Покорение пространства — одно из вечных желаний человека. Сейчас мир наполнен самолетами, автомобилями, кораблями, велосипедами, все это помогает приблизить мечту, но только преодоление расстояний самостоятельно, с помощью своих двоих приближает человека к первооткрывателю. И даже если ты там не первый, все равно можно сказать, что ты дошел туда. Наверное, на этом базовом принципе держится интерес к покорению вершин.
Дорога, носящая гордое имя короля Олафа, заканчивается довольно неожиданно — по выезде из очередного туннеля путешественника ожидает разворот и большая парковка. Все, дальше дороги нет. Можно еще немного дальше продвинуться на внедорожнике или пешком, но и там уже скоро остров заканчивается, далее только Северный Ледовитый. Оно и понятно, дорога сама по себе является достопримечательностью и основным ее назначением является не столько банальное перемещение из точки, А в точку В (в данном конкретном случае в точку О), сколько знакомство в суровой природой и созерцание видов на островные фиорды и проливы. Существует даже специальный справочник по туристическим дорогам Норвегии. Два из одиннадцати участков туристических дорог в Норвегии приходятся на Лофотены.
Путешествуя по архипелагу, мы так или иначе натыкались на свидетельства наличия рыбы трески в Норвегии. На глаза то и дело попадались приспособления для сушки рыбы, иногда целые туристические деревни напоминали о треске, а еще и самим на удочку кое-что перепадало.
А в О («А в О» — красота какая, есть в этой фразе что-то гегелевское) есть целый музей трески. Стеллажи с развешенной для просушки рыбы начинаются прямо от стоянки рядом с пресловутым разворотом, знаменующим окончание дороги, и тянутся куда-то вдаль, распространяя по всему О характерный запах. Я бы не сказал, что приятный.
Ну да ладно, запах запахом, а запасы трески впечатляют. Ее в сушеном виде отправляют на экспорт в разные страны. Больше всех трески потребляет Португалия, там она считается национальным блюдом, но, видимо, норвежцы более португальцев преуспели в добыче трески. Кроме утилитарного употребления трески, норвежцы используют ее как местную особенность, привлекающую туристов. В музее сушеной трески можно узнать как ее разделывают, обрабатывают и готовят. В описании это кажется сложным, а на самом деле — отделяют голову, связывают тушки попарно и сушат на лофотенских ветрах, отличающихся своим постоянством. Даже соль не добавляют.
А вообще, Лофотены считаются самым рыбным местом в плане трески. И выловленная здесь, она считается самой вкусной в мире. Когда нам удалось поймать несколько рыбин с берега, местные нам вежливо намекнули, что, мол они-то тут такое не едят, эта невкусная, она рядом с берегом живет, а вот там (жест рукой куда-то на север), водится настоящая треска, которая вкусная и правильная. Но для нас и такая треска показалась нормальной — свежая по-любому гораздо лучше, чем мороженую в супермаркете покупать.
Сам городок О невелик. Впрочем, на Лофотенах вообще нет больших городов, все население архипелага не превышает 25 тысяч человек. Но в высокий сезон эти места никто не назовет малонаселенными — везде очереди, свободных мест мало, даже на дорогах бывают пробки.
Погулять по О, включая знакомство с тресковым музеем — займет часа два времени. Можно еще посетить один из местных ресторанов, где вам подадут блюда из свежевыловленной трески. А потом все, надо уезжать, разворот оформленный в виде кругового движения с одним въездом-выездом как бы намекает…
Достигнув крайней точки архипелага, можно со спокойной совестью пуститься в обратный путь, что, впрочем, не отменяет остановок для созерцания красот на обратном пути. Еще дома, составляя маршрут поездки, мы наметили себе несколько пеших маршрутов. Настало время претворять планы в жизнь. Итак, вперед, к дикому пляжу, расположенному в заливе Квалвика.
Впрочем, по порядку. Погода выдалась прямо скажем, нелетная. Норвегия, что поделаешь… Но перспективы манят…
Завидев начало маршрута еще с дороги, поспешили на поиски стоянки. Стоянка располагалась в не менее живописных местах.
В соответствии с маршрутом нам предстояло перемахнуть с южного берега острова на его северное побережье, миновав при самом простом раскладе один перевал. Маршрут позволяет преодолеть два перевала, но мы справедливо рассудили, что это для продвинутых любителей хайкинга. Итак, выходим на маршрут.
Южный склон перевала оказался довольно пологим, поэтому подъем на седло преодолели с шуточками и без перекуров. Начался спуск.
Спускаться пришлось по северному склону, источнику ветров и туманов, к тому же усыпанному крупными и не очень валунами. Колонна несколько растянулась, но никто сдаваться не собирался. И вот вдали, словно рассвет в тумане, забрезжило открытое море, а вскоре взору открылся и сам пляж.
Восторгу не было предела! Хотелось прыгать, размахивать руками и кричать непонятно что. Такие они, северные пляжи.
Оглядевшись, поняли, что мы тут не одни. Огромные пространства, доступные глазу с непривычки очень хорошо скрывают наличие живых существ. Только через некоторое время, освоившись с окружающей панорамой, мы стали замечать движение на соседних склонах и на самом пляже. Определенно, люди тут были! Некоторые даже купались, несмотря на не самую теплую погоду. Все-таки пляж!
Отказавшись от провокационных мыслей, исходивших, в основном, от молодежной части нашей группы, сходить на второй перевал (мы же не спортсмены-альпинисты, в конце-то концов), мы провели на пляже довольно значительное время. Заняться было чем — наблюдали за полярной растительностью, которую с большим аппетитом поглощали неизвестно как попавшие туда овечки. Стадо явно домашнее, к людям относятся спокойно, но гуляют сами по себе, без пастухов и загонов.
Лишь только взглянув на часы и обнаружив, что уже поздний вечер (а что, ночи-то белые!), мы засобирались домой. Путь нам предстояло преодолеть в обратной последовательности. Уже давно замечено, что на обратном пути километры короче, поэтому, бросив последний взгляд на белый песок, с чувством выполненного долга отправились к месту ночлега.