Один мой знакомый, терпеливо слушая мой рассказ об Амстердаме, — там то, да там сё, в один прекрасный момент прервал мое неторопливое вещание вопросом: «Ну ладно, там велосипеды, каналы, музеи, с этим все понятно. А как-то там это-то? Ну, ты понимаешь…» Услышав, что я как-то с «этим» не удосужился близко познакомиться, сделал удивленное лицо: «А что же ты тогда там смотрел?» Я как-то растерялся: «Ну, так каналы интересные, домики…» Он: «Ты что, туда правда ездил каналы смотреть?» и сразу как-то потерял интерес к общению.
Ну, раз ничего другого не остается, буду рассказывать про каналы.
После окончания Второй мировой войны Голландия испытывала очень серьезный дефицит жилья. В то же время шла модернизация флота и в руки находчивых людей попадали списанные с флота лодки и баржи. Построенные на совесть, с расчетом на долгий срок эксплуатации, они вполне могли еще послужить в качестве жилья. Поэтому первыми водными жителями были преимущественно отставные моряки, не скопившие много денег на покупку дома на суше, привыкшие жить на воде, предпочитавшие варению сыра где-то в далеких деревнях спокойную водную жизнь в столице.
Время шло, жилье в Амстердаме доступней не становилось, поэтому дома на воде приобретали популярность. В 60-е годы их облюбовали хиппи, за пришвартованные лодки в то время все еще можно было не платить. Потом дешевое жилье привлекло и обычных горожан, таким образом войдя в моду. Городские власти смекнули и решили навести порядок среди плавучего жилья. Появились правила проживания. С одной стороны, эти правила, конечно, накладывали определенные ограничения на проживающих, с другой все-таки какой-никакой порядок появился.
У плавсредств появился адрес, соответственно, там можно было прописаться, получать почту и коммунальные услуги, появился регламент, описывающий положение дома на воде. К примеру, осадка хаусбота не должна быть более 1,5 метров, расстояние до ближайшего моста не должно быть менее 7 метров и т. д. Появился налог, страховка, коммунальные платежи и другие прелести городской недвижимости. С учетом регламента в настоящее время все возможные места в Амстердаме заняты. Новых плавучих домов поставить на каналах нельзя. Как говорится, кто не успел, тот опоздал.
Глядя на все это плавучее хозяйство, у меня стали возникать разные вопросы, связанные с водными особенностями жизни. Если с электричеством, отоплением, водоснабжением все более или менее понятно, решение этой задачи не является чем-то сложным с технической или юридической точки зрения, то с некоторым другими сторонами жизни не все понятно.
Например, как там обстоят дела с канализацией?
Не все так просто. В настоящее время все больше плавучих домов оборудуются специальными системами, выкачивающими стоки в общую канализационную сеть города. Но это дороговато, и не у всех есть техническая возможность. Те, у кого нет подключения к городской сети, сливают свои бачки прямо в каналы. Именно поэтому существует определенный график открытия шлюзов и выкачивания из каналов лишней воды (это голландцы умеют делать очень хорошо). Своего рода проветривание получается.
А вдруг дом утонет? Местные правила также обязывают владельцев хаусботов проводить регулярное техническое обслуживание. Но не столько для того, чтобы чье-то жилище в самый неподходящий момент не пошло ко дну прямо посреди города, сколько для поддержания экологии в водной системе. От подводной части домов-барж могут выделяться в воду вредные вещества, способные нанести вред птицам, рыбам и растениям. Поэтому их регулярно осматривают и, в случае чего, очищают. Понятно, что это не бесплатно — и осмотр, и сами процедуры, но такова специфика водной жизни.
Как известно, то что плавает, может передвигаться — некоторые плавсредства самостоятельно, другие на буксире. Несмотря на «движимый» характер плавучей недвижимости, ее при покупке оформляют именно как жилье, имеющее особый характер. Можно даже взять ипотеку. Вот только сделок таких в Амстердаме не так много — все дома уже кому-то принадлежат, а швартовка новых уже невозможна, мест нет. Но, кто знает, вдруг кто-то завтра надумает продать?
Справедливости ради надо сказать, что далеко не все люди горят желанием купить такой плавучий дом. Преимущества жизни на воде для многих не очевидны. Лично я, наверное, будь у меня достаточно денег, тоже проживанию в лодке предпочел бы традиционное сухопутное жилье. Тем более домики по берегам канала такие красивые.
Но традиции есть традиции. Близость с водой — отличительная черта Голландии. И дома на воде еще одно тому подтверждение.