Турист елена сариева (elsarieva)
елена сариева
была сегодня 9:32

Гранада — Испания Сентябрь 2016

В жарких объятиях Андалусии. Про Нерху и Фрихилиану

Вот и закончилась пляжная идиллия, за горами — за — долами нас ждет встреча с самыми прекрасными городами Андалусии. Совсем не весело шагается в сторону автобусной станции. Нерха напоследок раскинула перед нами белый узорчатый веер коротких улочек-игрушек. Хороша! Сладкие моменты курортной жизни кажутся уплывающими островками спокойствия, а томная неспешная атмосфера белоснежного городка постепенно сходит «на нет»…

Автобус компании ALSA отправляется из Нерхи в Гранаду в 10 часов утра, выруливая по узким улочкам прибрежных поселений, раздражая заездами, посадками, высадками. В какой-то момент мы попрощались с морем. Изменившиеся пейзажи, достойные восклицаний Вашингтона Ирвинга, и мне не дают молчать! Ах, хорошо! Ах, красиво!

Горные теснины отступают перед оливковыми рощами, садами, лугами «прославленной долины гранадской», услаждая взор путешественника. Вот когда я пожалела о зачехленном фотоаппарате! Встретилось стадо быков, прилипшее к пологому склону; горная река Ханиль, причудливо извивающаяся синей лентой, завязанной в тугой узел сверху по течению, принявшая вид полноводного синеокого озера.

Не ради красного словца пишу: сердце забилось учащенно — показалась Гранада, прославленная, овеянная волнующими легендами

В жарких объятиях Андалусии. Гранада — грустный цветок

Россыпь домов на холмах и в долине, обрамленной горами Сьерра Невада, под ослепительным южным солнцем — это она, окутанная мусульманским флером, самобытная Гранада.

В голове включился оркестр, и лирическо-драматический тенор Хосе Каррераса заполнил все пространство вокруг — в ушах, не переставая, звучит «Гранада».

Андалузская красавица, я тебя люблю! Не мудрено! Вы скажете, там есть удивительная, сказочная Альгамбра, объясняющая любовь и восторг

В жарких объятиях Андалусии. Гранада — грустный цветок

Альгамбра — это изыск. А моя любовь к знойной испанской красотке замешана на романтике и восточном шарме, на тягучем густом воздухе, насыщенном пряными ароматами, витающими над узкими запутанными улочками с домами-карменами.

Страстность фламенко, звук гитары, рвущей в клочья пространство, осязаемая грусть, оставленная здесь маврами — все это Гранада — грустный цветок! Сколько времени прошло, а мавританское живет и побеждает в католической Гранаде! Миллионы туристов едут сюда смотреть Альгамбру, самый посещаемый памятник архитектуры в Испании.

Гранада неожиданно вошла в сердце занозой, страстью, наваждением, хотя попала в мой маршрут исключительно из-за Альгамбры. Ей отводился скромный отрезок жизни, две дневные половинки (ночью спим), но какой емкий, как оказалось.

Отель выбирался поближе к мавританскому Альбайсину, легендарному холму, чтобы вечером погулять по нему, подняться на Мирадор Сан Николас, откуда открывается прекрасный вид на Альгамбру через реку Дарро

В жарких объятиях Андалусии. Гранада — грустный цветок

Считается, что именно так стоит начинать знакомство с Красной крепостью на высоком холме — подготовить воображение, пропитаться духом романтики.

Как же я угадала с отелем! Наш Posada del Toro расположен на Calle Elvira, по-восточному колоритной, в 200 метрах от собора и площади Пласа-Нуэва. Мне было жутко обидно, что так удачно выбранный отель, приютил нас всего на одну ночь. Прекрасный номер в андалузском стиле с огромной ванной комнатой и настоящей душевой кабиной заслуживает того, чтобы там поселиться на «подольше». Отыскать Del Torro, который буквально приткнулся к подножью Альбайсина, не составило труда

В жарких объятиях Андалусии. Гранада — грустный цветок

Выйдя из автобуса у Кафедрального собора Гранады, сворачиваем от главной улицы в переулочек, напичканный разными кафе-ресторанчиками

На фотографии — не дым, а рассеянные в воздухе капельки воды, призванные прогнать жар с раскаленных солнцем улиц. Я такое впервые наблюдаю, честно! Рядом с Альбайсином полно кафе и ресторанов, тапас-баров. Трижды ели в разных кафе в районе улицы Elvira: вкусно, не дорого, колоритно (не калорийно)

В жарких объятиях Андалусии. Гранада — грустный цветок

Замечательный тапас — бар с говорящим названием Баобдиль («Прощальный вздох мавра»). Для усиления эффекта погружения в мавританское можно выпить вина «Слезы Баобдиля».

В историческом районе Гранады многие названия на вывесках общепита перекликаются с мавританской тематикой. В стилизованном ресторане (на улице Elvira ближе к Plaza Nueva) предлагается восточное Menu del dia (включая хумус, кускус и т. п.)

В жарких объятиях Андалусии. Гранада — грустный цветок

Россыпь восточных кафе с кальяном и чайные наводят на мысль: «А где же европейская Испания?» А европейская Испания сразу за углом — шикарная парадная главная улица Гран Виа-Де Колон.

Контраст между улочками с восточным обаянием и проспектами, бульварами западного типа вполне привычен для Гранады, так как здесь на протяжении долгих веков в тесном соседстве жили арабы, евреи и христиане

В жарких объятиях Андалусии. Гранада — грустный цветок

Ну что, андалузская красавица, украшенная оригинальными фонарями в стиле модерн, напоминающими о ее символе — разломленном гранате, познакомимся поближе? И Гранада протягивает одну из своих визиток — площадь Изабеллы Католички

Приметный и запоминающийся памятник Изабелле Католической и Христофору Колумбу. Изабелла-католичка величественно восседает на троне, а Колумб в благодарном поклоне принимает подписанное разрешение для своей экспедиции с целью открыть новый путь в Индию (стартап). Памятник стоит на пересечении улиц Гран Вия де Колон («Великий Путь Колумба») и Рейес Католикос (улица Католических Королей) и является прекрасным ориентиром в Гранаде — все ссылки на транспорт, Кафедрал, Альгамбру, Альбайсин обычно указывают на эту прославленную в веках пару.

Так как мы были в Гранаде не долго, далеко от Альбайсина не убегали, крутились в основном в районе Собора и Новой улицы. К памятнику подходили много-много раз, забывая его сфотографировать — он стал для нас неотъемлемой частью пейзажа. Что попало в кадр, то попало.

Нашей неспешной прогулке по центру города мешала назойливая мысль распечатать билеты в Альгамбру. Я запомнила совет Наташи NataliaC — найти магазин tienda libreria la A"hambra, в котором электронные билеты получают подтверждение через установленный там терминал. Магазин нашли, но дальше дело не пошло, нас оттуда бесславно выпроводили.

Что делать в такой ситуации? Искать туристический офис

В жарких объятиях Андалусии. Гранада — грустный цветок

Спасибо тебе, добрый человек (судя по всему, заслуживший право быть проводником) за правильно указанный путь в направлении к старейшей площади Гранады, имеющей название Новая (когда-то была)

Красивая, уютная, достаточно просторная — она не может не понравиться

В жарких объятиях Андалусии. Гранада — грустный цветок

Здание Королевской канцелярии, где заседает Верховный суд Андалусии. Неподалеку расположена церковь святого Эгидия и святой Анны

Справа от нее — инфоцентр — наше спасение. Полученный в офисе адресок привел никуда-нибудь, а в настоящий Караван-сарай (Corral del Carbon)

В жарких объятиях Андалусии. Гранада — грустный цветок

Как ни старались христианские завоеватели вытравить из Гранады мавританское наследие, не вышло. Сколько веков этому памятнику истории? Оказывается, он известен с 1336 года как Угольный двор или склады Назари. Это единственный постоялый двор, построенный ещё во времена правления династии Насридов), который сохранился до наших дней. В нём останавливались на ночлег купцы. В христианские времена его стали использовать для постоя угольщиков, откуда и пошло сегодняшнее название.

Здесь мы и получили свои билеты в Альгамбру буквально за несколько секунд. Рады, заодно любуемся мукарнами или сотовым сводом, являющимся характерным элементом арабской архитектуры

Пока у меня еще нет осознания, что это шедевр мавританского наследия, а завтра я буду сходить с ума от утонченных, воздушных сводов дворцов Насридов.

Совет от меня тем, кто еще только собирается в Альгамбру. Этот памятник истории и архитектуры на столько многогранен и насыщен объектами, достойными внимания, что к его посещению надо тщательно подготовиться, иначе можно упустить уникальную возможность оценить достоинства огромного комплекса. Если есть возможность, берите билеты к открытию — 8.30. Понимаю, придется рано вставать, идти по темным еще улицам, скукожившись от утренних +14. Но по крайней мере, в течение часа вы будете ахать и охать от восторга в сопровождении только тех людей, кто имеет билеты на 8.30. Позже начнется толчея снующих туристов с фотокамерами, планшетами, айфонами, бесцеремонно влезающих в чужой кадр.

Сегодня мы еще погуляем по центральным улицам. Конечно же нас ждет встреча с кафедральным Собором святой Марии Энкарнасьон, который находится в центре города. Гранада — последний оплот мавританской Испании. В далеком 1492 году город взяли штурмом войска Католических королей. Период Реконкисты закончился, и Гранада стала символом победившего католичества. Чтобы увековечить этот триумф, решено было воздвигнуть собор, знаменующий начало новой эры. Строительство собора завершилось в 1537 году, а в 1664 году Алонсо Кано перестроил главный фасад, украсив его элементами барокко

В жарких объятиях Андалусии. Гранада — грустный цветок

Памятник Алонсо Кано. В планах архитектора было также строительство двух больших башен (81 метра каждая), но из-за его смерти, а также различных экономических проблем, сейсмической активности проект так и не был завершён. В итоге была построена лишь одна трёхэтажная башня

Собор, трудно фотографируемый снаружи — размеры его огромны и он зажат узкими улицами.

Внутри он тоже поражает грандиозностью и объемами и не очень укладывается в удачный кадр. Особую торжественность его пяти нефам придает господство золотого и белого цвета

В жарких объятиях Андалусии. Гранада — грустный цветок

Величественный звездный купол над алтарем постоянно цепляет взгляд

Несмотря на внушительные размеры, интерьеры собора довольно гармоничны и легки. Красивый, солидный собор.

Но на меня не снизошел восторг и не произошло воспарение духа от присутствия в католической святыне. Фотографии поэтому скромны. В центральном нефе находятся два больших органа

В жарких объятиях Андалусии. Гранада — грустный цветок

Ретабло с фигурой Святого Иакова (Santiago) в центре — в доспехах, широкополой шляпе, верхом на коне победил врага, читай — мавров

Cакристия собора. Распятие

В жарких объятиях Андалусии. Гранада — грустный цветок

Резное ретабло Мадонна с Младенцем (17 век)

Рядом с собором находится Королевская капелла, составляющая с ним единое целое.

Перед смертью Изабелла пожелала быть захороненной в капелле уединенного дворика рядом с мечетью, которая впоследствии была перестроена в кафедральный собор

В жарких объятиях Андалусии. Гранада — грустный цветок
Каменное кружево, оттененное голубым андалузским небом.

В Королевской капелле покоятся останки королевы Изабеллы, короля Фердинанда, их дочери, королевы Хуаны (или Жанны, как хотите), ее мужа короля Филиппа и их старшего внука Инфанте Мигеля, умершего в раннем возрасте.

Обычно я стараюсь избегать исторических тем в туристических отзывах, но, пожалуй, отступлю от своего негласного правила. Захотелось сказать несколько теплых слов о Хуане Безумной — дочери Католических королей, королеве Кастилии и Арагона. Хуана Безумная, вызывающая жалость и сочувствие, навеки осталась таковой в исторической памяти народов… Мне ее жаль. Жаль сломанную жизнь страстной влюбленной женщины.

Хуана получила неплохое образование, была начитана, владела несколькими музыкальными инструментами и вовсе не была безумна в семнадцать лет, когда ее выдавали замуж за молодого эрцгерцога австрийского Филиппа Красивого. Кроме того, она была хороша собой — черноволосая головка с правильным овалом и пухлые губки на свежем личике очаровали при встрече ее будущего мужа.

Существует неплохой фильм «Безумство любви» про Хуану Безумную, изменивший мое представление о дочери Католических королей.

В «Безумстве любви» есть запоминающаяся сцена. Посреди парадных покоев, пребывая в предобморочном состоянии, Хуана, скромная, хорошо воспитанная, зажатая нормами поведения, ждет предназначенного судьбой мужчину, которого она ни разу прежде не видела — брак-то династический (кто же спрашивает, желаете ли Вы, ваше Высочество, сочетаться браком с…) Филипп Красивый, обычно приятно проводивший время на охотах в лесах северной Европы, ведущий развеселый образ жизни, спешившись с коня, стремительно врывается в зал с застывшей в церемониале публикой. Наэлектризованные взгляды Хуаны и Филиппа встречаются, сверкает молния страсти. Красивый (Даниэле Лиотти) берет Безумную (Пилар Лопес де Айяла) на руки со словами «Мы с принцессой желаем пожениться немедленно!».

Шквал чувственности и любви обрушивается на прилипшего к экрану зрителя. Хуана насмерть влюбилась и вцепилась в своего мужа с первой же минуты. Не долго музыка играла, до 1501 года, то есть до ее 22 лет. Пока все еще достаточно хорошо, есть любовь, от которой родятся дети.

Филипп не зря назван Красивым: высокий статный с каштановыми вьющимися волосами, любимец женщин и большой их любитель. Хуана вынуждена ревновать своего мужа постоянно и небезосновательно. Ее ревность безгранична, беспрестанна, болезненна и разрушительна. Дальше — больше: власть и любовь оказались не совместимы.

Все! Не буду продолжать, утомляя рассказом о безумной королеве, а посоветую посмотреть фильм. Хотя многим он и так известен. Столетия не смогли отнять у Хуаны любимого — они покоятся рядом. Внутри капеллы Гранады установлены два парных надгробия из белого мрамора. На первом надгробии Изабелла и Фердинанд, на втором — Хуана и Филипп. Изабелле и Фердинанду не достанется от меня ни восхищения, ни поклонения — за инквизицию. Я лучше поклонюсь Хуане Безумной за безумную любовь.

Надо сказать, что в капелле нельзя фотографировать — категорически! (а в Сикстинской капелле Ватикана мне удалось сорвать несколько цветочков (кадров)

В жарких объятиях Андалусии. Гранада — грустный цветок

Выйдя из прохлады Кафедрального собора, оказываемся на разогретой полуденным солнцем Алькаисерия (calle Alcaicería), окутанной ароматами пряностей и пахучих трав, которые накрывают округу душистым облаком.

Раньше здесь находился базар, популярный у мавров и христиан, а сейчас — переплетение узких переулков, которые заполнены магазинами и небольшими лавочками, торгующими, в том числе, настоящими произведениями искусства и красивой керамикой.

Здесь расположены неплохие сувенирные магазинчики: делаем покупки и идем дальше по площадям и улочкам исторической части города, мимо приметного памятника водовозу, который в стародавние времена развозил на своем ослике воду, прозрачную, как хрусталь, и холодную как снег

В жарких объятиях Андалусии. Гранада — грустный цветок

Еще немного христианских святынь. Приходская церковь Santos Justo y Pastor — большая, величественная, с барочными порталом и куполом

Юридический факультет с барочным фасадом

Базилика Св. Иоанна Божьего

По католическим святыням погуляли, пора поближе познакомиться с восточной душой Гранады — хорошо сохранившимся мавританским кварталом Альбайсин и полюбоваться видами, открывающимися со смотровой площадки на загадочную Альгамбру.

Ох уж этот Альбайсин! Пришлось мобилизовать силы, которые еще остались в утомленном отдыхом организме, надеть самую удобную обувь и сказать себе: «я, романтично настроенная, увлеченная особа, жажду красоты, гармонии, новых ощущений»

В жарких объятиях Андалусии. Гранада — грустный цветок

А у этого обаятельного продавца подкрепиться ну очень вкусной выпечкой. И вперед!

Подъем предстоит крутой. Извилистые дорожки, мощеные грубым камнем, транспорт, пытающийся протиснуться между пешеходами, зажатыми узкими улицами, могут украсть часть приятных впечатлений. Но только самую малость, потому как красоте и воспаривщему духу трудно противопоставить обычные, мелкие неудобства

В жарких объятиях Андалусии. Гранада — грустный цветок

От «нашей» улицы Эльвира, можно подняться на холм разными путями, проходящими среди восточных ароматов, посмотреть на тихие чайные, где царят покой и полумрак

Заглянуть в сувенирные лавочки с восточными товарами

И просто посмотреть на экзотику

Вот такие крутые улицы

В жарких объятиях Андалусии. Гранада — грустный цветок

Машины, которым приходится не сладко в этом районе — поэтому они предлагают и пешеходам не расслабляться

Лабиринт узких улочек, бегущих вниз от вершины холма выглядит пленительно.

Милые детали

В жарких объятиях Андалусии. Гранада — грустный цветок

Здесь много домов такого типа. Они называются Кармен — вилла, прячущаяся за высокими стенами

В жарких объятиях Андалусии. Гранада — грустный цветок

На стене обычно есть табличка «Кармен»

А вы что подумали? Наверное, то же, что и я. Здесь живет некая Кармен. Кармен — дом и сад в одном флаконе

Выйдя на сравнительно большую для Альбайсина площадь, примечаем, что здесь готовится сценическая площадка для какого-то вечернего действа

В жарких объятиях Андалусии. Гранада — грустный цветок

Отложилось — темным вечером придем посмотреть и послушать концерт. А пока на минутку заскочим в открытую дверь храма — никого

Мы торопимся поскорей попасть на смотровую площадку Сан-Николас, рядом с церковью. Наконец-то! Альгамбра предстает перед нами, как на ладони. Близко, благодаря объективу, ее приблизившему

Без приближения так

Счастье лицезрения в лицах

Совершенно дивная картина: прошли века, а Альгамбра притягивает молодых людей, которые верят в любовь, красоту, стоят на пороге познания своего предназначения в этой жизни

Они, такие же молодые и красивые, как и те, кто когда-то жил и творил в эпоху Насридов. Мавры сумели оставить удивительно гармоничный след в обустройстве жизни, близкий к совершенству. Удастся ли нашим современникам создать то, что благодарные потомки будут воспринимать с тем же пиететом?

Мой фотоаппарат работает без перерыва. Хочется запечатлеть и унести с собой незабываемый миг. Народ прибывает, так как закатный час близится. Становится очень тесно и мы, поймавшие восторженную эмоцию, покидаем площадку.

Каким-то чудом на нашем пути встретилась современная мечеть Альбайсина

Я почему-то почувствовала себя неловко на этой территории — совсем крошечном обломке былого духовного величия — таком скромном! Не люблю, когда производится насилие и отъем чужого — отсюда и смятение

В жарких объятиях Андалусии. Гранада — грустный цветок

Взглянув на этих восточных девчонок, подумала: «все, что вам осталось — любоваться издалека вместе с нами, христианами, отнявшими у ваших предков таинственную Альгамбру." Время творит чудеса, исправляя шероховатости исторических изломов.

Такой длинный для нас день, начавшийся еще в курортной Нерхе, близится к концу.

Ночь опускается на Гранаду. Звездное небо, густой теплый воздух, восточный шарм бередят душу и не отпускают из своих ласковых объятий

В жарких объятиях Андалусии. Гранада — грустный цветок

Не уснуть, когда рядом с тобой происходит таинство.

Разумеется, Альбайсин с вечерним концертом на холме нас зазывает в гости. Концерта, как такового нам не досталось — сказка оказалась не про нас. Целый час музыканты разминались, при этом очаровательно исполняли крошечные фрагменты программы. Но терпение все же лопнуло — мы идем спать — утром предстоит встреча с Альгамброй