По какой-то необъяснимой причине человечество всегда привлекал вид руин и заброшенных развалин. А кому-то может быть даже нравится сам процесс разрушения и упадка. Зачем люди смотрят на то, что подтверждает тщетность всех человеческих усилий и достижений? Зачем они ездят смотреть развалины в Грецию, в Италию и на Кипр? Неужели они испытывают некий эстетический восторг при виде руин? Страсть к развалинам она же не сегодня пришла. На полотнах художников XVIII века можно видеть античные руины. Уже тогда они пытались показать своим современникам величие древних цивилизаций, которое проявлялось в запущенных развалинах. Откуда такое желание ходить среди развалин и всматриваться в них? И почему в комментариях к моим рассказам о разрушающейся архитектуре в российской глубинке все хором пишут «как хорошо бы это отреставрировать», а если едут смотреть древнеримские развалины даже не ставят подобных вопросов? Такие мысли у меня возникали при написании этого рассказа.
Мой сегодняшний рассказ о древнеримском городе Дугга, который находится в Северной Африке на территории современного Туниса. Город Дугга можно по праву считать одним из чудес света. Дугга — хорошо сохранившийся памятник древнеримской культуры II в. н. э., расположенный почти в центре страны, в полутора часах езды от столицы Туниса. Дугга считается одним из самых красивых городов, построенных римлянами, здесь можно увидеть множество хорошо сохранившихся памятников той давно ушедшей эпохи.
Сейчас руины Дугги — один из самых впечатляющих городов не только в Тунисе, но и во всей Северной Африке. В декабре 1997 года ЮНЕСКО включило их в Список Мирового Наследия как объект № 794.
Город Дугга расположен на холмистой местности в окружении роскошных панорамных видов.
Первоначально Дугга была берберским поселением. Первое упоминание о нём приходится на конец IV в. до н. э. (Thugga переводится как «пастбища»). Берберы вели кочевой образ жизни, перемещаясь в поисках источников воды. Найдя их, они оседали на местности, осваивали территорию и возводили города. Потом, когда ситуация менялась, они бросали поселения, и отправлялись кочевать дальше.
Интересным объектом этой местности является могила короля Берберов — вот эта одиноко стоящая мрачная серая башня. Внутри она пуста, а снаружи видно, что прекрасно сохранилась. Мавзолей короля Атебана — редкая историческая ценность, постройка пунической эпохи времен III—II вв. до н. э. — памятник культуры нумидийских жителей Дугги. Археологи при помощи найденных здесь табличек с пуническими и нумидийскими надписями доказали, что предками берберов были коренные жители Северной Африки. А нумидийцы использовали тот же алфавит, который сегодня употребляют в берберском наречии туареги Центральной Сахары.
Дошедшая до нас Дугга — это «многослойный» город. В подземельях, глубоко под землей находятся берберские пещеры. После них город осваивали нумидийцы и финикийцы. Они возводили храмы своим богам и жильё поверх берберского города. Примерно в I—II вв. н. э. город был обнаружен римлянами, захватившими Карфаген. Римляне практически заново отстроили весь город. В упадок Дугга пришла к V в. н. э., как и многие города Северной Африки.
Самое монументальное сооружение в Дугге — Античный Театр, возведённый в 168–169 гг. н. э., рассчитанный на 3500 зрителей. Благодаря хорошей акустике театр и сегодня регулярно используется для проведения представлений. Ежегодно здесь проводятся фестивали античной драматургии и этнической музыки.
Фронтальная часть театра и сцена окружена уцелевшими римскими колоннами.
Храм Селесты — финикийской и пунической богини, датируется началом III в. н. э. Здесь сохранились классические колонны, поддерживающие портик.
Самым древним артефактом считается дорога, ведущая из Алжира в Карфаген, и проходящая через весь город. Видимо тогда не было окружных. На ней до сих пор видны следы колесниц, проезжающих по ней. По такой узкой дороге две колесницы не разъедутся: видать траффик в те времена был щадящий.
Сейчас по развалинам ходят пешком, причём не только туристы.
Триумфальная Арка Септимия — первая постройка, обозначающую въезд на территорию города. Именно с нее началось строительство римской Дугги в 232 г. н. э. Так решили археологи, поверим им.
Размеры такого огромного города, погребенного более чем под тремя метрами земли, со всей инфраструктурой потрясают воображение.
Капитолий — монументальный храм, возведенный в 166 г. н. э. в честь трёх богов: Юпитера, Юноны и Минервы. Это главное сооружение всегда строилось на самом высоком месте городской территории, и являлось как бы центральным элементом города.
Хорошо сохранившийся портик капитолийского храма поддерживают шесть колонн с капителями.
Говорят, что именно по торчащим из земли колоннам и крыше Капитолия, Дугга и была обнаружена.
С обратной стороны Капитолия, через главную дорогу от Триумфальной арки, расположены оливковые плантации.
Оливковое дерево относится к деревьям-долгожителям.
Иногда через них проносятся тунисские ковбои.
Неподалеку от оливковых плантаций были найдены большие хранилища питьевой воды. Вода поступала по акведуку из источника в Загване в три огромные цистерны. А прямо за Капитолием находилось сооружение для отжима оливкового масла. От него сейчас остался только остов пола. Более двух тысяч лет назад по желобам текло оливковое масло.
Вокруг Капитолия расположена вся инфраструктура города: торговая площадь, здание суда, тюрьма, рынок рабов, частные виллы богатых житетелей города и жилые кварталы для среднего класса, термы, купальни, общественные туалеты и даже публичный дом.
Частные виллы богатых римлян отличаются близостью к Капитолию, своими внушительными размерами, остатками напольных мозаик, просторными внутренними дворами и семейными домашними алтарями.
В некоторых виллах и общественных сооружениях остались напольные мозаики.
Лучшие экземпляры таких мозаик сейчас хранятся в музее Бардо в столице Туниса.
То и дело попадаются древнеримские статуи.
На окраине жилого сектора, неподалеку от тюрьмы находится Рынок рабов, где в том числе осужденных преступников могли запросто продать в рабство. Этакое альтернативное отбывание наказания. Вход на рынок обозначает сохранившаяся арка.
Это не рабы. Это современные тунисцы, для которых древнеримские развалины — это возможность заработать продавая туристам кактусы.
Через арку рынка рабов все туристы фотографируют Капитолий. А чем я хуже других?
А теперь осмотрим самые важные для простых римских горожан общественные сооружения: бани, туалет и публичный дом. В Дугге найдены два банных комплекса: огромные общественные городские Термы Лициниана и небольшие Термы Циклопов для городской знати, в которых сохранился древний общественный туалет. Термы хорошо сохранились: главный зал с двенадцатью колоннами и мозаичным полом, центральный холл, комнаты для массажей и несколько бассейнов с остатками мраморной облицовки.
Из центрального зала арка ведет на балкон, где можно полюбоваться панорамными видами на свежем воздухе.
А если взглянуть назад, то можно опять увидеть Капитолий.
Именно здесь полностью сохранился древнеримский общественный туалет в форме подковы. В камне прорублено двенадцать отверстий, чтобы посетители могли общаться друг с другом, обсуждая важные новости и совершая сделки. Именно отсюда пошло известное на весь мир утверждение, что «деньги не пахнут».
Сейчас каждый турист может посидеть в римском туалете и почувствовать себя настоящим патрицием, чем многие туристы и пользуются с удовольствием. Примерно так.
Отдельные туристы дожидаются когда группа слегка отдаляется и тогда можно посидеть в туалете, приспустив штаны. Фотографии получаются совсем натуральные. Как правило процесс фотографирования затягивается. а таких «натуралов» легко вычислить среди опоздавших на уходящий экскурсионный автобус.
В южной части города среди частных вилл, находится самая известная трехэтажная вилла Трифолиум или дом Трилистника. Она получила свое название из-за еле различимого рисунка в виде трилистника на потолке.
Это не что иное, как древний публичный дом II в. н. э., многочисленные комнаты которого располагались вокруг открытого внутреннего двора. Небольшие размеры комнат, куда может поместиться только двуспальная кровать, позволили историкам сделать вывод, что они не являются жилыми. Почти в каждой из комнат первого этажа имеется тайный выход на улицу, что позволяло гостям незаметно покидать помещения. На внутреннем дворе в центре был фонтан, а к каждой колонне крепилась статуя.
Находясь в Дугге обязательно надо попробовать кактусы! Растут они здесь повсюду, однако не стоит срывать их самостоятельно: можно пораниться об острые шипы и мелкие колючки. Можно купить их очищенными у тунисцев.
Ну вот и всё. Я так давно был в Дугге, что для того чтобы не ошибиться в фактах и датах пришлось полазить в интернете.
Археология — наука будущего. И все мы сейчас трудимся на неё.
Если вдруг вам стало скучно лежать на пляже тунисских курортов — рваните в Дуггу. Проще всего это сделать в составе организованной экскурсии. Стоит такая поездка от 50 до 60 американских долларов. Общественный транспорт сюда не ходит, но можно доехать на машине. Из города Тунис нужно ехать по шоссе P5 около 120 километров.