На Кипр я собиралась долго и слышала о необходимости ехать туда уже очень давно и не один раз. С момента одной московской встречи, которая произошла три года назад. За это время я многое читала об острове, смотрела фотографии, узнала о том, что Кипр в апреле — это цветущий рай, а в ноябре там бархатный сезон, но время шло, и вот уж не только третий апрель остался позади, но и третий ноябрь стал намекать, что вот-вот уже закончится. И я сдалась. Вы не думайте, я не из собственной противности сопротивлялась, просто все бывалые киприоты убеждали меня в один голос, что без автомобиля на Кипре делать нечего. А где я и где автомобиль? Был запасной вариант — воспользоваться услугами гида, но старая привычка путешествовать только вдвоем с сыном без всякого руководства и абсолютно свободно и самостоятельно входила в диссонанс с этой возможностью.
Однажды, как и много раз до этого дня, я снова спросила Ростика: «Ну что, может, съездим на Кипр?» И вдруг в подтверждение и собственного желания, получила и от сына положительный ответ. Звезды сошлись, билеты куплены мгновенно и очень дешево, т. е. все, что я могла сделать для осуществления поездки, я сделала. Все остальное от встречи в аэропорту и поселения нас в апартаменты до составления плана поездки было благополучно переложено на плечи нашего гида. С этого момента подготовке к поездке я выделила всего несколько минут на написание Артему пары писем на тему: «какая в декабре обычно погода» и «есть ли в квартире тапочки» и со спокойным сердцем погрузилась в пучину работы. Вы спросите: «Разве можно вот так доверять чужому человеку?»
— Ну, какой же он чужой, — отвечу я вам, — конечно, можно!
В результате своей пассивности в вопросе подготовки, даже то, что мы будем жить на севере Кипра, а не на юге, я узнала только после того, как мы подозрительно долго ехали из аэропорта до места проживания)
Вы спросите, что же такого полезного для самостоятельного путешественника я могу рассказать, если все путешествие провела под опекой гида?
Во-первых, первый полезный совет я уже дала. Если вы не имеете возможности взять автомобиль в аренду, ни в коем случае не отказывайтесь от поездки на Кипр, а воспользуйтесь услугами гида. Если вы не еще не поняли о ком я, обращайтесь за контактами.
Во-вторых, для экономии собственных денег мы все же совершили несколько самостоятельных поездок на общественном транспорте и некоторый опыт, которым я спешу поделиться, мы все же приобрели. Но, обо всем по порядку.
Первый день, как и предвещал прогноз, принес нам тучи, внутри которых прятались дождь и град.
Но об этих сюрпризах мы узнали только потом, когда после посещения Кирении
отправились покорять вершину, на которой уже много веков гордо парит над Кипром замок Буффавенто.
Где-то посередине подъема оба этих природных явления спустились с туч нам на головы, спины и прочие части тела, вымочив до нитки и успокоившись как раз в тот момент, когда мы достигли замка. После этого мы вздохнули с облегчением даже несмотря на то, что шикарные виды были скрыты туманом. Я очень люблю туман и давно не могла его нигде застать)
Второй день не был ознаменован приключениями, но был красив, начиная уже с завтрака в фермерском ресторане
Автор фото - Артем Черепанов
и весь так и прошел под знаком красоты. А как иначе? Ведь мы посетили деревни Какопетрия
прогулялись по сказочному лесу к водопаду,
а еще была долгая дорога в горах с захватывающими дух видами.
Третий день неожиданно превратился из экскурсионного в самостоятельный. И Артем, и прогноз погоды в один голос заверяли о благоприятном стечении погодных обстоятельств, но в тот конкретный момент наблюдалось очень явное стечение воды с неба, и с моим счастьем я решила, что все же лучше сегодня повернуть назад. Так вместо Пафоса мы оказались в Никосии.
В двух словах об этом городе не рассказать, займусь этим в следующий раз, а сейчас расскажу о том, как мы туда добирались. С общественным транспортом на Кипре вообще все обстоит не просто, а на северном Кипре и того сложнее.
Так нам казалось до того, как мы совершили первую поездку. Судите сами. В отличие от Кипра европейского, сайта общественного транспорта на севере нет. Расписания на автовокзалах в открытом доступе тоже большой дефицит. По слухам последний автобус откуда-либо отправляется очень рано, т. е. риск опоздать на него достаточно велик. Но нам ли пугаться таких препятствий? Несколько советов Артема заменили часы домашней подготовки, и мы отправились в путь. Вот как это было.
В большое открытое окно на станции в Гизельюрте пышнотелой добродушной даме восточной внешности протягиваю деньги и произношу заветное слово — Лефкоша. Именно так по северокипрски называется Никосия.
С топонимикой на Кипре особая история. Каждый населенный пункт имеет не меньше, чем три названия, которые, в том случае если вы туда собираетесь, совсем не лишним будет выучить. Поскольку на южную сторону мы самостоятельно не собирались, нам с Ростиком достаточно было освоить по два названия. К концу поездки так привыкли к турецким, что слово «Никосия» уже резало слух.
Так вот. Добродушная дама указала пальцем на автобус, водитель которого через минуту протяжными криками «Лефкоша, Лефкоша» собрал в него пассажиров, включая нас, и мы тронулись в путь. Водитель билеты не проверяет и не продает за исключением случая, если вы сели в автобус после проверки контролера. Если на билете не предусмотрен отрывной контрольный талон, при выходе из автобуса его нужно будет вернуть водителю.
Полдела сделано. Не считая прогулки по городу, на которую у нас есть часов пять, остается только уехать обратно. Если не каждый самостоятельный путешественник доберется до Гизельюрта, то уезжать из Никосии придется многим, поэтому остановлюсь и на этом моменте подробно.
Практически в любом направлении из Никосии можно уехать из центра — от Киренийских ворот. Для этого только и нужно, что вовремя увидеть нужный приближающийся автобус и подать знак водителю о необходимости остановки. Для этого нужно иметь хорошее зрение и неплохую реакцию, так как иногда автобусы проезжают мимо достаточно быстро) Так, когда мы ехали уже в другой день в Фамагусту,
пару автобусов в нужном направлении просто проехали мимо, причем по дальней полосе. Остановить их никак не представлялось возможным. Водитель третьего автобуса, остановившийся, чтобы высадить пассажиров, не хотел нас сначала брать. Но потом видно сжалился, и мы выяснили, в чем дело. Просто он заканчивал маршрут, и, сделав круг, довез нас до автостанции, с которой отправлялся следующий автобус. Я отметила ее на карте, она оказалась совсем рядом с воротами Кирении, и уезжать в Фамагусту лучше оттуда.
В Никосии есть еще одна автостанция, где поиск автобуса значительно облегчается. На каждое направление существует свой тикет-офис, где вам продадут билет и скажут в какой автобус садиться.
И в Фамагусту, и в Кирению автобусы приходят в самый центр и сориентироваться там достаточно легко. Вот так, несмотря на отсутствие сайтов и расписаний, мы легко и непринужденно попутешествовали по городам северного Кипра. Эта особенность кипрского транспорта только придала более ярких красок нашей поездке и ежедневное совершение этих незамысловатых действий стало еще одной ее достопримечательностью. Чего стоит только одна поездка из Фамагусты в Никосию, когда водитель полдороги зазывал пассажиров, смешным голосом выкрикивая в микрофон все те же заветные слова «Лефкоша, Лефкоша». Если бы я уже не находилась в автобусе, точно бы поехала с ним, даже если бы мне вовсе туда не нужно было.
Кроме автобусов мы пользовались также такси. Таксисты адекватные и честные, цен не ломят, туристов не обманывают. Благодаря их услугам мы увидели дальний район Кирении — Беллапаис
и съездили из Фамагусты к монастырю Святого Варнавы
и к остаткам древнего города Саламис.
В каждом из трех посещенных нами городов есть туристические офисы, где можно бесплатно взять карту и всевозможные буклетики. Интересно, что в Никосии нам выдали карту только половины города, поскольку фактически она расположена на территории двух стран. Это разделение — печальная страница истории Кипра, породившая, однако, еще один аттракцион — пешеходный переход границы. Фотографировать его, конечно, нельзя, но как оказалось, если очень хочется, то можно.
Если захотите повторить, учтите - снято телевиком)
Очередь если и бывает, то идет быстро, штампов в паспорт не ставят.
Раз станы на Кипре две, стоит упомянуть о валюте. На юге ходит ничем не примечательный евро, на севере — турецкая лира. Лира примечательна только тем, что желательно иметь ее в наличии. На севере евро к оплате принимается, но часто по очень невыгодному курсу. Исключение составляют супермаркеты, которые можно использовать вместо пунктов обмена валют — рассчитываетесь в евро, сдачу получаете в лирах. Евровой картой на севере тоже рассчитываться не стоит (не считая супермаркетов, конечно), это сделает покупку еще менее выгодной.
Кстати, хочу похвастаться. Возможно, я первая, кто не только оценил насколько интересен и увлекателен Кипрский словарь (для тех, кто не знает — это первая книга Библиотеки Туристера), но и испытал на себе его пользу. В частности, мы пользовались координатами достопримечательностей, вбивая их в приложение maps.me.
Вот, кажется, и все полезные подробности, рассказанные нам Артемом и проверенные нами в действии. А мы, конечно, доехали и до Пафоса, застав его во вполне благодушном погодонастроении, что позволило нам совершить незабываемый поход по тропе Афродиты,
и прокатились вдоль побережья, сполна насладившись окружающими красотами.
В последний день нас ожидал самый длинный и приятный трансфер в аэропорт из всех, что бывали раньше.
Кипр, в лице Артема не отпускал нас и показал Лефкару,
монастырь Святого Иоанна Лампадиста,
накормил вкусной чурчхелой! и сезонным блюдом — кипрскими грибами!, а под конец дня приготовил настоящий подарок — танец диких фламинго…
Вот такой получилась наша поездка. Несмотря на то, что наш тур назывался «Весь Кипр» и был дополнен нашими самостоятельными выездами, мы увидели только малую толику кипрских богатств. Вернемся ли, чтобы продолжить знакомство? А что еще остается?)
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм