Пожалуй, не найдется ни одного мало—мальски известного правителя, кто бы не страдал гигантоманией. Ну уж очень хочется создать нечто этакое, что поразило бы не только современников, но и потомков. И надо сказать, что многие из них добились весьма заметных результатов. За что мы, благодарные потомки, им очень признательны. Теперь путешествуя по разным странам и весям мы можем лицезреть большое количество разных архитектурных шедевров, многие из которых пополнили копилку чудес света. И это несмотря на то, что еще большая часть этих самых шедевров под грузом времени и варварского отношения к ним тех же самых потомков просто стерты с лица земли… Даже несмотря на их гигантские размеры.
Да, каких только весьма вместительных храмов, дворцов, замков и прочих палаццо не создали замечательные зодчие для своих страдающих гигантоманией заказчиков, коими преимущественно были люди весьма состоятельные (короли, герцоги, бароны) в разных концах земного шара. Но, пожалуй, такого, как бы сейчас сказали гипертрофического маниакального желания посостязаться со Всевышним, как в Древнем Китае, наверное, больше ни у кого из бывших правителей мира не было. Одна Великая Китайская стена, протянувшаяся более, чем на 9000 км, чего стоит. Впрочем, не она одна. Взять тот же Запретный Город, или точнее — Пурпурный Запретный Город, что еще в XV веке выстроили в Пекине.
Этот императорский дворец, расположенный на территории в 730 тысяч квадратных метров, и насчитывающий 9999 с половиной комнат, по сей день является самым большим дворцовым комплексом в мире. Конечно, 10 000 комнат звучало бы еще внушительнее, чем 9999 пусть даже и с половиной. Но, как говорится, в любом деле нужно знать меру. И когда великий китайский император Юнлэ из династии Мин пожелал возвести для себя дворец с 10 тысячами комнат, тут и Всевышнему пришлось понервничать. И послать к зарвавшемуся гигантоману Нефритового императора (замечу, что в Китае нефрит самый почитаемый камень и ценится куда выше золота). И тот высказал Юнлэ от лица Всевышнего крайнее неудовольствие. Мол, как ты, червь земной, хоть и сын Неба можешь соперничать с самим богом, у которого в его небесном дворце столько же комнат… Пришлось бедному Юнлэ умерить свои скромные аппетиты. Зачем Бога гневить.
Правда, когда мы гуляли по Запретному Городу, благо после того, как в 1924 году из него был выселен последний император, он стал общедоступным, к своему глубокому разочарованию мы узнали, что в 980 дворцовых сооружениях, разместившихся за высокой крепостной стеной, между прочим, опять же самой прочной в мире, насчитывается не 10000, а всего 8728 комнат… Ужас! Да, похоже, что приписками грешили не только наши чиновники, но и древнекитайские. Это ж сколько юаней за не выстроенные 1271 с половиной комнат они себе в карман положили… Сумасшедшие деньги! Хорошо еще император был слишком доверчивый. А то бы не миновать им публичной порки с летальным исходом.
Впрочем, и в таком усеченном виде Запретный Город, сейчас его чаще именуют Гугун (Бывший дворец) завораживает. Правда, прежде чем в него попасть нужно пройти еще несколько ворот. Первые, Тяньаньмэнь, что в переводе означает Ворота Небесного Спокойствия, своим фасадом выходят на одноименную, опять же самую большую в мире площадь, на которой в праздничные дни проходят под общее ликование народа военные парады. Фасад этих ворот венчает портрет дедушки Мао.
Несмотря на то, что нынешний Китай идет далеко не по его «мудрому» пути, этот исторический персонаж здесь очень даже популярен и почитаем. Что нельзя сказать о его верных помощниках хунвейбинах, сумевших в годы его правления изрядно подсократить число исторических ценностей. Возможно, если бы не тогдашний премьер-министр Китая Чжоу Эньлай мы сегодня могли бы лицезреть на месте Запретного Города какой-нибудь заурядный парк развлечений. К счастью, после того, как банды хунвейбинов активно взялись за «переделку» Зала Поклонения Предкам для выставки революционной скульптуры, Чжоу Эньлай дабы предотвратить дальнейшие разрушения и защитить Запретный Город от банд молодежи приказал закрыть все ворота и поставил для охраны армейские части.
Стоит сказать, что Чжоу Эньлай спас от разграбления и разрушения многие исторические памятники Китая. В том числе и самый знаменитый, один из древнейших буддистских монастырей Храм Прибежища Души в городе Ханчжоу. Но об этом, если представится случай, я расскажу в другой раз. Скажу лишь, что когда я впервые увидел этот величественный древнебуддийский памятник восточного зодчества, то не мог сдержать (и не сдержал) вырвавшегося из глубин души восторга (прошу прощения за высокий штиль). Вот какой это удивительный памятник. А его хотели снести…
Сейчас же давайте вернемся в Запретный Город. В который, как я уже сказал выше, так просто не попасть. Ведь за Воротами Небесного Спокойствия нам следует пройти через Ворота Правильного Поведения, а потом через Полуденные Ворота, а после через Ворота Высшей Гармонии.
Этих ворот так много, и все они имеют свои собственные и весьма замысловатые названия… что вполне возможно, кое-что я и напутал или пропустил. Уж не взыщите…
Но Запретный Город состоит не только из одних Ворот.
Ей здесь посвящены аж три дворца: дворец «Высшей Гармонии», дворец «Срединной Гармонии» и дворец «Сохранения Гармонии». В первом дворце проходили торжественные церемонии, во втором император отдыхал перед началом приемов, а третий служил местом для праздничных пиров.
Не скажу, что эти дворцы чем-то особо отличаются друг от друга. Все примерно одного размера с двухъярусной крышей, так называемой северной, менее изогнутой, чем в южных провинциях Китая, с резными коньками и множеством декоративных фигурок драконов, змей и прочей мифологической живности.
Но в целом это очень даже смотрится. Вообще этой живности в Запретном Городе — пруд пруди. То и дело на нашем пути мы сталкивались с огромными бронзовыми Львами,
охраняющими дворцы, Драконами, ну эти рептилии просто оккупировали весь Китай и Черепахами — символизирующими долголетие.
А еще здесь протекает речка, называемая Золотой.
Вот такие удивительные совпадения.
Есть в Запретном Городе и дивный сад «Доброты и Спокойствия» с изумительной по красоте беседкой и огромным белым с замысловатыми извилинами камнем.
Ведь красивый камень для китайца — не просто камень. Это его философия жизни. Вот и везли такие глыбы, весящие порой несколько десятков тонн из-за семи морей, дабы было над чем поразмыслить, любимому императору, мандарину или просто скромному чиновнику. Сад такого «Скромного Чиновника» мы смогли лицезреть в Сычуане. Чего говорить, скромный был человек, порядочный. Жил на одну зарплату. Вот на эту зарплату он тот садик и отгрохал, что вот уже не одно столетие поражает своей чистотой и гармонией любознательных туристов. Впрочем, что-то я опять отвлекся. Да, сад, как я уже писал, в Запретном Городе есть, а вот деревьев нет…
Отчего же? Задался я вопросом. И получил поражающий своей железной логикой ответ. Во всем Запретном Городе не должно было быть ничего выше Тронного зала, который располагался в самой большой постройке города — «Дворце Высшей Гармонии». А деревьям, сами понимаете никакой, даже императорский закон — не указ. Поэтому лучше от греха подальше их вообще не высаживать. Тем более, что и без них было кого сажать.
Вообще, притом, что Запретный Город является самым большим в мире дворцовым комплексом, заблудиться в нем весьма проблематично. Дело в том, что все главные дворцы выстроены по одной оси с юга на север.
Все четко, симметрично, гармонично, мудро, логично. Величественно. Однако, попробуй-ка побегай по такому городу, от одного дворца до другого. Язык высунешь… Признаться, я очень даже подустал, пройдясь лишь по основной оси, на разные ответвления у меня уже просто сил не хватило. А император, он же должен был везде поспеть. И поспевал. В паланкине — таких крытых носилках, хотя вряд ли это резное и весящее до полутонны сооружение можно назвать носилками. Вот и бегали с ними (носилками) по всему Запретному Городу со своим драгоценным грузом, прыткие носильщики. Впрягаясь в них по 12, а то и по 36 человек. Так что транспортная проблема здесь также была решена.
И не важно, что императорские носильщики от такой почетной миссии быстро изнашивались… и приходили в негодность. Да что там носильщики. При возведении Запретного Города, который, заметим, был выстроен за каких-то 15 лет… быстро изнашивались и сами строители, коих здесь трудилось почти миллион. Не считая более квалифицированных специалистов. Их было значительно меньше — всего 100 тысяч. И хотя сами строители изнашивались быстро, созданный ими шедевр оказался достаточно прочным и надежным. Еще бы, ведь на колонны главных зданий использовали цельные бревна драгоценных пород дерева, коего в Китае не так-то много. Полы выкладывали «золотым кирпичом».
Технология изготовления такого кирпича, который многие считали действительно золотым, весьма интересна и быть может заинтересует строителей. Так вот, глину для этого кирпича брали из города Сучжоу, того самого, где разбит сад «Скромного Чиновника», помните. Она была лучшей в стране. После того, как из этой глины формировали кирпичики — наступал самый ответственный момент, момент обжига. Процесс этот был самым сложным. Сначала целый месяц плиты коптили, предварительно обернув в шелуху. Затем еще месяц обжигали опилками, а потом еще 40 дней сосновыми ветками. В результате получался действительно золотой кирпич, по крайней мере, по цене. Укладка этих плит была не менее трудоемким процессом. Сначала каждую из них полировали, подгоняли по размерам и вымачивали в тунговом масле, дабы придать ей соответствующий положению блеск. Но и результат налицо.
Мы ходили по этим «золотым» плитам, на которых и сегодня нет ни одной трещинки. Впрочем, и настоящего золота во дворце немало, так же, как и мрамора из которого делались террасы, мостики, резные каменные фигуры из бронзы и серебра… А чего только не таится в недрах многочисленных дворцов, тут и картины древнекитайских художников, и всяческие бронзовые, фарфоровые, керамические изделия из «четырех сокровищ кабинета ученого», и старинные часы, и прочие драгоценности….
Что ж, может, и не зря китайские правители страдали гигантоманией. Ведь создали вот такой грандиозный памятник, всю красоту замысла коего можно увидеть разве только с неба. Но, даже не возносясь столь высоко, а лишь пройдясь от одних Ворот Запретного Города до других, я не могу не выразить своего восхищения замыслам императора Юнлэ из династии Мин. Что и говорить: красиво, гармонично, мудро, логично. Величественно.