Когда-то давно, один первоклассник рассказал мне анекдот, который бытовал в их среде. Очень поучительное «детское народное творчество»… Вот рассказываю вам уже в своей интерпретации:
Идет сын с отцом и малыш все время о чем-то спрашивает.
Идут мимо памятника.
— Папа, а чей это памятник?
Отец молчит.
Идут мимо театра.
— Папа, а какой это театр?
Отец молчит.
Мимо проносится машина.
— Папа, это какая машина?
Отец молчит.
Ребенок иронично замечает:
— Папа! Я не надоел тебе своими вопросами?
Очнувшийся от своих дум отец, назидательно замечает:
— Спрашивай, спрашивай, сынок! Больше будешь знать.
Побродить с чудаком-почемучкой по любому городу очень полезно, ведь такие дети, и взрослые люди (дети в душе) не боятся показаться «незнайками», не изображают «знаек» и хотя задают странные вопросы, но, иногда обращают наше внимание на какие-то не очень заметные, но важные детали. В результате получается полезная прогулка, которая как бы расширяет наше поле зрения! Попробуем отправиться в такую короткую прогулку, ну, хотя бы по Таллину! Конечно, в этом городе мы все становимся почемучками, и экскурсоводы нам с удовольствием рассказывают о многом-многом. Нет! Этот рассказ не об истории и культуре, это прогулка с чудаковатым человеком без возраста, который, как Карлсон «в самом расцвете», но, умеет задавать «наиглупейшие» вопросы. Который проходит мимо знаковых мест, где экскурсионные группы непременно сделают остановку, но замедляет шаг в иных, не слишком важных местах. На вопросы такого чудака, между прочим, если не лениться, можно ответить вполне обстоятельно, не прячась за менторское: «спрашивай-спрашивай, больше будешь знать». Попробуем!
Вопрос первый.
— А что это за памятник, на который смотрит вон тот дяденька?
2
Ответ первый.
— Памятник — это сооружение, которое призвано увековечить в каком-либо прочном материале (так, чтоб на века), какого-либо выдающегося человека, или событие.
Вот здесь влюбленные. Для них поцелуй — это событие. Такой гимн любви в камне. Почему нет!
4
А вот здесь обозначено, когда и кем этот памятник создан — десять лет назад.
1
Я слышала, что скульптор вначале поставил здесь целых два памятника, которые назывались «До поцелуя» и «После поцелуя».
За десять лет «После» куда-то исчез… А сам «Поцелуй» остался. Может это и правильно!
Ты все понял?
Вывод.
— Конечно, понял. До поцелуя они каменные, а после — от любви всё же оживает! Вон там в траве лежит такой оживший «монумент», это, наверное, как раз «после»…
3
Мы идем к оперному театру, что виден за ветвями еще зеленых, сентябрьских деревьев.
Я начинаю рассказывать о том, о чем знаю не понаслышке, и о том, о чем прочитала, готовясь к этой прогулке.
2
Это Национальная опера «Эстония», театр, который раньше назывался Театр оперы и балета «Эстония». А вот как он назывался давным-давно — я и не знаю! Ведь вначале театр ставил драматические спектакли.
— Давным-давно, это когда?
— Давным-давно, это в 1865 году, когда в Таллине было основано музыкально-певческое общество «Эстония», хотя первая пьеса была сыграна в 1871-м.
А в 1906 году Пауль Пинн и Теодор Альтерман при обществе «Эстония» создали профессиональный театр «Эстония», и уже в 1908 году был основан Эстонский театр…
Мой собеседник начинает скучать. Чтобы развлечь его, я предлагаю обойти вокруг театра, так что вскоре мы оказываемся у забавного шлагбаума, в виде дирижерской палочки.
Вопрос второй.
— И что это такое? Почему такая большая рука?
4
Ответ второй.
— Это как бы рука дирижера, которая держит дирижерскую палочку. Посмотри! Как здорово придумано: шлагбаум поднимается, пропуская машины, и опускается. Рядом с музыкальным театром именно дирижер руководит машинами!
Мне в прошлый раз захотелось здесь сфотографироваться. Сначала я сфотографировала мужа: видишь — какой славный снимок, он словно дирижирует!
5
А вот меня сфотографировали плохо, — я с грустью показываю снимок, где от дирижерской палочки остался лишь кусок. — Вот, учись на ошибках других! Фотография, которую сделал мой муж, не получилась. Ты понял?
4
Вывод.
Конечно, понял. Дирижеры иногда так злятся на музыкантов, что ломают палочки, что тут удивительного! Твоя фотография статична, а фотография мужа — динамична, потому что она будит фантазию и словно намекает на то, что там, в оркестре происходило. Ой! что там было! Хотел бы я посмотреть! Вот умора!!!
Нет-нет! Это я шучу. На самом деле. Твой муж сконцентрировал свое внимание именно на тебе, ему не было никакого дела до шлагбаума, потому что именно ты ему дорога! Как это ты говорила про тот памятник, что он " гимн любви»…
Эта фотография — гимн любви!
Мы идем по узким улочкам старого города и я с радостью рассказываю об истории города.
— Таллин с давних времен делится на два: нижний и верхний. Нижний город находится у подножия холма Тоомпеа. Он и сегодня окружен древней оборонительной стеной, на которой имеется множество башен (кажется двадцать одна). В древние времена эта стена защищала жителей города от врагов. Верхний город, или иначе просто Вышгород — именно возвышается, потому что расположен на холме Тоомпеа. Мы туда еще пойдем!
Вопрос третий.
— А это еще зачем? Тоже памятники?
1
Ответ третий.
— В некотором роде, да, это исторический памятник, который рассказывает нам о том, что по узким улочкам ездили повозки, кареты. Улочки были узкие, часто петляли. Все это было сделано для того, чтобы при нападении врагов, люди могли убежать, укрыться от всадников и стрел. А вот для того, чтобы повозки не повредили дома, ставили такие оградительные камни, как защиту. Понял?
Вывод.
Конечно, понял. Это средневековый помощник ГИБДД. Сейчас некоторые мажоры так ездят, что можно было бы и этот опыт перенять…
Мы прогуливаемся по Таллину, я рассказываю много интересного, а мой собеседник смотрит по сторонам. Наконец, его внимание привлекает крыльцо с вырезанным в камне крылатым ботинком.
Вопрос четвертый.
— А почему ботинок с крылышками?
3
Ответ четвертый.
— Это очень старое здание — Дом Мюллера, ему где-то 600 лет. Раньше у домов, в которых жили богатые и знатные люди на, так называемых предпорожьях, изображались гербы. С одной стороны герб хозяина, а с другой — герб хозяйки дома. Вспомни! Похожие предпорожья с гербами мы уже встречали. Например, здание Исторического музея, которое было построенно в 1410 году и сохранило свой средневековый вид до нашего времени.
Когда-то этот дом принадлежал Большой Гильдии, которая объединяла богатых купцов и защищала их интересы.
Ну, а в этом доме Мюллера, хотя дом и старый-старый, но предпорожье новое. Просто здесь до недавнего времени располагался Дом туриста, ну и крылатый ботинок — это символ. Понял?
Вывод.
Конечно понял. А в офисе Туристера тоже есть предпорожье? И там тоже изображены крылатые ботинки? Надо чтобы были! Ты напиши самому директору Сайта!
2
Я веду моего собеседника в Ратушу. Ходим по залам — я рассказываю. Остановившись у памятной мемориальной доски, читаю о том, что в 1902 году ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ АЛКСАНДРОВИЧ осчастливил СВОИМ посещением помещение Ревельской Думы…
Мой собеседник оживляется.
Вопрос пятый.
— А мы тоже осчастливили Ратушу своим посещением? А кто еще осчастливил?
Ответ пятый.
— Не уверена, что мы осчастливили в той же мере, что и император… А вот насчет других гостей — кто тут только ни был! Очень знаменитые гости оставляли памятную запись в книге почетных гостей — смотри!
2
Вот запись Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева, который посетил Таллин в 1987 году. А вот запись, сделанная Индирой Ганди еще в 1982году. Понятно тебе?
Вывод.
— Как тут не понять! Хотя много мыслей теснится в голове…
Мне вот только не очень понятен почерк Горбачева, зато у Ганди почерк отличный.
Это я вижу отчетливо.
Спускаемся по улице Nunne. Мой собеседник с интересом останавливается у мемориальной доски и читает.
Вопрос шестой.
— А почему эстонцы любят Ельцина?
Ответ шестой.
Дело не в том: любят или не любят, но демонстрируют очень правильное отношение к истории, которую не нужно придумывать, ведь она — история уже есть, уже случилась, и другой быть не может. Именно при Борисе Ельцине Эстония стала суверенным, независимым государством и это очень важный исторический факт. Понятно?
Вывод.
Понятно. А почему так долго деньги, то есть, пожертвования собирали — целых 12 лет!
Ах, как мне надоел мой собеседник, со своим особым «поворотом ума». Я по пути продолжаю рассуждать, и он все же соглашается с тем, что, видимо, пожертвования стали собирать не сразу — ведь столько дел тогда нужно было делать, столько проблем решать! Главное, что собрали же! Вспомнили! Не забыли! И это приятно и правильно.
— Знаешь, говорю я своему чудаковатому спутнику, а тебе вообще-то не надоели мои ответы? — Шучу, конечно, хотя в глубине души лелею надежду на свое освобождение от его общества. Хочу снова стать суверенной и независимой, как Эстония!
— Ничего! — говорит мне мой любознательный друг. Когда готовишься к таким вот экскурсиям — много читаешь, развиваешься. Рассказывай, рассказывай! Больше будешь знать!