Удивительно, но и сегодня, так же, как и столетия назад, Лакандонская сельва полуострова Юкатан, прячет в своих девственных лесах от любознательных путников многочисленные развалины индейских пирамид, храмов и дворцов.
В этом затерянном мире, где все еще много диких обезьян, попугаев и прочих экзотических птиц и животных, до сих пор обитают потомки древнейшего индейского племени чоль… Именно они вновь открыли миру город своих древних предков — Отиоттиун (Каменный город), а может, и Змеиный, кто знает…
Мы, правда, называем его несколько иначе — Паленке, хотя это и не совсем верно… Так называлась деревня, которая возникла в этих местах вскоре после прихода испанцев. Кстати, наш проводник оказался настоящим чолем… и прежде, чем привести нас, как утверждают очевидцы, в самый утонченный город индейской Америки, подобно Сусанину изрядно поводил по этой самой Лакандонской сельве, за что мы ему особенно благодарны.
Да, признаюсь, прогулка эта была хоть и не из легких, но уж очень увлекательных. Ну где еще можно было увидеть, как раскачиваясь на высо-о-оченных деревьях перелетают с одной ветки на другую здоровенные ревуны, обезьянки такие. Это я вам скажу не какой-нибудь худосочный бандерлог.
Кто знает, может, где-то там, под нашими ногами, прячется еще один город древней цивилизации…
Тем более, что наш проводник рассказал, что зачастую корни падающих деревьев подобно мощному крану сдвигают тяжелые каменные плиты, открывая подземные ходы к древнеиндейским руинам. К слову, одну такую пещеру, образовавшуюся как раз из-за упавшего дерева, он нам наглядно продемонстрировал.
Мало того, я даже рискнул пролезть через образовавший узкий вход вовнутрь пещеры, в надежде открыть там какую-нибудь загадку. Но, кроме полчища летучих мышей, которые облепили меня такой плотной стеной, что я не в состоянии был сделать хоть один снимок, увы, не увидел. Мало того, выбраться наружу из моего укрытия оказалось делом непростым. На миг я представил себя Винни Пухом после плотного обеда у Кролика. Однако мои спутники и в первую очередь спутница жизни не дали мне погибнуть в девственной мексиканской сельве. Но зато каким ярким, каким невообразимо праздничным показался мне дремучий лакандонский лес после пятиминутного пребывания в темной и холодной с влажными склизкими стенами пещере. Особенно, когда мы вышли из густых непроходимых зарослей на небольшую расположенную на возвышенности поляну.
Перед нами до горизонта, где в дымке едва различались контуры Тумбольских гор (отрогов Кордильер) тянулся бесконечный зеленый ковер сельвы.
и… мавзолеем…
Точь-в-точь таким же, как на Красной площади в Москве, только значительно больше… Позже я узнал, что мавзолей этот называется Храм Надписей и является самым большим и самым древним сооружением Паленке. Трудно передать словами наше ощущение от увиденной картины. И это при том, что мы знали куда идем. Какого же, думается, было изумление воинского дозора, который уже в далеком 1784 году случайно открыл этот древний город, о существовании которого колониальные власти даже не подозревали…
Да, сколько путешественников, авантюристов, кладоискателей, стремясь найти майянские сокровища, устремились сюда, к подножию Кордильер. Начиная от испанского монаха Рамона, который, разузнав от дозорных, где скрывается страна Эльдорадо, первым примчался сюда в надежде поживиться несметными богатствами и заканчивая нашим старым знакомым графом Вальдеком, тем самым, который, как я уже писал ранее, утверждал, что во времена майя на Юкатане водились слоны… Впрочем и Вальдека интересовали не столько эти экзотические животные сколько надежда найти что-нибудь более материально ценное. Но и он ничего, не нашел. Хотя не совсем. В поисках сокровищ в Паленке граф наткнулся ни дивный бриллиант — красавицу майянку и безумно влюбился в нее. Это и была главная находка графа, вынудившая его аж на два года задержаться в этих краях, поселившись в одном из древних храмов, который теперь так и называют — Храм Графа.
Впрочем, наша история не об этом. Хотя, хочу заметить, Вальдек не первый европеец, женившийся на майянке. Впервые такой контакт произошел в 1511 году, когда несколько испанцев оставшихся в живых после кораблекрушения, были отправлены индейцами на остров Косумель, как заключенные. Один из них, солдат, Гонсало Герреро женился на дочери местного касике и дети от этого брака стали первыми метисами Нового Света. Мало того, когда в 1519 году, Эрнан Кортес, прибыл на полуостров Юкатан, он потребовал, чтобы Герреро присоединился к нему в качестве солдата и переводчика. Однако влюбленный идальго наотрез отказался от этого предложения и даже принял участие в нескольких боях с испанцами на стороне индейцев. Правда, об этой романтической истории я узнал чуть позже, когда мы во время круиза по Карибам посетили остров Косумель. Оказывается, здесь даже имеется памятник персонажам первого смешанного брака.
Установлен он на главной набережной. Нашим гидом в поездке по острову был местный таксист, который и привез нас к этому памятнику. От него мы и узнали трогательную историю о косумельских Ромео и Джульетте. Мало того, рассказав нам ее, он с гордостью ткнул себя рукой в грудь и сказал, что он потомок Герреро, впрочем, как и многие другие жители этого острова.
Но мы опять отвлеклись… Руины Паленке обладают особым очарованием.
Впрочем, разве я один был поражен красотой этих мест. Вот как описывает первую встречу с городом французский путешественник Мишель Пессель. «Эта картина в таком диком, безлюдном месте произвела на меня неотразимое впечатление. Руины вообще таят в себе особое романтическое очарование, а руины Паленке, возникающие так неожиданно среди бескрайнего лесного океана, просто потрясали. Здесь передо мной предстала загадка столетий, загадка цивилизации, погибшей и исчезнувшей, но все еще удивительным образом продолжающей жить в этих грандиозных постройках — свидетелях былого могущества и славы».
Да, а загадок здесь хоть отбавляй. Ведь и сегодня Паленке представляет собой огромное поле для исследований, поскольку из 500 обнаруженных строений раскопано только чуть больше тридцати. К тому же, у ученых майяноведов накопилось множество вопросов: почему, скажем, Храм Ягуара украшен резьбой, во многом напоминающей изображения в индуистских храмах, а настенные росписи Храма Креста имеют большое сходство с орнаментом на стенах Ангкор-Вата в Камбодже. И что это за высокая башня, венчающая дворцовый комплекс. Обсерватория?
Но как в нее забирался древнеиндейский звездочет, если лестница в нее ведет лишь со второго этажа? Возможно, что поднимался туда астроном по приставной лестнице, а потом ушлые жрецы ее просто убирали, дабы ученый не отлынивал от работы в ночное время суток и не покидал свое рабочее место. (Но это уже моя личная версия…не имеющая никакой научной подоплеки). Еще больше меня поразили страшные картинки, украшающие Храм надписей — многочисленные уродливые мамаши со своими безобразными безногими (вместо ножек у них торчали весьма неприглядного вида змеи) младенцами…
Что это за страшилки такие? И кого древние майя хотели ими напугать? А?.. Загадка. А всякие таинственные цифры, некие, как считают современные ученые, календарные даты, разбросанные то тут, то там по всем храмам и пирамидам Паленке? Даже те, что, казалось бы, уже разгаданы, как тот же конец света, пришедшийся на декабрь 2012 года (ведь не случилось же), говорят не в пользу наших ученых… Да и попробуй-ка без соответствующего напитка разберись во всех этих катунах, кинах и прочих майянских календарных исчислениях, с помощью которых древние майя, подобно священным оракулам, предрекали судьбу человечеству. Тем более, что зачастую, пророчества эти они изрекали уже откушав волшебных грибочков, обладающих удивительной чудодейственной силой…
Впрочем, одну дату, а вернее две, выбитые на небольшом гранитном памятнике, сделанном в виде уменьшенной копии древнемайяского храма (откуда на Юкатане гранит?), я все-таки сумел расшифровать. Этот памятник скромно расположился у самой дороги, в каких-нибудь 50 метрах от парадной лестницы дворца. Так вот на одной из его боковых сторон я прочел: «Альберто Рус Луилье. 1906–1979». Да-да, тот самый Рус, выдающийся мексиканский ученый, открывший в 1952 году гробницу в Храме надписей и пожелавший, чтобы его после смерти похоронили у подножия Храма, подарившего ему мировую известность. Ведь кто теперь не знает про хромого правителя Паленке — Великого Пакаля. Того самого Пакаля (а может, не Пакаля, а бога кукурузы Юм Кош, бытует и такое мнение), которого все мы больше знаем под именем «Паленского космонавта». Впрочем, это уже заслуга не Руса, а некоего авантюриста от науки Деникена, чью книжку я прочел еще в юношеские годы и, тщательно изучив картинку, скопированную с крышки саркофага, закрывающего гроб с умершим, искренне поверил автору, что в этом гробу покоится инопланетянин, прилетевший к нам на землю во времена древних майя на звездолете. Теперь я, правда, под давлением неоспоримых доводов науки больше в это не верю… А жаль. Но вернемся к Русу. Пусть его открытие не было столь сенсационным, как у Деникена, но зато, куда более значимым. Ведь ранее считалось, что майянские пирамиды служат только постаментами для храмов. Рус же обнаружив в пирамиде Надписей огромную плиту с многочисленными иероглифами заподозрил что-то неладное.
Несколько лет пытливый ученый пытался сдвинуть ее и когда это ему-таки удалось, узрел царственные останки правителя Паленке.
И не важно теперь Пакаль он или не Пакаль, главное, что профессор доказал: майя хоронили своих царей подобно тому, как в Египте фараонов. Так, может, прав был наш авантюрист граф Вальдек, утверждавший, что майя — это египтяне, доплывшие до Америки. Ведь у этой теории много сторонников. Впрочем, и гипотезу Деникена не стоит полностью списывать со счета. Ну в самом деле, когда после осмотра комплекса Паленке, я посетил расположенный рядом археологический музей, огромная многотонная плита с изображением Пакаля хранится теперь здесь, то меня не покидала мысль — а может, это все-таки космонавт? И дело даже не в том, что для большей достоверности и наглядности своей гипотезы Деникен просто перевернул изображение из вертикального положения в горизонтальное, отчего картинка летящего в ракете космонавта стала еще более реалистичной. Даже в вертикальном положении, а именно так (правильно) расположена надгробная плита в музее, в причудливом древнеиндейском орнаменте, украшающем ее, я видел не початок кукурузы, а космический корабль. Вот почему, купив у оного из потомков майя копию этого барельефа, я повесил его в доме, так же, как у Деникена — горизонтально. Так она смотрится правдоподобнее и напоминает о том, что, может быть, когда-то нашу землю посещали гости из других миров. Такие, как на этом древнеиндейском барельефе.