Из Беломорска на Соловецкие острова, путем святых старцев Савватия и Германа
На Соловецкие острова мы добирались теплоходом из небольшого карельского городка Беломорска. У нас был выбор из двух вариантов. Первый — через карельский город Кемь, а если быть точнее через соседний к нему поселок Рабочеостровск, с причала которого, ежедневно, в период навигации, отправляются два рейсовых теплохода, время в пути два часа. Но мы выбрали второй вариант, через Беломорск. Время в пути по этому маршруту четыре часа, но зато на большом трехпалубном теплоходе морского класса именуемом «Сапфир».
На сайте перевозчика рекламировались такие преимущества «Сапфира», как большая площадь палубного пространства (пассажировместимость до 300 человек), меньшая амплитуда качки, и повышенная защита от механических повреждений. На это мы и купились.
Но, собственно говоря, перевозчик не врал. Это был действительно большой теплоход с тремя пассажирскими салонами, большой прогулочной палубой, кафе, сувенирным киоском и даже плавучей библиотекой. Библиотечные книги мы читать не стали, до них дело не дошло, а вот несколько научно-популярных фильмов о Соловецких островах, которые крутили во время рейса, с удовольствием посмотрели.
Во время навигации, теплоход «Сапфир» отправляется ежедневно: из Беломорска в восемь утра с прибытием на Соловки, соответственно, в полдень. Обратно из Соловков теплоход отходит в семь вечера и прибывает в Беломорск за час до полуночи. Билеты можно купить заранее, через сайт перевозчика, стоимость проезда взрослого человека туда — обратно 2500 рублей, для детей предусмотрены скидки. Вот вроде и все.
А нет, вот еще что. Именно отсюда, из Беломорска, именуемом в давние времена селением Сорока, почти 600 лет назад, начали свой путь на Соловки основатели Соловецкой обители святые старцы Савватий и Герман. О них, а также о преподобном Зосиме обязательно расскажут во время экскурсионных мероприятий на Соловецких островах. Начну с них и я, ибо начать повествование о Соловецких островах с подвижнической деятельности этих святых было бы логичней всего.
О преподобных Зосиме, Савватии и Германе Соловецких
Началось все со встречи Савватия, монаха Валаамского монастыря, и отшельника Германа. Решили они совместно отправиться на пустынный и суровый Соловецкий остров, чтобы жить там уединенно, наедине с одним Богом. Приплыли они на остров в 1429 году и жили на нем шесть лет смиренной и трудной жизнью. Пришло время, и инок Герман ушел на реку Онегу, а Святой Савватий остался на острове в полном одиночестве, проведя наедине с суровой природой и своей верой долгие годы. Только перед самой кончиной, предчувствуя ее и желая причаститься в церкви, святой сел в челнок и поплыл по Белому морю. Достигнув берега, исповедавшись и причастившись, праведник скончался.
После кончины Савватия Соловецкий остров вновь стал необитаемым. Но однажды в Поморье появился инок Зосима. Здесь он встретил Германа и, узнав от него о подвигах Савватия, решил повторить его путь. Вместе с Германом Зосима отправится на Соловецкий остров, на котором ему явилось чудесное видение, а именно необыкновенной красоты церковь. Это был знак, решили Зосима и Герман, быть на этом месте монастырю.
Так все и вышло. Отправившийся за припасами Герман, вернулся уже не один. Дальше, больше. Постепенно на остров приезжали миряне, искавшие лучших условий для общения с Богом. Иноки возвели небольшую церковь во имя Спаса Преображения, которая и стала центром монастыря. Спустя некоторое время братия избрала в игумены преподобного Зосиму. Не все выдерживали жизнь на Соловецком острове, уж очень суровы были там условия обитания, а Зосима остался там до самой своей кончины в 1479 году. Так и было положено начало Соловецкой обители.
О делах экскурсионных
Вот и Тамарин причал!
Это главные «ворота» Соловков, через которые сюда попадает большинство туристов. На этом причале швартуются рейсовые пассажирские теплоходы из Кеми, круизные суда из Москвы, Санкт-Петербурга и Архангельска. Сюда же прибыл и наш теплоход «Сапфир» из Беломорска. На Соловецком архипелаге мы провели полных пять дней. Этого времени, думаю, вполне достаточно для первого знакомства с этими уникальными местами. Однако, чтобы максимально эффективно использовать имеющееся время, надо четко спланировать экскурсионные маршруты по Соловецким островам, исходя из своих интересов и предпочтений.
А экскурсионных маршрутов на Соловках немало и предлагают их различные компании и частные гиды. Я тут провел небольшой анализ предложения экскурсионных услуг на острове, спешу доложить результаты.
Во-первых, экскурсионное обслуживание на Соловках обеспечивает «Паломническое бюро Соловецкого монастыря». Я этот вариант вообще не рассматривал, потому что сам религиозно абсолютно нейтрален и для экскурсий этого бюро был совсем не готов. Ведь основа паломнических экскурсий — посещение исключительно религиозных святынь и храмов, с упором на рассказы о жизни святых и подвижниках Соловецкого монастыря. Паломников на остров приезжает очень много, сопровождением их пребывания как раз и занимается это бюро.
Во-вторых, экскурсионные услуги оказывает «Экскурсионное бюро Соловецкого музея-заповедника». Туда мы и направились в первую очередь, потому что знакомство с Соловками решили начать с посещения Зосимо-Савватиевского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря РПЦ (таково его официальное название), что было логично. Частные гиды, насколько я понял, не имеют права проводит экскурсии в монастыре. Так что другого выбора вроде бы и не было. Экскурсия, в принципе, была неплохая, познавательная. Молоденькая девочка — экскурсовод, очевидно студентка — практикантка исторического факультета четко «отбарабанила» явно заученный наизусть текст. Делала она это видимо много раз, поэтому докладывала бойко, без запинки. Мы поставили ей оценку «отлично». Но личной оценки, авторского подхода от нее ожидать было, конечно, невозможно. На это был просто не способен ее подростковый мозг, не отягощенный собственным жизненным опытом и личным взглядом на жизнь. А для нас личная оценка происходивших исторических событий и творческий подход к обсуждаемым темам были бы крайне интересны.
Вот тут на арену логично вывести третью экскурсионную группировку Соловков — «Независимых гидов». Это объединение частных гидов-экскурсоводов, работающих на Соловках по многу лет. В их программах исторические, экологические, экстремальные экскурсии. Люди там собрались очень интересные, своеобразные, с собственным взглядом (возможно спорным) на поднимаемые вопросы. Нам это особенно импонировало. Я лично всегда, там, где есть выбор, отдаю предпочтение частной инициативе перед государственным официальным подходом. Так что, все остальные экскурсии у нас были только от частных независимых гидов.
Интересные факты о Соловецком монастыре
К встрече с Соловецким монастырем я неплохо информационно подготовился. Посмотрел несколько научно-популярных фильмов, почитал разные умные статейки, да и там, на острове, спасибо гидам — экскурсоводам, время прошло с пользой для общего развития. Среди огромного массива полученной информации выделю самые интересные, на мой взгляд, моменты.
Соловецкий монастырь был основан в 1436 году. Со временем он стал одним из самых богатых и сильных монастырей России. К XVII веку в монастыре было порядка 350 монахов, 600–700 послушников и крестьян. Так получилось, что Соловецкий монастырь пользовался особым расположением московских царей, которые считали его форпостом православия в Северной Руси. Он одаривался землями (еще в XV веке было принято решение о передаче монастырю в вечное владение Соловецких островов), драгоценной церковной утварью, ему выделялись деньги для строительства.
Кстати, о строительстве. Стены монастыря сложены из огромных валунов, некоторые из них — больше двух метров в поперечнике. При этом толщина монастырских стен достигает 6 метров. Таким образом, камней для строительства понадобилось много. Валуны по размеру огромные, вес некоторых из них достигает 8 тонн. Как монахи, сильные духом, но не телом, без особых технических приспособлений справились с этой задачей?
Аналогичный вопрос возникал у исследователей египетских пирамид. Но в распоряжении египетских фараонов были тысячи подневольных рабов, которые сотнями гибли при монтаже каменных строительных блоков. Да и сами блоки изготавливались из мягких горных пород, таких как известняки и песчаники из близлежащих каменоломен. Но как несколько сотен монахов и послушников справились с этой нереальной задачей по перемещению и монтажу огромных валунов? Удивительно.
Вообще монахи Соловецкого монастыря творили невероятные вещи. Например, еще в XVI веке монахи вырыли множество каналов, связав Соловецкие озера в единую систему.
Мы покатались на весельных лодках по малому кругу озерно-канальной системы. Это действительно поражает, но об этой лодочной прогулке я расскажу в другой раз.
Стоит упомянуть и про систему подземных ходов протяженностью полтора километра под Соловецким монастырем. Очень сложное инженерно-техническое решение.
Подземные ходы использовались для обеспечения монастыря водой, но при желании их можно было использовать и как черный ход за стены крепости.
Соловецкий монастырь еще и мощная хорошо укрепленная крепость.
«Не чета» бутафорскому Ростовскому или Вологодскому кремлю. Монастырь — крепость выдержал не одну осаду. О «Соловецком сидении», восстании иноков Соловецкого монастыря против церковных реформ патриарха Никона (1668 — 1676 г.г.) я расскажу в другой раз. Это очень интересная тема, которой была посвящена отдельная экскурсия уже вне стен монастыря, с частным гидом очень интересным человеком, старообрядцем по убеждениям. Но скажу, что уже тогда стало ясно, что монастырь непреступная крепость. Конечно, вооруженное сопротивление царскому войску завершилось поражением мятежников, но осада длилась целых восемь лет. «Соловецкое сидение» продолжалось бы и дольше — монастырь был хорошо защищен и обладал большими запасами продовольствия. Но предатель открыл ворота, помог стрелецкому войску проникнуть на территорию монастыря. Тогда из 500 защитников в живых осталось лишь 14.
А вот в 1854 году, монастырь остался цел и невредим. В рамках Крымской войны, английский флот вышел в Белое море и направился к Соловкам. Получив от монахов отказ сдать крепость, два фрегата из 120 новых английских пушек, в течение 9 часов обстреливали монастырь. Результатом шквального огня стала разбитая икона, убитая чайка и следы от вражеских ядер на стенах монастыря. Никто (кроме чайки) не погиб. Английские фрегаты ушли восвояси.
А еще Соловецкая обитель известна не только как духовный центр, но и как тюрьма.
С XVI по XX века сюда ссылали мятежных священников и неугодных политических деятелей. По причине удалённости и труднодоступности Соловков монастырь считался особенно надёжным местом заключения. Со времен Ивана Грозного и до 1883 года, когда тюрьма была официально закрыта, через заключение Соловецкого монастыря официально прошло до 550 узников.
Среди них было много ярких духовных и светских исторических личностей, но обращу ваше внимание на одного из них, последнего атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского. Он провел в холодной камере размером 1 на 2 метра целых 26 лет. Но после помилования императором Александром I бывший атаман принял решение остаться в монастыре, прожил там еще два года и умер — внимание — в возрасте 112 лет. Мы видели в монастыре его могилу.
В XX веке в жизни Соловецкого монастыря произошли страшные перемены. Сначала новая власть объявила войну всему православному укладу русского мира. По решению советской власти монастырь был закрыт, а в 1923 году он был превращен в Соловецкий лагерь особого назначения — СЛОН. Об этих страшных событиях в жизни монастыря и острова я расскажу позже. Эту тему надо обязательно поднять, мимо нее пройти не возможно, оказавшись на Соловецком архипелаге.
С 60-х годов прошлого века началось восстановление соловецкой святыни, тогда был создан Соловецкий музей-заповедник, существующий и поныне. 25 октября 1990 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил открытие Зосимо-Савватиевского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря.
Соловецкий монастырь и 500 рублевая купюра
В завершении расскажу вам интересную историю. На российской купюре в 500 рублей модификации до 2010 года церкви Соловецкого монастыря, увенчаны не куполами, а четырёхскатными крышами. Такой вид они имели после пожаров 1923 и 1932 годов, а уже в 1960-х купола были восстановлены реставраторами. Получается, на купюре изображен не монастырь, а помещавшийся на его территории Соловецкий лагерь особого назначения.
Кроме того, там есть еще один ляп: двухмачтовое судно, направляющееся к монастырю-лагерю, не может находиться там, где оно изображено. На купюре представлен вид не с моря, а с противоположной стороны — Святого озера. Я купался в этом озере, оно не большое и судоходство по нему невозможно.
Центробанк исправил допущенные ошибки. Банк России выпустил новую модификацию банкноты 500 рублей, где изображение Соловецкого монастыря совершенное иное, с другого ракурса, с куполами и без судна.