Эта поездка в Португалию была не первой, в 2010 году Лиссабон и ближайшие окрестности осмотрены довольно подробно. Поэтому на несколько дней в Лиссабоне планов жестких не было. Подруга, живущая в Германии, беготню по достопримечательностям по списку не приветствовала, собирались просто погулять в удовольствие. В Синтре я была, поэтому решили поехать в ближайший пригород Лиссабона — Келуш, который входит в агломерацию Большой Лиссабон и расположен на полпути к Синтре. Добираться очень просто — автобусом или электричкой с вокзала Россио. Мы поехали электричкой, вокзал был недалеко, а проезд оплачивается тем же проездным, что и метро. Ехать минут 15–20 до станции Queluz-Belas.
Сам по себе город ничего особенного не представляет, застройка малоинтересная. Людей на улицах мало, видимо все на работе в Лиссабоне.
Здесь особенно заметно, как «почернела» Португалия за последние годы.
Мы поехали сюда, чтобы посмотреть основные достопримечательности этого небольшого городка — национальный памятник Португалии — Национальный дворец Келуш и парк. Расстояние от станции до дворца чуть больше километра: сначала по Av. António Ennes, затем по Av. República попадаешь на просторную площадь перед дворцом.
Слева большую территорию занимают военные, по непроверенным данным это зенитный полк.
На площади стразу обращаешь внимание на здание, похожее на церковь. Это исторический отель — Hotel da Pousada de Queluz, который имел очень важное значение для жизни страны в восемнадцатом и девятнадцатом веках. Как я поняла, здесь когда-то размещалась королевская гвардия.
На противоположной стороне площади — невысокое, довольно длинное розовое здание — дворец Келуш, построенный в XVIII веке для португальских королей династии Браганса. Как и большинство достопримечательностей Португалии, здание выглядит… несколько потрепанным. Дворец знал лучшие времена, когда в Португалию из колоний ручьем текло золото. Его называли португальским Версалем, что, на мой взгляд, несколько преувеличено. Масштабы не те.
На площади стоит памятник Марии I, первой правящей королеве Португалии. В Португалии её называли Марией Благочестивой, а в Бразилии — Марией Безумной. История этого дворца связана в первую очередь именно с Марией I, поэтому и разговор о ней.
Начнем издалека: жил был король Жозе I, тот самый, конная статуя которого стоит на площади Коммерции в Лиссабоне.
Хоть и называли его Реформатором, но любил он больше охоту и оперу, а страной фактически правил маркиз Помбал, не мешая королю Жозе жить в свое удовольствие. Была у короля проблема — из восьмерых его детей выжили только четыре девочки, т. е. не было наследников мужского пола. Поэтому Жозе I объявил наследницей престола свою старшую дочь Марию, которая получила титул принцессы Бразилии.
А еще был у короля Жозе I братик дон Педру, тремя годами моложе, такой же любитель охоты. Вот за дядю и выдал Жозе I дочь Марию, добившись у папы Римского разрешения на такой близкородственный брак. Несмотря на разницу в возрасте в семнадцать лет, брак оказался счастливым, у пары было шесть детей. Через семнадцать лет после заключения брака папа Жозе умер, Мария стала королевой Португалии Марией I, а муж её Педру — Педру III, королем-консортом. В дела государственные Педру не вмешивался, занимался любимыми делами — охотой и религиозными учениями, так как был очень религиозен.
Ну, а Мария была не так проста! Как только пришла к власти, тут же уволила премьер-министра, реформатора маркиза Помбала, который восстановил Лиссабон из руин после страшного землетрясения 1755 года: слишком много власти он имел при папе Жозе I. Как я поняла, это по его совету Марию выдали замуж за дядю.
Дворец Келуш начали строить в 1742 году еще для дона Педро Браганса, а если точнее, перестраивать под руководством архитектора Матеуша Висенте де Оливейра небольшой дворец маркизов Кастело Родриго. Строили дворец почти до конце XVIII века, это было одно из последних зданий в стиле рококо, построенных в Европе.
Цветом на схеме выделены помещения дворца, куда открыт доступ для посетителей.
Вход во дворец вот через эти ворота, там справа билетная касса и можно взять план территории, который пригодится, когда будете гулять по парку. Открыт дворец ежедневно с 9–00 до 18–00, билет стоит 8–50 евро. Больше информации о дворце Келуш и другим дворцам района Синтры на сайте https://www.parquesdesintra.pt/.
В помещения дворца попадаешь через Тронный зал, самый большой из трех парадных залов дворца. Он построен по проекту и под руководством архитектора-француза Жана-Батиста Робильона.
В Тронном зале зеркальные стены, а потолок поддерживают позолоченные кариатиды. Летом, когда Мария и Педру жили во дворце, в зале проходили приемы и устраивались вечера. Потом, когда чета стала королевской, в зале поставили трон для официальных приемов, отчего он и называется Тронным. Здесь же детей крестили и с почившими особами из королевской семьи прощались. Это было удобно — к залу примыкает часовня.
Часовня — это очень важное место во дворце. Королевская семья была религиозной, службы проходили несколько раз в день. К сожалению, в часовне шла реставрация, сфотографировала, что смогла.
Идем дальше: к залу также примыкает Музыкальная комната, одно из самых старых помещений дворца. Здесь проходили концерты и музыкальные вечера, которыми дворец был знаменит. У стены стоит рояль в стиле ампир с золотыми инкрустациями, а над ним — портрет Марии I.
В следующей комнате на стене портрет короля Португалии Мигеля I, внука королевы Марии I.
Далее идут несколько комнат личных покоев Марии Франсиски Бенедикты, принцессы Бразильской. Бенедикта — это младшая сестра королевы Марии, урожденная принцесса Португальская.
Когда принцессе Бенедикте было тридцать лет, её выдали замуж за пятнадцатилетнего племянника — инфанта Жозе, старшего сына сестры Марии. Через три дня после свадьбы умер король Жозе I, новой королевой стала сестра под именем Марии I. Инфант Жозе стал наследником престола, Бенедикта тоже наследницей, и получила, как полагалось, титул принцессы Бразилии.
Но королевой Бенедикте стать не довелось, молодой муж умер через десять лет после свадьбы, откуда здоровые дети от таких браков? Она стала вдовствующей принцессой Бразильской и с этим титулом дожила до 83 лет.
Но вернемся к королеве Марии I. В 1786 году её муж король Педру III умер, это отразилось на психическом состоянии королевы Марии. Она была морально сломлена, запретила все развлечения при дворе, а все государственные публичные мероприятия превратились в религиозные церемонии. А еще через два года умер ее старший сын Жозе, тот самый, который женился на своей тетке Бенедикте. Состояние королевы Марии еще больше ухудшилось, она стала неспособна выполнять королевские обязанности и в феврале 1792 года была признана невменяемой. Управление страной взял на себя ее второй сын Жуан. А дворец, построенный когда-то для Марии мужем, стал её тюрьмой.
В 1794 году сгорел дворец Ажуда и королевский двор переехал в Келуш. Дворец стал постоянной королевской резиденцией. Безумная королева Мария сутками напролет лежала в своих апартаментах, а по дворцу эхом разлетались её ужасные крики, на которые жаловались придворные и посетители. Жила королева Мария в левом крыле дворца, построенном 1785–1792 годах архитектором Каэтано Мануэло де Соуза. Оно сейчас так и называется — «Дона Мария». В это крыло нет доступа, — это, можно сказать, отель, где размещаются главы государств и официальные лица, приезжающие в Португалию с государственными визитами.
Как музей, дворец открыт для публики в 1940 году. Здесь находится большая часть бывшей королевской коллекции мебели, ковров, картин, китайской и европейской керамики и фарфора. Информация о каждом экспонате есть в каждой комнате, но все в основном на португальском, редко, где есть английский вариант рядом.
Вот Зал скульптур, хотя скульптура здесь единственная — бюст королевы Марии I. Этот зал и следующие за ним курительная и кофейная комнаты, хоть и относятся к крылу Марии Франсиски Бенедикты, получили свои названия по своему использованию в более позднее время — во второй половине века XIX, когда в Португалии правили король Луиш I и королева Мария Пиа Савойская.
В 1934 году во дворце случился большой пожар, многие комнаты были серьезно повреждены, многое безвозвратно утрачено. Без повреждений пережила этот пожар длинная галерея, стены которой выложены плитками, которые датируются 1784 годом. На панно изображены четыре континента, четыре времени года, сцены охоты. Здесь также установлены майоликовые вазы королевского завода и их точные копии.
Далее попадаем в часть дворца, которая была построена первой. Здесь несколько комнат, которые оформлены в соответствии с определенными периодами. Например, Sala da Tocha — стиль оформления соответствует середине XVIII века — периоду правления короля Жозе I. Заметно восточное влияние.
Sala dos Archeiros — если верить онлайн переводчику — Зал алебардщиков. Это был парадный вход во дворец, комната располагалась по центру фасада, дверь вела в сад. По обе стороны двери стояли скульптуры Марса и Минервы. Автор — английский скульптор John Cheere, мы еще увидим его работы в парке дворца. Дон Педру сам ездил за скульптурами для дворцового парка в Англию и Италию.
На стене в комнате висят портреты королевы Марии I и ее мужа Педру III, а также младших сестер Марии. Все картины датируются 1753 годом.
Через комнату, где когда-то сенаторы ожидали приема, попадаем в еще один парадный зал дворца — Зал послов. Этот зал построили в 1754–1762 годах по проекту архитектора Жана-Батиста Робильона. Знаменит этот зал росписью потолка, где изображена королевская семья на концерте. Авторство приписывают итальянскому художнику Джованни Берарди. Но это не подлинник, подлинник сгорел в пожаре 1934 года.
Зал назывался в разные годы по разному, но когда после пожара во дворце Ажуда Келуш стал постоянной резиденцией королевской семьи, в этом зале принимали послов иностранных государств, поэтому он стал называться Посольским.
Первым архитектором дворца был Матеуш Висенте де Оливейра, но после землетрясения 1755 году маркиз Помбал отозвал его на восстановление Лиссабона. Его сменил Жан-Батист Робильон, который уже после свадьбы Марии с доном Педру пристроил к зданию корпус, который теперь носит его имя — павильон Робильона.
В этой части дворца размещались личные покои многих монархов, населявших этот дворец в разное время. Здесь были паркетные полы из бразильских экзотических пород дерева, в основном из розового и атласного дерева, украшения из золота.
Комната со стенами, украшенными панелями, изображающими итальянские руины, работы итальянца Джованни Берарди служила Педру III приемной. Роспись потолка выполнена в 1940 году, оригинальная погибла в пожаре.
Следующая комната в стиле рококо с роскошным сотовым потолком, натюрмортами и картинами со сценами отдыха служила королевской столовой.
А вот комната, которая мне понравилась больше всех — Будуар королевы. Особенно хорош потолок с цветочным декором!
И опять немного истории. Не хочу рассказывать о сложных взаимоотношениях Португалии с европейскими странами, но в 1807 году, спасаясь от французских войск, королевская семья и двор под прикрытием британского флота бежали в Бразилию. Там в Рио-де-Жанейро был сформирован двор в изгнании. Мария I умерла в Бразилии в 1816 году, но похоронена в Лиссабоне в Базилике-да-Эштрела. Её сын-регент стал королем Жуаном VI.
Страшненький был король, да и здоровьем не отличался. Все-таки рожден в близкородственном браке. Сложно там у них все было! Не будем разбираться во всех деталях, кто когда был королем, а кто регентом, но правил Жуан VI недолго, в 1826 году он умер, а королем Педру IV стал его сын, внук Марии I. Это статуя Педру IV стоит на колонне на площади Россиу.
С Педру IV связана еще одна комната в павильоне Робильон. В этой комнате родились почти все дети короля Жуана VI, а их у него было девять (хотя его отцовство в отношении некоторых историки ставят под сомнение). А Педру IV и умер в этой комнате от туберкулеза в возрасте 35 лет.
Эта комната носит имя Дон-Кихота, так как украшена картинами с сюжетами из произведения Сервантеса.
В последующие годы Келуш использовался в качестве королевской резиденции очень редко, главным дворцом стал восстановленный после пожара дворец Ажуда. В 1908 году дворец Келуш перешел в собственность государства, а спустя два года в Португалии пала монархия.
После осмотра дворца мы погуляли по парку. Несмотря на изрядную обветшалость, там было на что посмотреть. Тем более, что солнышко пригревало, на деревьях висели апельсины. Но о парке я расскажу отдельно.
Выйдя из дворца, мы неплохо пообедали тут же на площади в ресторане с многообещающим названием d’el Rei.
Поездка в Келуш была удачной, несмотря на легкую грусть, которую навеяла история несчастной королевы Марии.
Теги:
Самостоятельные путешествия