Турист Андрей и Валерия (chvm2006)
Андрей и Валерия
был 25 февраля 19:57

Гамбург — Германия Ноябрь 2016

История Гамбурга прочно связана с мореплаванием и торговлей. Основан он был в VIII веке в стратегическом месте — в устье реки Эльбы и всегда боролся за право быть свободным и независимым городом. В переводе со старосаксонского языка название города означает «крепость на берегу реки». Свою историю свободного города Гамбург ведет с 1189 года, когда получил от Фридриха Барбароссы значительные привилегии и одним из первых вошел в состав Ганзейского союза. Город впервые потерял независимость только при нацистском режиме в 1933 году, но уже с 1949 года получил статус самостоятельной земли наравне с Берлином и Бременом и другими 16-ю землями Германии. Полное современное его название — Вольный и ганзейский город Гамбург.

Российским туристам Гамбург известен значительно меньше, чем, например, Берлин или Мюнхен. В Гамбург Аэрофлот выполняет один прямой рейс в день, это самый быстрый вариант попасть в этот город.

После 3-х дневной поездки задумались, на основании чего сформировались наши впечатления о Гамбурге. Нельзя сказать, что город сказочно красив, как, например, Прага. Гамбург, прежде всего, портовый город и архитектуру имеет соответствующую: суровую и основательную. Но это город труженик и наверное ему было некогда заниматься украшательством. В то же время осталось ощущение, что Гамбург — это современный город и всегда открыт всему новому, как в архитектуре, так и в технике и технологиях. Город удобен для жизни и передвижений. Но главная черта Гамбурга с нашей точки зрения — это бережное отношение к своей истории. В городе бесчисленное количество различных музеев, многие старые зданий тщательно отреставрированы и получили вторую жизнь, город ухожен и в центральной части ни разу не встретили каких-либо заброшенных или разрушающихся зданий.

Про погоду в Гамбурге говорят, что здесь дождь идет при любой погоде. Но три дня, которые мы провели здесь в середине ноября были просто солнечные, но правда холодные, по ночам температура было чуть ниже нуля, это практически зимняя погода. По статистике осадков в Гамбурге выпадает даже меньше, чем в Мюнхене. Т. е. с дождем как повезет, также надо учитывать, что погода в Гамбурге из-за близости Балтики быстро переменчивая. Гольстрим значительно смягчает местный климат: зимой не бывает сильных морозов, средняя температура января чуть ниже нуля, а летом соответственно сильной жары, средняя температура июля чуть больше 20град. С. Если погода в Гамбурге была прекрасная, то в Москве в день отлета в интернете объявили просто «снежный апокалипсис», действительно целый день шел снегопад вперемешку с дождем. Накануне случайно увидели сюжет в вечерних новостях по телевизору про отмену рейсов, где было сказано, что работа аэропортов в Москве практически парализована. Сразу стали поступать сочувственные звонки друзей и даже водитель заказанного в аэропорт такси попросил подтверждения заказа, после чего мы морально были готовы к задержке рейса в Шереметьево. Но каково было наше удивление, когда рейс родного Аэрофлота был выполнен вовремя, была лишь небольшая задержка для обработки самолета антиобледенительной жидкостью и садились в самолет шлепая по огромной луже по щиколотку в воду и под ледяным ветром. Немногочисленные отмены рейсов конечно были, в том числе в Германию, в частности в Берлин и Дюссельдорф, но это немецкие авиакомпании отказались лететь в ненастную Москву.

Ноябрь в Гамбурге

Гамбург город достаточно большой и разбросанный, пешком обойти за день-два все интересные места нереально, а хотелось получить впечатления все и сразу. Поэтому мы заранее договорились об обзорной автомобильной экскурсии с гидом Анной Быковой (Фадеевой), она сама была за рулем. Гида выбрали как обычно на сервисе частных гидов на Туристере. Выбор определялся набором нужных нам экскурсий и наличием местных сертификатов гида, но впрочем с удивлением узнали, что сертификат для работы с туристами в Германии необязателен — это типа как добровольная сертификация. Анна — прекрасный востребованный гид с большим опытом работы, контакт установился быстро и по нашему глубокому убеждению живое общение никаким образом нельзя заменить сухой информацией, полученной из интернета и путеводителей. Впрочем, на эту тему мнения могут самые разные.

Гамбург — это второй по величине город в Германии после Берлина, самый большой порт в Германии и второй порт в Европе после Роттердама. В порту работает почти 50 тыс. человек, т. е. порт это крупнейший работодатель Гамбурга. Портовая инфраструктура чрезвычайно сложна и предельно автоматизирована, учитывая, что через порт за месяц проходят миллионы контейнеров, а все их необходимо промаркировать, поставить в нужное место, а потом быстро найти. Для обеспечения рентабельности морских перевозок требуется высокая оборачиваемость товаров через порт, поэтому порт работает, во-первых, круглосуточно, а во-вторых, здесь всегда используются самые передовые технологии, включая последние достижения соответствующих научных теорий. Гамбург — важнейший промышленный город Германии, здесь расположено множество различных промышленных предприятий: есть заводы аэробусов и «Люфтганзы», представлены химическая и электротехническая промышленность, кораблестроение и пивоварение.

Остановились в отеле Henri Hotel Hamburg Downtown. Отель очень удачно расположен в центре Гамбурга. От него примерно одинаковое расстояние до Ратушной площади и озера Альстер, центрального ж/д вокзала, района Хавенсити (HafenCity), совсем рядом основные торговые улицы, в 100 метрах станция метро Mönckebergstraße. Отель понравился, он имеет достаточно своеобразный брутальный и строгий конторский дизайн в стиле 70-х годов прошлого века, но в целом этот дизайн ненавязчив. Встречаются всякие оригинальные и в целом остроумные дизайнерские фишки типа этикетки на бесплатной бутылке воды в номере: «Save Water Drink Champagne» — «Экономь воду — пей шампанское».

Отель Henri Hotel

Расположение отеля собственно и определяло маршруты наших пеших прогулок по центру Гамбурга:

1) Ратуша (Rathaus), Ратушная площадь (Rathaus markt) и озеро Альстер (500 метров от отеля)

2) Конторский район Конторхаусфиртель (Kontorhausviertel), включая осмотр знаменитого здания Чилихаус (Chilehaus) и посещение музея шоколада (Chocoversum Schokoladen Museum) (200 метров от отеля)

3) Районы Шпайхерштадт (Speicherstadt) и Хавенсити (HafenCity) со знаковыми портовыми видами Гамбурга (начало районов в 500 метрах от отеля), включая посещение музея кофе (Kaffeemuseum Burg — Museum of Coffee), а также подъем на смотровые площадки только что открытой Эльбской филармонии (Elbphilharmonie Hamburg) (1 км от отеля)

4) Торговые улицы и главные универмаги Гамбурга (100 метров от отеля)

5) Знакомство с гамбургской кухней в ресторанчике Schiffer Borse (600 метров от отеля)

Ратуша Гамбурга считается одной из самых красивых в Германии. В отличие от простого и строгого стиля, присущего Гамбургу, ратуша была построена нарядной, с богато украшенным фасадом и стала настоящей жемчужиной города. Рядом с Ратушой в каналах, соединенных с озером Альстер, до поздней зимы плавают лебеди и существует романтическая традиция спускаться на нижние ступени к самой воде и кормить их. Но наглые чайки на лету вырывают корм, которым туристы пытаются кормить лебедей и надо умудриться покормить именно лебедей.

Гамбург — впечатления ноябрьского уикенда

Аркады в венецианском стиле на канале около Ратушной площади

На Ратушной площади идет подготовка к рождественским базарам

Гамбург — впечатления ноябрьского уикенда

Нарядная ратуша на фоне строгой архитектуры Гамбурга

Герб города Санкт-Петербурга — побратима Гамбурга на здании во внутреннем дворике Ратуши

Ночной вид на Ратушу Гамбурга

Центральная башня Ратуши Гамбурга

Вид с Ратушной площади

В середине ноября в городе уже начинают готовиться к рождественским базарам и площадь перед ратушей в наш приезд представляла собой большую строительную площадку. Рождественские базары открываются за четыре недели до католического рождества и в эти выходные они уже должны быть открыты.

На Ратушной площади стоит памятник Гейне. Первоначальный вариант памятника был уничтожен нацистами, современный своеобразный памятник Гейне работы скульптора Вальдемара Отто был установлен здесь в 1982 году.

Памятник Гейне на Ратушной площади Гамбурга

Дом Чилихаус (Chilehaus) — это по сути новый тип офисной недвижимости. Название дому дал заказчик — гамбургский купец Генри Сломан, наживший состояние на торговле селитрой из Чили. Дом сложен из ольденбургского клинкерного кирпича, из которого построены многие здания в Гамбурге. Здание очень красиво и построено в виде корабля, как будто рассекающего транспортные потоки. В непосредственной близости от Чилихаус расположен музей шоколада Chocoversum (Meßberg 1, сайт chocoversum.de), там же есть магазин, где можно купить всевозможные шоколадные изделия, кстати очень вкусные. Проводятся интересные экскурсии, но на немецком языке.

Здание Chilehaus

Осенний вид на фоне Chilehaus

Отделка здания Chilehaus

Арки здания Chilehaus

Гамбург — впечатления ноябрьского уикенда

Здание, в котором расположен музей шоколада

Музей шоколада

Хафенсити (HafenCity) — современный стремительно растущий район в самом центре Гамбурга. Еще недавно этот район старого города использовался только для портовых нужд, сейчас же здесь построили настоящий новый город. Здесь реконструируют старые портовые сооружения и бывшие склады и строят новые дома по самым современным технологиям с учетом экологии и энергосбережения. Сегодня здесь располагаются офисы известных компаний и очень дорогие квартиры с панорамными окнами.

Шпайхерштадт (Speicherstadt) — комплекс реконструированных бывших портовых складов. Этот район является визитной карточкой Гамбурга – это целый город вековых складских строений из красного кирпича, находящийся практически в центре Гамбурга. Неповторимую атмосферу этого места создают многочисленные каналы и мосты, а также отреставрированные красивые кирпичные фасады зданий. Шпайхерштадт или сокращенно Шпайхер - это культурное и историческое наследие Гамбурга, где можно гулять часами, разглядывая детали старинных зданий и сооружений из красного кирпича. Здесь много различных музеев: музей Таможни (Deutsches Zollmuseum), музей миниатюр (Miniatur Wunderland), аттракцион «Подземелья Гамбурга» (Hamburg Dungeon), морской музей, музей кофе и др. Из-за большого количества каналов и мостов через них, этот район Гамбурга нередко сравнивают со знаменитой Венецией. Но правда до Венеции он не дотягивает, все-таки склады выглядят мрачновато.

Эксперты ЮНЕСКО присвоили статус Всемирного культурного наследия сразу двум расположенным по соседству кварталам Гамбурга: складскому - Шпайхерштадт (Speicherstadt) и деловому - Конторхаусфиртель (Kontorhausviertel) со знаменитым офисным зданием Чилихаус (Chilehaus). Эти достопримечательности Гамбурга были включены в список Всемирного культурного наследия в 2015 году. В июле этого года они получили официальное свидетельство ЮНЕСКО.

Несмотря на тщательную реконструкцию старых зданий, мрачная атмосфера портового города XIX века в районе Шпайхерштадт сохранилась и сегодня. Особенно это заметно, когда темнеет, в ноябре уже в 5 часов вечера в Гамбурге довольно темно. Т. к. в этом районе преимущественно расположены офисы и музеи, то ночью он практически безлюден и слабо освещен (сказывается немецкая бережливость), так что прогулки здесь в темноте не доставляют особого удовольствия. Но в то же время надо отметить, что Гамбург все-таки безопасный город. Мы прошли весь район вечером, когда решили посетить недавно открывшуюся Эльбскую филармонию.

Если Вы фанат кофе, то рекомендуется посетить музей кофе в районе Шпайхерштадт. Вопреки всеобщему мнению, немцы, как выяснилось, больше любят кофе, чем пиво. Подсчитано, что среднестатистический немец выпивает около 146 литров кофе в год. Не случайно музей кофе был открыт в Гамбурге, ведь три четверти всего кофе, потребляемого в Германии, так или иначе проходит через порт Гамбург. Первая кофейня в Гамбурге появилась еще в 1687 году, а спустя 200 лет в складском комплексе Шпайхерштадт открылась кофейная биржа. Торговле пряностями и кофе Гамбург в немалой степени обязан своим процветанием. Сегодня Гамбург – признанный лидер европейского рынка «коричневого золота», как называют кофе в Германии. В районе Шпайхерштадт расположены многочисленные фирмы-поставщики кофе, кофеобжарочные фабрики и кофейни. Именно отсюда берут начало ставшие всемирно известными кофейные концерны Tchibo и Darboven.

Музей кофе небольшой, но интересный. В музее выставлены различные старинные приспособления для обработки кофейных зерен, жаровни, механические кофемолки, мешки со всех концов света, кофейные зерна разных сортов. В музее можно попробовать и купить редкие сорта кофе, которые не встретишь в обычном супермаркете.

От отеля к районам Шпайхерштадт и Хафенсити мы обычно шли по набережным Zoll канала, одного из многочисленных каналов Гамбурга, соединяющихся с Эльбой. Здесь много характерных для Гамбурга панорамных видов.

Вид на Zoll канал

Таможенный музей

Вид на храм Катариненкирхе

Городская архитектура Гамбурга

Реконструированные кирпичные здания складов и портовых служб 19-го века — гордость и визитная карточка районов HafenCity и Speicherstadt.

Гамбург — впечатления ноябрьского уикенда

Каналы района Шпайхерштадта утром, отлив не позволяет плавать туристическим корабликам

Гамбург — впечатления ноябрьского уикенда

Канал района Шпайхерштадта после обеда, есть несколько часов прилива, когда по каналам могут плавать туристические кораблики

Классический вид района Шпайхерштадт вечером

Гамбург — впечатления ноябрьского уикенда

Известный многим фотографам вид на каналы в районе Шпайхерштадт

Этот вид в районе Шпайхерштадт очень красивый и известный в Гамбурге. Это место часто называют «Замок на воде» по названию ресторана WasserSchloss Speicherstadt, который как правило попадает в центр фотографии. Это место очень популярное у фотографов всего мира, их здесь всегда много с самой современной фотоаппаратурой для ночной съемки, поэтому занимать хорошее место для фотосъемки надо с вечера. Мы шли по мосту, с которого открывается этот вид, довольно поздно, погода была почти зимняя, поэтому фотографов было немного и нам удалось на скорую руку сделать несколько снимков.

Этому месту фотографы посвящают отдельные записи в своих блогах: как найти это место в Гамбурге, как сделать хорошие снимки и с комментариями относительно своих фотографий. Например, такая интересная запись в livejournal.

Эльбская филармония - это еще один туристический аттракцион Гамбурга, открытый 4 ноября этого года и уже привлекающий толпы туристов и просто любопытствующих. Здание филармонии стоилось по проекту очень известного архитектурного бюро из Швейцарии Herzog & de Meuron. Проект символизирует синтез старого и нового в HafenCity: футуристическое здание из стали и стекла с крышей в виде парусов было возведено на крыше бывшего портового склада. Перед архитекторами поставили задачу не просто спроектировать зал для концертов, а создать целый культурный комплекс, который вдохнул бы новую жизнь в несправедливо забытый портовый район Гамбурга. В новом здании в итоге разместился большой концертный зал на 2100 человек, зал камерной музыки на 550 слушателей, роскошный пятизвездочный отель, апартаменты, рестораны, фитнес-зал и конференц-центр и сувенирные магазины.

Эльбская филармония

Панорамный вид на порт со смотровой площадки Эльбской филармонии

Этот проект был одним из самых скандальных строительных проектов Германии, наряду со строительством берлинского аэропорта и железнодорожного вокзала Штутгарта. Затраты на строительство здания филармонии, которое началось в 2007 году, превысили смету в десять раз и вместо изначальных 77 миллионов в конечном итоге составили 789 миллионов евро. Не ладилось и со сроками: вместо запланированных трех лет строительство продлилось почти десять лет.

4 ноября была открыта круговая смотровая площадка филармонии, расположенная на высоте более 30 метров. Открытие собственно филармонии должно состояться 11 января 2017 года, запланирован трехнедельный музыкальный фестиваль. Специально к открытию знаменитый немецкий композитор Вольфганг Рим написал новое музыкальное произведение, которое исполнит оркестр Эльбской филармонии под руководством дирижера Томаса Хенгельброка. В расписании Эльбской филармонии на 2017 года значатся свыше 200 концертов в Большом зале и свыше 100 — в Малом. Из них большинство — с участием звезд классической музыки первой величины.

С точки зрения акустики Эльбская филармония должна войти в десятку лучших концертных залов мира. Концертные залы проектировал знаменитый японский специалист в области акустического дизайна Ясухиса Тоёта, отвечавший за акустику концертного зала имени Уолта Диснея в Лос-Анджелесе и концертного зала Мариинского театра. Добиться идеального звука в Большом зале филармонии японский инженер планирует с помощью необычного расположения сцены — ее разместили в самом центре концертного зала.

Мы побывали на смотровой площадке филармонии ровно через неделю после ее открытия и в вечернее время. Пускают по билетам с 8 утра до 12 ночи, но бесплатно. Через год вход на смотровую площадку планируется сделать платным. В здании филармонии уже работает 5-ти звездочный отель, несколько ресторанов, сувенирные магазины, кафе и пивной бар. Панорамные виды, открывающиеся со смотровой площадки достойны, чтобы их увековечить на фотографиях. Но ночью город не сильно освещен и для ночных фотографий нужен как минимум штатив.

Два слова про памятные места Гамбурга, связанные с группой Битлз.

Клуб INTRA, расположенный по адресу Große Freiheit 64 в непосредственной близости от знаменитой улицы Репербан (Reeperbahn, St. Pauli) — это ныне существующий клуб в Гамбурге, в котором как утверждается, впервые выступали Битлз. Об этом событии напоминает табличка на входе в клуб. Сайт клуба http://www.indramusikclub.com/. Неизвестная в то время группа впервые выступила на сцене клуба 18 августа 1960 года. Это была трудная школа, через которую прошли музыканты: они играли каждый день с 8-ми вечера до раннего утра, чтобы затем упасть в кровати в 2-х комнатках, которые они снимали поблизости.

Площадь Битлз в Гамбурге

В этом переулке расположен клуб INTRA, где было первое выступление Битлз в Гамбурге

Гамбург — впечатления ноябрьского уикенда

Памятник участникам группы Битлз, каждый может сфотографироваться в образе любого из битлов, но так они сливаются с городским пейзажем

Ниже несколько характерных для Гамбурга фотографий.

Памятник гамбургскому трубочисту

Памятник историческому персонажу Гамбурга — продавщице лимонов ZitronenJette

Гамбург — впечатления ноябрьского уикенда

Натюрморт с чашкой горячего шоколада в кофейне Tchibo напротив ратуши

Кофейня под маркой Tchibo, расположенная на Ратушной площади

Tchibo – немецкая компания, известная благодаря производству одноимённого растворимого и в зернах кофе. Основана в 1949 году, главный офис компании расположен в Гамбурге. Название «Tchibo» создано из фамилии основателя фирмы Tchilling (с нем.Чиллингирян) и слова Bohnen (с нем. «Бобы»). Считается, что кофе этой марки один из лучших в Гамбурге. В Гамбурге есть множество кофеен под маркой Tchibo, в которых можно попробовать разные сорта кофе, а затем купить понравившейся сорт кофе. Фирма занимает около 20% кофейного рынка Германии.

Железнодорожный вокзал Гамбурга

Туристический автобус на конечной остановке около ж/д вокзала

Ресторанчик гамбурской кухни Schiffer Borse в завокзальном районе

Ресторан Schiffer Borse находится строго напротив через дорогу от входа в железнодорожный вокзал Гамбурга. Вход с улицы не очень приметный, но помещение ресторана достаточно большое. Зал украшен макетами старинных кораблей и другой морской атрибутикой, много моделей кораблей, у входа стоит настоящий корабельный якорь. В меню – вкусная и добротная гамбургская кухня, включающая как мясные, так и рыбные блюда, в первую очередь надо брать «шоле» (Whole North Sea Plaice) – свежайшую североморскую камбалу. Название ресторана произошло от названия шкиперской биржи – «Шиффербурс». На этой бирже в прошлом заключались договора между купцами и капитанами кораблей о морских перевозках товаров. Договоренности было принято закрепить путем совместного распития вина и пива.

Побывав в Гамбурге нельзя было не выяснить, какое отношение к Гамбургу имеет слово гамбургер, ставшее уже практически идиомой русского языка. Оказалось, что прямое. Как выяснилось, название гамбургер произошло от названия немецкого города Гамбург. Ранее гамбургер назывался гамбургским стейком (hamburger steak) и был завезен в Северную Америку немецкими эмигрантами. Но предприимчивый американец Луи Лассен первым запатентовал круглую мясную лепешку на пшеничной булке и предложил ее на пробу всем посетителям Всемирной выставки в Сант-Луисе в 1904 году. После этого этот фаст-фуд стремительно распространился по всему миру.

«Гамбургский счёт» – еще одна идиома русского языка, связанная с Гамбургом и обозначающая «подлинную систему ценностей, свободную от сиюминутных обстоятельств и корыстных интересов». Выражение «по гамбургскому счёту» было введено в русский язык писателем Виктором Шкловским и было основано на рассказе о недоговорных матчах в Гамбурге, когда цирковые борцы решали, кто из них сильнее – именно для себя, а не для публики, и всё это происходило тайно. Но историки склоняются к версии, что эти гамбургские матчи – выдумка Шкловского, и их никогда не существовало, по крайней мере не сохранилось никаких исторических документов о таких матчах и сами немцы не знают об этом выражении.

Гамбург реально понравился, сложно назвать по пунктам почему осталось такое ощущение, обычно оценивается общее впечатление от посещения незнакомого города, но здесь наверное главное то, что Гамбург удобен и интересен для людей.