боях смерть гордым потомкам Агари, — подарите жизнь слабой женщине. Изгоните меня! На что вам моя кровь? Пусть холодная Скифия или жгучие пустыни Африки будут моим убежищем!.. При виде прекрасной женщины, простирающей к нему руки, при виде детей в слезах, похожих на его сына, король поколебался». Но те, кто его сопровождал и кто был инициатором этого зла, завершили дело, вонзив в девушку острый кинжал. И это, заметьте, на глазах у детей….
4
Педро наутро застал Инес, лежащую на столе в том самом атласном платье, в котором она стояла под венцом. Так началась война отца и сына. Через 2 года отец внезапно умер.
8
Став королем Португалии, Педро решительно начал акт возмездия. Во-первых, ему донесли, что преступники нашли убежище в Кастилии. Педру стремительно заключил мир со своим двоюродным братом Педро Кастильским, с которым 12 лет находился, мягко говоря, не в мире, и пошел на все условия испанцев, лишь бы ему выдали убийц его любимой.
И строил он место казни с такой радостью, и так мучил своих врагов, вырывая у них бьющиеся сердца, что народ прозвал его Педру Жестоким. После казни Педру вернулся в Коимбру, но наткнулся на непонимание королевского двора. Никто не хотел признавать детей Педру и Инес наследниками трона, поскольку существовал закон: жена и дети от морганатического брака не имеют права престолонаследия. Придворные юристы огласили: если бы они в свое время принесли Инес присягу, как супруге инфанта, то детей можно было бы признать наследниками.
Нехорошим светом загорелись глаза короля. Он объявил, что готов привести во дворец и короновать свою жену. Имени никто не знал. Ни один придворный астролог не мог предположить, кто это будет?
Объявленный день наступил. У входа в зал всех торжественно встречал король, у него на устах играла победная улыбка. Он обратился к епископу, попросив начать церемонию, но при одном условии — новая королева, сидящая на троне и закутанная в вуаль, не может встать. Словно предчувствуя что-то неладное, епископ поднял корону над будущей королевой и уловил запах тлена.
А после церемонии — каждый придворный должен был поцеловать то, что осталось от руки Инес, превозмогая дурноту и отвращение. А из-под вуали на них смотрели пустые глазницы и словно улыбающийся рот возлюбленной короля.
Приникнув к ней, словно к живой, Педру гордо произнес: «Я говорил тебе, ты будешь королевой!!!» Вот здесь, на картине Пьера Конта, можно видеть коронацию мертвой королевы. Педру I перезахоронил свою возлюбленную в монастыре Алкобаса. Для нее был высечен красивейший саркофаг из белого мрамора. Он лично руководил его строительством, а напротив построил саркофаг для себя.
6
Король часто приходил сюда, опускаясь на колени и подолгу разговаривая со своей королевой. Он больше не женился и прожил вдовцом еще 10 лет. Народ сочувствовал королю и вместо Педру Жестокого он получил новое имя — Педру Справедливый. Он умер и был по завещанию похоронен напротив своей любимой. Педру знал, что настанет Судный день, и они оба восстанут из своих саркофагов, и первое, что они увидят — это любящий взгляд друг друга…
Вот такая грустная и романтическая история есть в Португалии. Педру и Инес похоронены в Алкобасе, поэтому для меня было главным увидеть это место, поклониться их мощам за верность, за любовь и за то, что они своим жизненным примером показали: любовь — вечна, она не знает границ и никогда не умирает.
А теперь перейдем к более прозаичным вещам. Если вам доведется приехать сюда, то вот что можно посмотреть в монастыре и в окрестностях.
7
Сам по себе городок Алкобаса очень милый и радушный, местные жители очень тепло относятся к туристам, хотя многие сетуют, почему-то в их городке все туристы постоянно бегут бегом. Либо они несутся, еле успевая за своим гидом, либо очень торопятся объехать за день все достопримечательности региона, и Баталью, И Фатиму, и Томар в придачу.
Название городка произошло от названий двух его рек — Алкоа и Баса.
2
Баса — приток Алкоа и сегодня его воды можно увидеть протекающими через кухню монастыря.
5
Древность этого места убедительно доказали археологи. Они предоставили в местный музей и римские монеты, и всякие латинские таблички с надписями, и древние фрагменты саркофагов.
Можно неспешно побродить по улицам Алкобасы (аборигены говорят АлкУбаса), посмотрите, как мило выглядят старинные улочки.
11
14
12
Но не будем забывать, что город вырос не сам по себе, а вокруг монастыря Санта- Мария-ди- Алкобаса.
Сегодня это самый раннеготический монастырь в Португалии. В 2007 году ЮНЕСКО внесла его в Список Всемирного наследия.
Самый первый камень в строительство фундамента монастыря заложил первый король Португалии — легендарный Афонсу Энрикиш. Он так много времени проводил в боях с маврами за независимость Португалии, что через год после освобождения Лиссабона, когда уже был полностью уверен в своей победе, решил выполнить обещание, данное год назад монахам цистерцианцам. Суть «договора» проста: если монахи будут усердно молиться за победу над ненавистными маврами, и победа будет на стороне короля, то он построит им первый в Португалии цистерцианский монастырь. Тогда на «карте» битвы стоял город Сантарен, который никак не хотели отдавать арабы, и война предстояла долгая и утомительная. Может, мавры уже устали и обессилели, а, может, и цистерцианцы так истово молились, но Сантарен был отбит. Пацан сказал, пацан сделал. Королевская казна изрядно «похудела», ведь за образец был взят главный монастырь цистерцианцев во французском Клерво. А это было грандиозное сооружение!
Согласно легенде, сам Афонсу Энрикиш решил выбрать место для монастыря. Он взобрался на высокую гору и метнул свою шпагу. Сегодня это местечко называется Щикеда. Но на самом деле монастырь начали строить почти в 4 км от того места, где упало оружие. Говорят, это ангелы перенесли ночью шпагу по указанию самой Девы Марии, ведь именно ей решили посвятить монастырь.
11
Когда я вошла в храм, то невольно удивилась его крайней аскезе.
11
Таинственная замкнутость, чрезмерная уравновешенность (хотя, может ли она быть чрезмерной?), строгая симметрия — все типично для романского храма. Это — сама Неизменность. Здесь нет волнения и суеты. Здесь — отчужденность от мирских волнений или сомнений. И какой-то непередаваемый и чуждый русскому человеку Холод. Что это? Почему при таких больших деньгах строили так скупо?
10
Все вопросы решились, когда я почитала об ордене Цистерцианцев. Расскажу в двух словах, кто они и как они жили. Это были (и есть) белые монахи — отшельники, которые «отпочковались» от ордена Бенедиктинцев, считая, что мало стало у монахов аскезы и недостаточно бедности. Движение зародилось во Франции, в 10 веке, а первый монастырь всесильного ордена появился в Сито.
Образ жизни цистерцианцев до крайности прост. Монахи носили короткую льняную тунику, с капюшоном, без рукавов, башмаки и простые чулки. Им не позволялось есть мясо, рыбу, молочные продукты и даже белый хлеб. Вино, по-видимому, употреблялось редко, так, в уставе есть напоминание о том, что «пить его не подобает монаху». Стол ограничивался овощами, маслом, солью и водой с хлебом. Ели два раза в день. В трапезной монастыря была специально сделана дверь в стене шириной 35 см, и если монах не проходил через это «игольное ушко», его отлучали от пищи, сажая на строгий пост, покуда не похудеет.
10
Отдельных келий у монахов не было: спали в общей комнате на соломенных матрасах, положенных на доски. Укрывались плащом. Спали в одежде, даже не распуская пояса, всегда готовые подняться и идти в храм по знаку аббата.
Главной обязанностью монаха была молитва, на нее уходило в общей сложности шесть часов в сутки. Остальное время, за вычетом недолгого сна, посвящалось физическому труду.
Цистерцианцы провозгласили отказ от дорогостоящей утвари в богослужении, используя только железные кресты, деревянные подсвечники. Поэтому не увидите вы здесь ни роскоши, ни серебра, ни злата. Чрезмерное, с точки зрения цистерцианцев, увлечение богослужебным пением тоже осуждалось. А главное, в церкви запретили все изображения, кроме Иисуса Христа.
4
Вот такая аскеза ждет туристов в Алкобасе.
3
10
5
К тому же, монастырь очень сильно пострадал от землетрясения 1755 года и от наполеоновских войск в 1808 году. Французы уничтожили богатейшую монастырскую библиотеку и надругались над саркофагами и телами Педру и Инес.
Давайте теперь пробежимся по залам монастыря.
Первый зал слева — это зал королей, ранее это была церковь для народа.
5
Здесь выставлены фигуры королей Португалии, стены украшены азулежуш со сценами жизни ордена: святой Бернар Клервосский (гуру, основоположник, идейный вдохновитель цистерцианцев) молится за победу короля над мусульманами за город Сантарен, король вручает ему грамоту на владение землей и сам король закладывает первый камень в строительство монастыря.
5
Все картины — азулежуш, которые вам попадутся на глаза — обязательно сопровождаются изображением воды. Что это значит?
Согласно уставу ордена, монахи состоят в закрытом обществе, и с внешним миром их соединяет только вода. Причем, только ТЕКУЧАЯ.
Когда я увидела кухню монастыря, то была крайне удивлена её современностью. В 11 веке соорудить такое….
9
Поражает огромный камин — дымоход, его прочно удерживают 8 железных колонн. Говорят, в строительстве Алкобасы впервые было использовано железо.
В то время даже в королевском дворце не было системы водоснабжения. Монахи для этого прорыли от реки канал, который проходит под центральным нефом храма, и под алтарем. Этой водой пользовались для технических нужд (уборки, полива растений). Потом сделали еще один канал, уже для подачи чистой питьевой воды, он берет свое начало в местечке Щикеда, куда первоначально упала шпага Короля Афонсу I.
5
Было (и есть) два уровня подачи воды — самотеком и под большим давлением. Вода везде проточная, та, что уже использована, отправляется назад в реку.
И ведь течет до сих пор!!!
Археологи еще не докопались до «трубопровода», подающего воду в монастырь. Для всех остается тайной, как в течение стольких лет трубопровод остается рабочим?
Бродить по залам, где проводили свою жизнь монахи, можно долго.
12
9
13
9
В монастыре помимо рефектория (трапезной), огромной кухни, зала капитулов, дормитория (спален), библиотеки и паломнической церкви, есть прекрасный клуатр, где нельзя разговаривать — он так и называется «дворик тишины».
8
7
8
Он был предназначен для отдыха монахов. Нижнюю галерею образую мощные каменные арки, в их проемы вписаны по три маленьких «дочерних» арочки. Под массивные своды галерей не проникает солнечный свет, что спасает людей в период жаркого лета, но на каменном полу часто разыгрывается завораживающий рисунок свето-теней.
10
5
10
Декоративную открытую галерею пристроили уже в 16 веке, благодаря стараниям великого скульптора Николы Шантерена.
В северной стороне клуатра тогда же установили затейливый каменный фонтан.
14
Верхняя галерея состоит из тройных арок, но здесь совсем другие пропорции, и это делает галерею воздушной, не давящей на нижнюю.
Если вы хотите побродить по территории монастыря, то необходимо купить билет — 6 евро. Если вам будет интересна только церковь Мизерикордия с находящимися там знаменитыми саркофагами Педру и Инес, то осмотр бесплатный.
7
10
Я уже писала про аскетичность этого храма, хотя фасад ее великолепен. Он неоднократно перестраивался, от старого готического фасада осталась лишь ажурная каменная роза на втором этаже и портал со стрельчатыми арками. В 1725 году фасад, выходящий на городскую площадь, реконструировали в стиле барокко.
16
Появились массивные башни — колокольни, на фронтоне — статуя Богоматери, в нишах — мраморные статуи основоположников цистерцианства, святых Бенедикта и Бернарда,
9
но главное — шикарная каменная лестница с четырехметровыми обелисками.
Что характерно для готических храмов Португалии, так это хорошая освещенность. Свет практически заливает пространство церкви. Здесь спокойно можно сидеть и читать.
9
И в завершение, перед тем, как покинуть монастырь, еще раз посмотрим на «жемчужины» монастыря — усыпальницы Педру и Инес.
6
Тело Инес поддерживают 6 ангелов, на ее голове корона, на груди — богатое ожерелье.
13
Саркофаг Инес держат полулюди-полузвери, которые убили беззащитную женщину.
7
2
Изображения на саркофагах, помимо сцен из Библии, демонстрируют сцены из жизни Педру и Инес.
8
На стороне, обращенной к любимому — сцена страшного суда. По своему замыслу Педру хотел сказать людям, прежде всего своему непрощенному отцу, что для них с Инес уготовано место в Раю, а тем, кто сделал их жизнь Адом, прямая дорога — туда же.
Сам Педру тоже с короной на голове. В руке держит шпагу, а у ног лежит его любимая собака.
9
9
Гробницы очень тонкой, почти кружевной, работы выполнены неизвестным мастером из местного известняка. На саркофаге Педру изображены Колесо жизни и Колесо Фортуны.
8
Вот так философски возле памятника Великой Силе Любви закончился мой визит в Алкобасу. Светлая грусть, грусть сердца долго еще не отпускала, хотя следующий город потряс мое воображение гораздо сильнее.