Динан (Dinant), тезка французского города Dinan, расположенный в валлонской Бельгии, крохотный, около 13 тысяч жителей, прижатый скалами к реке Маас (или Мёз по-французски), городок на фотографиях выглядел очень живописно. Проверить это мы и отправились.
Совсем немного из Wiki:
Точное время возникновение данного поселения неизвестно. Само название имеет кельтское происхождение, от слов divo-nanto, что означает «священная долина» или «божественная долина». По данным археологических раскопок, поселение на месте нынешнего города уже существовало в древнеримские времена, однако первое упоминание города (вернее, моста в городе) в летописях относится к 824 году.
Динан оказался городом с весьма бурным прошлым, его удачное расположение на полноводной реке аккурат по дороге между Кельном и Парижем, всегда вызывало к нему бурный интерес. Да и красив он оказался до чрезвычайности — отвесная скала по имени Баярд в центре городка около моста, рядом с ней кафедральный собор, видимо, всем, кто сюда прибывал, уж очень хотелось владеть такой красотой!
Но еще до того, как мы ступили на старый мостик, ведущий к скале и собору, мы увидели скульптуру весьма забавного, очень французистого типа внешности, человека.
Шарль де Голль.
Сбоку на памятнике видна дата: 2014, вероятно, дата его установления. А повод? Оказывается, он есть! За 100 лет до того, в 1914-м году, еще лейтенант де Голль, получил в Динане, свое первое ранение, и довольно серьезное, в строй он вернулся только через 2 месяца.
Дальше оказываемся на мосту, его же, де Голля имени, Pont Charles de Gaulle (уфф, французское правильнописание ни с чем не сравнимо!)
Судя по наличию на мосту большого скопления саксофонов, есть некая взаимосвязь Динана и саксофона? Да! Адольф Сакс, родился именно здесь, его отец, Шарль Сакс тоже был мастером музыкального инструмента, но Адольф шагнул дальше, покинув родные пенаты и переехав в Париж, там уже он продолжил заниматься семейным делом. За несколько месяцев до получения патента на созданный им инструмент, Сакс-младший проиграл дело в суде, вердикт коего был: «музыкальный инструмент под названием саксофон не существует и не может существовать».
Странно звучит, но Сакс не дожил до эпохи джаза. Слушает, наверное, Сакс джаз ОТТУДА, и тихо подпевает…
На мосту много разноцветных саксофонов одного размера, каждый из них — подарок из какой-нибудь страны.
Если пройти совсем немного от мостика влево по улице, можно увидеть скульптуру, Адольф Сакс, расслабленно сидящий около своего родного дома.
И чуть далее по той же улице.
Уже с моста появляются открыточные картинки — Баярд и Нотр-Дам Динана.
Соседство кафедрального собор Динана, Нотр-Дам, со скалой вылилось в драму восьми столетий тому назад. От скалы откололся кусок, он повредил храм и убил около тридцати прихожан. Собор восстановили, сделали ему новый купол, напоминающий по форме православную луковицу, скалу укрепили и покрыли сеткой. В соборе отсутствует роспись на стенах, стены девственно-каменные и серые, на таком фоне особенно заметно привычное нам церковное «золото» — местные мастера знамениты своей техникой изготовления изделий из медного сплава, которая изящно и звонко именуется "динандери".
Собор украшен резной деревянной кафедрой, картинами и скульптурами, но лично меня более всего поразил витраж. Он огромный, от пола до потолка, находится на правой стороне храма, в это окно ярко светит послеобеденное солнце, слева, кстати, свет совсем не попадает — скала стоит вплотную и витража нет вовсе. Витраж состоит из множества библейских (насколько я понимаю, ветхозаветных) иллюстраций, подобного я, пожалуй, не видела больше нигде.
Будь мы здесь в пасмурную погоду или с утра — не видать бы нам этой величественной и яркой красоты, но — повезло!
Но и это не всё, чем прославился маленький Динан!
В двух шагах от Нотр-Дам, мы обнаружили памятник художнику, родившемуся здесь — Иоахиму Патиниру. Живописец трудился довольно давно, годы жизни его с 1475 (1480?) по 1524, уехал он, как и Сакс, из родного гнезда, только в Антверпен, и хоть картины Патинира, как и многие фламандские средневековые труды, сегодня кажутся нам немного наивными, однако ж именно он считается одним из отцов европейской пейзажной живописи. Картины Патинира есть и в музее Прадо, и в Королевском музее изящных искусств Антверпена, я заглянула в интернет — почти на всех присутствуют такие же величественные скалы, как и в его родном Динане.
Ведь правда, уже хочется там оказаться? Для закрепления желания веский аргумент — добраться в Динан очень удобно на поезде, лучше бельгийской железной дороги я пока не встретила. Доступно, удобно, без привязки к поезду и ко времени можно уехать куда угодно, но зачем ехать куда угодно, если можно приехать в такой чудесный городок?
Сама дорога на юго-восток Бельгии является отдохновением — такие пейзажи!
вспомните про Динан, приедете — определенно не пожалеете!