Когда меня спрашивали, в какую часть Греции мы собираемся ехать, я, не задумываясь, отвечала: " Поближе к Афону…», негласно считая Святую Гору главной целью и смыслом нашего путешествия. Безусловно, великолепные пляжи Ситонии сыграли определенную роль в выборе места, но все же главенствовала давняя мечта увидеть «Сад Богородицы» своими глазами, пусть не так близко, как хотелось бы, но все же…
Об организации экскурсии на Святую гору можно почитать здесь, в туристической брошюрке: http://athos-cruises.gr/wp-content/uploads/2015/12/athos-cruises.ru_-1.pdf
Поскольку мы были на Ситонии в конце сезона, то мудрить с маршрутами не стали, решив, какой предложат, по тому и поедем. Наша рецепционистка Нора принесла нам билеты, организовав поездку следующим образом:
Трансфер из нашего отеля в рыбацкий поселок Ормос Панагияс и обратно — 20 евро (таксисты озвучили цену в 40 евро в один конец).
20
Рыбацкий поселок Ормос Панагияс на Ситонии, откуда отходят все корабли на Святую Гору. Когда-то здесь было подворье афонского монастыря Дохиар.
Путешествие на Афон — 60 евро на двоих.
Корабль отходил из порта Ормос Панагияс в 9–30 утра и возвращался обратно в 17.15.
Согласитесь, жить «по-соседству» с Афоном, и не увидеть его с минимального, разрешенного женщине расстояния, невозможно. Поэтому мы с воодушевлением встретили рано утром модного греческого «шумахера» на вылизанном до блеска «Мерседесе» и через полчаса уже входили на красивый трехпалубный корабль " Cвятая Мария».
19
Здесь схематично виден наш маршрут.
Два важных момента, которые надо помнить:
берите с собой теплые вещи и хороший объектив или бинокль. По поводу теплых кофт в интернете написано немало, но это знание не помешало мне замерзнуть так, как никогда в жизни. Я легко нырну в прорубь и не побоюсь холода, даже при очень большом температурном минусе, но здесь было что-то немыслимое.
9
Жгучий ледяной ветер пробирался во все суставные сумки и доступные полости, через час на палубе уже никого не было, кроме японцев (не раз уже убеждалась, что это инопланетные люди). Муж уютно расположился в салоне корабля на мягком диване и, попивая Метаксу, недоумевал, зачем я все время бегаю на мороз. Даже не пытаясь ничего объяснить, я делала очередную серию снимков, как будто за 10 — 15 минут в ландшафте Святой горы что-то могло измениться.
22
10
Энергетически мне казалось, что уже что-то происходит, что в воздухе уже появились святые молекулы Афонской благодати. Порой я впадала в прелесть, сглатывая слезы радости и гордости от пребывания здесь, ведь демоны всегда порождаются излишествами опьяненной воли и воображения. С легким укором поглядывая на хохочущих громкоголосых туристов, жующих и попивающих богато представленную в баре продукцию, не забывала осуждать и сразу каяться. Но в какой-то момент я надолго осталась на носу корабля в полном одиночестве. Трясясь как осиновый лист, непрестанно молясь и благодаря за такое ничтожное испытание, «поймала» то, зачем, собственно, и ехала. Я попала в Поток.
Мы шли по воде к южному мысу Святой горы полтора часа, и все это время неумолкающие гиды вещали из всех динамиков на многих языках (по-моему, их было 12) и про Афон, и про жизнь монахов, и про историю, и про сегодняшнюю жизнь.
5
6
Когда-то в глубокой древности этот восточный зубец Халкидиков назывался «Акте», что переводится, как «крутой, высокий берег». И все бы так и осталось по сей день, если бы не античная легенда о битве олимпийских богов с гигантами. Один из самых мощных гигантов — Атос (в русской классической традиции его называют Афоном) бился не на жизнь, а на смерть с богом морей Посейдоном. Кто-то из них швырнул в порыве злости огромную каменную глыбу, которая так и застыла на краю морской пучины, став горой Афон.
Затем на стратегическую выгоду Афона обратил внимание Александр Македонский, он задумал построить здесь огромную крепость, но однажды, восстав от сна, резко передумал. Кто приходил к нему в беспокойных сновидениях и что сказал, осталось загадкой. В это же время он отказал архитектору Дейнократу в задумке высечь из огромной афонской глыбы гигантскую статую Александра Великого. Мудрый Македонский, достойный воспитанник Аристотеля, сказал: " Один царь уже достаточно испортил Афон. Нет необходимости в другом, чтобы разрушить его полностью». О чем это он? Оказывается, Александр имел в виду персидского царя Ксеркса, который в 481 году до н. э. в рамках стратегического плана военных действий, решил прорыть канал через перешеек, соединяющий Афон и Халкидики (его ширина всего 2 километра).
Как на Афоне появились православные монахи, точно никто не знает.
6
фото из интернета.
Говорят, что это случилось позднее, чем появление монахов в Сирии или Египте. Монашеская легенда утверждает, что на Афоне был построен первый храм при императоре Константине Великом. Достоверные сведения о правах монахов на гору Афон восходят к 9 веку, тогда мирянам запретили селиться на горе.
Есть еще одно название у Святой горы — Сад Богородицы. Согласно преданию, Мария путешествовала на корабле вместе с апостолом Иоанном из Палестины на Кипр.
15
Это было после принятия греками христианства в 44 году после Рождества Христова. Богородица хотела навестить воскрешенного Иисусом Лазаря, но страшный шторм заставил их сделать непредвиденную остановку на полуострове Афон. Это случилось в том месте, где сегодня находится Иверский монастырь. Тогда же на Афон по воде пришла икона Иверской Божьей матери. Считается, что когда она покинет Святую землю, наступит конец света.
Дева Мария была настолько восхищена окружающей природной красотой, что обратилась к Сыну своему с просьбой благословить эту землю и защитить всех, кто на ней проживает. В ответ Голос с неба произнес: " Мать моя, все, что ты просила и за что помолилась, будет так навсегда, если и они будут блюсти мои заповеди. Отныне это место будет твоим уделом, и садом твоим, и раем, и причалом спасения для тех, кто хочет спастись…»
С тех давних пор Сад Богородицы выращивает и производит молитву, самый ценный плод, который может вырастить только человек.
А еще оттого манок Афон, что доступ на Святую землю обычным людям ограничен, а «существам женского пола» запрещен вообще, даже животным. Исключение сделано для кур (монахам для иконописи нужен желток куриного яйца) и для кошек (должен же кто-то ловить мышей). Такой порядок установил византийский император Константин Мономах в 1060 году. С точки зрения церковных канонов — женщине здесь быть невозможно, поскольку Афон считается Садом Богородицы и её земным уделом. Ходит слух, что Евросоюз, борющийся с разными дискриминациями в мире, предложил хорошую материальную помощь в реставрации монастырей, но в обмен на это попросил открытия дверей для женщин. Монахи отказались от денег, ведь для них присутствие женщин поколебало бы и так трудный и требовательный образ жизни, который кроме внешних требований зиждется на постоянном внутреннем стремлении к трезвению, бодрствованию разума и сердца. Иноки должны бороться не только с ежедневными трудностями, но и со своими помыслами и страстями. Как говорится, «печали солнца смертным неизвестны» (позаимствовала строчку в книге «Острие Кунты» Ильи Беляева).
4
Но, нарушая многовековой запрет, женщины на Афоне все — же появлялись. Причем, дважды организованно: во время Орловского восстания в 1770 году и войны за независимость в 1821 году. Женщины, преследуемые турками, были вынуждены спасаться в афонских лесах.
А кроме того, на Святую землю были и эпатажные вылазки неразумных девиц.
2
Одна из известных авантюристок — Алики Диплараку, победительница парижского конкурса красоты, мисс Европа, дочь известного греческого адвоката, переодевшись в одежду мужчины, в 1930 году пробралась на Святую Землю. Она гостила на яхте греческого бизнесмена, своего жениха и решила ступить на землю, уподобившись Богородице. В матросской одежде она обошла несколько монастырей вместе со своим женихом, никем не узнанная. В греческих СМИ ей дали прозвище " Сатана». Вскоре после этого девушка тяжело заболела, долго лечилась в Швейцарии, но смогла выздороветь только после искреннего раскаяния. Она писала на Афон письма, посылала деньги, умоляя служить за ее здравие литургии, ей очень не хотелось умирать. Монахи простили «заблудшую овцу», и после выздоровления в 1945 году Алики второй раз вышла замуж, за английского аристократа сэра Рассела, Герцога Бедфордского и стала английской леди Алис Рассел. Прожила 90 лет и скончалась в 2002 г. Отпевание состоялось в греческом православном соборе Святой Софии в Лондоне.
Традиция аватона (так называется запрет на появление женщин от слова «аватос» — непроходимый) нарушалась еще много- много раз. Были среди этих женщин и дочери великих византийских императоров, которые с щедрыми дарами для монастырей подплывали к берегу, но неизменно голос ангела просил их не делать этого и удалиться, не вводя в искушение монахов.
Местные экскурсоводы травят байку об одной французской феминистке, которая пробралась на полуостров в мужской одежде, а когда поняла, что в ней не видят женщину, разделась и пошла нагишом купаться. Акул здесь обычно не водится, но мадам не повезло. Все как у Антон Палыча: «Если в первом акте на стене висит ружье, то в последнем оно обязательно выстрелит». Трагический финал для феминистки одновременно стал вкусным обедом для акулы.
Историй нарушений аватона на самом деле очень много, и мы с мужем чуть не попали в подобную «историю», но не про то рассказ. По народным поверьям, птицы и те не вьют на Афоне гнезд и не выводят птенцов, подчиняясь воле Богоматери.
Здесь никто не рождается, сюда приезжают жить и умирать.
16
14
16
Говорят, что Афон — это не место, это Путь. Путь покаяния и Путь изменения ума. Сюда приходят одни, а уходят другие. Здесь ничего не происходит по твоей воле, и никто не выбирает дорогу сам, здесь дорога выбирает тебя. Сюда не приходят со своим уставом.
На Афоне сегодня 20 действующих монастырей, из них 17 — греческие, но есть еще болгарский, сербский и русский. Колокола во всех монастырях бьют только по воскресениям и великим праздникам. Каждый монастырь напоминает город в миниатюре. На его территории имеется все необходимое для автономного существования — одна или несколько церквей, собственный причал, автомобили, телефонная связь, факсы, интернет.
24
9
Порт Дафни, здесь есть почта, сувенирные лавки, но самое главное - здесь расположена ТАМОЖНЯ.
В настоящее время все монастыри общежительные. А вообще у монахов есть два типа поселений:
1. Киновития — общежительный монастырь, где все имущество считается общей собственностью, где монахи вкушают пищу за общим столом и живут, подчиняясь строгому расписанию и указаниям настоятеля.
2. Идиоритмия — идиоритмический монастырь, где режим не такой строгий, и каждый монах питается в своей келье за свой счет, молится, занимается другими делами по своему усмотрению.
Каждым монастырем руководит свой настоятель — Игумен, он избирается братией обители пожизненно. У игумена есть неоценимые помощники — Совет старцев монастыря — Герондий. При все самостоятельности, Афон остается частью Греции, и каждый прибывший на Святую Гору монах из другой страны, обязан принять греческое гражданство.
На Святой Горе помимо 20 главных монастырей — большое количество других монашеских поселений. Это — скиты, келлии, каливы, кафизмы, исихастирии.
13
8
Чем они отличаются:
1. Скит — это малый монастырь. На Афоне 12 скитов. Управляется он обязательно старцем.
2. Келлии — это монашеские поселения с земельным наделом и храмом. Управляющим келлии тоже является старец, он имеет право сбора урожая со всех окружающих пахотных земель. Все келлии подчинены монастырям, здесь строгий порядок служб и послушаний, определяемых старцем. Старец и братия живет, как единая семья, обычно они занимаются сельским хозяйством, иконописью, производством чёток.
3. Каливы — поселения без храмов, обычно здесь живет не более 6 монахов.
9
4. Кафизмы — очень маленькие каливы, где обычно живет одинокий монах.
5. Исихастирии, или Аскетирии, — небольшие кафизмы в пустынных местах, на скалах, в расщелинах скал, на обрывистых склонах, в труднодоступных местах. Там живут отшельники, полностью и безотрывно посвящающие себя молитве и аскезе. Самые известные на Афоне исихастирии расположены на южном мысе и буквально подвешены на скалах.
7
фото из интернета
Существует легенда, что в тайных исихастириях с древних времен живут 12 старцев — отшельников, они никогда не являются людям, даже самим афонским монахам. Говорят, что отшельники селятся больше в том месте, где раньше было языческое капище Идолио. Это — место Сатаны. В 4–6 вв до Рождества Христова на вершине Афона стоял жертвенный алтарь. Сохранилась каменная глыба, где убивали жертву, с желобом для шеи, со стоками для истекающей крови. Язычники пили её, молясь своим богам. Сразиться с нечистой силой, не дать распространиться на Святую Гору — призваны Господом самые сильные монахи — отшельники. Место этой битвы всегда в тумане, сколько бы мы ни смотрели на Святую Гору, в любой день над её вершиной бесплотное облако, как рефери, молчаливо наблюдает за исходом.
18
10
Если один из этих старцев умирает, остальные хоронят его в скалах и взамен призывают к себе нового послушника. По преданию, в час конца света 12 старцев — отшельников выйдут из своих укрытий и будут вместе служить последнюю литургию.
Монахов здесь хоронят довольно жутко, без гроба, заворачивая в мантию. Через 3 года тело эксгумируют и разбирают, в буквальном смысле «перемывая косточки». Промывая кости в вине, монахи вспоминают о достоинствах и недостатках почившего, соотнося жизнь и монашеский подвиг по тому, легко ли плоть отделяется от костей, белы ли костные останки или желты…
Белые кости — спасся монах, медового цвета — обрел благодать, а если темные, цвета гречишного меда — человек святой жизни. Не истлели останки, значит, что-то с душой не так, закапывают и целый год молятся за эту душу. Говорят, отмолили всех…
17
А теперь мне хотелось бы показать те монастыри, которые мы видели воочию.
4
Заранее скажу, что Планета Афон вовлекает в свою орбиту всех, и мы не стали исключением, проведя остаток отпуска на том берегу Ситонии, с которого Святая Гора была лучше всего видна, мы ездили на светскую часть Афона на машине, исходили все доступные афонские поселения, мы купались в его священных водах, нас тянула туда неимоверная сила, и имя этой силы — Вера.
Монастырь святого Павла.
Он появился на Афоне в X веке, основателем обители считается монах Павел Ксиропотамский.
Монастырь находится возле глубокого ущелья в очень живописном месте.
23
В первые 200 лет своего существования он не упоминался среди афонских монастырей, поскольку не подходил «рангом», находясь ближе к статусу келлии. В конце 14 века он был передан двум сербским монахам, и эти люди столько вложили сил в его реконструкцию и развитие, что вскоре монастырь святого Павла прочно утвердился в иерархии Афона. Большие деньги сюда вкладывали сербские князья. Особенной щедростью отличился правитель Сербии Георгий Бранкович и его дочь Мара. Мара была еще и супругой султана Мурада II. Когда турки захватили Константинополь, им в руки попались дары волхвов. Поскольку Мара оставалась христианкой, то было решено подарить святыню ей. А та в свою очередь не мыслила держать такой раритет во дворце и поехала на Святую Гору, чтобы собственноручно отдать монахам дары волхвов и крупную сумму денег. Как только женщина сошла на берег, голос с неба произнес, что на этой земле уже пребывает другая царица — Богородица и нужно остановиться. Мара вернулась на корабль, передав богатства в монастырь святого Павла. С тех пор на этот самом месте стоит памятный «Крест Царицы».
Кафоликон (главный храм монастыря) освящен в честь Сретения Господня, престольный праздник — 2 февраля. Поскольку монастырь находится на скале, то монахи были вынуждены строить здания не вширь, а ввысь, поэтому можно видеть такие высокие постройки монастыря.
17
Рядом с храмом — колокольня, в западной части — трапезная, кухня, кельи монахов, аптека, больница и приют для престарелых, свечное и просфорное производство. В каждом монастыре есть огромная библиотека, в этом, например, насчитывается более 15 000 печатных книг и около 500 пергаментных рукописей.
Не буду перечислять все «сокровища» монастыря, повторюсь только, что именно здесь хранятся дары волхвов, привезенные Марой. По преданию, именно в этой обители и из этих даров впервые изготовили ладан, известный во всем христианском мире, как Афонский. В дарах волхвов измельченный ладан и смирна были смешаны, из них скатали небольшие шарики, и их аромат сохраняется до сего дня. Дары находятся в драгоценном ларце и волшебным образом благоухают.
Сегодня в монастыре подвизаются 100 монахов. Исстари в монастыре селились выходцы из Кефалонии, самого большого из Ионических островов, но сегодня преобладают киприоты (так и хочется здесь передать привет туристеровским адептам Кипра)))
2. Следующим по курсу монастырем стал — ДИОНИСИАТ.
19
Эффектно стоящий на прибрежной восьмидесятиметровой скале, издалека он похож на настоящую крепость. Этот монастырь из самых богатых и из тех, где неправославных не пускают за один стол с монахами. На Святой Горе есть мусульмане, албанцы, например, которые помогают монахам в сельском хозяйстве, кроме того, неправославные есть и среди паломников.
Многие лета обитель носила другое название — Монастырь Великого Комнина, хотя понятно из современного названия, что монастырь основал святой Денис (Дионисий, по-гречески).
В одном маленьком селении близ Касторьи в бедной семье росли два мальчика с необычайно чистой душой и помыслами: старший брат Феодосий и младший — Дионисий. Будучи подростком, старший брат покинул дом и отправился в Константинополь, чтобы там служить Богу. Мальчик был настолько разумен, что слава о нем разнеслась со временем и дошла до императора. Так началась карьера — от дьякона до митрополита Трапезунда. Большой «кусок» подвижнической жизни Феодосия отдан Святой Горе. Когда он служил Богу, возглавляя Феофановский монастырь, к нему на Афон приехал подросший младший брат — Дионисий. Не рассказать в нескольких словах о духовных подвигах братьев, но Господь так уладил, что Феодосий уехал служить митрополитом Трапезунда, а Дионисий остался монахом на Святой Горе. Его авторитет был так велик, что он собрал вокруг себя самых продвинутых иноков и стали они строить кельи и выращивать виноград на скалистом берегу пустынного места. Со временем монахам потребовались большие средства для расширения строительства, и Дионисий решил ехать к брату. А в ту пору Трапезундской империей правил Алексей III Комнин, в крещении — Иоанн, в 12 лет взошедший на трон. Кто хорошо знаком с Турцией, тот знает шумный черноморский берег города Трабзон, это и есть тогдашний Трапезунд. Братья встретились и пошли на поклон к императору с просьбами помочь строящейся обители. После падения Византии в Трапезунде тоже было неспокойно, хоть и помогала им Грузия и другие страны (тетка Алексея была грузинской царицей Тамарой). Император темою проникся и щедро помог деньгами. Кроме того он выдал Дионисию трехметровый хрисовул (самая великая драгоценность сегодняшней обители), в котором обязал всех преемников своего престола попечительствовать монастырю и постановил ежегодно выдавать из царских сокровищ по 1000 серебряных монет.
Плыл по морю Дионисий, окрыленный и счастливый, но окружили его корабль турецкие пираты. Взмолился старец, обращаясь к Богу и Деве Марии, и на небе появился сам Иоанн Предтеча с огромным жезлом в руке. Онемели и окоченели варвары, а корабль с монахами вернулся к своему берегу. И решили они построить храм в честь Иоанна Предтечи. Так возникла обитель, шел 1380 год от Рождества Христова.
Очень много интересных историй можно рассказать про Дионисиат, но завершу о нем еще одной святыней обители: чудотворной иконой Богородицы " Мировлитисса», т. е. Мироточивой. Авторство приписывают святому апостолу и евангелисту Луке. При написании иконы использовалась древнейшая техника воска и мастики. Эту икону подарил монастырю в честь его основания император Алексей III Комнин. Святыня помогла в войнах Константинополя выдерживать осаду арабов, бороться с крестоносцами, и где была Мировлитисса, там была победа. В конце 16 века икону похитили пираты, но на море разыгрался нешуточный шторм, корабль опять прибило к берегу, и икона вернулась на свое место. В конце 18 века разбойники из Далмации похитили Богородицу, но, спустя время, она снова оказалась в Дионисиате, там, где её истинная обитель.
3. Григориев монастырь, или Григориат.
18
Это самый любимый монастырь паломников. Он немного запущен, но красив и обитаем. Благодаря очень харизматическому настоятелю, великолепному церковному хору, душевной атмосфере здесь обожают быть греческие паломники, и их всегда очень много, хотя в обители спасаются всего 70 монахов.
Достоверная информация о монастыре начинается с 14 века.
О самом основателе монастыря практически ничего неизвестно, что дает широкий простор для всякого рода предположений. Возможно, речь идет о нескольких Григориях: или Григории Синайском, который собрал в здешних местах первую монашескую братию, или о Григории «из сирийцев», который установил для этой братии определенные порядки.
Николаю Чудотворцу посвящен главный храм обители, на фото он малинового цвета.
17
Главная святыня обители — «Всецарица», ее второе название — " Одигитрия Пантанасса», а третье — «Палеологина». Эту чудотворную икону принесла в дар в 1500 году молдавская государыня Мария Палеолог. Икона пережила два страшных пожара, не повредившись в страшном огне. Все страждущие, особенно больные онкозаболеваниями получают много чудесных исцелений от неё. Чудотворный список Пантанассы особенно славится у нас на Валааме.
Вторая чудотворная икона обители «Галактотрофуса» — «Млекопитательница», к помощи которой прибегают в бесчадии и в решении разных женских проблем.
Икона святителя Николая в Кафоликоне монастыря — третья главная святыня Григориата.
4. Подняв глаза высоко в небо, мы увидели следующий монастырь — СИМОНОПЕТРА.
4
16
В переводе «Симонос Петрас» означает «скала Симона». Впечатляющий и ошеломляющий монастырь. Разнородные этажи и ярусы как бы окольцованы деревянные балконами, повисшими в пустоте над обрывом, который отвесно уходит на 300 метров вниз. Есть какое-то сходство с Метеорами у этой обители и, видимо, неслучайно в семидесятых годах с Метеор сюда переехало на поселение 20 монахов. Привыкнув жить между небом и землей, иноки выбрали именно Симонову Скалу. Сегодня здесь проживает 80 монахов.
Симонопетр — хранитель частицы Истинного Креста Господня, тут бережно чтут и хранят части мощей св. Иоанна Крестителя, св. великомученика Пантелеимона, великих женщин-великомучениц — Параскевы, Варвары, Евдокии. Но самая главная святыня — левая рука Марии Магдалины, нетленная и теплая уже 2000 лет.
2
фото из интернета
Обитель основал отшельник — будущий святой Симон Мироточивый, который долго наблюдал из своей пещеры, как звезда, очень похожая на Вифлеемскую, освещает часть парящей над морем скалы. Мудрец решил, что это знак, и собрал братию, безмерно почитающую старца, объявив о строительстве новой обители. Он назвал её «Новый Вифлеем». Обитель пережила 3 огромных пожара, почти все ценные бумаги и огромное количество раритетов погибли в огне. Но, словно, птица Феникс, обитель возродилась. Кстати, не без помощи России.
18
Кафоликон монастыря посвящен Рождеству Христову, которое на Афоне отмечают 25 декабря.
5. Ксиропотам — это был пятый, встреченный нашим кораблем, монастырь.
4
5
Правильнее по-гречески произносить КсиропотАму, что в переводе означает «засохшая река». Обитель была образована святым Павлом Ксиропотамским, о котором я упоминала в первом монастыре. Великий святой. Великий сын Великого отца. Его отец — византийский император Михаил Куропалат — добровольно отказался от императорского трона и удалился в монастырь, как только у него родился сын Прокопий. Получив блестящее образование, Прокопий стал одним из ученейших людей своего времени. Однако он решил оставить мир и в одежде нищего отправился на Афонскую гору, где и остался жить в обители Ксиропотам, получив в монашестве имя Павел. В то время в Константинополе на престол вступил император Роман, родственник Павла, и по-свойски пригласил монаха на пышный пир. Представьте удивление и шок напыщенных придворных вельмож, когда святой вошел во дворец в разодранной рясе, напоминающей нищенское рубище. Но когда император Роман тяжело занемог, одним приложением рук, святой Павел исцелил его тело. Император пообещал сделать все, чтобы Павел жил так, как захочет. И монах попросил отпустить его обратно на Святую Гору и помочь восстановить Ксиропотамскую обитель. Вскоре она наполнилась множеством иноков, желавших вверить себя руководству святого подвижника, но преподобный Павел, поручив управление монастырем одному из братии, удалился в отдаленную пустыню. Его строгое безмолвие было вновь нарушено учениками, не желавшими покидать своего старца. Тогда Преподобный испросил у императора средств для постройки новой обители. О ней я писала под № 1.
Сегодня крест и вериги святого Павла хранятся в алтаре афонского монастыря, но мощи преподобного пребывают в Венеции.
Вторая великая личность, связанная с Ксиропотамом — Греческая царица Пульхерия.
Не зря говорят, что счастлив тот народ, у которого мудрый правитель. «Пульхерия» в переводе с латинского означает «прекрасная». И прекрасна лицом, и благородна душой, и умна, и образованна, все соединилось в одно в благоверной царице.
3
Раритет. Редкая икона святой Пульхерии.
Она взошла на византийский престол в 15 лет. Душевная чистота не могла не породить толп завистников, окружавших её трон, а ядовитая лесть нисколько не прельщала будущую святую. Помимо отказа от императорских привилегий, она дала обет девства и обещание потратить все свои средства на строительство храмов и монастырей. Первым появился Влахернский храм в Константинополе, став великой святыней Византийской столицы. В череде благодеяний Пульхерии — церковь Сорока Севастийских мучеников на Афоне, построенная в V веке, на руинах которой в уже в X веке святой Павел обосновал Ксиропотамскую обитель.
6. А мы подъезжаем туда, куда так рвалась душа, к русской обители на Афоне — Свято-Пантелеймонову монастырю. Его называют Руссик.
19
Да простят меня воинствующие атеисты, именно здесь тот самый христианский Портал, или Двадцать Первый Аркан, да как угодно назовите, но это ЗДЕСЬ! Для входа туда прямо на корабле был куплен «билет» — написанную монахами икону святого Пантелеймона. И круг замкнулся.
Этническая доминанта просвечивает в луковках куполов, таких родных для русской души.
14
Большую часть помещений поспешно строили во второй половине 19 века, когда царская Россия старалась усилить свое присутствие на Святой Горе.
В иерархии Афоне русский монастырь занимает предпоследнее место, хотя в 14 веке он был пятым. Великая святыня монастыря — честная глава целителя Пантелеймона.
По преданию, святой великомученик Пантелеймон, страдая за веру Христову, был усечен мечом. Во время казни его привязали к старой сухой маслине. Сначала меч палача сделался мягким, как воск, и сломался. Воины испугались и хотели разбежаться, но Пантелеймон велел им исполнить приказ царя. Когда голова покатилась с плеч, вместо крови палачи увидели молоко, напитавшее старую оливу. В тот же миг на погибшем дереве выросли свежие плоды, и все, кто вкусил их, исцелился от всех болезней. А 100 лет назад русский монах привез косточку плода той воскрешенной оливы и посадил в Свято-Пантелеймоновом монастыре. Масличное дерево выросло, и теперь на нем горит неугасаемая лампада. Существует поверье, что если дерево начнет высыхать, то это будет означать приближение эпохи угасания для Святой Горы. Монахи тщательно ухаживают за святым деревцем в надежде, что это не случится еще очень долго. Ведь оливы в Гефсиманском саду живы до сих пор, а им уже более 2000 лет…
Не буду описывать здесь богатую историю монастыря, но не могу умолчать о великом человеке, об игумене обители.
Схиархимандрит Иеремия ушел из жизни 4 августа этого года. 22 октября ему исполнился бы 101 год. Посмотрите на эти молодые голубые глаза. 100 лет — это совсем не возраст для вечно юной и чистой души.
6
фото из интернета
Когда-то, 60 лет назад, в одесском храме, священник, приехавший с Афона, постригая Иеремия в монахи, произнес: «Будешь кормить братию…" Отец Иеремия думал, что он будет поваром, а стал игуменом. Но он всегда ездил в Салоники за продуктами для братии. В день своей смерти он тоже был в Салониках, купил провизию, помогал грузить ящики в машину. Когда старцу стало плохо, его отвезли в больницу, он успел исповедаться, причаститься и через 15 минут мирно отошел к Господу.
Из 100 лет почти 20 провел он в лагерях, ссылках, скитаниях и каторжных трудах. 16 лет — заводским рабочим, 59 лет — в монашеском подвиге, 57 из которых — в священном служении, 41 год прожил на Святой Горе Афон, 36 лет являлся Игуменом русских святогорцев.
Кстати, духовником Монастыря в те времена 10 лет был иеромонах Илиан (Ноздрин) , будущий духовник Святейшего Патриарха Кирилла, ныне схиархимандрит Илий.
30 сентября 2011 года игумен Иеремия посетил Россию, где не был 40 лет, встречался с правителями России. Подобного рода встреча случилась впервые за последние 300 лет.
Что же теперь? Случилось чудо! Как писал на днях Андрей Кураев в своем блоге: " Чудо!!! Афонские монахи только что своим игуменом избрали иеродиакона! Многолетнего реального управителя Пантелеимонова монастыря (при стареньком номинальном игумене) иеромонаха Макария обошел отец Евлогий. Русский (при том что в Пантелеимоне очень сильно украинское влияние). Молодой. Знает греческий язык. Аскет. Убежал из монастыря, узнав о возможности своего избрания. Еле отыскали и вернули».
Не наше дело, правда? Да и знать нам не полезно. Афонские монахи молятся за нас. А нам следует молиться за них. Хотя до того, как мы, мирские, проснемся, на Афоне уже отслужат 300 литургий. И это в будни.
4
7. Предпоследним монастырем для нас стала Ксенофонтова обитель.
15
Основал монастырь Преподобный Ксенофонт в X веке.
Во времена иконоборчества слуги нечестивого царя нашли икону Георгия Победоносца и бросили ее в огонь. Краска на окладе закипела, но светлый лик святого ни грамма не пострадал. Ударили кинжалом, и икона, словно, живая, начала кровоточить. Кощунники бежали, а икону с наступлением темноты кто-то бережно отнес к берегу моря и отпустил, полагаясь на Божью волю. Спустя время, афонские монахи рано утром обнаружили на берегу возле небольшого Ксенофонтова монастыря приплывшего по морю Победоносца. На этом месте был построен храм в честь великомученика Георгия. А позднее и весь Ксенофонтов монастырь принял это имя.
14
Вторая святыня Ксенофонта — Чудотворная икона Богородицы Одигитрия (Путеводительница). Первоначально эта икона находилась в Ватопедском монастыре, а в 1730 году икона сама чудесным образом перенеслась в собор монастыря Ксенофонт. Монахи Ватопедского монастыря пришли за иконой, чтобы ее вернуть. Однако, на следующий день икона снова вернулась в монастырь Ксенофонт. После этого чуда монахи Ватопедского монастыря оставили икону " в покое».
Говорят, на одной из стен кафоликона есть сцены Апокалипсиса, в том числе ядерный «гриб» и схематичное описание конца света. На самом деле, если посмотреть видеоряд роликов об афонских старцах, то становится реально грустно, поскольку все они говорят о неизбежном.
Три года назад наш сынуля, совершив паломничество на Святую Гору, привез духовнику в дар серебряную икону Георгия Победоносца. Я, честно говоря, не рассмотрела её подробно, а теперь глубоко сожалею. Ведь это был список с той самой чудотворной иконы, а теперь я могу только издали наблюдать через Царские Врата, как она висит в алтаре нашего храма, причем, я вижу только киот. Жаль, как многого мы не знаем, и как легко проходим мимо энергетически важных для нас вещей. В очередной раз пожалев, что женщине не место на афонской земле, я " впилась» прощальным взглядом в последний на нашем пути монастырь —
8. ДОХИАР, обитель святых Архангелов, расположенный на
живописной равнине с виноградниками.
13
Северную сторону монастыря, как забор, огораживает вереница кипарисов, спускаясь до самого берега. Фортификационное с виду сооружение смешивается с живописными эркерами и балкончиками, арками и колоннами.
20
Дохиарис — означает «эконом». Преподобный Эвфимий, основатель монастыря, был келарем Великой Лавры. Дохиар посвящен бесплотным небесным силам — Архангелам, престольный праздник обители 8 ноября, а по современному календарю — 21 ноября (с праздником Вас!).
Существует легенда о том, почему монастырь посвящен Архангелам. В то далекое время на завершение строительства обители не хватало средств. И Богородица открыла одному юноше место…
В 11 веке у Дохиара было подворье на полуострове Ситония. Там стояла мраморная колонна с надписью " Ударивший меня обретет много золота». Чем только не бил народ по колонне, все без толку. При монастыре работал молодой юноша Вася, по научению Божьей матери, он решил не бить, а копать. Причем, копать там, куда падает тень от колонны. И выкопал Василий клад, бронзовый сосуд, заполненный золотыми монетами. Позвонил он игумену и рассказал все, а тот послал к нему корабль и трех монахов. По пути на Афон монахи решили Васю отправить на тот свет, привязали ему камень на шею, сбросили в пучину морскую, а игумену сказали, что наврал Васька, и нет там никакого клада. Каково же было удивление игумена, когда в церкви на полу он обнаружил связанного Васю с камнем на шее. " Когда с камнем на шее я достиг морского дна, два златокрылых орла подняли и перенесли меня сюда».
Монахов сослали «на Колыму» каяться, а Василий принял монашеский постриг и впоследствии стал игуменом Дохиара под именем Варнава.
Сегодняшний игумен монастыря — архимандрит Григорий известен всей Греции. «Хоть мошна пуста, да душа чиста», — Геронда выглядит крайне бедно внешне, он ходит в растоптанных изношенных сандалиях, обветшалой дырявой рясе, такой тщедушный телом, но сколько силы в его словах и в его поступках. Он выходит на все работы раньше братии и уходит всегда последним. В этой обители всегда много паломников. Все хотят получить благословение старца и услышать от него хоть что-то…
Геронда говорит " Женщина совершается, когда держит на руках ребенка… Самая красивая женщина на Земле — это Богородица с младенцем на руках. Мы чтим ее не как Марию, а как женщину, родившую воплотившегося Бога…»
Монахи много работают, строят, облагораживают обитель, выполняют сельскохозяйственные работы, кто-то работает с рукописями, реставрирует папирусы, кто-то пишет иконы, благочинные ухаживают за монастырем, кто-то занимается паломниками, кто-то ухаживает за немощными старцами.
Приближаясь к монастырю Дохиар, можно увидеть необычную картину. На всех полях работают монахи и послушники со славянскими лицами. Это русские монахи. Игумен Григорий лично принимает русских монахов. А желающих множество, в связи с проблемами в монастыре Пантелеймона, где их должны были бы принять. В ответ на протесты старшей братии, игумен недавно выступил на совете старцев монастыря и сказал:
«Отцы, вы имеет право выгонять любого насельника. Можете им пользоваться и выгнать русских, если не боитесь Бога. Я этого делать не буду…»
Сейчас в монастыре неофициально проживают около 20 русских монахов. Несмотря на сопротивление греческой старшей братии, которая крайне недовольна усилением русского элемента, русские умножаются в обители.
Самая ценная реликвия Дохиара — чудотворная икона Богородицы " Скоропослушница»(во вторник весь православный мир будет чтить её).
7
фото из интернета
Благодатью " Скоропослушницы» прозревают слепые, начинают ходить калеки, обретают детей бесчадные, особую помощь она оказывает беснующим и страдающим эпилепсией.
Для безотлучного нахождения перед иконой «Скоропослушница» был избран особый монах, которому было поручено следить за лампадами, утром и вечером совершать перед иконой молебствия, наблюдать за чистотой храма и часовни «Скоропослушницы». Кажется, что Богородица умными глазами говорит нам:
«Не нужно изменять мир, измени только малую частичку этого мира — самого себя, и весь мир изменится вслед за тобой».
Как же хорошо, что ты есть, Святая Гора….
5
На обратном пути наш корабль качало от веселья. Полтора часа шел концерт греческой музыки и греческих танцев.
5
7
Люди подпевали и подплясывали артистам. Бармены не успевали разливать и раздавать горячительное и увеселительное.
Откуда-то всплыли слова " В монастырь не уходят, в монастырь приходят…»
А на пустынном берегу у самой кромки моря одиноко стоял монах и смотрел нам вслед…