В сентябре и октябре 2016 года мы ездили на автомобиле по некоторым городам Канады и США: New-York, Buffalo, Niagara-Falls, Toronto, Thousand Islands, Ottawa, Montreal, Quebec City, Los Angeles, San-Diego, Santa Catalina Island, Big Bear Lake.
Предупреждение
Обязательным дополнением к этому сочинению являются путеводители по Канаде и США, в котором читатель найдет рассказы о достопримечательностях. Здесь же — только мой бесценный опыт. Говоря человеческим языком мне в читаемых отчетах интересны всякие полезности о коих и я пытаюсь написать. Буду рад, если что-либо Вам пригодится.
Замучился выполнять требование о максимальном количестве фото в 50шт. Не малую часть пришлось удалить. Удаление некоторых требует удаления части текста (становится непонятно зачем эти слова). Полная версия в моем блоге «В поисках Ориентании». Только искать его нужно через гугл поиск.
Идея
Всегда, после разглядывания поражающих фото Ниагарского водопада я с тоской смотрел на глобус и думал, что переться в такую даль, чтобы посмотреть как вода падает со скалы … Но наконец срослось. Собрались мы в Калифорнию и по пути решили заехать на водопад. Это из Сан-Диего Ниагара кажется другим концом света, а из Москвы все, что в том полушарии рядом. Поразглядывав восточное канадское побережье и почитав отзывы бывалых, решили заехать в: Ниагару Фоллз, Торонто, 1000 островов, Оттаву, Монреаль и Квебек-сити. Ну, а потом в Сан-Диего с заездом в Лос-Анджелес. Понимаю, что заранее отсекли себя от красот национальных парков, но нельзя объять…
Оказалось, что в 2016 году никто из Москвы в Канаду не летает. В Абакан летают, а в Канаду нет! Пришлось лететь через Нью-Йорк. Дальше рассматривали вариант полета в Торонто, аренды машины там и обратного полета, но от этой идеи отказались. Необходимость просидеть пол дня по дороге из Москвы в Нью-Йорк и пол дня в машине из Нью-Йорка до Ниагары не испугала.
Мобильная связь и интернет
Симку я взял Т-мобайловскую. http://explore.t-mobile.com/unlimited-prepaid-plans?cmpid=ADV_PB_p7899042157&gclid=COWPvuKF980CFZSGfgodX1cH4w&gclsrc=aw.ds. Работающую в США и Канаде. $40 за безлимитные разговоры, смс и 3Гб интернета. + $5 за получение этих радостей в Канаде. Несмотря на позитивную карту покрытия Т-мобайл, телефон нередко терял оператора и в Канаде и в США, но оказалось, что при подключении к AT&T (которая обнаруживалась всегда, когда Т-мобайл пропадал), заявленные обещания сохранялись. При покупке с меня взяли еще $20 за SIM starter kit. Удовлетворить телефонные надобности в Европе мне удавалось в разы дешевле.
Электричество
Помните! В США и Канаде напряжение в сети 110 вольт. Нужны переходники для «наших» вилок.
Нью-Йорк
Летать на такие расстояния подвиг. И мы его совершили.
Лететь удобно. В 14–30 вылетел, 10 часов пролетел, в 17–30 прилетел. Много времени не потерял. Перед паспортным контролем в JFK стоят терминалы. Я ввел, отпечатал и сфотографировал все что просили и пошел к Тане, борющейся со своим терминалом. Она как раз получала итоговую квитанцию. Я бросился к своему, но сессия была уже закончена. Я опасался, что без квитанции не впустят, но впустили. Таню же, ее квитанция не спасла от дополнительного сканирования пальцев.
Внутри аэропорта ходит поезд AirTrain JFK. В интернете есть подробные описания с фото, куда идти и где садиться. Приведу, на всякий случай схему движения поездов. http://www.panynj.gov/airports/pdf/jfk-airtrain-brochure-english.pdf
Hotel shuttles находятся на площадке у станции Federal Circle. Там же в будке сидел и диспетчер, который любезно мне указал пальцем на шаттл до нашей гостиницы. Чтобы не ехать через Манхеттен в час пик, гостиницу мы сняли в аэропорту. Best Western JFK Airport обычная трешка. Номер небольшой, но все чисто и отремонтировано. Одна беда. Если есть время — выйти пешком некуда. Вокруг промзона. Но нам было уже и не до выходов. В далекой Москве была уже ночь и мы мгновенно заснули.
Это в Москве я сова, а в Нью-Йорке жаворонок. В 5 утра мы уже тащили свои чемоданы в шаттл и отъезжали снова до станции Federal Circle, где расположены автопрокатные конторы.
Машину, через autoeurope.ru, я бронировал в компании Dollar. Клюнул я на акцию, по которой за вполне разумные деньги давали нулевую франшизу, страховку на стекло, колеса и непонятные: крышу и underside of the vehicle. Но раз дают, я взял и не пожалел в дальнейшем.
В Dollar машины оформлял потомственный афроамериканец. Если с шаттловым диспетчером (китайским американцем) и гостиничными работниками (все были арабами) особых коммуникативных проблем не возникало, то здесь из длинного предложения я вычленил только: Hi и ID. Т. к. на все остальные вопросы я отвечал «excuse me», работник оставил попытки разговорить меня, спросил, откуда я такой неразговорчивый и бодро загремел клавиатурой. Я уже прикидывал, что он мне пытается насовать в аренду, как он оторвался, развернул ко мне монитор, и я увидел немалый текст в гугл переводчике. Там меня предупреждали о всевозможных ответственностях и предлагали дополнительные страховки и навигатор. Я радостно замотал головой. Вот что значит человек на своем месте! Все-таки и российское ТВ иногда ошибается. Не все американцы вурдалаки и хотят войны.
Обычно на стойке дают ключи от машины. Мне же отдали стопку бумажек, размером с перфокарту от СССРных ЭВМ. На верхней было написано $102. Это была цена за возврат машины в Ньюарке, откуда мы улетали в Лос-Анджелес. Эта цифра оказалась важна (подробнее далее). Все перфокарты были упакованы в конвертик на котором фломастером было написано 17–23. «Это номер машины?» — спросил я. Мой новый друг опять сказал что-то невнятное и, поясняя, помахал рукой в сторону выхода. «Это или номер машины или номер парковочного места», — догадался я. Уже на парковке я сообразил, что на местах с 17-го по 23-е стоят машины моего класса, на выбор. Все были открыты. В каждой торчал ключ. Я поразился простоте идеи. И действительно. Почему человек на стойке должен делать выбор за меня? Посидев по очереди в каждой, мы выбрали хюндайку. В ней был установлен навигатор, за который компания хотела 12 $/день. Этот грабительский сервис поражает меня в разных странах. Неадекватная и практически равная везде цена убеждает меня в существовании масонского заговора и мирового правительства. Я вернулся в контору с предложением отвинтить навигатор из понравившейся мне машины. Работник подумал и по нашему махнул рукой в смысле «не парься». Тут я окончательно проникся любовью к конкретному работнику и компании Dollar в целом.
В 6 утра ровно мы выехали из JFK в Буффало. Можно было конечно доехать и до Ниагары Фоллз, но я начитался про очереди на Канадской границе и решил не рисковать. Навигатор (заранее выкачанная офф лайновая гугл карта) обещал довести за 6,5 часов. Я думал к обеду доехать со всеми возможными остановками. В результате ехали весь день, но об этом позже.
Манхеттен, который я очень люблю, пересекли по 95-й дороге на максимально позволенной скорости, ни пробок, ни города не увидев. Сразу скажу, что штрафов за превышение скорости ни в США ни в Канаде я не получал. Про Канаду далее, а на восточном побережье скорость больше, чем на 10 миль/ч не превышал.
Мне представлялось, что утром по дороге на Манхеттен будут стоять многокилометровые пробки, как на въезде в Москву утром (и мы как-то, несколько лет назад, в такой пробке утром и стояли), но трафик был обычным. Мне представлялось, что по выезде с Манхеттена километрами пойдут жилая застройка, потом пригороды. Но сразу за Гудзоном, по обеим сторонам дороги стали стеной деревья, и вид был какой-то сельский. Я понял, что пробочная угроза миновала, и мы съехали с фривея позавтракать. Через пару сотен метров мы оказались на улице, где около заправки стояло несколько фастфудов. Обойдя их, мы остановились на Dunkin' Donuts. На плакате в окне была разломана булочка с яблоками. Воздушная, мягкая, пористая булочка, только что из печи, пахла ванилью даже через стекло. Темная, хрустящая корочка с прилипшими крупными кристаллами сахара. В яблочном желе плавали блики света и яблоки. Устоять было трудно даже после завтрака, а мы ели последний раз вечером в аэропорту. Я заказал две эти булочки (чтобы не возникало разночтений, я выразительно потыкал в такую же рекламу на стойке) и кофе. Для магии булочки свои я получил в большом хрустящем пакете. Запустив в него руку я вынул… Булочка моя может и была задумана как на картинке. Но кто на ней сидел перед выдачей???!!!
О еде
Бытует у нас мнение о том, что в Америке продукты и еда не вкусные. Я и сам, грешен, раньше так думал. Теперь я уверен, что в Америке есть все. Нужно только знать, где это купить. Что то удобно брать в огромных Ralphs или Vons. Но на той же плазе, рядом с ними, обязательно есть небольшие продуктовые магазины. Я ел помидорки-черри вкуснее тех доморощенных, что продают у нас бабушки на базаре. Я почти не ем масла, а в этот раз за 2 недели съел свою годовую норму соленого сливочного масла. Я не припомню у нас такой вкусной сметаны. И т. д. Я уже не говорю о том, что у них можно брать «зеленные» фрукты в большом супермаркете, и они через 3–4 дня созреют. У нас я такие опыты стараюсь не ставить. Я круглый год покупаю укроп и петрушку. И зимой и летом, в ванночке, как в гробике, будет лежать вялые травинки, чернеющего укропа и желтеющей петрушки. В американском супермаркете открытые пучки стоят на отдельном стенде. Там охлаждается. Из форсунок, на них периодически брызгает вода. Вид у травы, как на ВДНХ. Этот список могу продолжать длинно.
В Америке масса недорого питания. Как фастфудов так и просто, очень дешевых ресторанов (столового вида) на плазах. Они так и выкатываются на тебя, как ты только захочешь поесть. К сожалению дешевое редко бывает вкусным. По моим наблюдениям, в правильных местах цена на главное блюдо начинается от «вокруг» $30. В провинциальных городках дешевле. Недорогие, как не странно гамбургеры. Гамбургер в ресторане это обычно очень вкусно. Я являюсь автором фразы, сочиненной давно: «Сначала я искал в Америке борщ, котлеты с гречневой кашей и компот. Но через неделю понял, что не найду, махнул рукой и стал есть гамбургеры». Для закрытия темы еды хочу привести историю с американским байкером, который (не помню деталей) продолжительное время путешествовал по России. Это был известный тип байкера: полный, огромный, с нечесаными копной волос и бородой. И этот детина сказал: «Первое время в России я думал, что умру с голода».
Дорога на Буффало
После 10-ти утра, когда открылись точки продаж T-mobile (еще дома нанес на карту несколько, взятых с их сайта.) я заехал в один их них, в Скрантоне, и купил симку.
Потом мы совершили ритуальную заграничную покупку, заехали в супермаркет и купили упаковку из 25-ти 300 ml-вых бутылок с водой.
На дорожных указателях, у съездов, указываются фастфуды, которые здесь можно найти. Я до самого обеда ждал указателя типа «Ресторан. Очень вкусно и недорого», но не дождавшись его мы съехали с фривея и оказались в симпатичном городке Cortland, где славно пообедали в ресторане с живой музыкой.
В Буффало мы приехали только к 5-ти вечера. Напомню, что навигатор обещал довести за 6,5 часов. Куда ушли 4,5 часа осталось загадкой. Самое удивительное, что на обратном пути история повторилась. Почти весь световой день мы ехали путь, рассчитанный навигатором в 6 часов. Я отнес этот эффект к искривлению пространства и решил в следующую поездку на Ниагару тщательно прохронометрировать.
Въезжали мы по одной главных улиц. Город выглядел очень красивым. Небольшие аккуратные домики стояли не разделенные заборами на просторных лужайках. Когда мы уезжали, на следующий день, я поехал не в ту сторону и навигатор возвращал меня по внутренним улицам. Все было так же ухожено и красиво.
В Буффало мы сняли University Manor Inn от жадности. Думали, приедем вечером, уедем утром. Переживем. Это простой придорожный мотель в симпатичном университетском месте. Я менее чувствителен к жилью, а Таня давала страшные зароки никогда больше не останавливаться в американских мотелях. Номер был не маленьким. Было даже 2 стола (один, надо понимать обеденный, т. к. была и микроволновка). Но все немало потерто и щедро полито безнадежностью. Для усугубления настроения пошел дождь.
Утром же жизнь начала налаживаться. Засветило солнце. На завтрак, кроме мафинов (обычно делаемых из чистого пластилина) подавались: корнфлекс (какой-то изощренный: ржаной с отрубями и огромными изюминами), банан, яблоко. Завтрак воодушевил, и мы двинулись к канадской границе.
Ниагара-Фолз
Как уже писал, я начитался об очередях при пересечении границы США-Канада. Запомнил рекомендацию: «Не хотите стоять в пробке, не пересекайте границу в выходные». Поэтому с утра пораньше, славно позавтракав, мы двинулись к границе. Пересекали ее в 9 утра в воскресенье по Rainbow Bridge. Может это и не характерно, но в очереди к шлагбауму (а было их 5–6) я был 4-м и переход границы занял 5 мин. 40 сек. «Вы откуда?» — только спросила пограничная тетенька. Я стал подробно рассказывать, что сейчас мы из Буффало, но позавчера мы прилетели в JFK… Тетенька устало переспросила «Вы откуда?». «Из России», — понял я правильный ответ. «Вы куда?» — спросила она. Мои попытки показать ваучер ее неявно раздражили. Она еще раз спросила «Вы куда»? «В Ниагара Фоллз», — по военному ответил я и получил паспорта с печатями. «Ответ должен быть коротким как выстрел» постарался запомнить я. Никак не могу на границе избавиться от чувства, что я что-то нарушил, и меня не пустят.
С теми, кто тщательно планирует переход, поделюсь любезно посоветованым мне сайтом https://travel.gc.ca/travelling/border-times-us, где можно заранее проследить время переходов.
Жили мы в The Oakes Hotel Overlooking the Falls. Для разглядывания водопада, очень правильное место. При бронировании нам был обещан: «Просторный номер с окнами от пола до потолка и видом на Канадский водопад, Американский водопад и верховье реки Ниагары. Номера этой категории расположены на 8–13 этажах». Приехали мы рано. Все парковочные места перед гостиницей были заняты. Оставил я машину на месте, над которым было написано «оставлять не более чем на 15 минут». В лобби нам, как водится объяснили, что номера еще убираются, но есть номер, который скоро уберут, и он с видом на водопад и на последнем 21-м этаже. При этом предложили его оформить, пока нет наплыва постояльцев. Договорились, что:
— мы смотрим номер
— если его одобряем, то оформляем, уходим гулять, а он остается за нами.
Машину, до оформления, разрешили оставить на краткосрочной стоянке. Номер нам понравился. Просторный. С высоким потолком «домиком». С душевой кабиной и джакузи. Вид с 20-го этажа на водопады и окрестности потрясающий. Уже потом я вспомнил, что при бронировании нам были обещаны панорамные окна. В нашем же номере окно было небольшим, но вид с высоты, думаю, все окупил. Вид был скорее похож на театральный задник.
По моему плану на осмотр водопада у нас было полтора дня. И на канадскую и на американскую стороны. Не представляя масштабов предстоящего я волновался, успеем ли мы осмотреть водопад со всех точек. Теперь я могу сказать, что посмотреть на водопад со всех сторон можно за пол дня. Посетили мы все возможные точки, кроме катания на пароходике и стояния на площадке поливаемую брызгами. Было не холодно, но мокнуть не хотелось.
Да и отзывы об этих мероприятиях противоречивые. Некоторые пишут, что все равно ничего не видишь, т. к. стоишь в водяном тумане. Не буду описывать вам водопад, только скажу, что зрелище потрясающее. И каждая видовая точка, и каждый водопад красивы и незабываемы. Обычно пишут, что вид с канадской стороны интереснее, но вид на «подкову» с американской стороны, когда река неторопливо течет к обрыву, а потом подает вниз с грохотом, брызгами, водяным туманом и радугой, впечатлил не меньше других.
Готовясь дома, я перечитал массу статей и тщательно наносил на карту все видовые точки. Оказалось, что можно было так старательно не готовиться. География места устроена так, что спрятать обзорную площадку невозможно, да и толпы туристов, двигающиеся от одной к другой, заблудиться не дадут.
Сам Ниагара-Фолс с канадской стороны показался очень ухоженным, аккуратностью своей, вдоль одной улицы, похожим на Лас-Вегас.
Поднялись мы на башню Skylon Tower. Вид на водопад соизмерим с видом из нашего окна, в другие стороны смотреть не так интересно. Там же на башне буфет за 37 CAD. Но есть еще не хотелось. Ем я мало и после буфета, чувствую себя либо переплатившим, либо переевшим. А вот Таня большая любительница попробовать всего. И поэтому на следующий день мы сходили в буфет в соседнем казино. Стоил он 20 с чем-то CAD и был вполне вкусен. Мне давно кажется, что стоимость буфетов в казино частично компенсируется игровой зоной.
Идя в буфет я настраиваю себя «Виталик! Чуть овощей, немного мяса, чай и bye. Главное не мешать всего, чего видишь». Чтобы оценить диспозицию я сначала обошел все выдачи. При входе нарезали не толсто ростбиф с медовым соусом. Я взял, чтобы не обижать хозяев. Рядом давали ростбиф в горчичном соусе. Я тоже взял, чтобы не обижать медовый соус. Посыпал все густо овощами и травами и съел. Соседи принесли китайскую свинину в кисло-сладком соусе. Выглядело аппетитно. За ней была очередь тянувшаяся мимо прилавка с пиццей. Тут как раз ее и принесли. Пицца была такая свежая, лепешка такая тонкая и порезана была тут же так нешироко, что я съел три кусочка просто во время движения. Уходя, я хвалил себя за то, что суши не ел, пироги не ел, торт не ел…
Дойдя до моста Rainbow, пошли на американскую сторону. Проход стоит 50с. В зале стоят автоматы меняющие доллар на квотеры.
На обратном пути постояли в очереди желающих попасть в Канаду.
После пересечения канадской границы интернет в телефоне умер, хотя голосовая связь жила. На американской стороне интернет ожил, но по возвращению на канадскую сторону снова умер. И лишь когда мы поехали в Торонто интернет заработал и работал уже весть обещанный месяц.
За гостиничную парковку мы заплатили 25 CAD, в соседнем здании был подземный паркинг 30 CAD, но за Skylon Tower огромная площадка-газон на котором стоят и за 10 CAD. Там же рядом видел и небольшую грунтовую площадку, явно остаток какого-то строительства, с надписью на куске картона «Parking $5». Так что миф о высоких ценах на парковку у водопада был развеян.
После обеда мы поехали в Торонто. Полтора дня провели радостно и интересно. Описывать водопады не берусь. Фото, сделанные телефоном, выкладываю стесняясь.
У каждого есть свой набор незабываемых видов, которые вспоминаются в черт знает какой связи, но всегда греют душу. В мою коллекцию добавился вид из окна гостиницы на «подкову». Чем то напоминающий Солярис. Треть картинки занимает разлившаяся, как озеро, стоячая вода Ниагары. Она заходит дугой и бесшумно (стеклопакеты) падает в пропасть, скрытую в клубах брызг.
Торонто
Прочитал фразу Питера Устинова, что Торонто это Нью-Йорк, управляемый швейцарцами.
Реально Канада началась для меня с Торонто. Я видел массу очень красивых фото канадской природы. Читал о национальных парках. Но мы любители городов. Не знаю, откуда я это взял, но мне канадские города представлялись большими скучными пространствами, застроенными невнятной архитектурой. Эдакими Лос-Анджелесами. К счастью я ошибался.
Почитав форумы о езде по Канаде, я понял, что без последствий можно превышать скорость на фривее, не более чем на 10 км/час. Сначала я и пытался так ездить, но сразу обратил внимание, что мешаю на дороге буквально всем. Тогда я стал превышать на 18–19 и влился в поток. Два раза я проезжал мимо полицейских с «пистолетами»-мерятелями скорости, но они продолжали пытливо смотреть в свой «пистолет», что убедило меня в правильности моей ездовой стратегии. Изредка на дороге, правда встречались коллеги, едущие +10, и я понял, что не только я читал форумы о езде по Канаде.
Жили мы в Торонто в Ramada Plaza Toronto. Вполне прилично. Чисто. Отремонтировано. Есть пространство для жизни. Правда оказалось, что wi-fi в номере слабоват и поговорить приходилось выходить в коридор. Но на следующий день нас переселили. В номерах не было мини-бара (я не понимаю, как хозяева отказывают себе в удовольствии продать бутылочку воды за $2) и сейфа. Сейфы находятся в спец комнате у лобби. Это большой металлический ящик с ячейками. Дизайн и качество исполнения выдают 50-е годы и «Уралвагонзавод». Ячейка отпирается двумя ключами, вашим и гостиничным. Видно, что без $1 000 000 наличными и наследственных бриллиантов там жили только мы. Отель находится несколько на краю основных достопримечательностей, недалеко от Eaton Centre.
Торонто впечатлил сразу. Въезжали мы в город по Gardiner Expressway и небоскребы слева стояли километрами. Причем, когда мы заглядывали в пересекающие улицы, то видели, что небоскребы уходят и далеко вглубь города.
У нас район из 13-ти башен, с иностранным названием Москва-Сити, строят уже 18 лет, и когда он будет закончен неизвестно.
Торонто необъяснимо замечательный город. Много необычной архитектуры:
Почти каждое утро, как на работу, мы ходили в Dineen Coffee на Yonge St. 140. Во-первых, приятное место, вкусный кофе в честных керамических чашках. Во-вторых, это было по пути ко всем достопримечательностям. Я объяснил девушке-кассиру, что собираю монеты стран в которых бываю и попросил разменять 20CAD. Она долго и прилежно гремела мелочью. Наконец высыпала мне монет на все мои 20 CAD. Т. к. в ладони ковшиком монеты не помещались она предложила пакет для выпечки. Так я и проходил целый день с тремя кг монет. Отказаться было неудобно. Она так старалась.
В одном из отчетов я прочитал типа: «… перед отъездом опять сходили в буфет Eaton Centre». Буфет этот оказался огромным фуд-кортом. Самым большим мною виденным. Размером в JFK.
В начале перестройки я купил себе туфли тонкой мягкой кожи компании Bata. С тех пор я исправно захожу в их магазины, являясь образцом раздела «приверженность бренду» в любой книжке по маркетингу. В Торонто был музей Bata и понятно, что его мы не избежали. Музей не поразил, но по пути в него мы проходили через Queen’s Park. Очень красивое место. В парке черные белки бегают как кошки. Вокруг парка викторианские особнячки, а за ними небоскребы. В Торонто это соседство удивительно гармоничное.
С Каса Лома нам не повезло. Пешком мы туда не дошли. Сломались. Поехали на машине. Заплатили за паркинг во дворе замка $10 и, зайдя в здание, обнаружили спецобслуживание. Вежливые люди в дешевых черных костюмах отгоняли всех от входа. Пошли в сад смотреть конюшни с гаражом и обнаружили там, у ворот этих же вежливых людей, за спинами которых метались кейтеринговцы. Мы вернулись на площадку перед замком, потолкались там с другими касаломолюбами, пофоткали стандартные фотки фасада.
Постепенно собирались спецобслуживаемые. Мужчины в бабочках и женщины в вечерних платьях удачно гармонировали с декорацией. Мы же в кэжуал, раз сюда приехали, пошли погулять вокруг. Но не бывает некомпенсированной неудачи. Попади мы в Каса Лома мы вышли бы, сели в машину и уехали дальше. А так мы прошли на замечательную улицу Walmer Rd. Застроена она, в основном, старинными вилками, хотя есть и пару архитектуристых современных. Такие улочки строят на киностудиях. Там можно поставить на улице коляски с каретами и снимать конец 19-го века, можно поставить старые автомобили и снимать 20-й век. А ведь кому-то повезло жить там сегодня!
От Harbourfront Centre ездили на Toronto Islands. В силу урбанистических наклонностей с кораблика и не сходили. Сразу вернулись. Виды на город, как и было обещано, хрестоматийны.
В один из дней Таня обнаружила в своих записях, что в Торонто есть Toronto Premium Outlets. Выяснилось: что в старом пуховике ходить больше нельзя, в Калифорнии пуховиков не продают и это последняя возможность… В общем известная песня:
Мама, мама, что мы будем делать
Когда наступят злые холода?
Ведь у тебя нет тёплого платочка,
А у меня нет зимнего пальта.
Оказался аутлет недалеко за городом. 13850 Steeles Avenue W, Halton Hills, . Шопинг оказался неудачным и я бы о нем и не вспоминал, но за неделю до написания этих строк я получил письмо от прокатной конторы Dollar о том, что они заплатили за меня 8,73CAD за Toronto: Toll Highway 407 ETR, хотят за эту любезную услугу +14CAD и чтобы не беспокоить меня, они эти деньги + налог списали с моего счета. Я проверил. Действительно списали. Сообщений о платности дороги я не видел, значит меня просто сняла камера. О толлах без шлагбаумов, кассиров или автоматов я тогда ничего не знал и познакомился с ними только в Калифорнии. Там дальше о них и напишу. Единственное внятное, что я нашел: https://www.tripadvisor.com/Travel-g155019-c126752/Toronto:Ontario:Toll. Highway.407.Etr.html. Предупрежден, значит вооружен.
За три дня в Торонто мы обошли почти все советованное в путеводителе. Здесь очень уютно я себя чувствовал и на узких улицах между башнями,
и на достаточно бетонной площади у Сити-холла
и у викторианских домиков на Queen’s Park …
После Торонто начались у нас автомобильные неприятности. Не повернул я вовремя, как советовал навигатор и выезжал на правильную дорогу я минут 10. Пока я удивлялся, как меня сюда занесло, камешек из-под впереди идущего грузовика разбил мне лобовое окно на три неравные части. Это было второе разбитое окно за границей и первое в Канаде. Вот тут я поблагодарил еще раз: господа бога, Автоевропу и Dollar за правильную страховку. Я надеялся, что за окно не придется платить, но что все обойдется так просто я и не думал.
К этому у нас пропал передний номер на машине. Еще в Торонто в темном паркинге Таня обратила внимание на отсутствие переднего номера, но я как человек легкомысленный, поприглядывался в темноте, ничего не увидел и сказал, что его и не было, т. к. нет и отверстий под крепление. У Яблока Большого я эти отверстия разглядел. Воображение рисовало, как нас тащат в полицию…, как я объясняю, что может номер и был, я не помню…, как Dollar шлет нам из США DHLью новый номер, а мы ждем его, слоняясь около полицейского участка. Стал я думать, куда звонить. В полицию? В Dollar? Решил звонить в Сан-Диего друзьям. Поделился печалью. Попросил их позвонить в Dollar и узнать, почем у них потерянные номера. Друзья обещали узнать, но сразу сказали, что отсутствие переднего номера у них дело рядовое, номер нужен сзади, т. к. полиция догоняет сзади и т. д. Потом уже они перезвонили и транслировали, что номера и не было. У меня отлегло, и я стал надеяться, что и разбитое стекло как-то заростет.
The Big Apple
Еще составляя план я знал, что по дороге на 1000 островов нужно заехать в The Big Apple. Адрес: 262 Orchard Rd, Cramahe, K0K 1S0, Канада. Некоторым туристическим местам достопримечательности достались даром. Кому-то предки замок построили, кому-то повезло жить у моря, кому-то и то и другое. И везут туда автобусы туристов и везут. Но некоторые талантливые люди делают достопримечательности сами, своими руками на пустом месте. Я с огромным уважением отношусь к таким людям.
Наш маршрут классика и подавляющая масса организованных и дисорганизованных туристов едет из Торонто на 1000 островов и наоборот. Я давно заметил, что непрофессионалам ехать более часа-полутора утомительно. Хочется походить. От Торонто до Rockport Boat Line 2 часа 50 мин. От Торонто до The Big Apple в 1 час 20 мин. Ровно посередине. Проехать тяжело.
Начало не обнадеживало. С дороги видны в чистом и неуютном поле большая асфальтированная площадка, сараеобразное здание, больше похожее на склад и огромный красный шар, играющий роль яблока и больше похожий на Синьера-помидора из мультфильма моего детства. В СССР в такие шары принято было прятать что-то военное. Съехав с фивея, вы проезжаете мимо кладбища соседнего поселения. Все это аппетита не нагоняет. Но поднявшись в этот Big Apple, вы попадаете в царство правильного маркетинга. При входе, за большими окнами производство.
Несколько человек неустанно делают яблочные пироги и вы видите, что они в перчатках, белых халатах и шапочках. Т. е. все стерильно и делается на месте, а не возится как все остальное из Китая. Тут же стоят два кубометровых ящика с яблоками разных сортов, которые пахнут яблоками, что их родственники в супермаркетах уже давно не делают. Вид у местных не очень товарный и это лишь подчеркивает их натуральность.
Видно, что год они у вас на столе не вылежат. Рядом большой зал с сувенирами, шоколадами, кофе из керамических чашек (нечастое развлечение на американском континенте). И наконец, основной зал с собственно яблочными пирогами и другой едой, кофе бочковым, чаем, и снова сувенирами. На улице минигольф и площадка с домашними животными. В общем, реализовали все, что можно было для такого места придумать. И хотя я такие пироги не люблю и съел я там только двойной эспрессо, перед людьми, устроившими этот праздник, снимаю шляпу.
1000 островов
Я долго выбирал, из какой точки отправляться на острова и сколько времени нужно, чтобы их осмотреть. Сначала мне посоветовали: http://www.ganboatline.com/daycruises.asp. Но потом пересоветовали http://rockportcruises.com/cruises-schedule/, чью экскурсию на 1 час и выбрал. Здесь я опять столкнулся с искривлением пространства. Вроде и выезжали мы из Торонто рано, и ехать было всего 3 часа, но к отправлению в 14:00 успели впритык. К счастью, как бывает нередко при поисках Граалей, в расписании что-то сдвинулось и после моего третьего вопроса кассиру: «А точно на 1 час он уходит в 15–00?» я стал счастливым обладателем билетов. Кстати, и здесь и почти во всех других местах, билеты для пенсионеров со скидками. У нас пенсионер подмосковный в Москве льгот лишается, а они иностранцам скидки устраивают. Около пристани есть паркинг (бесплатный) и ресторанчик, где мы радостно и бесхитростно пообедали.
Часовая экскурсия прошла быстро. Виды очень красивы. Наверное, можно покататься и 2 часа, но я заметил, что в жизни, если «островов» и больше в два раза, в два раза счастливее не становишься.
Кроме видов порадовала забота родного Мегафона. Т. к. граница между США и Канадой проходит посередине озера Святого Лаврентия я постоянно получал сообщения на московскую симку: «Виталий! Поздравляем с прибытием в США…», «Виталий! Поздравляем с возвращение в Канаду…».
От Гананока правильно ехать по Thousand Islands Parkway. Очень красиво.
Еще не успели, из посоветованного, на башню http://1000islandstower.com/. Может Вам удастся.
Оттава
Оттава, как говорила известная управдомша, город контрастов. Въезжали мы через отечественный спальный район и вдруг оказались на улочке, застроенной в основном симпатичными 2-3-хэтажными домиками. Там и оказалась наша гостиница. Стоит она на сильно ресторанной улице. Прошли мы по ней и оказались на сувенирном рынке, напоминающем какой-нибудь Суздальский. Вышли, прошли пару домов и оказались на помпезной, столичной улице.
Т. к. приехали мы уже вечером, в этот день увидеть много не успели, лишь зашли в Отель Шато Лурье. Гостиница стилизована под замок. Внутри множество очень красивых холлов. Все торжественно и красиво.
Жили мы попроще, в ByWard Blue Inn. Трудно объяснить, что делает простую гостиницу с икееобразной мебелью, уютной. Но мы эту гостиницу полюбили. И домашние металлические ключи и старание одамашнить стандартный гостиничный завтрак. А когда на просьбу оставить машину в паркинге после чекаута мне ответили «конечно!», я пообещал себе рекомендовать эту гостиницу всем едущим в Оттаву.
Город мне очень понравился. И провинциальными кварталами вокруг нашей гостиницы, и самым аккуратным из видимых мною рынков,
и архитектурой основных достопримечательностей.
Здание парламента, как нам объяснили, ремонтируется с 2002 года и будет ремонтироваться еще до 2020. К тому же в нескольких местах выкладывали плиткой тротуары, и мы почувствовали себя, среди этого строительства, как дома.
К сожалению, были мы там только сутки. Ко времени отъезда я недоумевал над своею экономностью при составлении плана.
Монреаль
Как только мы пересекли границу провинции Квебек, на заправке я обнаружил, что все надписи на заправочном автомате на французском. Заправился интуитивно. На ощупь. Я с уважением отношусь к борьбе за независимость. Но не на заправках же!
Монреаль для нас начался с апартаментов Saint François Xavier Furnished Suites. Уже по переписке с хозяевами я понял, что трудностей с жильем не избежать. Так и оказалось. Не хочется писать о подробностях, но знайте, что если занесет вас в эти апартаменты, то вход в них с Rue Saint-François-Xavier, а въезд в паркинг с Rue Jeanne-Mance. И не верьте ничему другому, что Вам ни напишут или не скажут, когда Вы им позвоните как я. Опыт есть. После оплаты я получил инструкции, как к небольшому квесту. Нужно приехать, набрать код в домофоне, подняться в квартиру (дверь будет отперта!), в кухонном ящике взять ключи от двери и карточку для въезда в паркинг, поставить машину и начать жить. Будучи человеком, не любящим штрафы за неправильную парковку, особенно за границей, я поставил машину во дворе, куда въехал с улицы Jeanne-Mance. Когда дверь в подъезд откликнулась на код домофона, дверь в квартиру оказалась открытой и ключи с карточкой обнаружились в ящике, я расслабился обрадованный, что прошел первый уровень, не потеряв ни одной жизни. Но радоваться было рано. Шлагбаум в паркинге карточкой не открывался. Пришедший служащий сказал, что карточка не отсюда и открыл шлагбаум, вынув нам талон на платный въезд. Оставив машину и поблуждав по паркингу, мы через улицу вернулись в квартиру. По дороге я позвонил хозяйке, и после недолгих препирательств выяснилось, что карточка эта для входа на лифтовую площадку из паркинга. Так же она сказала, что пришлет посыльного через 5 мин. Когда я позвонил через пол часа она удивилась, что никто не приходил и снова обещала кого-нибудь прислать. Наконец пришел мужичок, очень похожий на электрика из ЖЭКа. Он принес карточку от паркинга, убедился, что карточка от лифтового холла не работает и поменял ее, заменил неработающие лампочки в квартире и включил в электрощите автомат на кондиционер. В общем, показал себя не каким-нибудь Санта Клаусом с Кока-колой, а настоящим Дедом Морозом. В остальном апартаменты оказались отличными. Прекрасное расположение. Удобная планировка квартиры и уютная атмосфера. Все понравилось.
По нашей улице проходила граница. Все что от нее и до реки — старый Монреаль. Находясь в нем невозможно поверить, что ты в Америке.
Находясь по другую сторону границы невозможно поверить, что рядом старый Монреаль. Но по обеим частям очень приятно гулять.
Старый Монреаль место правильного питания. Не хочу показаться ресторанным критиком, но как-то приятно есть привычное. Если в Торонто были массово представлены фастфуды, а Tim Hortons (у них мне нравился (мне очень стыдно) простой черный чай из пакетика, который я радостно пил на ходу), как у нас аптеки был в каждом 5-ом доме, то в Монреале, наследники французской культурной традиции относятся к еде вдумчиво. В Старом Монреале Вы от голода не умрете. Рестораны на любой вкус (кроме монгольской нац. кухни). Первое, что я съел в Монреале, была «улитка». Выпечка, а не живая. И она была настоящей, парижской. Нам очень понравился, и мы там ели несколько раз ресторан Marché De La Villette на Rue Saint-Paul. Понравилась не только еда, но и атмосфера Франции. Всячески рекомендую.
Через дом от нашего находится World Trade Centre Montréal.
Удивительное пространство шириной в квартал накрытое прозрачной крышей. Целый город: подземный, надземный. Победа архитектуры и дизайна!!! Мы были там в субботу. День свадеб. Как на плакате про дружбу народов женились пары всех цветов. Гости, у кого были национальные наряды, пришли в них. В каждом красивом углу фотосесия. Мы, наблюдая с балкона, чуть не остались на памятном фото индийской пары и долго бы улыбались их потомкам, но китаянка фотограф нас отогнала.
В обязательную программу Монреаля входило посещение Habitat 67 Моше Сафди.
Мы полюбили его пораженные Marina Bay Sands в Сингапуре, зданием, которое я на фото принял сначала за недостроенную эстакаду. Потом мы жили в Тель-Авиве в доме построенном по его проекту. Так что в Монреале Habitat 67 был для нас неизбежностью, как посещение дальних родственников живущих в другом городе. При посещении помните, что машину можно бесплатно оставить недалеко у моста Конкорд. Территория комплекса не огорожена, но если зайти во двор и стоять крутя головой, скоро подходит охранник и вежливо просит продолжить осмотр с улицы.
В череде достопримечательностей были и в оратории Св. Иосифа.
Если Вы поедете на машине, предлагаю внимательно отнестись к поиску паркинга. Гугл привел нас на улицу которая точно когда-то вела к оратории. И наверное это было место близкое к искомой точке. Но нас там явно не ждали т. к. асфальт был снят и сложен аккуратными кучками. Мы поехали искать вход и оказались на улице Surrey Gardens. Т. к. все потерявшиеся приезжают сюда власти повесили знак «Парковка запрещена». Улица была красива и даже оратория была видна за забором, но ворота были закрыты, а в заборе не было ни одного лаза. В отчаянии я обратился за помощью к бегающей семье, которую определил как корейскую. Пока жена рассматривала мою гугл-карту муж терпеливо ждал, а дети тихо разговаривали. Я еще раз отметил правильность восточной системы воспитания. Через пару минут, устав вертеть мой телефон, она попросила перевернуть карту на английский язык. Теперь я поразился и ее вежливости. Думаю, я сдался бы быстрее, изучая карту Москвы на корейском языке. Наконец она определилась, показала где можно оставить машину и всей семьей они отвели нас на улицу, которая вела к одному из входов на территорию оратории. Ну просто да здравствует еврейско-российско-канадско-корейская дружба! Само место замечательное. И модерновый интерьер церкви и красивые виды на город.
После оратории поездили по горе Мон-Рояль. Очень красивое место. Монреальская рублевка. Только без 6-тиметровых заборов. Даже смотреть на все построенное на горе приятно. Каково же там жить?
Далее автомобильное путешествие по Монреалю не задалось. От оратории поехали на озеро. Популярное, как написано, место отдыха монреальцев. Но через дорогу, напротив паркинга оказалось большое кладбище. Таня испугавшись, что покойники полезут через дорогу, идти на озеро отказалась. Поехали мы тогда к кресту. Крест с дороги видели, но парковку около него так и не нашли. Покрутившись поехали в Биодом.
Еще в Москве Таня постоянно говорила, что нужно обязательно съездить в Биодом. Я же знаю, что приставка «Био» это только предлог поднять цену на 10–15% и ничего более. Вот в Америке надпись «органик» сразу увеличивает цену в 2–3 раза. Это «Био». Сколько я не убеждал Таню, что это просто зоопарк она не сдавалась со словами, что читала статью и там … Слава правильным копирайтерам! Слава людям поселяющим в мозгах человеческих картинку, которую исправить можно только покупкой!
Может я просто равнодушен к животным, которые не могут меня укусить, но Биодом показался мне просто небольшим зоопарком. Старательно сделанным и креативным. Гораздо больше мне понравилось, что олимпийский объект не умирает, «не зарастает желтым цветком», а используется и активно посещаем. Да и архитектура, не смотря на прошедшие 40 лет, приятна для глаза.
Перед посещением посоветую заранее отметить на карте открытую парковку. Мы поездили по указателям, попытались попасть в подземный паркинг, но было закрыто.
Везде делают композиции из кустов и трав, но такое видел впервые.
Монреаль очень приятное пространство. Оббегать достопримечательности можно и за 2 дня, но прожить можно и неделю с интересом перемещаясь из одного угла города в другой. За 4 дня мы обошли и объехали все советованное. Город очень понравился.
Квебек
В Монреале было тепло и светило солнце. В Квебеке, через 3,5 часа езды, народ шел в длинных, черных пальто, в огромных парижских шарфах, наклоняясь против ветра. Отель стоит на узкой односторонней улице. Я не решился перегородить проезд, а на тротуарах уже и у нас не стоят, и въехал на парковку соседней гостиницы, «подперев» жильцов. Оставив Таню улаживать конфликты, я пошел в свою гостиницу спрашивать, куда поставить машину. Портье увидев меня в шортах, мокасинах и оранжевом поло удивилась мне, как если бы в Four Seasons Hotel Moscow пришел бы Йети. Она сказала, что на пару минут машину можно оставить на тротуаре перед гостиницей, но мне посоветовала идти переодеваться, несмотря на время.
Жили мы в Hôtel Château de Pierre находящемся в старинном, или стилизованном под старину здании.
Дворцовость и замковость культивируется интерьерах. Чтобы окна гарантировано выходили не в колодец или на задний двор я выбрал комнату с балконом. Комната была маленькая. Балкон действительно был, но в такую погоду хотелось не сидеть на нем, а как в СССР, заткнуть балконную дверь ватой и заклеить кефиром. Гостиница симпатичная и персонал приятный. Все остальные номера, которые видел, гораздо больше, но без балкона. В гостинице дают карточку на въезд в недалеко находящийся паркинг.
Приехали мы в Квебек в 14С. Такая температура была и на следующий день. Но дул такой ветер, что казалось вот-вот пойдет снег. Я открыл чемодан и методично надел все, что там было, кроме бритвы и коробки с лекарствами. Бродя по городу, мы периодически заходили в магазины погреться. В одном магазине я увидел в зеркале себя в белой ветровке, под которым виден зеленый свитерок, под которым синее поло, под которым белая майка. Я был похож на птицу, летящую на юг, застигнутую морозами в Квебеке.
В первый день, подгоняемые ветром, мы обошли все немеченые достопримечательности. На следующий день обошли их еще раз. Квебек очень красивый и очень не характерный для Америки городок. В пределах крепостной стены очень аккуратный и просто игрушечный. Попади мы в него в солнце и хотя бы +20С, возможно мы бы вспоминали его как красивый призрак, типа Венеции или Монтре. Но нам не повезло с погодой.
После обеда мы поехали на водопад Монморанси.
То ли из-за того, что было холодно, то ли из-за того, что настроение было от этого не очень, то ли из-за того, что смотреть его нужно только перед Ниагарским, не пораженные поехали мы дальше. Перед финальным перегоном в Нью-Йорк я снял гостиницу в Hotel Brossard, в одноименном городке напротив Монреаля. Приехали мы туда вечером. Было тихо и тепло, как и во все время нашего путешествия. Так что Квебек запомнился мне как полюс холода. Hotel Brossard снова заставил меня удивляться присвоению звезд отелям. Был он ***, но с большой комнатой, и резной мебелью. Жаль, что выйти из него некуда.
Из Канады в США
Из Броссарда в Ньюарк навигатор показывал 5,5 часов езды. Ехали 9. Куда утекло время опять загадка. Вот в Питер по карте 9 часов, и в жизни даже чуть быстрее. Обстановка способствовала приятному путешествию. Светило солнце.
Дорога была пустой. Вокруг было очень красиво. Интернет пропадал надолго. Так что оффлайновая гугл карта снова пригодилась.
Границу проходили мы 7 минут. Опять не устали. Еще в Броссарде я нашел город Олбани, лежащий посередине нашего пути. Название казалось знакомым. В Трипэдвайзере я нашел ресторан в центре, с разумным чеком и позитивными отзывами. Поездив вокруг ресторана мы, наконец, нашли парковку. Соседняя парикмахерша, у которой каждое предложение начиналось словом «йеп», помогла нам оплатить паркинг.
Ресторан этот я видел не раз. В нем снимали массу американского кина. Бар, столики и биллиардный стол, через который главный герой удобно перекатывался стреляя. Сейчас, днем удалось разглядеть, что потерт он немало, плиточный пол затоптан. Кроме нас там черная женщина ела свой нехитрый гамбургер и хрестоматийный старичок ветеран пил стакан пива. На ветеране, на куртке цвета хаки, было написано «ветеран». Рукав был сильно надорван. Рубашка последний раз стиралась в день окончания вьетнамской войны. Ремешок бейсболки был затянут на последнюю дырочку. Пока мы читали меню, старичок встал, положил на стойку мятую пятерку, сказал что-то невнятное и ушел. У нас такие ветераны пьют паленую водку дома. Эстетская душа Тани рвалась наружу, но я говорил, что все вокруг закрыто. Действительно, рестораны-магазины по пути были закрыты и вообще все выглядело депрессивно. Самым беспроигрышным в меню мне показались гамбургеры. Их мы и съели. Теперь, если разговор зайдет об Олбани я скажу: «Олбани? Был я там, в начале двухтысячных».
Ньюарк
Сдавал я машину в Ньюарке. Это было дороже, чем в JFK на $102, но шатл стоил бы примерно столько же. Здесь хочу поделиться открытием. Всегда, в качестве депозита за аренду машины использовал я долларовую или евровую карточки. Последний раз в Испании у меня попросили кредитную карточку. «Валютные» у меня дебетовые, а кредитная только рублевая. Из-за дебетовой карты страховка для меня подорожала. Немного, но все же. Когда я вернувшись, обратился в Ситибанк, мне объяснили, что «валютных» кредитных не выпускают и посоветовали для депозита использовать рублевую. При этом, несмотря на курсовые колебания, какую сумму в рублях захолдят, такую и отпустят. Т. к. я почти всегда бронирую через Автоевропу, оплата машины и дополнительные списания за нее не связаны. Оплатил я машину с еврового счета, т. к. Автоевропа списывает в евро. Для депозита отдал рублевую кредитную. С нее $102 и списали.
На гугл карте отметка «прокат Dollar» в аэропорту Ньюарке, это место получения машин. Сотрудница объяснила: до стапа, потом налево, направо, на шлагбауме спросить и там покажут. Так и произошло. Улыбчивый черный парень принимал машину. Я указал на разбитое стекло. Он предложил заполнить «репорт». Я показал страховку. Он сказал, что репорт необходим, чтобы списать деньги со страховой компании. Пока шли в контору парень поинтересовался не из России ли мы?
— А ты учился в Москве? — спросил я.
— Нет. Жена моего брата из Молдавии. Привет, иди сюда, огурец, — поделился он своим русским букварем.
Жили мы в Best Western Plus Newark Airport West. Удобно, если приехать поздно вечером и уехать утром. Номер был большим, разделенным на спальную и ТВ зоны. Но таким вопиюще неуютным, как удается нередко мастерам из Best Western.
В аэропорту Ньюарка я с радостью и грустью увидел наше недалекое будущее. К каждому посадочному месту где кормили или поили был прикреплен планшет. Тотальность напоминала декорацию к съемкам антиутопии.
В самых красивых местах мира все чаще попадаются люди, смотрящие в телефон. Аэропорт Ньюарка их кремль. Там же в аэропорту нашли мы кофе в чашечках. Бариста денег не взял, а отправил нас платить в терминал.
По прибытии в аэропорт, на табло я спутал время начала посадки в самолет и конца. Я не люблю стоять в очередях. Я свое в СССР отстоял. Таня же, как женщина осмотрительная, любит придти заранее, аргументируя тем, что места для чемодана на багажной полке может не хватить. Я всегда громко и натружено смеюсь над этим аргументом.
— Да где же ты видела, чтобы места на багажной полке не было? — привычно удивляюсь я.
— Над нашими сиденьями не будет, — привычно парирует Таня, — положим далеко, а как прилетим, будем всех пропускать… Летаем мы часто, цепь аргументов длинна, полностью не привожу. В общем, когда мы подошли к посадке, там никого не было.
— Давайте быстрее. Все уже на месте, — сказала служащая. У входа в самолет у нас отобрали чемодан.
— Да это размер «в кабину», — пробовал возмущаться я. Но нам объяснили, что мест на багажных полках уже нет.
Таких фиасок я не терпел уже давно! И где! В высокотехнологичной Америке!
Лос Анджелес
В Лос Анджелес летели мы United Airlines. Все пассажирские места были заняты (водительские, надеюсь, тоже). Реализованная мечта авиаперевозчика.
Дальше пошла полоса неприятностей. Слава богу, после посадки. В Ньюарке мы только позавтракали. В самолете не ели от жадности. В зале прибытия чем-то кормили, но Таня торопилась забрать чемоданы. Потом выехал только маленький чемодан, а большого мы ждали минут 30. Вместе с нами место выезда чемоданов сверлили взглядом наши соседи по самолету. Наконец получили. Когда вся семья была в сборе, обнаружилось, что еда представлена только Старбаксом. На стойке «Информация» седой старичок лет эдак 115-ти, которого я могу определить только волонтером, внимательного вслушивался в огромного парня:
— Мото… (и еще что-то), — говорил парень.
— Че-че? — говорил старичек.
— Мото… (и еще что-то), — снова говорил парень. Наконец старичок понял, взял лист бумаги и крупно написал «Motel 6». Отдавая листок, просил больше ни у кого ничего не спрашивать, а просто показывать бумагу. Мне старичок объяснил, что еда есть в выходе № … не помню каком, но оказавшимся километра за 2. По ощущениям. Еда там была представлена магазином шоколада, заведением с чаем из пакетиков, бочковым кофе с печеньем и «7-eleven». Уже через пару минут мы ели хот-доги с пиццей, делясь впечатлениями: «Как вкусно!»
Поев, пошли оформлять машину. Опять в Dollar. Очередь была огромной. Оформляли машины 5 человек, но мы все равно простояли минут 40. В зале были установлены терминалы, в которых знатоки английского оформляли машины самостоятельно. Это хоть как-то подтачивало очередь. Но мы достояли до конца. Машину нам выдавал вежливый и улыбчивый арабоамериканец. Он, как водится, предложил дополнительные страховки. Я, как водится, отказался. Он предложил транспондер для оплаты платных дорог за какую-то сумму в день. Я снова отказался. Он предупредил, что оплатить проезд можно только транспондером. Я подумал «давай-двай, разводи меня», но вежливо сказал, что платными дорогами ездить не буду. Он, как и в прошлый раз в Нью-Йорке распечатал мне пачку «перфокарт», я чего-то подписал и мы расстались. Я видел напечатанные на «перфокарте» буквы и цифры, но вчитываться не стал. И напрасно. Уже дома, когда с моего счета списалось $485.50, я стал рассматривать документ. И там где в Нь-Йоркском написано $102 за возврат в другом месте, в Лос-Анджелеском $485 за какие-то страховки, сервисы, еще непонятно чего, потом таксы на страховки и сервисы… В общем еще раз: прежде чем отдавать карточку проверь, если не буквы, то хотя бы цифры.
Радостные, еще не расставшиеся с почти $500, мы выкатились на стоянку. Я заказал машину класса SUV. На выходе мне показали вдаль, где они стоят. Наш класс был представлен 2-мя машинами. Каким-то длиннющим микроавтобусом и SUVного вида машиной, не очень мне понравившейся. Но уже смеркалось, а я не люблю искать незнакомые адреса в темноте. Я затолкал чемоданы в багажник, сел за руль и услышал, что кто-то сигналит. На дороге стояла машина и водитель махал мне рукой. Я подошел и он объяснил мне, что машина, в которую я погрузился, поломана, что он только что сдал ее и советует брать другую. Проклиная все, я потащил чемоданы в офис. Там мне объяснили, что искать мне нужно на площадке людей в белых рубашках с надписью Dollar. Я побежал на площадку. По ней бегал 2-хметровый черный парень и за ним страждущие. Парню не хватало в руках баскетбольного мяча. Когда я его догнал, он объяснил, что у них тысячи машин класса SUV и они постоянно выходят из мойки и надо стоять вон там и ждать. Так же он пояснил, что я могу взять любую машину из… и он обвел рукой ¾ площадки и завтра приехать и поменять на свою. «Лучше утром, — добавил он, — утром здесь все будет заставлено SUVами». Текст был составлен так грамотно, что приставать к нему больше было не с чем, и я отошел поблагодарив. Тут я увидел Таню, прыгающую и машущую руками. Около нее стояли две мокрые машины. Кашкай (который американские маркетологи правильно переименовали) и Джипп Компас. Кашкай у меня был, а на Компасе мы покатались.
Уже в полной темноте добрались мы до Oakwood Toluca Hills. Мы жили несколько лет назад в Oakwood в Woodland Hills месяц и сняли снова из ностальгических соображений. Это комплекс из пары десятков домиков предлагаемых в основном на долгий съем. Только подъехав к воротам я вспомнил, что вчера получил письмо от администрации с просьбой позвонить или написать если я приеду поздно. Но разве я вчера знал о стольких трудностях в жизни? Тут кто-то въезжал на машине и мы, оставив машину за воротами, поспешили войти. Oakwood Toluca Hills занимает территорию немаленькую, и мы остановились в нерешительности, куда идти? Тут на небесах что-то щелкнуло и нам стало везти. Сначала бог послал нам автомашину с ребятами, которые стали объяснять нам куда идти, но вскоре предложили нас отвезти. В лобби все было закрыто. Пока мы обсуждали ситуацию к нам подошла русская девушка, живущая здесь, и помогла вызвонить администратора. Получив ключи, карточки и папку с бумагами и адресом мы вышли на улицу и поняли, что если квартиру свою мы и найдем по номеру, то машину не найдем точно. Ведь ни камешков не крошек мы по дороге не бросали. Чтобы выдержать композицию я должен был бы написать, что машина приехала сама, но нет. Мы ее нашли.
Для завершения описания Oakwood замечу, что находится он у подножия горки, на обратной стороне которой знаменитая надпись «Hollywood», а под ним студии Warner Brothers и Universal. Т. е. жили мы в самом центре изготовления грез. Утром, выезжая, у ворот мы обнаружили пасущуюся косулю. Причем если я ей удивился, то она мне нет. В Москве животный мир представлен нечастыми птицами. В Канаде, правда, я уже привык, что в городе вместо кошек ходят белки. Но дворовая косуля меня потрясла не менее автомобиля Тесла.
Сан-Диего
Перед выездом из Лос Анджелеса на Ранчо Бернардо что около Сан-Диего, товарищ к которому мы ехали, объяснял мне, что навигатор скорее всего выведет меня на платную дорогу, а если нет, то нужно свернуть у … Я перебил: «Ну что за проблема. Будет толл я и увижу». Но товарищ сказал, что толлов у них уже нет. Камера снимает и ждет, когда ты оплатишь проезд на сайте. Я вспомнил человека предлагавшего транспондер. Но по дороге мы решили ехать прямо в Сан-Диего в гостиницу. Попытаться поселиться, а потом уже к друзьям. Так, в этот раз я на платную дорогу не попал. Между Сан-Диего и Ранчо Бернардо фаст трак совпадает с кар пулом так что до поры до времени катались мы бесплатно.
В прошлый приезд мы снимали дом на Ранчо Бернардо. Место очень красивое и аккуратное. Жить там хорошо, а отдыхать скучно и каждый день мы уезжали куда-нибудь. В этот раз мы решили пожить в Сан-Диего и Ла-Хойе около океана. В Сан-Диего снимали мы гостиницу Wyndham San Diego Bayside. Гостиница очень понравилась. Была она 3-шкой, но выглядела лучше некоторых 4-ок в которых я жил, а стоила дороже некоторых 5-ок в которых я жил. К тому берут они $25/день за парковку, что соизмеримо со стоимостью аренды недорогого авто. А из плюсов просторная комната со всем необходимым, а главное балкон с видом на залив, с которого я сделал несколько сотен одинаковых фото. И днем и ночью было так красиво, что не фотографировать было невозможно.
По старой схеме, договорились мы и посмотрели неубранную комнату, одобрили ее и уехали к друзьям.
Гостиница находится рядом с районом Маленькая Италия. Завтрака в ней (в гостинице) не было (хотя был ресторан внизу, и рядом была еда американского содержания) и мы пошли в Италию. Оглядывая заведения и прислушиваясь к организму, дошли мы по India St. (а как же должна называться улица в Маленькой Италии) до Cafe Zucchero, где славно и позавтракали. Завтракали мы там почти каждый день, а когда завтракали в другом месте, кофе пили все равно там. Любимым моим тамошним блюдом была овсяная каша. Делают ее из цельного овса поломанного пополам (во всяком случае, так ощущается во рту), а не из привычных нам сплюснутых зерен. Подают отдельно огромные изюмины (которые хорошо, что отдельно съесть, что в каше утопить) и что-то типа коричневого сахара, но мгновенно растворимого. Мы попросили еще сливочного масла. Официантка посмотрела удивленно, но ничего не сказала. Видно на этом посту насмотрелась она на всякое. Праздник удачно завершался вкусной выпечкой.
Если зашла речь о еде не могу не посоветовать Thyme In the Ranch в Santa Fe. Пили там только кофе с тортиками. Очень вкусное, с привычными нам сладостями, место.
В этот раз, благодаря друзьям, освоили новые для нас виды развлечений. Первое — посещение винарен. Вайнери это развлечение устраиваемое производителем вина около производства. Здесь можно купить производимое вино, можно поучаствовать в дегустации (чем мы и занимались), поесть…
Вайнери имеют залы для проведения торжеств, часто гостиничные номера.
Участвовал я в чем-то подобном может быть только вдоль Рейна и Мозеля (о чем писал). Но там weinstube находятся в городках. А тут природа, виноградники. С холма видно далеко и с каждым бокалом все дальше.
Из посещенных больше всего понравилась Wilson Creek. Освоил новые названия: Вионье и Зинфандель. Кроме того был приобретён бесценный опыт. Оказалось, что Новый год нужно праздновать ночью, а пить, как в Питере, начинать лучше в первой половине дня. И жизнь начинает играть новыми красками и день длинней и радостней.
Второе развлечение — эстейты. Estate Sales — это когда владельцы переезжают, в другой город, другой мир или дом престарелых, а специальные копании распродают все, что в доме есть. Estate Sales это возможность попасть в новый для тебя мир, куда билетов не продают. Вокруг Ранчо Бернардо, где живут наши друзья, места крупнобуржуазные. Может для них это и среднебуржуазная жизнь, но меня впечатлило. Товарищ мой набил руку в этом деле. Мне показали сайт с программой мероприятий и списком предлагаемого. Мы ездили в несколько мест вокруг Санта Фе. В первом месте мне запомнился охранник. Мужчина средних лет, с вечным калифорнийским загаром, в белых шортах, растаманской рубашке и шляпе, курил сигару и читал толстенный том. «У этих богатых и охранники необычные», — подумал я. Мне понравилась и архитектура вилл, и то как дома вписаны в ландшафт. Еще в первый мой приезд в Америку мне объяснили, что богатые по этажам не бегают и 3-хэтажный дом это не от роскоши, а от бедности. По спальням, в которых уместились бы наши большие квартиры, и по соседним умывальникам, в которых уместились бы наши средние квартиры, видно как не просто было освоить эти немалые пространства. А может гостиная по которой от кухни у одной стены, до дивана у другой, хорошо ездить на велосипеде только мне странна? По дому бродят граждане. Любители, пришедшие поживиться чем-либо для себя отличаются от профессионалов. Продается все от платьев, туфель и украшений до мебели, книг и телевизоров. С одной стороны интересно посмотреть на чужую незнакомую жизнь не в кино, но с другой немного чувствуешь себя мародером.
Ла-Хойя
В Ла-Хойе, по совету друзей, мы жили в гостинице The Bed & Breakfast Inn at La Jolla. Я первый раз жил в таком продуманном отеле. Владельцам досталась вилла — архитектурный памятник. Из дома, который нельзя перепланировать, я думаю, и возникла концепция отеля, как семейного дома. Вы гость в доме, где есть гостиная, столовая, дворик, террасы и спальни. Одна из них Ваша. Как обычно все спальни в доме отличаются размером и обстановкой. Мы жили в «спальне» Cove. Обстановка домашняя. Стилизованная годы под 30-е. Из 5-ти светильников не было ни одного одинакового. Номер небольшой, но есть все необходимое.
Отличные завтраки. Не нарезанные «сырки, колбаски», а свежеприготовленные, горячие, несколько позиционные, подаваемые каждому гостю. В первый завтрак случился казус. Мы пришли в столовую. В ней стоит большой обеденный стол и 2 маленьких. Еще несколько столов за дверью, на зеленной террасе. За большим столом сидели несколько китайских семей. Китайцы ели мудреное блюдо из яйца с тостом, зернами граната, семечками и крутые яйца. Я огляделся. Вода и сок были. Хлеб был. Остальное китайцы съели. Мудреное блюдо я посчитал специально заказанным. На кухню и из кухни бегала девушка из рисепшн. Я спросил ее где взять варенное яйцо. Она ответила: «закончились». Я подивился такому спартанству и решил на завтрак не опаздывать. Тогда я стал у нее на пути и спросил, а можно ли нам заказать scrambled eggs. Другого слова, объяснить это блюдо, я не знал. Девушка, со стандартным американским радушием, но нервно стала объяснять мне, что очень много людей приходит в одно время и им трудно выполнять отдельные заказы, но она постарается… В общем еще некоторое время мы посидели барабаня пальцами по столу и перекладывая ножи и вилки. Наконец я увидел, что мудреное блюдо выносят всем. А тут и нам принесли обычную яичницу.
Завтраки были многопозиционные и изобретательно украшенные. К сожалению, мое и североамериканское представление о вкусном не всегда совпадали, но всегда это было красиво. Тогда я и понял китайцев. Я вспомнил свой голод в Пекине и подумал, что если наше представление о вкусном с американским не всегда совпадает, то каково китайцам? То-то они так налегали на яйца вкрутую.
В довершение домашности. Консьерж на ночь уходит, оставив на стойке регистрации фонарик и инструкцию, что делать если выбьет пробки. В столовой вечером оставляют термосы с кофе, горячей водой для чая и печенье.
В гостинице 4 парковочных места. Однажды вечером, когда мы приехали, они все оказались заняты и мне предложили поставить машину на улице у отеля. С 20–00 до 08–00 там стоянка разрешена. Утром места не освободились, и мне посоветовали машину переставлять, т. к. с 08–00 авто можно держать на улице на одном месте не более 2 часов. Правда, было это за 10 дней нашего пребывания лишь раз.
Как Канта поражали звездное небо и нравственный закон, так меня всегда поражает в высокотехнологичной Америке деревянные электрические столбы с бочками наверху и покоцанный асфальт внутри городов. К этому, кроме замурованной в стену лейки душа добавлю маниакальную страсть кондиционировать присутственные места до инея и класть лед, если не вовремя не поймать за руку, во все жидкости кроме борща. Гостиница стоит у моря, утром бывало прохладно, и меня удивляли постояльцы, выходящие к завтраку в тонком пуховике-жилете, насыпающие полный стакан льда и залив его водой идущие пить это на террасу. Хотя может от этого у них айфоны, фальконы и теслы?
Из лахойских достопримечательностей я хочу отметить ресторан бельгийской кухни Girard Gourmet что на Girard Ave. 29 лет на одном месте! Может быть у нас с Вами иные ассоциации на слово ресторан, но там всегда вкусно. Я ел там суп из манго. Не сквиз манговый, как меня кормили в Испании апельсиновым соком с кальмарами, а настоящий суп! Вкусно!
Там я разговелся наконец американским сэндвичем. После стольких мантр, что сэндвич это не обед, что сэндвич можно съесть только от голода…, я по совету друзей съел наконец сэндвич, размером чуть меньше моей головы. Как я засовывал его в рот, не помню. Помню, что было очень вкусно. В закрытой витрине разложены ингредиенты, и я пальцем показывал, что мне в него положить. Сначала верхний и нижний хлеб я попросил намазать авокадо и горчицей соответственно. Внутрь я пожелал какой-то салат с майонезом, перец, лук, латук, швейцарский сыр, ростбиф и далее тоже в обратном порядке. Потом я подглядел, что это можно еще зажарить в тостере. Товарищ говорил, что он берет сэндвич и разбирает его на тарелке на составляющие, но я съел как полагается. Тлетворное влияние запада!
Достопримечательностей и развлечений в Сан-Диего и Ла-Хойе масса и все они не раз описаны.
Из этой поездки я сделал для себя важный вывод. В этот раз мы жили больше 2-х недель у океана. Это было дорого и особого смысла в этом не оказалось. Сработал стереотип. На самом деле, по моему, жить внутри континента, минутах 20–30 от океана правильнее.
- Гораздо дешевле.
- Купаться мне снова не удалось. При том, что было очень (по меркам Москвы) жарко, вода ледяная. Я однажды попытался зайти в воду и окунулся только чтобы оправдать процесс надевания плавок. Для меня люди массово купающиеся без гидрокостюмов, такая же загадка как и их российские коллеги, купающиеся в крещенье. Правда у них купаются в основном досочники.
- В Европе приятно жить в старом городе. Гулять вечером по узким улочкам. Или по набережной. Или пить, смотря в темноту, где должно быть море. В Америке вечером жизнь на улицах замирает. Там где живут люди зачастую нет тротуаров. Для этого мы и переехали в этот раз к океану. В Сан-Диего в районе Gaslamp Quarter вечером жизнь бурлит. Светло как днем. Кажется все улицы состоят только из ресторанов. Масса веселящегося народа. Но для меня, для человека ужин которого составляет творог или простокваша с мюслями, ужинать каждый день в ресторане большая нагрузка. Гулять там второй день подряд странно. На набережной почти никого нет.
В Ла-Хойе более того. Как стемнеет, увидеть пешехода такая удача, что впору загадывать желание.
Здесь буйствуют кузнечики в тиши.
В шесть вечера, как вследствии атомной
войны, уже не встретишь ни души.
Луна вплывает, вписываясь в темный
квадрат окна, что твой Экклезиаст.
Лишь изредка несущийся куда-то
шикарный бьюик фарами обдаст
фигуру Неизвестного Солдата.
И лишь в нескольких ресторанах на Prospect st. сидят люди. Так что жить не у океана показалось мне в этот раз рациональным.
Пожив у океана, отправились мы с друзьями и их ребенком на Santa Catalina Island и Big Bear Lake.
Остров Каталина
В прошлые приезды в Калифорнию я постоянно слышал, что кто-то поехал отдыхать на Каталину. Ну куда может ездить отдыхать человек живущий у океана? Поэтому Каталина представлялась мне каким-то супер роскошным курортом.
Наконец и мы съездили на Santa Catalina Island на одну ночь. Уезжали мы от Dana Point на корабликах Catalina Express. Процесс отъезда вышел достаточно суматошным и правильно было действовать, на мой взгляд, следующим образом. Приехать заранее. На билетах об этом написано. Купили мы их на сайте Catalina Express. Если забить эти слова в гугл карту, то навигатор приводит к причалу, около которого масса парковок. Нужно выбрать недолгую (мы выбрали 4-х часовую) поближе к цели, и идти менять распечатку билетов на оригинал. Там же можно оплатить долгую парковку и получить дирекшн. На въезде, на долгой парковке, сидел хрестоматийный дедушка-парковщик. Он взял у меня билет на паркинг и произнес массу слов, из которых я понял только «and». Потом он (наверное давно уже не был в Силиконовой долине) опустил реальную удочку, на конце которой на веревке висела карточка или что-то похожее, к датчику на шлагбауме и шлагбаум открылся. Этот «Бил Гейтс» был, пожалуй, самым сильным впечатлением от поездки на Каталину.
Жили мы в Catalina Island Inn. Сейчас я разглядел, что там 4 звезды. Обман! Там одна и та не светит. В Букингкоме было симпатичное деревянное здание, правда, данное частью, скромно прячущееся за деревом. Фасад там и вправду симпатичен. Но крутая лестница на второй этаж, меня, тянущего тяжелый чемодан насторожила. Затащив чемоданы со словами написать которые не решаюсь я вошел в пеналообразный, по спартански оформленный номер в конце которого за скромной занавеской угадывалось окно. Отодвинув занавеску, на расстоянии вытянутой руки я увидел стенку соседнего здания с редкими окнами. По диагонали стенки, слева направо шла серая пластиковая труба. Ознакомившись с видом, мы побежали в номер друзей на противоположной стороне коридора. Они как раз смотрели в свое окно на свою соседнюю стену, только труба у них шла справа налево.
Вздохнув, пошли мы осматривать достопримечательности. Сразу бросается в глаза, что местная фишка — перемещение в пространстве на гольф картах. Только здесь они бензиновые и по мотоциклетному гремучие. Мы поудивлялись, но когда полезли в гору к первой достопримечательности, вилле Уильяма Ригли, быстро тележки эти оценили. По предварительной телефонной договоренности в ужине нам было отказано, но по возможности было обещан осмотр виллы. Если смотреть с берега вилла не высоко, но дорога идет серпантинно. Как обычно в таких местах город расположен амфитеатром вокруг пристани. Ближе к центру он довольно пологий, но дальше угол подъема увеличивается.
Застройка скоро заканчивается и в одном из последних домов я увидел бабушку, вышедшую на крыльцо. «Далеко ли до виллы Ригли»? — спросил я. «Минут 30», — ответила бабушка и с сомнением посмотрела на нашу компанию. Дальше мы шли уже просто по дороге. С каждой минутой подъем становился все круче, и скоро мне казалось, что дорога идет градусов под 60. Разум говорил, что с ребенком не дойдем, но жалко было, что уже столько прошли. В процессе подъема нас обгоняли карты и вдруг один из них остановился. За рулем сидела знакомая бабушка с внучкой. Она взяла наших женщин и ребенка и повезла их наверх. Тут мы поняли, что назад уже не повернешь и зашагалось легче. Ушли мы недалеко т. к. бабушка вернулась за нами и не смотря на наши благодарности и заверения, что нам даже нравится переться в крутую гору отвезла нас наверх. Наверху мы снова благодарили бабушку, предлагали ей деньги, предлагали просто взять ребенку на мороженное, но бабушка философски заметила, что мать делает пирог, не рассчитывая на оплату.
Для баланса ворота виллы оказались закрытыми и на наши звонки и стук в дверь никто не вышел. Но т. к. забрались мы не ногами, было не так обидно. Мы прошли еще чуть выше к смотровой площадке. Вид на горы, город и океан действительно красив. Без карта на площадке были только мы и я понял, что это правильное развлечение, покататься по окрестностям. Стали мы спускаться. Спускаться конечно легче, но скучно. Решили мы вызвать такси. Пока искали номер, рядом остановился карт и люди по-американски стандартно спросили, не нужна ли нам помощь. Отправили мы женщин и детей и спускаясь говорили: «Хорошо, что все эти люди не смотрят российское ТВ. У нас принято рассказывать, что в Америке все улыбаются, но улыбки у них не настоящие…»
Уже спустившись, в городской застройке, мы снова наткнулись на косуль или небольших оленей. Я бросился их снимать. Они удивлялись моей прыти еще больше, чем я им. Было видно, что для местного населения они чудом не являются.
Вернувшись в город, пошли мы в другую сторону по набережной, к следующей достопримечательности — казино. Казино здесь больше походит на военное учреждение, например на арсенал.
Т. к. мы были с ребенком играть по-крупному не пошли, а прошли дальше, где обнаружили симпатичный и обустроенный пляж.
Наутро мы снова сходили до казино, потом погрузились на кораблик и поплыли назад.
ИТОГО:
На острове мне не очень понравилось. Вся бухта заставлена катерами и яхтами, но городок больше похож на шахтерский поселок 30-х годов. Во всяком случае, так мне представляется по американским фильмам. Вид застройки довольно уныл. Если приезжать сюда, то правильным мне кажется брать автобусную обзорную экскурсию или карт и прокатиться по окрестностям, а вечером уехать. Есть здесь ботанический сад, ныряние и хождение по горам и езда по ним на джипах.
Но это в стороне от наших интересов.
Big Bear Lake
Вернувшись в Dana Point на Catalina Express, мы двинулись на Big Bear Lake. Сначала мы ехали по равнине в достаточно плотном трафике, но при подъезде к горе навигатор повернул нас на совершенно пустую дорогу. Недавно отремонтированную, с еще черным асфальтом. Я почувствовал себя чуть-чуть Путиным. Только ехал помедленнее. Потом оказалось, что это платная дорога, которую мы и оплатили на сайте по прибытии. Для оплаты необходимо зарегистрировать на сайте свою карточку и номер автомобиля. Я волновался, не будут ли списывать теперь с меня любой проезд по платной дороге этого автомобиля. Но нет. Видно они четко отслеживают даты аренды. Кроме того, не могу сказать, что я внимательно разглядывал все знаки вдоль дороги, но заметного предупреждения о том, что дорога платная не видел.
Заезжали мы на гору по дороге 18. Дорога местами достаточно серпантина.
На горе жили мы две ночи в обзаборенном новом жилом комплексе. Квартиру в 2 спальни с большой удобной гостиной снимали друзья, поэтому сходу не порекомендую. Само место понравилось больше Каталины, но если не заниматься активными видами спорта делать там не особо есть чего. Есть симпатичная Pine Knot Ave. на которой расположена подавляющая часть развлечений (магазинов и ресторанов).
Мы походили по центральным улицам. Поездили по недалеким окрестностям. Вообще застроено там довольно большое пространство. Что и понятно, в определенное время года можно сесть в машину в шортах в Dana Point и через 2 часа выйти на полноценный снег на Big Bear и кататься на лыжах. Застройка разная. И внушительные коттеджи и просто ностальгические СССРные дачки. Будь это место на равнине, туда можно было бы приехать с утра, а вечером вернуться. Но по таким дорогам в темноте ездить не очень удобно. Была осень, и деревья были очень красивы.
На третий день поехали мы назад по дороге 38. Она несколько длиннее, но совсем безсерпантинна.
По пути мы заехали в Риверсайд пообедать в гостинице The Mission Inn. Сама гостиница просто испанский дворец, по которому приятно походить, и Риверсайд в этом месте очень симпатичен.
Чтобы не ехать издалека на самолет, заказал я последнюю ночь в Knott’s Berry Farm Hotel, что около парка развлечений Knott’s Berry Farm. Дорога от Риверсайда до Knott’s Berry Farm была загружена и я старался держаться левее, чтобы попасть в кар пул, а попал в фаст трак. Полной уверенности не было т. к. вроде мелькнула какая-то надпись, но я не был уверен. Когда мы уже были в Москве я получил сообщение о списании с карточки, а через неделю и письмо от прокатной компании, что они оплатили… и штраф и таксы и себе взяли за услугу.
Утром следующего дня, т. к. время до вылета еще было, съездили мы в Christ Cathedral (в просторечии «Хрустальный дворец»), что на пересечении W Chapman Ave и S Lewis St в получасе езды от нашей гостиницы. Удивительно красивое место. Замечательная архитектура и дизайн.
Как в квартире после ремонта убранная территория. Несколько скульптурных групп: Иисус с детьми. Поразило, что все не просто улыбаются, а радостны как у нас в Новый год.
Жаль, что главное здание было закрыто на реконструкцию и мы только походили вокруг.
В пункте сдачи автомобилей, служащий осмотрел машину, получил от меня ключи и отдал мне распечатку с цифрой $485. Как писал выше, я на эту цифру внимания не обратил, и напрасно.
В аэропорту у «Gate» Лос-Анджелес — Москва скопилось такое количество «русских» от которого я уже отвык. Все сидели или ходили хаотично. Вдруг появился юноша с плакатом с номером нашего рейса над головой. Он просил всех улетающих этим рейсом становиться за ним. Те, кто были рядом за ним и стали. Когда мы увидели это мероприятие, очередь была уже длинна. Таня стала справа от юноши со словами: «Мы пришли вообще одни из первых». Все подходящие становились уже правее нас. Через несколько минут от юноши отходили две очереди примерно одинаковой длины. Видно он постоянно отправляет рейсы в Москву, т. к. нисколько не удивился происходящему. До России было еще лететь 12 часов, а я уже почувствовал себя на родине.
Как обычно по возвращению из Америки, еще неделю я улыбался на улице всем, с кем пересекался взглядом. Но скоро привык и стал, как принято в лучших домах бульварного кольца, изображать глубокое погружение в мысли.
Теги:
Самостоятельные путешествия