Турист Ольга (olgazav59)
Ольга
была сегодня 21:29

Баку — Азербайджан Январь 2017

О поездке в Баку я начала мечтать, начитавшись отзывов на Туристере об этом городе. До этого города бывшего СССР как-то меня не особо привлекали, но увидев фотографии Баку, прочитав рассказы о его красотах, твердо решила: этот город надо посетить. Поездку решила приурочить к новогодним каникулам. Тем более, что на новогодние каникулы из нашего города впервые организовывалась автобусная экскурсия в Баку. Дорога, конечно, неблизкая, как никак 1300 км. И, честно сказать, она меня немного пугала, но все получилось просто замечательно. Первый день — переезд из Ростова-на-Дону в Грозный, прогулка по вечернему Грозному, ночевка в Аргуне, утром — дальше в путь, граница и где-то часов в 17 — Баку. Три дня в Баку и обратная дорога с заездом на экскурсию в Дербент.

Баку нас встретил солнцем и все три дня были яркими и солнечными, как и мое настроение от встречи с прекрасным городом.

Баку поражает своей контрастностью: новейшие районы с домами-небоскребами соседствуют с историческими кварталами и домами откровенно старой (не древней) постройки. Древний город — Ичери Шехер, или, как его называют Старый город, это поистине средневековый город, музей под открытым небом. И о Старом Городе нужен отдельный рассказ.

Жили мы почти в центре, недалеко от улицы Юсифа Сафарова. Отель наш назывался ALL STAR, небольшой, но очень уютный. Плотные завтраки и разнообразные ужины и вежливый, откликающийся на любую просьбу персонал — это запомнилось больше всего.

Восток — дело тонкое...

Буквально 100 метров узкой улочки отделяли наш отель от широкой улицы, протянувшейся от Главного управления полиции города Баку до пересечения с проспектом Нобеля. И даже комплекс Гейдара Алиева находился совсем недалеко от нашего отеля. А до набережной минут 10, ну самое большее 15, прямо-прямо по улице Сафарова.

Улица Юсуфа Сафарова — одна из ключевых в Баку, вокруг нее бурлят проспекты Гейдара Алиева, Бабека, Нобеля… Движение здесь просто сумасшедшее, вздумав попасть на другую сторону, придется рискнуть жизнью. Вот только ранним утром машин еще не очень много.

Восток — дело тонкое...

Хотя улица и не очень длинная, но вобрала в себя много интересного. Очень много новых построек и отреставрированных старых зданий. Улица интересна расположенными здесь важными государственными учреждениями. Величественное здание Верховного Суда — красивое архитектурное сооружение с колоннами. Когда смотришь на него, создается ощущение, что тут должен располагаться музей. Строилось это необычное здание с 2006 по 2009 годы

На узкой аллее посреди улицы расположен памятник Шаху Исмаилу Хатаи — азербайджанскому поэту и выдающемуся государственному деятелю, возведенный в 1993 году. Памятник расположен так, что движение по оживленной магистрали словно обтекает его с двух сторон. Лицезреть памятник можно только с расстояния, потому что здесь отсутствуют пешеходные переходы.

Восток — дело тонкое...

А в конце улицы можно увидеть необычную картину. Необычно не само здание, а установленные перед ним совершенно невероятные произведения искусства. Они притягивают, к ним хочется подойти поближе. Это Музей современного искусства, созданный в Баку по инициативе Первой леди Азерайджана Мехрибан Алиевой и при поддержке Фонда Гейдара Алиева. Необычные авангардные фигуры являются настоящим украшением улицы Юсифа Сафарова.

Но вернемся назад к гостинице. Самое интересное то, что монументальные здания удивительным образом соседствуют со старинными улочками. Расстояние, менее чем в 100 метров, до широкого проспекта проходишь по улице, где стоят дома старой постройки. Возле домов, и во дворах сушится белье…

Восток — дело тонкое...

Теперь на прогулку по Баку.

Культурный центр Гейдара Алиева расположен на одноименном проспекте, построен по проекту Захи Хадид — британского архитектора арабского происхождения. В 2014 году был признан лучшим зданием в мире, а это дорогого стоит! Здание напоминает инопланетный объект. Внутри комплекса находится библиотека, концертный зал и несколько этажей выставок.

Восток — дело тонкое...

Сказать, что комплекс — красивый, значит, ничего не сказать, это что-то невероятное, фантастическое, легкое и воздушное, волны, ветер, облака, белая птица… В мире нет другого строения, аналогичного комплексу Гейдара Алиева. Обязательно нужно увидеть этот комплекс!

В парке вместо деревьев — яркие арт-объекты: кролики, улитки, бабочки и еще много других интересных объектов, которые на зеленой траве газонов смотрятся просто очаровательно. Парк отлично гармонирует со зданием. Здание как бы парит над парком.

Восток — дело тонкое...

Дальше наша экскурсия продолжается по Бакинскому приморскому бульвару. Известный музей ковров. Музей не только собирает ковры, но и изучает все, что с ними связано, такой вот исследовательский центр.

В 2005 году на Приморском бульваре открыт Международный центр мугама, построенный в форме тара — персидского щипкового инструмента. Мугам — общее название крупнейшего жанра традиционной музыки Азербайджана. В комплексе имеется концертный салон на 350 человек, студия звукозаписи, помещения для репетиций, установлены бюсты известных исполнителей.

Есть в Баку и своя Венеция, расположенная на Приморском бульваре. Сеть разветвленных каналов была заложена на Бакинском бульваре еще в 1960 году. Общая протяженность каналов Южной Венеции 1350 метров, глубина — 1,3 метра. Вода в каналах — чистейшая.

Восток — дело тонкое...

На территории площадью 10 тыс. кв. метров раскинулись три больших острова и несколько маленьких отровков с растущими на них деревьями. Через канал перекинуто пять мостов. В Маленькой Венеции два чудесных ресторана. По каналам можно прокатиться на гондолах. Во время нашего посещения Маленькой Венеции гондол на каналах не было видно, может потому что мы там были утром, а может потому что — зима,

но они стояли наготове в определенном месте. Гондолами управляют гондольеры, которые регулируют движение не шестами, а джойстиком, подсоединным к мотору лодки. Конечно, не итальянская Венеция, но место очень красивое и романтичное.

Восток — дело тонкое...

Бакинский приморский бульвар — одна из достопримечательностей Баку. Что примечательно, здесь много не только туристов, но и бакинцев, сразу видно, что бульвар — любимое место отдыха горожан.

Бульвар очень ухожен, все здесь сделано с любовью. Бакинцы очень следят за чистотой своего города, а Приморского бульвара — в особенности. Что покрытие набережной моют с шампунем, здесь этим никого не удивить.

В 1998 году Приморский бульвар получил официальный статус Национального парка. А при Кабините министров даже существует специальное управление Приморского парка.

Восток — дело тонкое...

На бульваре очень много эльдарских сосен, которые выглядят так экзотически. Также здесь растут кипарисы, пальмы, баобабы, платаны, олеандры и маслины…

В Баку любят шахматы. В сентябре 2016 года здесь прошла 42-я шахматная Олимпиада, организованная ФИДЕ. На Приморском бульваре находится шахматная доска с большими шахматными фигурами, как символ шахматного Баку.

Восток — дело тонкое...

Вид с набережной на Каспийское море.

С городской стороны бульвара открывается вид на проспект Нефтяников, на котором расположено много достопримечательностей города. Это Дом Правительства.

Восток — дело тонкое...

И здесь же рядом, собственно на площади Свободы, расположен ультрасовременный отель Аbsheron.

Прямо из прибрежного бульвара можно попасть в Нагорный парк, либо на фуникулере, либо по лестнице. Фуникулер не работал, так что поднимались мы по лестнице, подъем совсем не утомительный.

Неподалеко от фуникулера находится композиция «Бахрам-Гур», представляющая сюжет из поэмы Низами «Семь красавиц», установлена в центре фонтана в 1958 году. Авторы — трое студентов-скульпторов. Памятник один из первых в Баку отлит из бронзы.

Восток — дело тонкое...

На самом высоком месте центральной части города в Нагорном парке находятся Пламенные башни. Их видно из любого места, но здесь они — рядом. Впечатляющее зрелище!

Башни Flame Towers — символ нового Баку. Башни отстроили за 5 лет: с 2007 по 2012 год. Ночью на фасаде запускают интересную анимацию с пламенем. Вся внешняя поверхность башен покрыта LED-экранами, что позволяет делать динамичную подсветку. Высота башен 190, 160 и 140 метров!

Восток — дело тонкое...

Прекрасное здание азербайджанского парламента — Меджлис.

Мечеть Шехидляр появилась в Баку в 1992 году. Полюбоваться на нее можно лишь снаружи, с 2009 года мечеть закрыта на реконструкцию. Для всех мусульман мечеть является важной частью религиозной жизни города.

Восток — дело тонкое...

В Нагорном парке располагается аллея Шахидов, на которой похоронены жертвы «черного января». Для азербайджанцев — знаковое место.

Вид на ротонду, в которой горит вечный огонь. Вдали — телебашня.

Восток — дело тонкое...

Со смотровой площадки открывается потрясающий панорамный вид на Баку. Непередаваемое зрелище!

С высоты прекрасно видно: Приморский бульвар имеет вид подковы.

Восток — дело тонкое...

Обращает на себя внимание строящееся сооружение, которое по форме напоминает цветок, а на самом деле это будет восьмиконечная звезда с языками пламени в центре. Этот символ является гербом Азербайджана.

Площадь государственного флага — относительно новая достопримечательность, построенная в 2007–2010 годах. Центральное место на площади занимает флагштог высотой 162 метра, на котором развевается флаг Азербайджана размером 70 на 35 метров и весом около 350 кг.

Восток — дело тонкое...

Будете в Нагорном парке, обязательно найдите на склоне горы валун с прямоугольным ответстием. Он находится здесь с 19 века, и, согласно поверью, обладает целительной силой.

Нагорный парк — один из лучших в Азербайджане. Здесь есть все для прекрасного отдыха: теннистые аллеи, обзорные площадки, широкие, причудливо извивающиеся лестницы… А три пламенные башни, видные с любого места парка, как бы парят над городом.

Восток — дело тонкое...

Аллея почетного захоронения — одна из культовых достопримечательностей Баку. Она располагается в нагорной части города неподалеку от Башен Огня, в некотором отдалении от главной части Нагорного парка. Аллея для захоронения наиболее значимых и известных людей Азербайджана была создана в 1948 году. 15 декабря 2003 года здесь был похоронен Гейдар Алиев.

А это могилы Муслима Магомаева и его деда, также Муслима Магомаева.

Сюда может прийти любой желающий и положить букетик известным людям.

Восток — дело тонкое...

Прогулка по Баку продолжается. Памятник Гусейну Джавиду установлен в 1993 году. Гусейн Давид — азербайджанский поэт и драматург, сыграл огромную роль в формировании азербайджанской литературы 20 века, автор целого ряда драматических произведений и трагедий. Его даже называют в Азербайджане «Шекспир Востока».

Парк Гусейна Джавида, расположенный перед Академией Наук. Парков в городе великое множество. По количеству парков, скверов, площадей с фонтанами Баку даст сто очков вперед многим столицам.

Здание Национальной Академии наук Азербайджана

И еще одно прекрасное место — Мардакянский дендрарий Национальной академии наук Азербайджана, в котором можно увидеть интересные растения и деревья. Раньше здесь находилась летняя резиденция Муртузы Мухтарова — нефтяного миллионера.

Есенин несколько раз был в Баку. «Не могу долго жить без Баку и бакинцев»- признавался Есенин друзьям. Последнее и самое длительное пребывание поэта на гостеприимной азербайджанской земле пришлось на конец июля — начало сентября 1925 года. Есенин поселился на служебной даче своего друга Чагина П.И., второго секретаря ЦК и главного редактора газеты «Бакинский рабочий». По поручению Кирова С.М., в то время руководителя Азербайджана, Чагин создал для Есенина «иллюзию Персии». И Есенин настолько влюбился в это место, что после написал известные «Персидские мотивы».

Восток — дело тонкое...

В Баку любят Сергея Есенина и гордятся тем, что Есенин жил здесь некоторое время. На территории дендрария в небольшом трехкомнатном павильоне располагается дом-музей Сергея Есенина.

Восток — дело тонкое...

Нельзя сказать, что здесь много действительно интересных экспонатов, но зато здесь немало картин и цитат из стихов Есенина, в том числе, написанных в Баку.

Здесь Сергей Есенин с Алиаги Вахидом, чей интересный памятник находится в Старом городе.

Экскурсия оказалась интересной, пронизанной любовью к поэту. И все это благодаря экскурсоводу — удивительной женщине-азербайджанке.

Восток — дело тонкое...

Мардакяны, поселок Шаган. Именно девушке с этого поселка, как утверждают бакинцы, Сергей Есенин посвятил стихотворение «Шаганэ, ты моя Шаганэ…». Чтобы пройти к древней башне, нужно пройти прямо по этой улочке, а потом повернуть налево.

На Апшеронском полуострове около 30 башен-крепостей. В отличие от средневековой Европы в апшеронских крепостях не было просторных внутренних дворов, жилых строений, все это находилось вне крепостных стен. Крепости предназначались не для постоянного проживания, а для временного убежища и обороны во время набегов чужеземцев. Именно такая Мардакянская крепость. Расположена крепость среди жилых домов. В вечернее время кроме нас и смотрителя башни, пожилого азербайджанца, никого не было.

Историки датируют башню 14–15 веком н. э. Высота башни — 22 метра, толщина стен внизу 2,1 метра, наверху — 1,6 метров, размер внутреннего двора 28 на 25 метров. Башня обнесена зубчатой крепостной стеной с круглыми башнями по углам и полубашнями посредине стен. Башня по высоте разделена на 5 ярусов, высота каждого яруса 3–4 метра. Винтовая лестница с крутыми ступенями, ведущая на верхние этажи, выложена в толще стены из крупных камней.

Восток — дело тонкое...

На крепостную стену тоже можно подняться по нескольким лестницам, выложенным в толще стены. Мы поднялись на крепостную стену. Ступеньки ну очень крутые, подъем даже на крепостную стену не из легких, так что на башню подняться мы не решились. Но и отсюда вид и на внутренний двор, и на окружающие окрестности впечатляет. И самое главное, поднявшись на крепостные стены, как-то даже забываешь, что на дворе 21 век, а не средневековье.

Вот и закончился первый день в Баку. А нас еще ожидает много интересного: Старый город, Гобустан, комплекс Гала, храм огнепоклонников Атешгях!!! А также продолжение знакомства с азербайджанской кухней и приятного общения с бакинцами — гостеприимными, радушными, любящими свой город.

Цикл материалов "Баку. Азербайджан"

1. Прогулка по старому городу
  2. Восток — дело тонкое...