Индия славится огромным количеством религиозных праздников. В разных частях страны есть сугубо местные, есть общие, есть такие, которые известны под разным названием в разных штатах…
Наваратри — большой праздник, почитающий великую Богиню-Мать во всех ее ипостасях (Дурга, Сарасвати и др.). Длится он 9 ночей, завершаясь на десятую ночь фестивалем Дашера (Дассера), символизирующим победу добра над злом.
Он посвящен поражению демона Равана великим Рамой. Обычно празднуется в конце сентября — начале октября, в индийский месяц Ашвин (с 23 сентября по 23 октября). Как и все индийские религиозные праздники, вычисляется он по лунному календарю. Дашера — преимущественно североиндийский праздник, Дели и Варанаси — самые популярные места, чтобы его посмотреть. Из других мест можно отметить долину Куллу (в холодном северном штате Химачал Прадеш), Майсур в Карнатаке, Коту в Раджастане. В Западной Бенгалии Наваратри и Дашеру знают как Дурга пуджа.
Во время Дашеры, если посетить какой-нибудь крупный цветочный рынок, например, в Дадаре (Мумбаи), можно посмотреть, как жители в огромном количестве покупают золотые ноготки для традиционного украшения.
В северной Индии игры и театрализованные представления во время Дашеры называются Рамлила — описание жизни Рамы и его победы над Раваном. Согласно Рамаяне, демон Раван имел 10 голов и 20 конечностей, все это многообразие символизировало негативные и злые эмоции, обуревающие людей (гнев, зависть, гордыня, ревность, эгоизм и прочее). Если совсем коротко — Раван похитил жену Рамы, Ситу, и удерживал ее на острове Ланка. И вся Рамаяна излагает в подробностях, как Рама пытался вернуть Ситу, кого звал к себе на помощь, как терпел поражения и как одержал, наконец, блистательную победу.
Самая старая традиция Рамлилы — как раз в Варанаси. Этот фестиваль проводится здесь уже около 200 лет.
В этот раз посчастливилось побывать на Рамлиле и мне. Итальянка Джованна, с которой я познакомилась на второй день пребывания в Варанаси, позвала меня присоединится к ней и ее друзьям — вечером они собирались идти на фестиваль. Я, еще не очень пришедшая в себя после 10-часового ожидания на вокзале Дели (мой поезд отменили), согласилась. Друзей у Джованны было много; всех вместе нас собралось 10 человек. Один из них, Симоне, говорил на хинди и чуть ли не жил здесь, поэтому он был нашим пастырем. Плотной толпой мы выдвинулись. Идти было довольно далеко — действо происходило на некотором отдалении от Асси гхата, самого южного, а шли мы от Дашасвамеда, это где-то около 3 км.
Рикши, хотящие 850 рупий за проезд, были мягко посланы. Обычно таких цен они не ломят, но решили, видимо, навариться на празднике.
Мы прошли Асси, прошли храм Дурги и, наконец, достигли какого-то пустыря. На пустыре собралось огромное количество народу.
Поодаль ждал своего часа демон Раван, сооруженный на деревянном каркасе и оклеенный цветной бумагой — ему-то и предстояло быть сожженным. Демон был внушительный, грозного вида и высотой с три этажа.
Пробравшись сквозь скопище народу, мы, на правах неотесанных белых, нагло заняли места в первом ряду. Наряженные в разноцветные одежды, в париках, масках или просто с разукрашенными лицами, актеры изо всех сил изображали сцены из Рамаяны.
Чтобы они что-то, не дай бог, не попутали, строгий мужик в очках и с папкой подходил к каждому в свое время, становился за спиной и суфлировал артистам прямо в ухо, зачитывая из своей папки. Иногда отправлял обратно особо ретивых, выходящих «на сцену» раньше положенного.
Посередине толпы был образован живой коридор — в нем-то и давалось представление. Действие было довольно однообразным: из одного угла со зверским лицом бежал Раван, из другого — с не менее зверским, Рама. Сшибались они ровно посередине, каждый раз с разным оружием, от лука со стрелами до палиц.
Маленькие дети с нарисованными густыми бровями и бородами изображали мелких демонов, эдаких вертлявых чертей.
Зрители неистовствовали. Скандировали речевки так, что закладывало уши. Полиция периодически брала палки и оттесняла наиболее рьяных, норовящих выскочить поближе к актерам.
В итоге двое офицеров встали сзади нас, охраняя от толпы, и даже принялись объяснять по ходу действия, кто кого победил и что сейчас на «сцене» происходит.
Периодически над головами раздавались залпы салюта, хорошего такого, яркого — в основном тогда, когда Рама или его помощник Хануман кого-то побеждали. Горящие ошметки от салюта не долетали до голов всего ничего.
Длилось все это часа два. Мы оглохли, ослепли и совершенно очумели. В итоге — Раван был подпален волшебными стрелами, бумага загорелась и начали неистово рваться шутихи, припрятанные в недрах статуи.
Любят индийцы пиротехнику, этого у них не отнимешь. Когда демон был окончательно повержен, толпа с ревом повалила с пустыря, по всей видимости, отмечать. Ну, и мы потихоньку побрели обратно.
По всем улицам, обычно в этот час пустынным, шатались празднующие личности, все забегаловки были открыты, народ пил, закусывал и общался. Почти на каждом углу стояли огромные колонки, из которых рвалась оглушительная мелодия.
Несмотря на мой ернический тон, зрелище мне понравилось. Сценки разыгрывались с такой старательностью и наивностью, что это вызывало умиление. Как не очень хорошо организованный утренник в детском саду. Индийцы — как дети. Всю эту самодеятельность они воспринимали так серьезно, так слаженно подпевали в нужных местах, что не проникнуться было невозможно.
Вобщем, абсолютно характерное для Индии действие — оглушительное, ослепительное, трогательное и слегка расхлябанное. Но в итоге, Рама же все-таки победил ужасного Равана, а Дашера и значит — победа добра над злом.
На следующий день статуи Дурги, расставленные во всех храмах на время праздника, со всеми возможными почестями опускают в воду и на этом Наваратри заканчивается, уступая место следующим фестивалям.