В программе тура в один из дней было запланировано наблюдение за проходящим мимо поездом. В принципе ничего не обычного в этом нет, тем более это не какой-то супер скоростной состав или восстановленный старинный локомотив 19 века. Просто обычный поезд с единственной поправкой, что он является самым длинным действующим грузо-пассажирским поездом в мире.
Он курсирует между мавританскими городами Зуэрат и Нуадибу.
В красном кружке отмечен ещё один город Choum. Там мы планировали впервые увидеть данный поезд, но разминулись по времени.
Здесь удалось лишь сфотографировать самый короткий в мире грузовой поезд:)
На путях стоял полуразобранный старый локомотив.
Вот ещё один кадр из Choum. Как только мы остановились к нам начали подбегать мальчишки и стали предлагать французские булки.
Этот город с населением чуть более 2 тыс. человек находится в том месте, где граница между Мавританией и Западной Сахарой делает поворот под прямым углом.
Когда французские колониальные власти решили в начале 1960-х годов построить Мавританскую железную дорогу, то испанские колониальные власти Западной Сахары выставили условия, которые сделали прохождение дороги по ровному пустынному западносахарскому участку неприемлемым для французов.
Поэтому французские инженеры построили дорогу параллельно границе на французской территории, ради чего им пришлось пробить двухкилометровый туннель в сплошном граните.
Этот туннель теперь называют «африканским памятником европейской глупости». Ныне данный туннель не используется и 5-км участок железной дороги проходит по территории Западной Сахары, контролируемой военно-политической организацией Полисарио.
На снимке это мавританские военные, которых снимать категорически не рекомендуется:)
Отъехав от города на приличное расстояние мы начали искать место под палаточный лагерь. Солнце уже прощалось с днём и нами.
Чтобы не потеряться (дорог в этих краях нет) мы решили заночевать недалеко от ж/д путей (в метрах 400–500). Здесь и состоялось наше первое знакомство с поездом.
Под покровом ночи кто-то услышал вдалеке стук колёс. Часть группы в адреналиновом экстазе прыгнула в салон и кузов джипа. Не обращая внимания на кочки и овраги водитель давил на газ и мчал в кромешной тьме в направлении поезда.
Мы словно охотники, узнавшие, что единственный зверь наконец-то забрёл в наши края спешили к заветной цели. Если бы мы сразу увидели этот поезд днём, то конечно же сейчас не было так волнительно.
Все переживали, что больше не увидят этого рекордсмена. Нам повезло — мы застали половину состава, а могли вообще не успеть. Фотографии толком ни у кого не получились (но есть видео ниже).
Не знаю сколько таких поездов курсирует по мавританской железной дороге, но на рассвете мы увидели ещё один поезд, двигавшийся на горизонте в том же направлении, что и ночной (со стороны Нуадибу). Наблюдать пришлось уже издали.
Вот как раз здесь мы и зажигали ночью. Удивительно, как только при такой скорости (50–60 км) не перевернулась наша машина:)
Ну, и наконец, шесть часов спустя мы смогли полноценно вблизи встретиться с железнодорожной достопримечательностью не только Мавритании, но и всей Африки.
Началась песчаная буря, поэтому призрачный поезд появился очень эффектно.
Рады были даже наши водители. Некоторые из них снимали видео на телефон.
В основном в вагонах перевозят руду. Но можно увидеть, что в конце состава на ней сидят животные и люди. Скорее всего это безбилетники:)
За нормальные сидячие места приходится платить в обычном вагоне.
Через пол часа мы ещё раз догнали этот поезд. Он стоял в одном из населённых пунктов.
К последним вагонам съехалась куча машин.
В спешке шла разгрузка разных бытовых вещей.
Это не воровство, как подумал один из наших попутчиков, просто другого удобного транспортного сообщения через пустыню нет. Вот народ и использует по максимуму этот грузовой поезд ставший ещё и пассажирским.
Мавританская железная дорога состоит из одной железнодорожной линии длиной в 704 км. Она соединяет центр рудодобывающих шахт Мавритании, город Зуэрат с портовым городом Нуадибу.
Государственная организация Société Nationale Industrielle et Minière (SNIM) контролирует всю линию.
Длина поездов достигает 2,5 км, что делает их одними из самых длинных и тяжелых в мире. Во главе таких поездов обычно ставят 3–4 тепловоза General Motors 3300HP.
Они ведут поезд длиной от 200 до 210 вагонов, с 84 тоннами груза на каждом и некоторое количество вспомогательных вагонов.
Средний грузооборот дороги составляет 16,6 миллионов тонн в год.
Пассажирские перевозки осуществляются компанией ATTM Society, подконтрольной SNIM. Хотя пассажирские вагоны прицепляют к поездам, нередко пассажиры предпочитают ехать снаружи на крышах вагонов или в грузовых вагонах, расположившись прямо на руде. Источник
На видео ниже, запечатлены фрагменты, когда мы трижды встречались с поездом. На первом ролике он виден в движении от локомотива до последнего состава (которых я насчитал 185). Получается, что это ещё не самая максимальная загрузка. Но всё равно впечатляет, мимо нас рекордсмен проехал за долгих 3 минуты.
Раз уж речь зашла о поездах, вот несколько рекордов среди них
Самый быстрый рельсовый поезд: 3 апреля 2007 года французский поезд TGV POS разогнался до скорости 574,8 км/ч.
Самый быстрый поезд на воздушном подвешивании: 5 марта 1974 года французский поезд «L’Aerotrain 180 Haute vitesse» достиг скорости 430,4 км/ч.
Самый быстрый поезд на паровой тяге: 3 июля 1938 года на небольшом уклоне Стоук-Банк к югу от английского города Грэтем паровоз класса А4 № 4468 «Mallard» «Дикая утка» с составом из 6 пассажирских и одного динамометрического вагонов разогнался до скорости 202,7 км/ч.
Самый длинный и тяжёлый пассажирский поезд: 27 апреля 1991 года в Бельгии из Гента в Остенде одним электровозом был проведён пассажирский поезд из 70 вагонов. Его длина составила 1732,9 м, а общий вес был равен 2786 т.
Самое длинное путешествие на одном поезде: 10 214 км по маршруту Москва — Пхеньян.
Поезд, дольше всех не менявший своего названия и маршрута: с 1862 года по маршруту Лондон — Эдинбург курсирует поезд «Летучий шотландец».
Самый длинный и тяжёлый товарный поезд: 21 июня 2001 года в Австралии был проведён состав, загруженный железной рудой. Состав состоял из 682 вагонов, его вели 8 тепловозов, распределённых по длине состава. Масса груза составила 82 262 т, а общая длина поезда — 7353 м. Источник