Русе я увидел почти случайно. Приехав поздно вечером из Бургаса, должен был уже очень утренним автобусом, (5.40) выехать в Бухарест. Неправильно установленный будильник не разбудил меня, и я получил несколько свободных часов до следующего — как раз, чтобы осмотреть эту дунайскую жемчужину. В последнем определении — только часть иронии. Город не то, чтобы завораживающий, но внимания достоен.
С стороны автовокзала Русе тянется километра на три бульвар Царя-Освободителя. Такие бульвары есть во многих городах Болгарии — и имя царя не называется, по умолчанию известно, кто это. Но на всякий случай скажу — Александр II.
Сам бульвар, однако, не представляет собой ничего особо живописного.
Надо чуть поработать ножками (ленивые могут дождаться автобуса, впрочем), чтобы дойти до места, где бульвар приводит к небольшому, но центру.
Не гламур, правда? Но это не туристический, а скорее промышленно-транспортный город, настоящая Болгария, а не витринный суррогат Золотых Песков.
Впрочем, тишина и спокойствие этого субботнего утреннего города обманчивы — приграничное положение и статус речного порта на все еще судоходном Дунае позволяет Русе существовать куда лучше, чем среднестатистическая болгарская провинция. Просто болгары не любят вставать рано, а потому гуляя по историческому центру
я видел немного людей. Тишина, осенние листья и улицы периода восстановления болгарской государственности — конец XIX века. Небольшая «старая» часть города вполне достойна внимания — несколько бульваров, архитектура рубежа XIX—XX вв.
Здесь не будет проблемы найти место, чтобы посидеть за чашечкой кофе — болгары вообще очень ценят этот напиток, причем не в его стандартизированном американском варианте- а в изначальном, который их предки заимствовали от турок-османов, когда в Европе еще не знали этого вкуса.
Исторический Центр очень небольшой, и даже если бы по нему ходил транспорт, он бы особо не понадобился.
пересечь это наискосок заняло полчаса самым прогулочным шагом, дальше тропинка выводит на высокие холмы над Дунаем. Я советую не ленится, и пройти чуть дальше — можно выйти на высокий и крутой берег, огороженный забором. Через забор можно фотографировать.
1
Какое-то предприятие речного транспорта.
Ну собственно, вот — река с индоиранским именем на границе славянских земель. Мне кажется, красиво. На другом берегу — Румыния.
Рядом — памятник болгарским моряками. Что интересно, в городе за сколько-то сот км от моря. Ну, и русский флот когда-то под Воронежем строился.
Возвращаемся в Центр — это займет минут пять-семь. Вот героиня неизвестного мне произведения мрачно смотрит на стенд
Кстати, в Русе есть и «памятник русофилам» — речь идет о болгарских офицерах-русофилах, служивших в российской армии и погибших при освобождении Болгарии. Я до него не добрался-он на окраине (точнее на дороге Русе-Варна, фото можно найти в интернете).
Русе, хотя и выглядит немного неухоженным, но по своему красив.
Осенне-лиственно. В ресторане у гостиницы пели с жутким макцентом Малинина. На рынке продаются свежие фрукты и рыба.
Рекламируются «булчински рокли», то есть «свадебные платья». Да, «булка» по болгарски «невеста». Межъязыковая омонимия славянских языков и не такие чудеса дает.
Как часто бывает, ночная жизнь расположена в основном не в историческом квартале-либо на берегу Дуная (есть, к слову, круглосуточный плавучий ресторан), либо ближе к жилым кварталам и вокзалам. Зато в центре меньше народа.
Даже если вы отстали от автобуса, как я, застрять в Русе надолго невозможно — как говорилось чуть выше, это транспортный узел, и поезда-автобусы-маршрутки ходят в другие горда постоянно — добраться можно и до почти любой точки Болгарии, и в недалекий Бухарест, куда вас предложат довезти аж четыре транспортных фирмы, не говоря про частников.
Хотел бы, чтоб было чуть больше времени на изучение города, но увы-мой автобус ждал ровно в 12.45. Так что, до встречи, исторический музей Русе, надеюсь, что попаду в следующий раз.