С озера Иссык-Куль через Бишкек в Алматы
Этот свой репортаж, посвященный горам окружающим Алматы, начну из Киргизии, с северного побережья озера Иссык-Куль. Дело в том, что в этот день мне предстояло добраться с иссык-кульского курорта Чолпон-Ата в южную столицу соседнего государства. А если посмотреть на карту и измерить расстояние, то видно, что напрямую через горы совсем близко, чуть больше ста километров.
Читал, что некоторые отчаянные джиперы, форсируя горную реку Чонг-Кемин (2800 м), преодолевая горные перевалы Озерный (3500 м), Кокайрык (3900 м) добирались из Алматы на берега Иссык-Куля или обратно именно так. Правда, не очень понимаю, как это возможно с формальной стороны. Ведь по перевалу Озерный проходит граница, а по закону пересечение границы возможно только через оборудованные пропускные пункты. Таковых на высокогорных перевалах Заилийского Алатау и Кунгей Алатау нет. Но, тем не менее, отчеты совершивших такой переход есть, читал лично.
В любом случае, это задача под силу только отважным, которых единицы. Большая часть потока путешествующих (а в сезон этот поток значительный, ведь жители Алматы и его пригородов — самые частые иностранные туристы на Иссык-Куле) едет в объезд по асфальтированной дороге через Бишкек. Трасса, надо признать, в хорошем состоянии, но путь все равно не близкий. В общей сложности на дорогу уйдет 8–10 часов.
Слышал, что была попытка построить альтернативный путь из Алматы к озеру Иссык-Куль по маршруту Алматы-Узангаш-Кемин-Чолпон-Ата, он должен был быть в два раза короче существующего.
Причем эта попытка была подкреплена реальными деньгами, кредитной линией в размере 1 млн. долларов США, выделенной Киргизии в 2004 году Европейским банком реконструкции и развития. На кредитный миллион долларов киргизские чиновники разработали предварительный проект технико-экономического обоснования, во всяком случае, так отчитались, но собственно строительство дороги даже не начинали. Позже были и другие проекты по другим сокращающим расстояние маршрутам, но проекты так и остались проектами.
Получается, что выбора у меня не было, и чтобы увидеть знаменитые горы, окружающие Алматы и, конечно, и сам город, с иссык-кульского побережья я должен был добираться только через Бишкек. Но в принципе, все прошло отлично, относительно быстро и относительно не дорого.
Схематично это было так. Прошу прощения за статистические выкладки, может, кому и пригодится, а кому не надо пропускайте, не забивайте себе голову лишней информацией.
Итак,
1). в 8 утра вышел из гостевого дома в Чолпон-Ате, в котором останавливался на постой, на такси доехал до местного автовокзала, 50 сом (45 рублей), в пути 10 минут;
2). в 8–30 на маршрутном такси отбываю в Бишкек, опять из уважения посадили впереди, рядом с водителем, такси прибывает на западный вокзал столицы Киргизии 350 сом (315 рублей), в пути 4 часа;
3). В 12–30, едва успев выйти с чолпон-атынской маршрутки, сажусь в такси, уставшее БМВ, кроме меня из пассажиров женщина — предприниматель из Киргизии, до Алматы, 800 сом (720 рублей), в пути около 5 часов, включая примерно час на переход границы Киргизия-Казахстан (пункт пропуска «Кордой»), с обедом и обменом денег;
4). в 17–30 прибываю на автовокзал «Сайран» города Алматы, с которого на такси за 500 тенге (100 рублей) и 20–25 минут добираюсь до съемной квартиры (арендована через сервис airbnb.ru) на углу улиц Фурманова и Толе би. На часах 18–00. Совершенно случайно, именно к этому времени туда прибывает мой московский товарищ, прилетевший прямым рейсом из Москвы.
Уф, вроде все. Подведем итоги, на проезд Иссык-Куль (Чолпон-Ата, Киргизия) — Алматы (Казахстан), примерно 500 км, от двери до двери ушло 10 часов и 1180 рублей. По мне так нормально, как вам, не знаю.
Посмотрим на город с горы Кок -Тюбе
Особой оригинальностью программа нашего пребывания в Алматы (гораздо привычнее называть Алма-Ата, но официально именно так) не отличалась. Да и зачем оригинальничать? За четыре полных дня в Алматы мы посмотрели и сам город, и некоторые достопримечательности за его пределами из разряда тех, которые англоязычные люди называют must see, а раз надо, значит надо.
Напомню, самое главное, что есть в Алматы это горы, окружающие город со всех сторон. А если это так, то с гор можно смотреть на город, сверху вниз. Тогда нам на Кок-Тюбе, самую популярную смотровую площадку.
Кок-Тюбе это гора (или холм) на юге Алматы с телевизионной башней, парком, аттракционами, магазинчиками, кафешками и даже минизоопарком. На самую вершину проложена асфальтированная дорога, по которой можно подняться на машине, маршрутке или пешком. Мы решили попасть туда по воздуху, на воздушном трамвайчике. Билет в обе стороны стоил 2000 тенге (400 рублей).
Стартовал воздушный трамвайчик от сквера, в месте пересечения двух центральных улиц города — проспекта Абая и проспекта Достык (оба впоследствии были пройдены нами пешком)- и поднимался на высоту минут за десять или чуть меньше. Маршрут движения кабинки проложен на небольшой высоте над частным сектором. Смотрел я сверху на эти дома и думал, что жить здесь, то еще удовольствие, под постоянным прицелом чужих любопытных глаз.
С вершины Кок-Тюбе открывались удивительные пейзажи. С одной стороны, на центральные улицы города, в лучах заходящего солнца, усердно пробивающего себе путь сквозь тучи низкого ноябрьского неба.
С дугой стороны, на горы Заилийского Алатау, за которыми и находилось уже знакомое и родное озеро Иссык-Куль.
А еще на Кок-Тюбе есть памятник битлам, выполненный из бронзы.
Джон Леннон, с гитарой в руках, сидит на скамейке. Остальные участники знаменитой ливерпульской четверки стоят у него за спиной.
Вспомнил про памятник Битлз, виденный не так давно на центральной площади Улан-Батора.
Откуда такая любовь в азиатских столицах к английским музыкантам? Хотя понятно. Это такой символ открытости западному миру: мы теперь с вами.
Некоторые любят битлов настолько сильно, что навечно вбивают в их изображение свои имена.
К Большому Алматинскому озеру
А сейчас предлагаю поехать на БАО. Быть в Алматы, и не увидеть Большое Алматинское озеро — преступление, главным пострадавшим которого является ваша тяга к эстетическому наслаждению.
БАО — это высокогорное озеро, в километрах тридцати южнее Алматы, невероятно живописное. Представьте чашу (глубина — 40 м, длина — 1,6 км, ширина — 1 км), заполненную бледно-зелено — бирюзово — голубой водой, находящуюся во впадине в окружении горных пиков.
К озеру ведет серпантин дороги. Любители пеших переходов доезжают на общественном транспорте до конечной остановки, а далее поднимаются вверх, километров 10, любуясь и наслаждаясь видами.
Некоторые сокращают путь, и от гидроэлектростанции идут уже круто вверх по широченной трубе, используемой для подачи воды из озера в каскад ГЭС.
Мы поехали туда на автомобиле. Водитель, который нас туда повез, перед самым подъемом, обул колеса в цепи. Без них, крутой подъем по обледеневшей, все время петляющей дороге, был бы вряд ли возможен.
И вот мы на высоте 2500 метров над уровнем моря. Что там делать? Просто смотреть, смотреть и упиваться невероятными видами и чистейшим горным воздухом.
Мы это делали около часа. Но вот испить воды из озера, главным источником пополнения которого является ледниковая вода, не получилось. Подходить к воде нельзя.
Так же нельзя совершать восхождения на окружающие озеро горные вершины или уйти в многодневный поход к озеру Иссык-Куль.
Свободу передвижения у туристов и альпинистов отобрали пограничники. Не очень понятно в связи с чем такие строгости, тем более что речь идет о границе двух дружественных государств, гражданам которых для ее пересечения достаточно только внутренних документов. Местные жители, слышал, не очень довольны действиями пограничников, считая, что это сильно мешает развитию горного туризма в регионе. Но, впрочем, на Иссык-Куле я уже был, а вот на Медео нет. Значит нам туда.
«Медео» — «фабрика рекордов»
Высокогорный каток «Медео» знаком мне с самого советского детства. Знаком, конечно, заочно. Спортсменом конькобежцем я не был, рекордов в беге на коньках (лыжах, бобах…) не ставил. Да и вообще с зимними видами спорта не дружу, как впрочем, и большинство из нас, проживающих, хоть и на Северном, но все-таки Кавказе. Извините, но климат у нас мягкий. Борьба это наше, футбол погонять, пожалуйста. А вот хоккей или там биатлон, а уж тем более конькобежный спорт, увы.
Но не слышать про рекорды «Медео» советский человек не мог по определению. Только мировых конькобежных рекордов там было установлено более 200, ибо воздух там разреженный высокогорный и лед из чистейшей ледниковой воды.
Прямо с БАО за приемлемую доплату водитель нас доставил прямиком к этому знаменитому высокогорному спортивному комплексу (1691 метр над уровнем моря). Вот и сбылась мечта детства, заочное знакомство переросло в очное.
Чего я не знал, так это то, что Медео не только название знаменитого спортивного объекта, но и урочища, расположенного в хребтах Заилийского Алатау. Это такая территория, расположенная в долине реки Малая Алматинка, в 15 километрах на юго-восток от центра города.
На него мы решили посмотреть сверху, с высоты птичьего полета. Сделать это было не сложно. Надо было просто купить билет с нижней станции канатной дороги до горнолыжного курорта «Чимбулак», расположенного еще выше, на высоте 3100 метров.
Обозревать урочище сверху очень удобно и наглядно. Сначала внизу проплывает сам знаменитый каток.
За ним менее известное, но точно более необходимое для города сооружение — противоселевая дамба. Эта дамба — надежный щит города от возможных селевых потоков, а они, к сожалению, возможны.
Близость гор — серьезная угроза для города, мощные селевые потоки не раз сходили с гор, разрушая постройки и убивая людей. Именно поэтому в 1972 в русле реки Малой Алматинки, после 6 лет строительства, была сдана в эксплуатацию эта дамба и, расположенное перед ней, со стороны гор, селехранилище. И, как оказалось, очень вовремя, потому что уже в 1973 году невероятное количество грязи, камней, воды и льда устремилось в город, разрушив по пути туристическую базу «Горельник», погубив много людей. Но город и его жителей дамба спасла.
Плывем по воздуху дальше. Навстречу нам плывет громадина — главный хребет Заилийского Алатау.
«Столкновение» произошло на нижней станции горнолыжного курорта «Чимбулак». Там, даром, что начало ноября, уже настоящая зима.
Снег, лыжники, горнолыжные трассы….
Канатка ведет и дальше вверх.
Но нам туда не надо. Нам надо в ресторан.
Прогулки по свежему воздуху, знаете ли, очень стимулируют аппетит, который и так у меня неплохой. В ресторане я съел коня (а может лошадь?), в смысле, поданную на саксауле вместе с картофелем жареную конину.
Мой московский товарищ, с недавних пор, а именно после экспедиции в Монголию, вегетарианец, заказал что-то вегетарианское.
Обратно спускались так. Сначала на маршрутном такси, но не до катка, вышли посередине, на селевой дамбе. Вернее, на ее высшей точке, где расположена панорама, так называемое «ласточкино гнездо». Всего дамба имеет три последовательных уровня высоты, которые соединены лестницей.
Эта лестница хорошо известна и жителям города и туристам -842 бетонные ступени с верандами. Там регулярно проводятся городские соревнования по бегу, на восхождение. Мы по ним спустились, тоже знаете испытание. Вот такими мне запомнились алматинские горы, несущие красоту и угрозу жизни.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия