Когда планировали путешествие по провинции Парма, тема Верди не была основной. Но по ходу поездки поняли, что только ради того, чтобы посетить все памятные места, связанные с именем Верди, стоило сюда приехать.
Имя Верди и Италия неразделимы. Верди в Италии помнят и почитают как национального героя. Творчество Верди формировалось под влиянием итальянского революционного романтизма, одной из главных идей которого была тесная связь искусства с современностью и его доступность народу. Поэтому одной из главных заслуг Верди считается тот факт, что его оперное искусство было обращено в том числе и к простому народу. Нет другого такого примера в истории, чтобы хоры или арии из опер становились народными, а народ Италии пел на демонстрациях в период освободительного движения Италии именно хоры из ранних героических опер Верди, поскольку они были близки к революционным народным песням. Верди в своих операх создавал образы вовсе не исключительных личностей, а обыкновенных людей, а музыкальное оформление его опер было близко к итальянской народной музыке. Именно за это его творчество подвергалось критике со стороны высоколобых музыкальных критиков, которые определяли оперу как высокое искусство.
Творческий и жизненный путь Верди не был усыпан розами. Некоторые его оперы не имели успеха. Он рано потерял двух своих детей и первую жену из-за их болезней и даже решил после этого больше не писать музыку. Но музыкальный гений не мог замолчать навсегда, и в итоге Верди оставил богатейшее творческое наследие и сегодня сложно представить мировое оперное искусство без творчества Верди, и точно так же сложно представить образ Италии без образа Верди.
3
Портрет Верди кисти Джованни Больдини — одного из лучших итальянских портретистов
В Италии есть пять основных памятных мест, связанных с именем Верди. Все они находятся в районе города Буссето, расположенного в 40 км от города Парма.
Ронколе
Все началось с местечка Ронколе, где в 10 октября 1813 года в небогатой семье родился Верди. В то время эти земли принадлежали Первой Французской Империи и исторически так сложилось, что композитор родился во Франции. Сегодня в Ронколе находятся две основные достопримечательности: восстановленный дом родителей Верди со стилизованной обстановкой того времени и находящаяся буквально в 20-ти метрах церковь, в которой его крестили.
2
Дом в Ронколе, в котором родился Д.Верди
4
Бюст Верди перед родительским домом
5
1
3
Церковь Chiesa di San Michele in Roncoli, в которой крестили Д.Верди
В церкви сохранился орган, на котором играл маленький Верди, а также хранится церковная книга, в которой обозначена дата его крестин. Когда Верди в 10 лет переехал в Буссето в дом мецената Барецци, он регулярно по выходным приезжал в Ронколе и в этой церкви помогал служить мессы.
2
Орган в церкви, на котором играл Д.Верди
2
Запись с датой крестин Д.Верди
5
Памятная композиция, посвящённая Д.Верди, расположенная около церкви в Ронколе
Из всех памятников и памятных композиций, посвященных Д.Верди, нам больше всего понравилась именно эта аллегорическая композиция, увитая зеленью. Постаревший Верди самозабвенно играет на органе церкви, расположенной в родных местах.
Буссето
Отчасти юному Верди повезло, т. к. его талант, проявившийся уже в юные годы, заметил купец, меценат и любитель музыки Антонио Барецци (Antonio Barezzi) из Буссето и пригласил Верди жить и учиться музыке в его доме. В доме Барецци в Буссето сегодня устроен музей. Музей — не государственный, его работу обеспечивает инициативная группа жителей Буссето, самых преданных поклонников Верди. В музее проводятся экскурсии, но, к сожалению, только на итальянском языке.
В доме Барецци Верди занимался на фортепиано с его дочерью Маргеритой, и молодые люди полюбили друг друга. Барецци позже благословил их брак. В 20 лет Верди поехал поступать в Миланскую консерваторию, но не прошёл по конкурсу. Ирония судьбы, но через несколько десятков лет Миланская консерватория будет со страстью добиваться чести носить имя некогда отвергнутого ею музыканта. Тем не менее, время, проведённое в Милане не прошло бесследно для Верди: именно здесь после знакомства с музыкальным миром Милана и посещений театра Ла Скала он окончательно понял, что его призвание — сочинять музыку. В 1930 году он вернулся в Буссето, и через шесть лет состоялась свадьба Верди и Маргериты. Казалось, что жизнь Верди устроена, уже прошли успешные премьеры первых его опер. Но далее начинается чёрная полоса в его жизни. Из-за болезней умирают его дети, а чуть позже и его жена. Провалилась премьера оперы «Король на час» в театре Ла Скала, её освистали зрители. Из тяжелого душевного кризиса Джузеппе Верди вывела работа над оперой «Набукко». Опера, поставленная в 1842 году в театре Ла Скала, имела громадный успех у публики и принесла композитору настоящую славу. В этой опере одну из главных ролей пела Джузеппина Стреппони, впоследствии ставшая второй женой Верди и верной его спутницей до конца жизни.
3
Дом Барецци в Буссето — сегодня музей
2
Памятная доска на доме Барецци
2
3
3
Центральная площадь Буссето, на которой расположены дом Барецци, мэрия Буссето, театр Верди и памятник Верди
7
Памятник Д.Верди в Буссето
4
Мэрия Буссето с двумя белыми горельефами, посвящёнными Гарибальди и королю Виктору Эммануилу II
3
5
Театр Верди в Буссето.
Этот небольшой театр на 300 мест был построен по инициативе жителей Буссето, Верди также дал значительную сумму на его строительство. Театр был открыт 15 августа 1868 года постановкой «Риголетто». Все женщины в честь этого события оделись в зелёное, а мужчины пришли в галстуках зелёного цвета, жители Буссето обыграли слово verde — «зелёный» по-итальянски, которое по произношению схоже с фамилией композитора. Верди этот театр никогда не посещал, т. к. считал, что новый театр потребует слишком большого количества расходов и будет ненужным в будущем. Кстати, многие критики называют этот театр памятником амбициям провинциалов. Тем не менее, за время работы театра в нём были поставлены практически все оперы Верди, а жители Буссето, как истинные ценители оперного искусства, очень его любят и гордятся тем фактом, что у них в городе есть свой собственный оперный театр. Сегодня вся жизнь города Буссето крутится вокруг имени Верди. Чтобы понять это, достаточно зайти на сайт города Буссето, главный девиз которого звучит так: «Busseto — terra di Verdi», что означает «Буссето — территория Верди». На сайте много интересной информации, но, к сожалению, на итальянском языке.
5
Главная улица Буссето
4
Палаццо Орланди в Буссето, в котором жил Д.Верди со своей второй женой Джузеппиной Стреппони
1
Памятная доска на Палаццо Орланди
Портрет второй жены Верди Джузеппины Стреппони
Палаццо Орланди Верди приобрел в 1845 году и переехал в него в 1849 году вместе с Джузеппиной Стреппони. Здание было продано семьей Верди в 1988 году. Долгое время в этом доме был музей, но несколько лет назад он был закрыт по причине слишком больших расходов на содержание, и сегодня здание находится в плачевном состоянии.
Вилла Паллавичино — Национальный музей Джузеппе Верди
Недалеко от центральной площади Буссето расположено еще одно место, связанное с именем Верди — вилла Паллавичино. В этом здании сегодня разместился Национальный музей Верди. Это мультимедийный музей, здесь нет исторических предметов, связанных с именем Верди. Музей посвящён в основном творческому наследию великого коипозитора. Здесь проводятся различные интерактивные экскурсии, в ходе которых можно познакомиться с жизнью Верди, послушать его музыку, узнать подробнее о постановках его опер.
Здание виллы было возведено в эпоху Возрождения за старыми городскими стенами Буссето. Знатное семейство Паллавичино приобрело здание в первой половине 16 века. План виллы необычен: пять частей здания расположены в шахматном порядке и окружены рвом с водой. На территории виллы сохранилась старинная триумфальная арка, украшенная статуями. Музей Джузеппе Верди размещается в вилле Паллавичино с 2009 года.
6
2
Вилла Паллавичино
Вилла Сант-Агата
Виллу Сант-Агата, ее в настоящее время называют вилла Верди, композитор приобрел в 1850 году. Именно это уединенное поместье в 3-х км от Буссето, где он поселился со своей возлюбленной Джузеппиной Стреппони, стало его любимым местом проживания. Проект виллы и английского сада вокруг него Верди разработал самостоятельно. Характеризуя прекрасный сад, который композитор создал своими руками, говорят так: Верди создал 27 произведений (26 опер и один реквием), а сад виллы Сант-Агата — это 28-е его гениальное произведение. Сегодня вилла Сант-Агата — это частная собственность потомков Верди. Ещё несколько лет назад доступ на территорию виллы был ограничен, однако, сегодня проводятся экскурсии по дому и саду с местным сопровождающим гидом, но опять же на итальянском языке. В интернете есть сайт виллы Верди, доступна в том числе англоязычная версия.
В ходе экскурсии посетителям показывают пять комнат, расположенных на первом этаже южного крыла, в которых жили Верди и его жена. Комнаты на втором этаже использовались слугами и гостями. Обстановка рабочего кабинета и спальни Верди сохранена оригинальной, как она была при его жизни. Стоит сказать, что Джузеппе Верди сначала всегда записывал ноты, и только потом воспроизводил написанное на фортепиано, то есть музыка звучала у него в голове в прямом смысле этого слова. Кроме этого Верди любил работать по ночам (видимо музыка приходила к нему из подсознания), поэтому его рабочее место выглядит соответственно: постель, далее в непосредственной близости от нее письменный стол, а затем фортепьяно.
Вокруг виллы разбит роскошный английский сад с экзотическими деревьями. Верди всё свободное время уделял своему саду и собирал для него редкие ботанические образцы со всего мира. Надо отметить, что нынешние хозяева виллы тщательно ухаживают за садом и стараются сохранить его в том виде, как его создал Верди.
Как выяснилось в ходе экскурсии, Верди был крупным землевладельцем, ему принадлежало большое количество плодородной земли вокруг виллы. Он считал, что сельскохозяйственное производство, наряду с созданием музыки, является важным видом деятельности человека. По сути у него было образцовое сельскохозяйственное предприятие, и он вникал во все тонкости его производства. Кроме этого, на вилле была организована своя винодельня. Верди сам занимался производством лёгкого вина и продавал его местным жителям. Однако, сам предпочитал французское вино. Интересная деталь, он всегда требовал от покупателей, чтобы они возвращали ему бутылки от проданного вина.
2
Вдоль этой дороги расположена вилла Верди
1
2
4
Вилла Верди
3
Вид на входные ворота виллы со стороны сада
1
Вид на дом со стороны сада
3
Выход из кабинета Верди в сад
2
Немногочисленная группа посетителей виллы и местный итальянский гид
5
Утверждается, что именно это видел Верди, когда выходил из своего кабинета и даже садовая мебель того времени
3
Уголок сада
2
Грот — обязательный элемент английского сада
6
Пруд в виде скрипичного ключа
4
7
Виды на пруд
3
2
3
Виды сада
3
Гараж Верди
1
Каждое утро Верди в повозке из гаража виллы через эти ворота выезжал инспектировать свое сельскохозяйственное производство
Монумент, посвященный Верди, также есть и в Парме. Там же есть мост его имени. С Пармой у Верди были непростые отношения. Мария-Луиза, вторая жена Наполеона, являвшаяся в то время правительницей Пармы, не жаловала творчество композитора, несмотря на мировое признание его опер, и в Королевском Пармском оперном театре произведения Верди шли крайне редко. В музее дома Барецци есть письмо Верди, адресованное Марии-Луизе по этому поводу, в котором он просит сменить гнев на милость.
2
Монумент, посвященный Джузеппе Верди, на площади Piazzale della Pilotta в Парме
1
1
Мост им. Д.Верди в Парме через реку Парма, ведущий от театра Фарнезе к парку Дукале
Интересна история взаимоотношений Верди и Вагнера. По иронии судьбы Верди и Вагнер родились в один год. Их отношения не были безоблачными, они ни разу не встречались, но допускали регулярную критику в адрес друг друга и, в целом, относились друг к другу как конкуренты. Вагнер представлял немецкую школу оперы, а Верди итальянскую, и эти школы были разные по подходу. Верди всегда выступал против подражания Вагнеру, что практиковалось в то время в среде молодых итальянских композиторов. Он считал, что каждый народ должен идти своим путём в искусстве, не отрываясь от родной почвы. Но, тем не менее, известно одно высказывание Вагнера, относящееся к музыке Верди. Прослушав Реквием Верди, великий немец, всегда красноречивый и щедрый на нелестные комментарии по отношению ко многим другим композиторам, сказал: «Лучше здесь ничего не говорить».
Весьма интересна история создания оперы «Аида». Повод к сочинению «Аиды» был довольно экзотический: торжества в Каире по случаю открытия Суэцкого канала. Выбирали между тремя композиторами: Верди, Вагнером и Гуно. Оргкомитет решил, что обратится к Вагнеру или Гуно, если Верди не возьмётся за написание оперы. Верди принял заказ, но потребовал свободы в выполнении сроков. Премьера оперы состоялась в Каире примерно через год после открытия канала и имела оглушительный успех. Как говорят знатоки классической музыки, если бы Верди закончил своё творчество оперой «Аида» — этого было бы достаточно, чтобы его имя стало бессмертным.
Верди, несмотря на мировую славу, был скромен и невзыскателен, чужд какой-либо спеси, доброжелателен и щедр по отношению к друзьям, всегда отличался большой терпимостью к людям. На свои деньги он построил больницу в деревне, а затем в Милане дом для престарелых музыкантов, которым не повезло с карьерой и вынужденным жить на грани нищеты. Сад этого дома — Casa de Riposo стал местом его успокоения. По завещанию Верди его немалое состояние было справедливо поделено между всеми, кто был ему дорог. Смерть Верди 27.01.1902 г. оплакивала вся Италия. Когда в феврале прах Верди и его жены, певицы Джузеппины Стреппони, перевозили согласно воле Верди в часовню Дома для престарелых музыкантов, знаменитый Тосканини дирижировал оркестром, состоявшим из лучших музыкантов со всей страны. Многотысячная толпа почитателей таланта Верди заполнила улицы Милана. Верди провожали как национального героя. Хор из 800 лучших певцов Италии исполнял великую и вечную песнь Va, pensiore из третьего акта оперы «Набукко», ставшую дорогой сердцам как итальянцев, так и многих других народов.