Как я уже упоминал в самом начале повествования, главной целью всей азиатской поездки являлся Ангкор. Сейчас трудно представить, но еще 25 лет назад про него мало кто слышал. В 1992 году в Камбодже закончилась война, Ангкор был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, в храмах начались реставрационные работы. Вот с тех пор и берет начало стремительно растущая известность комплекса. В 2001 году вышел фильм про Лару Крофт с Анджелиной Джоли, он не только сделал Джоли звездой, но и придал новый импульс туристической привлекательности Ангкора.
Вот несколько сухих фактов:
— Город был основан в начале девятого века.
— Жилые дома строились из дерева, и со временем полностью исчезли. Сохранились храмы, башни, некоторые стены, бассейны, для создания которых использовался туф и песчаник (с плато Кулен).
— Все каменные постройки возводились без использования связующих растворов, лишь путем замковой сцепки вытесанных блоков.
— Ангкор в период расцвета был самым крупным городом на планете, по оценкам ученых, в нем жило порядка миллиона человек.
— Ангкор Ват (самый большой храм комплекса) является самым большим культовым сооружением в мире, включая современные.
— Город был захвачен тайскими (сиамскими) войсками в середине пятнадцатого века. Тайцев в течение нескольких лет оттуда выбили, но Ангкор с тех пор постепенно обезлюдел, столицу перенесли в Пном Пень, а джунгли сделали свою работу — фактически покрыли все постройки сплошным слоем растительности.
— Новое «открытие» комплекса произошло лишь спустя четыре сотни лет, в 1861 году.
Теперь несколько практичных аспектов.
Ближайший город к Ангкору — Сием Реап, с аэропортом и множеством отелей. Все маршруты начинаются оттуда. Перед туристом стоит проблема выбора транспорта (пешком практически исключается) — такси (автомобиль), тут-тук (мопед, соединенный с кибиткой) и велосипед. Путем многолетних утрясок и оптимизаций создано два основных маршрута — Малый и Большой круги. Есть множество храмов, выпадающих из этих кругов, их осматривать можно, самостоятельно составив маршрут или положившись на советы бывалых. Для начала следует сопоставить масштабность планов с реализмом возможностей, учесть имеющееся время, а также расставить приоритеты, решив, что важнее — подлинный исторический интерес, «максимальное покрытие», фотки «Я и Ангкор», учесть возможный религиозный аспект (в Анкоре индуизм и буддизм соседствуют практически впритык, многие храмы или их фрагменты — действующие) и т. д. и т. п. Для въедливых фотографов нелишним будет учесть положение солнца в течение дня и планировать маршрут так, чтоб солнце было позади (в интернете хватает статей с указанием предпочтительного времени посещения каждого храма) Максимальный туристический интерес представляет Малый круг, здесь сосредоточены самые пиково-привлекательные места. Большой круг интересен почти так же, но тамошние названия храмов менее волнуют слух усредненного туриста. Каждый круг рассчитан так, чтоб максимально расслабленный посетитель смог осмотреть его за день, учитывая необходимость покушать и время от времени слегка отдохнуть в тенечке. В режиме нон-стоп оба круга доступны для совмещения их в один день, но этого делать не стоит — слишком утомительным окажется предприятие, на выходе останется лишь усталость, все эмоции сотрутся.
Поскольку я пишу не руководство по осмотру, а лишь свой отчет, то и аргументация в выборе — лишь моя собственная, ни в малейшей степени не хочу называть свои решения более правильными, чем любые другие. Итак, после поездки на плато Кулен у нас имеются два дня. Отбрасываем наблюдение за рассветом и закатом, т. к. особого интереса к этому не испытываем. Отбрасываем дальние храмы, т. е. укладываемся в два круга. Вопреки обычаю, решаю начать с Большого круга, аргумент — пусть впечатления идут от меньшего к большему, т. е. нарастают (читал многие отзывы, где люди пишут, что на второй день все храмы сливаются в малоразличимые развалины). Транспорт — Тойота Камри, с кондиционером и англоговорящим водителем. В конце предыдущей части мы расстались с водителем Сопхоном на грустной ноте (у его друга утонула 4-хлетняя дочь). Где-то в подсознании тлело смутное предположение о возможной разводке, но оно, собственно, ничего не меняло.
Утро, завтрак (очень неплохой), в 9:00 у нас встреча. Вместо Сопхона прибыл другой парень, представился как Бон (Сопхон просто не мог оставить друга в таком положении). Что ж, вполне ожидаемо. Бон — двоюродный брат Сопхона, чуть моложе, чуть менее хорошо владеет английским, застенчив. Все остальное полностью соответствует нашим договоренностям. Сначала едем в тикет-офис. Билеты на 2 дня и 3 дня стоят одинаково — 40 долларов на человека, представляют собой карточку с фотографией посетителя (фото делается тут же и входит в стоимость). Проверка билетов — у входа в каждый храм. Теперь едем собственно к храмам.
Алгоритм действий такой — Бон подвозит нас ко входу, по пути немного рассказывая что знает, высаживает и ждет нашего возвращения. Постараюсь в отчете не злоупотреблять количеством картинок, ограничусь лишь основными, передающими суть, да теми, что посчитал удачными. В описаниях также буду придерживаться лаконичности.
Так выглядит типичный камбоджийский тук-тук, на котором туристов возят по Агкору:
Первый храм на нашем пути — Прасат Краван (Prasat Kravan):
2
Храм индуистский, невзрачный с виду. Главное его достоинство — хорошо сохранившиеся барельефы на кирпичных стенах.
3
Осмотр его не занимает много времени, испытываю даже некую неловкость, так рано покидая место. Едем дальше. Глядя из прохладного уюта машины на обгоняемые тук-туки (пыль, жара), еще раз понимаем правильность выбора. Впрочем, лично я, возможно, и не заметил бы неудобств, будучи пассажиром тук-тука, всё в большей степени зависит от привычки к комфорту, чем от кошелька (разница в стоимости не очень велика). Читал множество рекомендаций о том, что велосипед брать категорически не следует, лично я примерил это все на себя и пришел к выводу, что вполне мог бы воспользоваться и велосипедом, будучи один или с единомышленниками, главное — иметь физическую выносливость, кепку с козырьком, солнцезащитный крем, очки и рюкзачок с водой. Также стоит учесть, что тебя будут обдавать пылью, а одежда станет мокрой от пота в первые же минуты. Следующая остановка Бантей Кдей (Banteay Kdei). Это буддистский храм, сохранность ниже средней (не очень качественный песчаник был применен при строительстве), обнесен стеной. Очень употребимый архитектурный термин в здешних местах — гопура, это башня над входными воротами.
5. Если вам что-то говорит слово Авалокитешвара, то его ликами украшена ближайшая к дороге гопура Бантей Кдей:
3
Храм не из маленьких, народу не очень много, впечатления после предыдущего возрастают, хочется фотографировать чуть ли не каждый камень.
Апсары. Их в превеликом множестве можно увидеть практически в любом храме Ангкора:
2
Танцующаяя апсара также один из самых распространенных сувениров в Камбодже.
Как уже упоминал, Бантей Кдей — плохо сохранивший храм:
1
Любимое туристами сочетание — камень и корни (я тоже такое люблю):
4
4
4
Львы и змеи (наги) — также лейтмотив многих храмов:
5
Покидаем Бантей Кдей. Здесь же, через дорогу, находится еще одна известная достопримечательность — Сра Сранг. Это, наверное, единственное место из Большого круга, о котором я слышал ранее (наверное, просто название запоминающееся?). И это не храм. Сра Сранг, возможно, самый большой в мире бассейн для купаний, размеры его, по данным википедии 700×350 м, Бон назвал другие размеры — 900×500. Не знаю, чему верить больше (видимо, википедии), но размеры и вправду внушительны. Есть некоторые данные, что в центре бассейна находятся развалины небольшого храма, которые видны в период особых засух.
Сра Сранг, основной подход к водоему:
3
Находим дремлющего Бона и едем дальше.
Небольшое отступление, может, кому пригодится. Храмов много, названия непривычны, фотографий предполагается великое множество. Разбор снимков отложен на потом (времени нет). Как, спустя неделю-другую, не запутаться в том, где что изображено? Я придумал для себя такой способ, возможно, он распространен, просто я не знал. Перед посещением каждого нового храма я фотографировал карту, пальцем указывая на ней нужную точку. Затем эти кадры играли определяющую роль. Следующая остановка — Пре руп (Pre Rup). Это индуистский храм, представитель семейства «храм-гора». 1
Не я первый, не я последний, кто замечает большое сходство таковых храмов Камбоджи с пирамидами майя на Юкатане.
5
В дальнейшем мы увидим храмы, в еще большей степени похожие на майянские.
Центральная башня на вершине:
3
Вид сверху:
4
Львы:
4
Местная фауна:
4
Храм-гора не требует много времени на осмотр, скорее нужна выносливость, чтоб подняться к вершине. Возвращаемся, находим Бона с Тойотой и едем дальше, в сторону Восточного Барая. Это искусственный водоем впечатляющих размеров (более 7 км в длину, 1,74 км в ширину, и примерно 5 м в глубину). В отличие от Сра Сранг, этот Барай служил городским водохранилищем, и также использовался для оросительных целей. Сейчас он полностью пересох. В центре водоема был остров, на котором расположен храм, Восточный Мебон (East Mebon). К нему мы и подъехали. Восточный Мебон (индуизм) напоминает храм-гору, но не относится к ним. Дело в том, что после высыхания водоема он стал возвышаться над окружающим ландшафтом в большей степени, чем при строительстве.
Восточный Мебон:
2
Центральную платформу храма по углам украшают цельновысеченные слоны:
5
Башни и вход на центральную платформу:
4
Традиционно применяемые в настоящее время во всех комплексах Ангкора подпорки:
1
Здесь, как и во всех храмах, множество хорошо сохранившихся барельефов и прочих элементов декора. Есть слепые двери и окна, есть оригинальная отделка проемов. Жаль, отчет не может вместить (может, но станет неудобоваримым) всех картинок… Что ж, покидаем Восточный Мебон, едем к следующему пункту — Та Сом. Это буддийский (или буддистский? похоже, правильны оба написания) храм, необычайно привлекательный, несмотря на небольшие размеры.
На входе (с запада) — привычные ворота с гопурой и четырьмя ликами:
2
Проходим концентрические строения:
2
Еще одна гопура:
2
Вид внутренних строений:
2
Балюстрада с барельефами:
3
Часть построек сильно разрушена. Еще одна из гопур:
3
Начали мы осмотр с запада, последняя гопура на пути — восточная, она особенно хороша в сочетании с вросшим в нее деревом:
4
6
А это она справа:
4
Корни и камни:
4
Фотографировать это можно бесконечно во множестве ракурсов. Надо остановиться. Проходим сквозь все строения, через западные ворота выходим к дороге, машина ждет, едем дальше. Бон объявляет — Ник Пин. (Neak Pean). Высаживаемся и идем дальше пешком. Впечатлений уже выше крыши, каждый храм непохож на предыдущий, кажется, что скоро это все сольется во что-то одно. Но нет, очередное место все так же удивляет. Ник Пин — буддийский храм, поначалу строившийся как индуистский. Идти к нему надо по помосту через болото, которое и само по себе имеет определенную привлекательность:
7
Кувшинки (или закрытые в дневную жару бутоны лотосов? я плохо различаю):
6
Ник Пин имеет святилище посредине круглого острова
3
Солнце здесь светит против объектива, как ни крутись, дело в том, что остров не обойти, доступна только северная сторона. Водоемы расположены крестообразно. Считается, что храм этот имел медицинское назначение, как гласит одна из надписей, местные воды «смывают грязь грехов и больные возвращаются исцелёнными». Бассейны выглядят несколько запущенными, возможно, это просто мы застали их в неудачное время.
Не знаю, что изображают эти скульптуры, но я увидел двух резвящихся дельфинов (понимаю, что дельфинам там неоткуда взяться):
3
Снимать тут кувшинки (или лотосы) — полная благодать. Есть всяческие стрекозы. Есть живописные пни, погибшие деревья, которые придают пейзажу очарование… Но, как всегда бывает, надо идти. Мы никуда не опаздываем, Бон будет ждать столько, сколько нужно, однако, мы уже запутались, сколько храмов осталось на сегодня, а комплекс закрывается вроде в 17:00 (как потом выяснили, это не совсем так, закрывается только на вход). В общем, находим машину, едем к следующему месту, Бон извещает нас, что это будет на сегодня последний пункт. Подъехали, высадились, этот храм проходим насквозь, Бон будет ждать на другой стороне. А храм называется Преа Кан (Preah Khan). Он огромен. Собственно, это не совсем храм, когда-то тут был буддийский университет. Его тоже постигла участь переделки, из буддийского в индуистский, не обошло стороной и разграбление (вспомним головы дэв), в том числе ценности втихаря вывозились и некоторыми «археологами». Также многие фрагменты этого храма хранятся в музеях Камбоджи. Первое, что мы видим — длинная аллея со столбами:
1
Проходим ее, далее попадаем на мост с нагами. Наги — это мифические змеи с человеческим торсом, здесь их длинные тела с одной стороны моста держат дэвы — индуистские полубоги, а с другой стороны — асуры (демоны). В общем, сложно это все, углубляться в мифологические корни, пожалуй, не буду. Лишь отмечу, что дэвы, держащие длинных нагов — очень распространенный в Ангкорской архитектуре сюжет. Практически у всех фигур отбиты головы. Бон сказал, что это «кмер руж» продавали их за границу, нужна была валюта. Не уверен, но точку зрения изложил.
Мост с дэвами и нагами:
1
Мост упирается в стену с воротами (очень похожими на ворота Ангкор Тома). Входим внутрь.
Во дворе видим симпатичный флигелек (т.н. «дом с огнем» — приют для странников):
3
Проходим двор, упираемся в новую стену с гопурами, за ней будет еще — привычная уже концентрическая система окружений, здесь их четыре. В это время дня солнце уже не в зените, многие симпатичные виды Преа Кана — против солнца или в тени.
4
Деревья, придающие очарование храмам Ангкора, в то же время являются их могильщиками:
3
5
Двухэтажное строение в неожиданном здесь античном греческом стиле:
6
Барельеф с апсарами:
6
В самом центре всех концентрических построек находится главное святилище, раньше здесь стояла статуя Авалокитешвары, сейчас стоит ступа:
3
Корни, куда ж без них:
4
Среди изображений и барельефов очень распространены воины-охранники с мечами.
Здесь они стоят в виде отдельных статуй. На фронтоне видим, что кхмеры, в отличие от майя, были знакомы с колесом:
3
Один из двориков:
3
К выходу идем по мосту с уже привычными нагами и дэвами, одна голова здесь неплохо сохранилась:
5
Все, на сегодня план по осмотрам выполнен, большой круг покорен. В город ехать, как я понял, глядя на карту, Бон собирается через Ангкор Том, насквозь. Я спросил — да, действительно, так короче. Показываю, что я закрою глаза руками, чтоб не видеть то, что видеть должен завтра. Бон смеется и предлагает поехать в объезд.
— Не стоит, езжай так, — успокаиваю я. Проезжаем сквозь северные ворота, дорога действительно идет ровно по центру Ангкор Тома, я стараюсь не смотреть по сторонам. Впрочем, стайку обезьян заприметил, надеюсь, завтра опять увижу. После выезда из Ангкор Тома слева виден Ангкор Ват. Ладно, это все завтра.