Немного предисловия.
Католическая Пасха в тот год случилась на стыке марта и апреля. Еще при пересечении границы в Торфяновке в душу закрались легкие сомнения — очередей нет. Сомнения усугубил финский пограничник, сообщив нам, что шопинга в эти выходные нет — Пасха. Но, поскольку праздник не является препятствием для пересечения границы, еще один штампик украсил страницы наших паспортов и вот мы в Финляндии.
Наступило утро. Легкий северный морозец в сочетании с ясным небом и ярким весенним солнцем внушал оптимизм и надежду на то, что денек будет теплым (насколько это можно ожидать от финского апреля).
На улицах Хельсинки ни души. Все заведения закрыты, торговые центры не работают, редкие кафе (видимо, не католики) источают ароматы кофе с булочками. Вчера пришлось изрядно поколесить по городу в поисках чего-то работающего. Нашли только дежурный супермаркет возле железнодорожного вокзала, там и затарились продуктами на ужин и завтрак.
Как нам уже сказали, шопинг в городе отсутствовал вовсе, но среди редких работающих туристических объектов оказалась Суоменлина, туда и направились. Мы были приятно удивлены, что на острова Суоменлина все-таки ходят паромчики. Все-таки почти зима, а Финляндия находится отнюдь не на тропическом море (утром было минус 10), на воде здоровенные льдины, а паромчики явно не относятся к ледовому классу судов.
Про плавание через залив нужно сказать отдельно. Я не моряк, но, мне почему-то показалось, что эти речные трамвайчики (их два) — суда совсем не ледокольного класса. Но они лихо так скакали по плавающим льдинам, раздвигая их где нужно, а кое-где и раскалывая, если ледяная глыба была особо большая и неуклюжая. Корпус судна каждый раз вздрагивал от удара об лед, иногда судно наезжало передней частью на льдину и проламывало ее своей массой. Прямо как Челюскин. Жаль (а может быть и к лучшему), что плавание длилось не долго — 20 минут в одну сторону.
Название Суоменлина, строго говоря, переводится как Финская крепость. На самом же деле этот военный объект был построен еще когда эта территория была Швецией, в то время крепость называлась Свеаборг (Шведская крепость). Ну, а в современном виде строили ее русские строители, в то время, как нынешняя Финляндия была в составе Российской империи. Об этом говорят и чертежи крепости и некоторые надписи, выполненные еще во время строительства на русском языке.
Но, как ни крути, это все-таки Финляндия, суверенное государство, член Евросоюза и все такое, поэтому сегодня это достопримечательность финская.
Сама крепость представляет собой комплекс сооружений, включая жилые дома. Да, там, оказывается, живут простые люди! Прямо среди музеев и крепостных стен. Уж не знаю, насколько просты эти люди, если поселились в крепости и насколько повезло им с местом жительства или наоборот. Мне бы лично не хотелось жить в памятнике и видеть под окном толпы туристов снующих туда-сюда ежедневно, да и с бытовыми удобствами там, судя по всему, не так как в современных городских квартирах или домах.
На территории находится объект — подводная лодка Весикко. Я всегда посещаю все такие технические штуки, а тут целый подводный корабль! Очень хотелось туда попасть, но тут нам не повезло — подлодка открыта для посещения только в летний период. Хотя странно, это же подводная лодка, она же погружалась на морские глубины, уж ей-то дождь или снег должен быть совсем ни по чем. Ну да ладно!
Крепость довольно большая и на нее нужно потратить целый день, чтобы осмотреть все закоулки и манящие тайнами подземные ходы. Что мы, собственно, и сделали, хотя изначально планировали потратить на ее осмотр 2–3 часа. Пришлось корректировать планы на ходу. В солнечную погоду хорошо наблюдать за Балтийским морем, как огромные массы льда перемещаются под действием ветров и течений, как их обходят малые суда, а большим, видимо, лень обходить, лезут напролом.
Уже только ближе к вечеру, после двадцатиминутного обратного плавания через ледяные воды, мы направились в отель. Впереди был еще день пребывания в безлюдном Хельсинки. Была Пасха…