Продолжение, начинать читать с первой части!!!
От этого здания идет Климентовский переулок, где стоит крупнейший и один из красивейших Замоскворецких храмов.
Продолжение, начинать читать с первой части!!!
От этого здания идет Климентовский переулок, где стоит крупнейший и один из красивейших Замоскворецких храмов.
Храм огромный, и сфотографировать его с переулка проблематично.
С Пятницкой от тоже не жаждет влезать даже в широкоугольный объектив.
Но если перейти Пятницкую и дождаться, чтобы проехали машины, можно сделать такой снимок:
Храм священномученика Климента, Папы Римского впервые упомянут в летописях 1612 года. Первый каменный храм на этом месте датирован 1657 годом. В 1720 году храм был перестоен, затем, через сорок лет, к нему пристроили трапезную и колокольню. В 1762 году главный храм был сломан, и через семь лет, на средства купца Кузьмы Матвеева был построен пятиглавый барочный храм, который мы видим сегодня. Предполагается, что храм был возведен по проекту Пьетро Антонио Трезини, который в середине 18 века был главным архитектором Петербурга.
Богатство фасадов делает Климентовский храм одним из выдающихся образцов барокко в Москве. Семиярусный иконостас главного храма и иконостасы боковых приделов (в храме целых семь престолов с семью иконостасами) так же сделаны в стиле барокко. Самое интересное, что внутренняя отделка интерьера практически полностью сохранилась с 18 века.
В 1934 году храм был закрыт. Его планировали снести, а на этом месте построить детский сад. К счастью, он избежал сноса, его превратили в книгохранилище Ленинки, сотрудники которого сохранили пять из семи иконостасов и интерьер. В 2008 году книгохранилище окончательно вывезли из храма, и начались работы по его реставрации. В частности, был восстановлен не сохранившийся павильон, выходящий на Пятницкую.
Если отойти дальше по Климентовскому переулку и перенестись ни много, ни мало в 1882 год, можно увидеть, как выглядел этот храм в те времена:
Переулок изменился сильнее храма, вот как мне удалось поймать похожий ракурс:
Немного дальше храма, по левую руку стоит очередной особняк с фальш-колоннами:
Миллионер Козьма Матвеевич Матвеев был родом из Тульской губернии. У него была монополия на продажу водки на всей территории России, в 1742 году правительство отдала ему на откуп таможенные, а через пять лет еще и табачные сборы в Нижнем Новгороде, у него была суконная фабрика под Курском, три железоделательных завода на Урале, позже выкупленных Демидовыми, и прочее и прочее. Все это делало его одним из богатейших купцов того времени. Именно он дал денег на постройку Климентовской церкви — она находится практически напротив усадьбы Матвеева.
В начале 19 века особняк постройки середины века 18-го был перестроен в классическом стиле и надстроен третьим этажом — тут постарались наследники Матвеева. После войны 1812 года усадьба была выкуплена казной, и в 1818 году тут разместилась Пятницкая полицейская часть. В 1828 году над домом была надстроена деревянная пожарная каланча (до революции пожарная часть находилась при каждой полицейской части), снесенная в 1920-х годах. В советское время здание принадлежало Министерству культуры, а сегодня там (в бывшей полицейской части))) располагается центральный офис партии «Яблоко».
Во время службы особняка в полиции, рядом с ним были построены двухэтажные полицейские казармы, там же находился арестантский корпус.
Напротив бывшей полицейской части, на четной стороне улицы, сохранились небольшие особнячки позапрошлого века:
Следующий за ними особняк относится к городской усадьбе, сформировавшейся в 18–19 веках.
Дом 30 строение 1 — это бывший флигель этой усадьбы. А строение 2, центральное здание усадьбы, реконструировали середине 19 века. Именно в то время над вторым этажом появился аттик, а фасад был отделан бриллиантовым рустом. В начале 20 века эти владения принадлежали потомственной почетной гражданке Надежде Петровне Гагман, а вот о более ранних владельцах ничего не известно… Кстати, эти здания практически не пострадали в пожаре 1812 года, чем может похвастаться отнюдь не каждый замоскворецкий дом.
Немного дальше, по левую руку, стоит красивейший, на мой взгляд, особняк.
Здание было спроектировано архитектором Львом Николаевичем Кекушевым, мастером стиля модерн и построено в 1894 году по заказу предпринимателя Трифона Ивановича Коробкова. По другим данным, здание было построено в 1866 году, а Кекушев лишь достроил служебный флигель, ограду, и декорировал здание.
Коробков был владельцем бумажного производства. У него было двое детей и жена, Ольга Петровна, именно она после смерти мужа унаследовала особняк. Коробков интересовался искусством, и поддерживал молодых художников. Один из них, Александр Герасимов, еще в бытность студентом, написал портрет Ольги Петровны http://www.museum.ru/C6728
До 2013 года особняк занимало посольство Танзании. На моей фотографии 2012 года виден и Танзанийский флаг, и то, как хорошо провели реставрацию улицы и особняков.
В ходе реставрации зданию вернули оригинальный сиреневый цвет, отреставрировали эркер, лепной декор фасада. В интерьерах особняка отреставрирована лепнина, возвращен первоначальный вид парадному холлу — мраморная лестница, позолота на ограждениях, стеновых панелях и потолке.
Идем дальше. Проходим небольшой особнячок под номером 40с1, где сейчас расположен офис Альфа-Банка, а раньше был ресторан «Лазания», в конце 1980-х годов служивший штаб-квартирой чеченской преступной группировки Хож-Ахмеда Нухаева, получившей название «лазанская»,
и выходим к дому 42, имеющему более интересную историю.
Дом был построен в середине 19 века, возможно, по проекту архитектора Федора Федоровича Рихтера. В это время стиль классицизма уже отходит в прошлое, и данная постройка является ярким примером переходного стиля. Рихтер прославился как основатель научной архитектурной реставрации в России. Именно под его руководством были отреставрированы древние палаты бояр Романовых на Варварке, и эта работа стала образцом для подражания последующих поколений отечественных реставраторов.
Чуть впереди, по левую руку расположено высокое пятиэтажное здание.
Этот доходный дом на восемь квартир был построен в 1913 году по проекту признанного мастера русского модерна архитектора Г. А. Гельриха и принадлежало графу В. С. Татищеву. Сам граф, владелец большого участка между Пятницкой и Новокузнецкой улицами, жил в особняке по адресу Новокузнецкая, 14. Владимир Сергеевич Татищев был одним из наиболее успешных банкиров и промышленников России. С 1909 года он был председателем правления и директором Соединенного банка, имевшего отделения в 68 городах России. Здание этого банка можно увидеть на углу Кузнецкого моста и Рождественки.
Примерно от этого доходного дома мы видим следующий интересный особняк.
За время своего существования этот особняк сменил множество хозяев, одним из них был потомственный почетный гражданин Брашнин Никита Сергеевич, гласный земского собрания, купец 2-й гильдии Павловского посада, владелец шелкоткацкой фабрики «Братья Н., Л. и Н. Брашнины». А вот в 1920-е годы в этом здании размещался батальон ЧОН — частей особого назначения. Они были созданы в 1919 году для борьбы с контрреволюцией, а заодно и для подавления недовольства населения. В те времена (ЧОН были расформированы в 1924–25 годах) их членами были такие видные советские деятели как Молотов, Каганович, Абакумов. Именно этот дом описал А. П. Чехов в рассказе «Три года» как «тюрьму на Пятницкой», в которой «нет будущего».
И вновь окунемся в недалекое прошлое, то же место, тот же ракурс:
Следующий по счету дом пострадал гораздо сильнее, причем уже в наше время.
Построенный одновременно со своим соседом (№ 44) и будучи практически его близнецом, дом принадлежал купцам Самгиным, владельцам одного из лучших колокольных заводов России. В самом конце 19 века они продают усадьбу вдове чаеторговца купчихе Поповой, а перед Первой Мировой особняк переходит к купцам братьям Ванецовым.
Все было хорошо, пока в 1997 году старинный особняк не был снесен, и заменен новоделом. Похожим, но новоделом. Общий вид остался тот же, но высота здания была увеличена. Для сравнения можно посмотреть такую фотографию:
Видите, второй этаж и мансарда практически не изменились, а вот первый этаж вдруг неожиданно вырос… Сегодня в этом здании расположена реставрационная организация… Символично…
Чуть дальше расположены несколько зданий под номером 49, давайте попробуем с ними разобраться. В глубине улицы, на второй линии, расположен красивый особняк Константина Васильевича Исаева в стиле модерн.
Особняк был построен в первой трети 19 века, позже его неоднократно перестраивали, в том числе в 1868 и в 1880-х годах. Реконструкцию проводил архитектор Гейнц. Он расположен крайне неудобно, и сфотографировать целиком его практически невозможно.
Теперь давайте разберемся с другими строениями 49 владения.
За особняком Толоконникова виден кусочек зеленого особняка Исаева, который можно хоть как-то увидеть, если обойти строение 1 слева. Итак, в 1903 году купец Исаев, на свободном участке, поручает построить доходный дом архитектору Кекушеву. Из-за недостатка места, четырехэтажное здание в стиле раннего модерна выходит на улицу торцом, а не фасадом.
Двухэтажное здание слева под номером 49с1 — это бывший особняк одного из многочисленных Толоконниковых, понастроивших много зданий между Пятницкой и Новокузнецкими улицами. К сожалению, от первоначального здания первой трети 19 века осталось только количество окон. Судя по всему, особняк был полностью снесен и выстроен заново, в стиле наших реставраций. Даже не охота размещать тут его старое фото.
За сорок девятыми домами, на углу Вишняковского переулка, находится третья и последняя церковь на Пятницкой.
Впервые на этом месте церковь появилась примерно в 1630-х годах, позже ее называли " церковь Троицы в Стрелецкой слободе в Ивановом приказе Монастыреве». А название Вешняки или Вишняки связано со стрелецким командиром Матвеем Вишняковым. Первый каменных храм был построен к концу 17 века, а существующее здание возводилось поэтапно с 1804 до 1830-х годов. Церковь признана памятником архитектуры позднего ампира/классицизма.
Как видно, церковь имеет высокую колокольню, что делает затруднительным ее фотосъемку с узкой улицы. Однако если немного пройти по Вишняковскому переулку, то на церковь открывается вот такой вид:
Следующее здание, у которого нам стоит остановиться — доходный дом Н. Г. Давыдова.
Это бывший купеческий дом 19 века, перестроенный архитектором С. А. Сурковым в 1905 году в стиле модерн. Давайте посмотрим, как его описывают знающие люди: «Это постройка отлично отражает вкусы средних московских предпринимателей начала XX века. В симметричном фасаде здания выделены центр и боковые части, что характерно для московских построек эпохи модерн. Гладь стены этого интересного четырехэтажного здания покрыта охристой керамической облицовочной плиткой. Она контрастирует с сочным и разнообразным лепным декором, нарастающим по вертикали. На уровне четвертого этажа декор превращается в сплошной фриз с натуралистическим цветочным орнаментом, напоминающим мотивы из дамских альбомов для рукоделия. Отличительной особенностью этого сооружения являются волнообразные боковые аттики. Их плоскость покрыта яркой керамической плиткой, плавно переходящей от желто-зеленого цвета к изумрудному и темно-синему.»
Дабы оправдать всю эту писанину, еще одна фотография, да и домик симпатичный:
Бок о бок с ним стоит еще один яркий, красивый особняк.
К сожалению, никакой информации, кроме того, что это здание постройки 1917 года на, заметьте, всего четыре квартиры, мне найти не удалось.
Если пройти немного вперед и посмотреть налево, то мы увидим такие три особнячка:
Желтенький домик слева — под номером 55/25с4 — сильно перестроенный дом 19 века, высокий зеленый посередине № 57с2 — очередной доходный дом постройки 1904 года, крайний справа — окончательно потерявший исторический облик дом № 57с1. Кстати, пока искал информацию, наткнулся на объявление о продаже квартиры в этом самом доходном доме. 178 м², две спальни, кабинет, гостиная с настоящим камином, кухня-столовая, потолки 3,5 метра — всего 156 080 000 рублей. Весьма себе «доходный» дом, а?
Следующий особнячок будет у нас на четной стороне.
Особняк был построен в первой половине 19 века, потом перестроен в 1860-х и в 1916 годах. Еще не очень давно он был практически в первозданном виде:
Но уже в наше время он попал под «реставрацию по-московски», строение, за исключением главного фасада было полностью снесено, и построено заново, так что назвать этот особняк историческим уже не получится…
Следующий на очереди — знаменитый «Дом со львами на Пятницкой».
Увы, но у меня обнаружилась только одна его фотография, а при последней прогулке сфотографировать его не удалось, особняк закрыт лесами и находится на реставрации. Хочется верить, что его именно реставрируют, а не сносят, как соседа.
Особняк был построен архитектором Сергеем Шервудом (сыном строителя исторического музея Владимира Шервуда) в 1897 году по заказу Вильгельмины Ивановны Рекк, жены владельца одной из крупнейшей в тогдашней России домостроительных фирм Я. А. Рекка. Парадный портик охраняет пара львов, которые и дали название особняку. Вскоре после постройки особняк был продан потомственному почетному гражданину П. В. Стахееву, а после Н. А. Суханову. Что-то не жилось людям в этом доме. После революции особняк был национализирован, и в нем разместился Замоскворецкий райком партии. В 1918 году в собрании заводских партийных ячеек проводящихся в райкоме, принимал участие Ленин, о чем говорит мемориальная доска, укрепленная на здании.
Почти напротив рекковских львов, на углу с 1-м Монетчиковским переулком находится еще один красивый особняк.
Удивительно, но несмотря на то, что он называется Дом Толоконниковой, про нее саму в описании нет ни слова… Итак, особняк был построен на рубеже 18–19 веков. Форма здания была обусловлена его местоположением — на углу Пятницкой и Монетчикова переулка. В 1852 году здание принадлежало московскому купцу Григорию Кирилловичу Соловьеву, потом оно перешло к некому Салову, который в 1889 году завещает владение церкви Воскресения Словущего, что в Монетчиках. В тридцатых годах церковь снесли, но здание сохранилось практически в первозданном виде.
Можно увидеть, как была проведена его последняя реставрация, если сравнить с моей фотографией четырехлетней давности.
Напротив особняка Толоконниковой расположилась пара небольших симпатичных особнячков.
Итак, мы с вами вышли на перекресток Пятницкой и Малой Ордынки (которая уходит направо), а это значит, что наша экскурсия подходит к своему логическому завершению.
Давайте еще разок окунемся в прошлое:
Оказывается, что кажущийся современным дом на границе левой части кадра отнюдь не новодел, а вот темно-серая коробка с окнами, перекрывающая нам вид на современной фотографии, это испытательный центр «Кожа и обувь» ОАО ЦНИИКП. Вот скажите, стоит строить в таком месте такое здание для такой организации???
Последнее здание, которое мне хотелось бы вам представить, занимает практически половину квартала между 2-м Монетчиковским переулком и Валовой улицей, где заканчивается улица Пятницкая.
Иван Дмитриевич Сытин родился в Костромской губернии в 1851 году. В 15 лет он приехал в Москву и устроился на работу в книжную лавку. Через десять лет, скопив некую сумму денег, он покупает литографскую машину и открывает небольшую литогарфию. Сначала он печатает популярные в народе лубочные картинки, а во время русско-турецкой войны выпускает карты боевых действий. В дальнейшем, за счет печати недорогих «народных» книг популярных в то время Толстого, Тургенева, Лескова, новое издательство Сытина «Посредник» приобрело известность. В дальнейшем от выпускает журнал «Вокруг света» и газету «Русское слово».
В 1887 году Сытин приобретает обширное владение на Пятницкой, а выдающийся архитектор московского модерна Адольф Эрнестович Эрихсон на пару с инженером Владимиром Григорьевичем Шуховым в 1903 году возводят здание типографии. Интересно, что до 1834 года часть этого владения принадлежало титулярному советнику Николаю Федоровичу Островскому, и там, в течении 14 лет жил драматург Александр Островский.
Здание типографии выделялась готическим входом и фигурными украшениями на крыше, к сожалению, после надстройки еще одного этажа, эти украшения еще надо умудриться разглядеть.
Условия работы в типографии были сложные, а Сытин не отличался щедростью. В результате в 1905 году рабочие типографии устроили стачку, около 600 вооруженных людей забаррикадировались внутри здания. Типографию забрасывали гранатами, обстреливали из артиллерии, в результате рабочие подожгли ее, и, воспользовавшись суматохой, покинули здание. При пожаре погибли люди, практически все оборудование, запасы бумаги, частично обрушились перекрытия. Но через год Сытин восстановил производство. После революции типографию, по обычаю, национализировали, и она стала называться «Первая Образцовая типография имени А. Жданова».
Вот такая богатая, интересная, сложная и трагичная история была у старинной и красивой Пятницкой улицы. Очень жаль, что сохранилось не все, прекрасно, что осталось так много, и есть надежда, что больше никаких радикальных изменений на этой улице не будет…
Откровенно говоря, я не знаю, сколько человек, начавших экскурсию у Чугунного моста, дошли со мной до конца… Но всем присоединившимся — огромное спасибо за компанию и терпение!))