Челябинск — Уфа — Самара — Маркс — Саратов — Волгоград — Сальск — Тихорецк — Краснодар — Геленджик — Кабардинка — Адыгея — Джанхот — Новороссийск — Абрау-Дюрсо — Анапа — Тамань.
Начало. А куда это мы едем и на чем?
Выбрав одно и то же время для отпуска, долго сомневались, как и куда ехать отдыхать.
К предложенной перспективе поехать на машине на Черное море я поначалу отнесся весьма скептически. Бесконечная дорога с фурами, гайцами и сомнительного качества кафешками меня прельщала мало.
Но Лариса заверила меня, что это здорово и родители и знакомые ездили сами и не жалеют. Плюс большинство отзывов в Интернете говорило о том же. Вообще Интернет здорово помог, конечно. Сайт АвтоТрансИнфо очень помогал найти оптимальный маршрут, узнать километраж и все проезжаемые пункты, а отзывы путешественников на сайте «По России на авто» помогли узнать дороги, которые вроде не короче, но с учетом отсутствия фур, ментов и знаков, позволяют проехать гораздо быстрее. Например, там мы узнали, что ехать из Волгограда в Краснодар лучше всего через Котельниково — Сальск — Тихорецк, а не по трассам Волгоград — Ростов и Ростов — Краснодар. Ну, а карты Яндекса или Гугля давали полное представление о том, как проезжать крупные города.
А еще возможность путешествовать по побережью, при желании останавливаться с палаткой в понравившемся месте, убедили меня окончательно.
Итак, мы (Я, Лариса и дочка Катя) решились. Закупили все необходимое — надувной матрас для палатки (сама палатка имелась), насос к нему, третье раскладное кресло (два опять же были), газовый кемпинговый фонарь и практически были готовы к отдыху на природе. Кроме того, я вовремя вспомнил про аптечку. При проверке все лекарства оказались просроченными уже от 2 до 5 лет, так что в разы дешевле было купить новую аптечку, что я и сделал за смешные 158 руб. Огнетушитель, на котором был отмечен срок ИЮЛЬ 2006 — непонятно то ли срок годности, то ли дата производства, я менять не стал, решив, что и гайцы не смогут доказать, что он просрочен.
26 июня. Перегруз, пробка, фуры и многое другое.
Отъезд наметили на 6 утра. Но, прособиравшись накануне с вечера до 1 ночи, в 5 уже никто встать не смог.
Первый сюрприз, с которым пришлось столкнуться еще до отъезда — оказывается мой авто (Форд Фокус 1, 2003 г.в.) решительно отказывается вмещать все то, что мы приготовили в дорогу. Чтобы захватить все 5 сумок, упаковку с пледом и все кемпинговое снаряжение, надо было срочно покупать небольшой прицеп, на что я настроен как-то не был.
Пришлось нам благополучно вытаскивать уже упакованные заранее палатку, надувной матрас, три раскладных кресла, столик, мангал, решетку, уголь — в общем все, что понадобилось бы на природе, логично рассудив, что лучше отдых на море без палатки, чем палатка без отдыха на море.
В итоге выехали мы вместо 6–00 в 9–30 и сомнения в соблюдении графика (18 часов до Саратова, ночевка и 18 часов до Краснодара) уже закрались в мою душу.
Поехали до Чебаркуля как обычно — через Харлуши — Кулуево — Верхние Караси. Дорога чуть длиннее, но зато никаких фур, гаишников и прочих «прелестей» трассы М5. Можно хоть 150 гнать, но мы для себя решили, что 120 — максимум и с точки зрения безопасности и с точки зрения дороговизны тарифов гаишников.
Благополучно перевалив через горы в районе Аши и выехав на относительно ровную местность, посадил за руль Ларису. При пересадке и перекуре остановились в симпатичном местечке, Лариса даже пошутила «давай никуда не поедем — здесь останемся», но после того как ее тяпнул за ногу здоровенный овод (волдырь потом был диаметром сантиметров 15 и болел 2 дня) уже место нам прелестным не казалось.
Но оказывается, горы не кончились, и в районе Сима из-за ремонта моста мы попали в реальную пробку, которая начиналась на крутом спуске еще до таблички «Сим», а заканчивалась километра через три — уже после выезда из Сима. Что меня удивило — на спуске с горы стояло два знака, обозначающих «улавливающий тупик», но как я не пытался его найти, так и не смог. Если он так замаскирован, что я, стоя в пробке, не смог обнаружить заезд в него, как же водитель фуры с отказавшими тормозами, летящей с горы хрен знает на какой скорости, может в него попасть? Загадка ценою в жизнь….
Первую полноценную остановку сделали в Башкирии. Небольшая придорожная кафешка, громкая надпись «прием всех видов платежей» (терминал не работал). В целом нормально поели втроем за 680 руб. Что было забавно — рядом в платном туалете русская с виду женщина громко слушала башкирские напевы (и музыка и слова вне моего понимания). То ли башкиры уже так обрусели, что стали похожи на русских, то ли русские обашкирились, что слушают их ТРА-ЛА-ЛАЙ. И на трассе практически все время, когда мы проезжали Башкирию, моя магнитола сама переключалась с режима воспроизведения USB или CD на радио, где непременно слышался тот же ТРА-ЛА-ЛАЙ. Просто мистика. Нигде больше мы с таким не сталкивались. Пришлось просто магнитолу отключить на время.
А что касается наглых башкирских гаишников, отзывами о которых пестрит Интернет, то мы с ними столкнулись всего однажды. Ехали спокойно, ничего не нарушая, от кучки гаишников, стоящих с видеокамерой и биноклем подбегает раскосый башкирский гаец со странным вопросом «Это не вы сейчас заправлялись?». На что мы ессно говорим «нет», да и в баке меньше половины. Все, на этом у него вопросы кончились.
Благополучно пересекая юг Татарстана и север Оренбургской области, добрались до Самарской. Фуры как им и положено дымят 40–60 км по 2–3 подряд, и, учитывая знаки и сплошную, обгонять их задачка не всегда простая. Тут чуть и не вляпались. Лариса нарушила известное правило водителей «не видишь — не ходи» и пошла на обгон за другой легковушкой, не видя, что там дальше. Та юркнула меж фур впереди, оставив нас один на один с пыхтящим 20-тонным грузовиком в лоб и стеной таких же сбоку. А скорость сближения километров 200 в час. Лариса испугала меня фразой «Ой, мамочки», я понял, что она не знает, что делать дальше, заорал «стой». Кое-как притормозили и втиснулись между фурами, вынудив заднюю ударить по тормозам, а встречную сойти почти целиком на обочину. Момент был неприятный. Я уж хотел отобрать руль и не подпускать больше. Но передумал, и не зря. Дальше Лариса довольно уверенно меня подменяла, а один я устал бы как собака.
В Самару прибыли уже в сумерках, в 21–00 по местному. Пока зашли в магазин, проехали через город — время 22–00. Дальше до Саратова еще минимум 6 часов пути, стало ясно, что график полетел к чертям, в Саратове будем вместо 12 ночи в 4 утра. Поэтому решили ехать ночью, спать в машине (благо подушек, покрывал достаточно), а утром меня Лариса подменит.
Поехали до Саратова по рекомендациям друзей и всезнающего Интернета не через Тольятти, а через Чапаевск, Маркс, Энгельс. Дорога нормальная, только в Чапаевске нет указателя поворота на Саратов — крутанулся по городу, пришлось спросить дорогу у местных аборигенов. Ночная езда по поволжским степям, после 5 часов сна прошлой ночью — это требует усилий. Я конечно не кимарил совсем, но чувствовал себя не в своей тарелке — такое промежуточное положение между сном и явью — едешь на автомате.
27 июня. Ночевка, бесконечный Волгоград, хорошая дорога в Краснодар.
К 4 утра не доезжая г. Маркса уже стало совсем невмоготу. Чтобы не рисковать дальше, остановился на ближайшей остановке — Кафе-Стоянка-Гостиница. Благо их там более чем достаточно вдоль всей дороги от Самары до Волгограда. Стоянка — 50 р. и спи сколько хочешь в своей машине. Т. к. нам надо было поспать буквально пару часов до рассвета, гостиницу снимать не стали. В 6–00 уже проснулись, позавтракали за сумасшедшие деньги 76 р. и двинулись дальше уже с Ларисой за рулем. Правда у меня спать в машине не очень получается, но хоть глаза и мозг отдохнули.
В славном городе Марксе случилась вторая и последняя остановка нас гаишниками. Лариса верно заметила — «а что это знак 40 и все едут 40? неспроста…», и не стала ехать быстро. И точно — через пару километров стоит пост и всех тормозят, в том числе и нас. Приглашают к себе вежливые парни в белых рубашках. Надо сказать, что на Волге и на юге все гаишники в белых рубашках, не как у нас — в синих рубашках да с ядовито-зелеными жилетками. Поэтому издалека они опознаются хуже.
Так вот, зовут, значит, к себе в будку и важно так спрашивают: «Что ж вы многоуважаемая правила нарушаете?». Мы с Ларисой переглядываемся «Чего нарушили то?» «Ну как же — отвечает лейтенант — знак 40, а вы ехали 51». Нам аж смешно стало. Им что, делать нечего, за превышение в 11 км/час тормозить людей? В общем он повоспитывал нас еще минут 5, выяснил, что владелец машины я, зачем то посоветовал Ларисе купить мне бутылку водки (возможно потому как сам без подношения остался или может надеялся, что я ее тут же выпью и сяду за руль к его огромной радости?) и отпустил.
Дальше спокойно добрались до поворота на Волгоград (не доезжая до Энгельса). Потом, когда на протяжении километров 50 все время появлялись повороты на Саратов, уже поняли что это объездная вокруг Саратова, которая нам прибавила километражу 50–60 км, зато без городских улиц, пробок и пр.
Порадовались, что выехали пораньше — еще по холодку (если так можно назвать 25–26 градусов тепла), фур мало — спят еще. Зато часам к 9 утра повылазили эти пароходы, и началась нудная езда 50–60 км/час и короткие рывки до следующего парохода. Плюс еще дебильные знаки — перед каким-нибудь мостиком, где спокойно разъезжаются две фуры, за полкилометра стоит знак 70, потом 50, а про отмену или забудут или поставят еще через километр. В общем, одно мучение. Да еще все это по жаре 33–35, а на солнце все 40–45 градусов. Кондиционер конечно на полную, воздух только по салону и все равно через стекло греет не слабо. Еще меня везде удивляла логика расстановки знаков. Когда едешь в горку и через 500 метров уже не видно, что впереди — обгон разрешен, полоса прерывистая, как на горку въехал — все просматривается — тут же знак и сплошная полоса. В чем логика? Такое ощущение, что специально провокации строят.
Пообедав в какой-то забегаловке, добрались часам к 12 до Волгограда. Я уже сел за руль опять. Перед Волгоградом был поворот на Ростов, но мы то собирались ехать более удобной дорогой — через Сальск, а это через весь город надо было проехать. И поехали мы по славному городу Волгограду. И не взлюбил я его сразу. Улицы узкие, яма на яме, я уже потом уворачиваться перестал — все равно попадаешь в другую яму, еще и большего размера. Светофоры на всем протяжении города (километров 80) исключительно красные. Как с предыдущего светофора ни стартуй, все равно на следующем встаешь на красный. Я думал Родину-мать будет видно уже при подъезде к городу, но она показалась только в центре, когда уже полгорода проехали. Едем вокруг нее, потом на развязку и непонятно куда дальше — ни указателей, ничего — езжай сам куда знаешь. Свернул налево и попал на длиннющий мост через Волгу (куда нам не надо было), ввиду отсутствия разворота пришлось проехаться на другой берег, развернуться и вернуться к Родине-матери (стал ясен смысл воззвания «Родина-мать зовет» — от нее просто так не уедешь). Развернувшись опять и проехав на развязке без указателей уже направо, наконец, увидели нужные надписи «Ростов, Астрахань, Элиста». Дальше недостатка в них не было, даже перебор. И вдоль этой улицы почти час выбирались из города, продираясь через те же ямы и красные светофоры. Я уже проклял всё и пожалел, что не свернул до города на Ростов — уже по трассе давно бы ехали. Потом надпись «Ростов» исчезла, и уже когда я начал сомневаться туда ли едем, увидел табличку «Сальск» и «Котельниково» — это как раз то, что нужно. Напоследок Волгоград «отпустил» нас единственным за всю дорогу зеленым светофором.
Дорога на Сальск после приволжских — одно удовольствие — никаких знаков, никаких фур — дуй свои 120 (чтоб сильно не нарваться) и не тужи. Вот когда мы порадовались, что не повернули таки на Ростовскую трассу. Только жара стояла нереальная, машина нагревалась, несмотря на кондиционер. Как чувствовали себя люди в отечественных авто — не представляю. Они высовывали в окно все что могли — руки, ноги, головы, но это их вряд ли спасало.
Так без всяких проблем добрались до Котельниково (хорошее кафе на въезде с КОНДИЦИОНЕРОМ, но ужасным туалетом — впрочем, как и везде). Дальше уже сменила меня за рулем Лариса, благо, что дорога простая. Кончилась Волгоградская область, началась Ростовская — немногим лучше. Но вот когда начался Краснодарский край — дороги сразу изменились — гладкие ухоженные, все разрисованные. Обочины как за рубежом — все аккуратно и чисто — ни грязи, ни мусора. Благосостояние края или области легко можно определить по дорогам (сразу вспоминаю, как по дороге из Тюмени в Челябинск, с отличной трассы богатой Тюменской области сразу за указателем проваливаешься в ямы нищей Курганской губернии).
Хорошо, когда заранее распечатываешь маршрут с промежуточными пунктами. Иначе нам пришлось бы долго выспрашивать, как же попасть в Краснодар. На всех указателях после Тихорецка вплоть до выезда на трассу М4 «Дон» — только местные станицы. Например, подъезжаешь к развязке — там два указателя «Выселки» и «Журавская». Краевой центр Краснодар никого не волнует — тут станицы главные. Куда поворачивать — хрен знает. Хорошо в маршруте было указано, что Журавская — непосредственно перед Краснодаром. Только поэтому и не плутали. Спасибо сайту АвтоТрансИнфо — определение кратчайших расстояний — удобная штука — и маршрут и расстояния между пунктами, только время проезда надо делить на 1,5 — они его явно преувеличивают.
Единственное, что не понравилось на краснодарских трассах — это дурацкие карманы для обгона и почти постоянная сплошная. Идет дорога в 3 полосы (почему не сделать 4 — непонятно — вправо-влево бескрайние поля). Две полосы в одну сторону, одна — в другую, ессно через сплошную. Потом средняя полоса заканчивается для одной стороны и начинается для другой — метров на 500 — 1000, потом «карман» сворачивается обратно. И так почти по всей трассе. Какой простор для гайцов! К концу кармана всегда у обгоняющего есть соблазн опередить тихоходную фуру, а место уже кончается и вылетает он через сплошную. Тут его тепленьким и принимают справедливые руки бойцов ГИБДД с «холодным умом, горячим сердцем и чистыми руками» как завещал Феликс Эдмундович. «Вай, вай дорогой, зачем спешишь, покажи права — не скоро их увидишь» — дальше торг как положено и на свободу с чистой совестью и сильно опустевшим карманом. Прекрасно это зная, мы не рисковали, и обгонять, цепляя сплошную, не пытались.
И вот в 21–30 уже подъехали к Краснодару. От Челябинска до Краснодара проехали 2400 км, затратили ровно 38 часов, включая 2 часа отдыха и остановки на еду. И НИ КОПЕЙКИ ШТРАФОВ!
Остановились мы в Краснодаре в гостинице «К-19» на Кубанской набережной 146. Выбрал я ее в Интернете, т. к. находилась она рядом с теми местами, которые хотели посетить — набережная реки Кубани, пешеходный мостик в парк, памятник Екатерине II, храм там же в центре и т. д. Слегка смутило меня, что цена за номер в этой гостинице была практически на 1000 р. дешевле, чем в тех, что я знал, и которые были не в центре. Гостиницей оказался маленький двухэтажный дом с мало—мальской отделкой, в общем за 2500 р. в сутки жить можно. Как оказалось позже, вся гостиница состояла из 2-х номеров и 2-х саун с почасовой оплатой. Когда напротив нашего номера в сауне послышались восторженные мужские крики и звон бутылок, я подумал, что бессонная ночка нам обеспечена. Но администратор после первого же моего замечания их приструнил и пообещал, что после 23–00 никого больше не будет. И обещание сдержал.
28 июня. Вперед к морю. План захвата побережья.
К чему я так и не привык, в свое время, прожив в Краснодаре 9 месяцев, так это дороги старого центра города. Это финиш. Все узкие, половина — односторонние, часть заканчиваются тупиками. Да и на больших улицах надо проехать не меньше километра пока найдешь разворот. Утром, чтобы перегнать машину на 200 метров вверх по набережной, мне пришлось проехать километра 2–3 по центру, постоянно матерясь на сплошную полосу, «кирпичи» и разрешенные повороты только в одну сторону, разумеется не ту, куда надо.
Посмотрев все, что хотели, пообедав в кафе «Любо-Дорого» (система типа «Елки-палки») в гипермаркете ОКЕЙ, двинулись в сторону побережья.
Дорога через Джубгу знакомая — ездил не раз и не два. Сразу за Краснодаром попадаешь в Адыгею (они граничат по реке Кубани), потом — Горячий ключ, чуть позже начинаются горы. Езда по серпантину конечно увлекательное занятие, особенно за какой-нибудь фурой, груженной доверху, которую легко можно обогнать пешком, причем не особенно торопясь. Наверное, не одного меня такая езда раздражала, много тут лихих джигитов носится. По дороге в горах до Геленджика Лариса насчитала 18 могилок на трассе. Перед Джубгой — направо на Новороссийск и опять по горам на Михайловский перевал.
Остановиться мы собирались поначалу в Геленджике, поскольку я там раньше был и мне понравился чистый ухоженный городок с уютной набережной (лучше не в самом центре, поскольку там море людей). Гораздо лучше, чем Сочи. Но в Интернете прочли отзывы людей о поселке Кабардинка между Геленджиком и Новороссийском, решили глянуть и там место.
Подъехав к Геленджику мои спутницы увидели высокие (5–9 этажей) дома на правом краю бухты и сморщили носики — «не, не хотим цивилизацию». Ну нет, так нет, тем более, что я там был, а в Кабардинке не был. Кабардинка оказалась довольно уютным поселком с домиками разной архитектуры и красоты и такой же как в Геленджике набережной, только раз в десять меньше. Этакий Геленджик в миниатюре.
Решили остаться здесь и приступили к поискам жилья. В Кабардинке стоек агентств по размещению отдыхающих мы не обнаружили. Да и проще было самим идти, смотреть и если нравится — смотреть комнаты, поскольку таблички «Сдаются номера» здесь были практически на каждом доме. Первым делом Ларисе глянулся приличный пансионат с современными небольшими корпусами, ухоженной территорией и бассейном. Оказался пансионатом Газпрома, где простым смертным (т. е. не сотрудникам Газпрома) делать нечего. Просмотрели мы за полдня домиков шесть-семь разных. Цены вполне приемлемы — от 1400 руб. до 2500 руб. в сутки за комнату, учитывая наши непростые требования — трехместный желательно двухкомнатный номер с нормальным ремонтом, и что мы смотрели только относительно новые дома с отделкой и более-менее красивой архитектурой неподалеку от моря. Бывали внешне красивые дома — с ремонтом, живописными балконами, арками и пр. Но внутри — простейшая тесная комната с 2 или 3 кроватями и тумбочкой — как в пионерлагере моей юности. В конце концов, когда уже устали от просмотров, нашли симпатичный дом в 5–7 минутах ходьбы от моря. Две комнаты, душ, кондиционер, телевизор и пр. Главное — весь верхний этаж наш — никто мимо не ходит — плюс собственный балкон с диванчиком и столиком. Все это удовольствие за 1900 руб. в сутки.
2
Как только определились с жильем, сразу первым пунктом стало море. В первый же вечер прогулялись на набережную. В Кабардинке по сути вся курортная инфраструктура сосредоточена на двух улицах — пешеходная аллея, ведущая к морю и собственно сама набережная.
2
Вот на этих улицах и сосредоточено процентов 80 кафе и ресторанов, развлечений, и соответственно больше всего людей. После 9 вечера как обычно начинается соревнование кто кого перекричит — в каждом кафе и ресторане живая музыка и где тише, где громче, где похоже, а где откровенно фальшивя и перевирая слова, доморощенные певцы и певички горланят популярные песни разных лет и жанров. Чаще ненавистный шансон, реже — что-то более приемлемое типа Митяева, Машины Времени или зарубежную попсу. Так что, найти там тихое место можно только отойдя от центральной набережной метров на 500. Т. е. посидеть в кафе в тишине или под совсем негромкую музыку — это утопия.
Ввиду пасмурной погоды купаться что-то не хотелось. Посидели в громком ресторанчике (пришли еще музыки не было, а потом уже поздно было дергаться). Отдали 2600 р. за троих за среднего качества ужин. Мне например салат, где в составе был заявлен тунец, принесли с консервированной скумбрией, полагая, что эти приезжие лохи тунца в глаза не видели, просто понтуются. По просьбе Ларисы я не стал чинить разборок, хотя очень хотелось. И этот салат они бы нам бесплатно отдали. Ну да ладно, съел скумбрию. Чаевых конечно не копейки не оставил.
В общем ожидаемая атмосфера отечественного курорта с ожидаемым качеством сервиса и недетскими ценами. Накидали себе примерный план — когда куда съездить.
Т. к. приехали мы на машине, то могли свободно передвигаться по побережью. А посетить мы решили — Геледжик с походом в аквапарк «Золотая бухта» и вылазкой на канатную дорогу, Таманский полуостров — лиманы, Долина лотосов, музей Лермонтова, Джанхот (слышали, что там красивый берег и лес), поселки Абрау и Дюрсо с посещением соответственно завода Абрау-Дюрсо, и съездить на экскурсии на плато Лаго-Наки в Адыгею и на катере — к скале «Парус». Естественно перемежая все это просто бездельем, загоранием, купанием, поеданием фруктов и прочими приятностями пребывания на море. Плюс хотелось таки посмотреть самые главные матчи чемпионата мира по футболу — мне повезло — девчонки мои оказались еще и болельщицы.
Предвкушая все это и самое приятное ощущение — «Весь отдых еще впереди!», легли спать.
29 июня. Дождь. Сидим дома. Знакомство с Кабардинкой.
Надо заметить, что погода испортилась еще в Краснодаре. Уже утром и весь день 28-го солнца не было — облака почти без просвета, а местами и дождь капал. А вот уже проснувшись 29-го в Кабардинке от шума дождя, да нет — ливня, мы поняли, что первые дни отдыха что-то не задались. Куда пойти в маленьком приморском городишке, когда там идет дождь? Правильно — некуда. Тем более, что зонтики, коих у нас дома великое множество, мы не захватили с собой. Вот мы и сидели дома. Максимум, что удалось сделать за этот день в перерывах между сильным и не очень сильным дождем — частично познакомиться с местной инфраструктурой, сходить на море и записаться на весь следующий день на экскурсию в горы, на плато Лаго-Наки в Адыгею, с посещением карстовых пещер, горных водопадов и ущелий.
30 июня. Лаго-Наки, пещеры, Хаджохская теснина.
Встали рано — в 6–20 надо было уже быть в автобусе. Дождь как шел, так и идет. Ввиду отсутствия зонтов даже пришлось до автобуса проскочить на машине. Потом собрали, конечно, народ с разных санаториев Геленджика, потратив на это целый час, и двинулись обратно через Джубгу в сторону Краснодара, свернув потом на Майкоп. Дождь постепенно утихал-утихал и кончился. Наконец после 4 часов пути приехали в красивые высокие горы. Плато Лаго-Наки находится с обратной стороны Кавказского хребта, который тянется вдоль моря. И если попадет вожжа под хвост и есть силы чтоб не упасть на полпути, с Лаго-Наки можно, потратив 3–4 дня, перевалить через хребет и окажешься на побережье в районе Дагомыса. Ессно, нам рассказали замшелую историю про храброго юношу Лаго и красавицу Наки, которые из-за вредности родителей спрыгнули в пропасть. Короче та самая хрень, которую поют всем туристам на экскурсии.
Автобус нас довез до середины горы, дальше пересели в древние, но юркие уазики и вверх по грунтовым дорогам. Так забрались практически на вершину. Горы не самые высокие, снежные шапки, которые еще остались, были на другой горе — чуть выше. Но вид все равно потрясающий. Словами и фотографиями этого не передашь, как ни старайся. Пытались, конечно, сделать фото. Нет той глубины картины, бесконечности голубизны неба, тысячи оттенков зеленой растительности — от яркого изумрудного до темного, почти черного. Причем не только наша «мыльница» не может передать эту картину, но и на профессиональных фото (конечно качество с нашим не сравнить), глубина и многообразие картины не передается.
3
После этого пообедали в небольшом кафе в горах. Мясо на мангале, как и обещал парень, продавший экскурсию, было очень вкусным. Потом полезли в пещеры. Первая — вертикальная, вторая — горизонтальная. Вертикальная понравилась больше. Ларисе, которая была в карстовых пещерах впервые, очень понравилось все — и сталактиты, растущие вниз и сталагмиты, растущие вверх, и они же, сросшиеся вместе, и воздух влажностью 100% и насыщенный озоном. Дышалось там и впрямь на удивление легко. Горизонтальная была слабой пародией — все то же, но мельче.
Кроме этого была Хаджохская теснина. Интересная шутка природы — река Белая зажата в узкое глубокое ущелье, а сверху проложены туристические тропки и смотровые площадки. Словами описать это непросто, одним словом — красиво, величественно и постоянно поражаешься фантазии природы.
3
Приехали в Кабардинку уже в 1 ночи. Далеко, долго, но ни на минуту не пожалели.
01 июля. Отдыхаем в Кабардинке. Пляж. Волейбол. Море.
Проснулись поздно — все же Лаго-Наки умаяло нас слегка. Практически 1 июля был первым полноценным солнечным днем на море. Чем мы и воспользовались. Но не бездумно лежа на солнце с утра до вечера. Таких людей мы видели — коричневая кожа перемежалась у них с ярко-розовой кукольной молодой кожей. Причем, у некоторых это было и спереди и сзади, что было совсем непонятно. Я могу понять — уснул пьяный и обуглился, но перевернуться и обуглиться с другой стороны — это уже слишком. Так что мы к солнцу подходили осторожно, о чем не пожалели.
Катя дорвалась до волейбола раньше, чем до моря. И первые дни пропадала на волейбольной площадке. В общем, простой банальный отдых на море — поели, покупались, почитали, покупались, поели, спать. Сладкое безделье. Хотя дольше, чем 1–2 дня в таком режиме мы существовать не собирались. На следующий день запланировали поездку в Геленджик — аквапарк, канатная дорога и прочее.
Чем удобна Кабардинка — недалеко и до Геленджика (7 км) и до Новороссийска (15 км). В Геленджике мы планировали сначала забраться на гору по канатной дороге, но утро опять выдалось облачным, при подъезде к городу было видно, как тучи сидят на вершинах гор, обосновавшись там как у себя дома. Стало понятно, что если и заберемся, всё, что увидим, будет плотный туман. Поэтому — сначала аквапарк «Золотая бухта». Как хвастается реклама — самый большой в России. Может и так, я не проверял все аквапарки в России, но этот — большой, относительно новый, вполне отвечает меркам крупных европейских или турецких аквапарков.
Билеты там продаются хитро-либо с 9 до 19 за 1200, либо с 12 до 19 за 1000, либо с 15 до 19 за 750. Т. е. если ты хочешь часика 3 покупаться с утра — обломайся. До 15 ждать не хотелось, поэтому взяли за 1000 р. с 12 до 19. И, к своему удивлению, практически все это время провели там. Лариса 90% времени пролежала с книжкой у бассейна, мы с Катей до одури, до боли в мягком месте, до ссадин на спине накатались на всех более-менее значимых горках, включая конечно «камикадзе». Так что аквапарк нам понравился.
А вот канатная дорога «Олимп» нас разочаровала. Чего только не было обещано при входе! Крокодиловая ферма и боулинг — внизу, парк аттракционов, океанариум, катание на квадроциклах по горам — наверху и т. д. и т. п. На деле кроме канатной дороги, исправно выполнившей свои обязанности и поднявшей нас наверх, остальное, мягко говоря, было ОЧЕНЬ преувеличено. Крокодиловую ферму, как ни пытались, мы не обнаружили, наверху стояли старые сооружения времен почившего СССР — «Сюрприз», «Ромашка», «Колесо обозрения». «Океанариум в этом году съехал» — сказала нам продавщица сувенирной лавки, — «и я съеду» — обиженно добавила она. Были еще 3–4 до предела забрызганных грязью квадроцикла. Сесть в них желающих не находилось. Да и вообще людей было кроме нас буквально 5–6 человек, уныло бродящих среди всего этого великолепия. Единственное, ради чего стоит туда подниматься — это вид на Геленджикскую бухту с высоты 600 м. над уровнем моря.
3
Вечер провели в Геленджике, прогулялись по шумной набережной. Чисто, красиво, много кафе и ресторанов разного уровня, но и людей выше крыши. Что интересно — почти нет откровенно пьяных людей, а уж гопоты, которая вечно ошивается в наших дворах и на улицах, не видел ни разу. Челябинские алкаши, судя по всему, просто доехать не могут, а местных нейтрализуют менты, патрули которых не реже раз в полчаса проезжают по набережной. В общем, в плане безопасности практически везде, где мы были, проблем не было.
Но вот комары также как и у нас отравляют жизнь вечером. Может быть тут их поменьше, но кусаются также, гады. Не помню комаров на курортах за рубежом — может там их в зачатке гасят какой-нибудь специальной гадостью, или ставят какие-нибудь уловители, но их там нет.
03 июля. Джанхот. Возвращение в Геленджик. Футбол.
По рекомендации одного из друзей, решил съездить в поселок Джанхот. Говорили, что виды там красивые, бухта живописная и реликтовый сосновый лес. Благо все это в часовой доступности на машине. Часик кружения по серпантину — и мы в Джанхоте. И честно говоря, не понравилось нам. Бухта узкая между двумя горами, дорога одна (остальные перекрыты шлагбаумами разных баз со звучными названиями «Море сосен» и т. д.). И парковки не хватает даже на половину машин — машины начинают парковать вдоль дороги еще за километр до моря. Сосны и впрямь красивые — совершенно не похожи на наши рыжие голые мачты с шапкой наверху. Эти коричневые, ветки начинаются низко, пушистые, в общем красивее. Называются «Пицундские» как нам сказали. Но в бухте какие-то ржавые остатки волнореза и железный причал. Есть несколько кафе и база отдыха с номерами, выходящими прямо на пляж — можно лежать в номере, выйти — один шаг и в море. Но на пляже совсем нет тени и лежаков — такой полудикий пляж. Короче оставаться там мы не стали, вернулись в Геленджик и там уже в более цивильных условиях (тенек, кому — мороженое, кому — пиво) полежали на пляже и покупались на песчаном берегу. На этом побережье только в Геленджике есть песчаный пляж, в остальных местах — галька.
Так и провели этот день, да вечером еще чемпионат мира по футболу смотрели — Кате посоветовали болеть за Аргентину — вот мы и наблюдали их разгром от немцев в четвертьфинале.
04 июля. Старый парк в Кабардинке. Поездка в Абрау-Дюрсо.
В Кабардинке была своя достопримечательность, куда даже привозили экскурсии, под названием «Старый парк». Есть там такой архитектор и скульптор по фамилии Александров. Вот он и решил все свои фантазии воплотить в парке. Ну может не все фантазии, а наиболее приличные J. Сходили мы в этот парк, заплатили за вход (на продолжение фантазий архитектору Александрову) по 200 руб. В целом ощущение можно описать словами «Вот умеют люди деньги на всем делать». Несколько домиков, фонтанов, сотворенных с использованием разных стилей — японский, индийский, готика.
1
Все новенькое (что на «Старый парк» никак не походило), аккуратное («миленькое» как выражается Катя), и …только. Особенно повеселила пародия на египетскую пирамиду, почему-то облицованная керамической плиткой J.
А во второй половине дня поехали в Абрау-Дюрсо — самый известный завод шампанских вин и очаровательные местечки Абрау и Дюрсо.
2
Шикарный горный серпантин приводит в симпатичную долину с озером, окруженную горами. Это озеро и поселок Абрау. Здесь же стоит завод шампанских вин, основанный еще в царской России под руководством князя Голицына в 1870 году — это мы узнали из фильма, который крутят перед экскурсией. Походили по заводу, спустились в погреба, где вылеживаются миллионы бутылок, которые потом (каждую!) переворачивают на 7 минут по часовой стрелке, чтобы сбросить осадок в горлышко, потом замораживают горло с осадком и удаляют осадок вместе с временной пробкой. Это — как положено по французской технологии Шампануаз. А рядовую шипучку делают гораздо быстрее — за месяц в огромных резервуарах под давлением. Потом — дегустация в специальном зале. Дали попробовать 6 видов разного шампанского — от выдержанного благородного брюта до пошлого скороспелого полусладкого. В конце пути — магазинчик по всем правилам маркетинга — тут тебе и бутылки с шампанским, которое только что дегустировал, тут и бокалы, брелки, магниты, банданы, сумки и прочее с символикой Абрау-Дюрсо. Все, что нужно туристам на отдыхе. Очень грамотно подобран ассортимент в магазинчике. Ну, мы, конечно, втарились как примерные туристы несколькими бутылками шампанского, которое, если бы не экскурсия ни в жисть бы не купили, пообедали в ресторанчике на берегу озера — кстати, с очень приличным обслуживанием. Лариса даже растрогалась и дала мальчику официанту 200 р. на чай. Надо отдельно сказать, что есть там свой добрый волшебник — Борис Титов, который совместно с Администрацией Краснодарского края восстановили завод, влупили туда немерено денег, дали работу жителям поселков, которым больше и работать то было негде. Возле завода территория облагорожена — все чистенько, кругом розы на газонах, фонтаны. Да и поселку, как я понял, помощь от него постоянная — школа, больница и т. д. Жители, они же работники завода, на него молятся в прямом и переносном смысле. В принципе есть, за что человека уважать.
Оттуда съездили еще в поселок Дюрсо — рядом на море. Дорога туда такая же живописная, но гораздо более узкая. На крутых поворотах пришлось пару раз уходить на обочину, т. к. две машины проходили впритирку. А нам притирка была не нужна. В Дюрсо обнаружили организованный автокемпинг, узкую красивую бухту как в Джанхоте, но без волнорезов и причалов, портящих вид. Пляж конечно галечный, но вполне окультуренный с тентами, лежаками и прочим. В общем и целом нам вся поездка понравилась, рекомендуем всем.
05 июля. Отдых в Кабардинке. Кастальская купель. Морская прогулка.
Несколько раз, въезжая в Кабардинку видели рекламный щит «Кастальская купель. Форелевое хозяйство. Рыбалка». Решили разузнать, что это такое. Нашли довольно быстро — есть указатель на дороге, ведущей к выезду в сторону Новороссийска.
2
Ожидания наши вполне оправдались — уютное место, мини-пруд с форелями и осетрами, беседки со столиками под сенью деревьев. Можно было попробовать порыбачить — тогда цена выловленной рыбки, например форели 1300 р. за килограмм, ее тебе тут же приготовят. Если просто заказать, чтоб сами выловили и сделали — 1600 р. за кило. Стандартная рыбка — 250–300 грамм. Учитывая, что выловленную рыбу взвешивают с внутренностями, а готовую — без, выходит примерно та же цена. Да еще официант предупредил, что клюет плохо в жару. Поэтому просто поели свежей форели, пожаренной на углях. А рыба, как известно, тем вкуснее, чем быстрее попадает на огонь. Так что было очень вкусно.
Вечером поехали на теплоходе на морскую прогулку к скале Парус (как мы думали). Как позже выяснилось, к скале Парус теплоходы ходят только из Геленджика два раза в день. При продаже билетов тетка за стойкой или не поняла нас, что мы хотим именно к скале съездить, или сделала вид, что не поняла и продала билеты на простую 1,5-часовую прогулку в море с купанием. Мы об этом догадались уже когда теплоход ушел в море, постоял на месте (команда в это время рыбачила — таскала мелочь на пустые крючки, часть туристов — купалась в море), и пошел назад. Ну прокатились, все равно на корабле приятней плавать, чем на берегу лежать.
5
Со стороны моря берег очень интересно смотрелся — как срезанный ножом пирог. Мы долго гадали — что это — шутка природы или человеческой деятельности.
06 июля. Таманский полуостров. Анапа. Долина лотосов. Вулкан Тиздар. Золотой пляж. Азовское море.
На этот день у нас была запланирована поездка в Тамань. Встали рано и через Новороссийск отправились в первый пункт — Анапу. Там мы собирались посмотреть морской аквариум — единственный в своем роде на побережье. Анапа — странный город. Весь параллельно-перпендикулярный, куча односторонних улиц. Практически единственная улица, которая шла через весь город в нужную нам сторону была забита транспортом по самое не хочу (скорее всего, именно потому, что другой альтернативы нет). Бросив машину у первого шлагбаума, добрались пешком до побережья. В Анапе конечно преимущество — песчаный берег, не надо ходить нараскоряку по гальке, ойкая каждый раз, когда наступаешь на какую-нибудь особо неудобно лежащую гальку. Но с другой стороны — море не такое чистое, песок делает его более мутным, гор нет, ландшафт скучный. И почему-то в отсутствие гор как-то более жарко становится. Особенно мы это заметили в Тамани.
В 9–00 утра во вторник в Анапе делать еще нечего. В этом мы убедились быстро. 90% кафе были закрыты. В тех, что работали, кофе был хреновым, обслуживание еще хуже. Я пошел до ветру и попросил официантку принять заказ у Ларисы с Катей, которые остались за столиком. Лариса подумала, что я заказ уже сделал, и когда та к ней подошла, сказала, что кофе уже заказали, больше ничего не надо. В итоге, когда я пришел, пришлось делать заказ бармену самому. Официантка же бармену громко заявила «Я им кофе не понесу», похоже шибко обидевшись за прошлый отказ. В том числе из-за таких моментов я больше люблю заграничные курорты.
Морской аквариум — это небольшое, около 200 кв. метров помещение с круглыми и квадратными емкостями, в которых обитают разные гады морские и сухопутные. Девушка-экскурсовод подробно рассказала нам о них. Особенно повеселила черепаха, которая подползала к варану, который был крупнее ее раз в 10, и кусала его то за ногу, то за хвост. Варан лениво отодвигался в другой конец загона, даже не пытаясь огрызнуться. Черепаха настойчиво ползла опять, явно намереваясь откусить у него что-нибудь вкусное. Пока мы не сказали смотрителям сего аквариума, пока они не дали ей еды, она не успокоилась.
Следующим пунктом нашей «таманской» программы была Долина Лотосов в Ахтанизовском лимане. За поселком Стрелка, где вокруг расположены арбузные бахчи, протекает искусственный канал под названием Казачий Ерик. Вот там и располагаются предприимчивые люди, организовавшие доставку туристов в Долину Лотосов на моторных катерах. Даже трудно сказать, что больше понравилось — сама долина или дорога к ней по каналу среди склонившихся к воде деревьев на скоростном моторном катере. Пока ехали с ветерком, жара не чувствовалась, но как прибыли в долину, забурились в лотосы и встали, жара навалилась по полной. Катер накалился так, хоть яичницу на нем жарь, а парню — водителю все нипочем — ходит по нему босиком, сидит да рассказывает, как рыли Казачий Ерик, да как лотосы тихой сапой занимают лиман, вытесняя всех остальных — рыбу, растения и пр.
3
Вообще парень был молодец — просто водила, не экскурсовод, но очень был вежливый и доброжелательный — старался все рассказать, что сам знал. Я даже дал ему сотню сверху, когда он нас доставил обратно. Он явно не ожидал и был приятно удивлен.
Дальше наш путь лежал на лечебные вулканические грязи Тамани. Жара стояла немилосердная, даже кондиционер в машине спасал слабо — через стекло нагревало руки ноги очень даже ощутимо. По дороге мы наткнулись на многочисленные рекламные щиты с описанием кучи достопримечательностей станицы Голубицкой — и там тебе аквапарк, и крокодиловая ферма, и дельфинарий, и луна-парк. А еще мы читали про озеро с лечебной грязью на дне все там же в центре вселенной — станице Голубицкой. Так что конечно мы не могли проехать мимо такого знаменитого места. А вот как раз найти все это оказалось делом непростым. Свернув по указателю «Центр», да еще увидев табличку «Банкомат» (что вообще было неслыханно), мы были уверены, что едем к центру цивилизации. Но это был тупик перед какой-то ведомственной базой, а банкомат оказался там за забором, за злобной табличкой «вход строго по пропускам!». Такие маркетинговые ходы банка нас повергли в шок. С горем пополам нашли мы таки центральный пляж этого мегаполиса. Крокодиловая ферма представляла собой десяток отгороженных загонов с эмалированными мелкими ваннами, в которых под палящим солнцем плавали несчастные зеленые животные, без сожаления на которых смотреть было нельзя. Еще мы покормили мясом голодных агрессивных черепах. Они, как только увидели, что Катя берет удочку, сразу поплыли в ее сторону, вытягивая морщинистые шеи. Кусочки мяса они рвали с удочки и друг у друга как заправские акулы, создавая кучу-малу.
Луна-парк являл собой жалкое зрелище раздолбанных паровозиков и каруселей, кататься на которых не обнаруживалось ни одного желающего. Аквапарк и дельфинарий даже искать не стали, прекрасно видя масштаб луна-парка и крокодиловой фермы. Короче такая беспросветная деревня да еще в такую ужасную жару, нас станица Голубицкая не впечатлила.
Окунуться в прохладную грязь — вот чего нам хотелось в эту обжигающую погоду. Добрались мы, наконец, до вулкана Тиздар, в поселке с многообещающим названием «За Родину». Отдав почти 1000 р. мы испытали еще одно сильнейшее разочарование. Во-первых, на территории уже стояло около 6–7 огромных автобусов, а новые подъезжали с завидной регулярностью, так что через 20 минут их стало больше дюжины. Был там и пляж и мангальные зоны, но нас то интересовал вулкан с грязью. Если кто-то думает, что вулкан — это некая возвышенность, он ошибается. Например, вулкан Тиздар — это яма в степи, наполненная грязью, в которой барахтаются 100 человек, толкая друг друга локтями, а их счастливые друзья самозабвенно щелкают это жуткую картину своими мыльницами. Еще я узнал, что «баня — через дорогу раздевалка» — это не прикол, это вулкан Тиздар. Сначала надо было раздеться до купальных плавок, потом прошагать по щебенке метров 50–60, окунуться в грязь, и обратно, держа двумя чистыми пальцами фотоаппарат, и оставляя грязные следы, идти метров 100 к морю смывать с себя все это великолепие. Причем везде (вспомним 12 автобусов) — жуткие толпы и очереди. Кроме вулкана был еще импровизированный зверинец со страусами, павлином и еще какими-то жутко пахучими животными. В общем, плюнули мы на всю эту вакханалию и поехали к выходу. У меня даже получилось забрать обратно деньги, ссылаясь на то, что за 20 минут (время было видно по чеку) мы не могли искупаться в грязи.
Время было уже далеко за полдень, хотелось есть. «Щас бы поесть, — мечтала Лариса — хочу украинского борща, пельменей, соленого сала с чесноком да все это с рюмкой ледяной водочки!» Я только молча сглатывал слюну. И вот, проезжая между поселком Пересыпь и станицей Голубицкая мы заехали в абсолютно приличное местечко под названием «Золотой пляж». Въезд 150 руб., но внутри неплохое кафе, территория еще строится-отделывается, но уже выглядит ничего. Первым делом мы конечно в кафе. Открываем меню — силы небесные! — украинский борщ, сало с чесноком, домашние пельмени, водка — все, о чем мечтали в машине! Это было реальное чудо. Правда, сала в наличии не оказалось, но все остальное было очень недурно.
Кроме волшебного кафе, исполняющего желания, на территории оказались два бассейна с теми же грязями с вулкана, но раздевалки, душ и море даже не в двух, а в одном шаге.
Есть даже такое извращение, как винные спа — большие 800 литровые бочки с красным Каберне, в которых можно посидеть отмокнуть. И народу раз в сто меньше чем на вулкане. Короче мы и в грязи посидели — поплавали, а Лариса с Катей и в вине отмокали. Кстати, там еще и наливают по бокальчику (не из этих же бочек J).
Азовское море, хоть и с песчаным берегом мне не понравилось. Какое-то мутно-желтое, пахнущее какой-то травой, и в силу того, что мелкое — очень теплое. Вода градусов 26–27. Даже не охлаждает нисколько. Для детей, наверное, это идеальный вариант, а мне больше на горном побережье нравится плавать.
Ну, а в целом, несмотря на все досадные мелочи, нам путешествие понравилось.
07 июля. Неуловимая скала Парус. Снова Джанхот. Барабулька. Футбол.
После неудавшейся поездки к скале Парус, оказавшейся банальным купанием в открытом море, мы хотели все же съездить на прогулку подольше — почему бы не туда? На причале в Кабардинке висела реклама, что теплоходы к скале отправляются в 15–30 из Геленджика. И вот добросовестно поспав и побездельничав до пол-третьего, мы поехали в Геленджик. Т. к. где находится причал, я знал не четко, а прямо к набережной подъехать невозможно, оказалось, что мы вышли на набережную метров за пятьсот-семьсот до причала. А время уже было 15–15. И быстрым шагом, чуть не бегом мы в 15–25 примчались на причал, где и узнали, что наш теплоход уже 25 минут в пути, т. к. видите ли в Кабардинке висит старое расписание. И больше к скале Парус теплоходов в этот день не было.
Что делать? Взяли билеты на пароходик до бухты Джанхот — 1 час туда, 2 часа там покупаться — позагорать, 1 час обратно. И в этот раз Джанхот нам понравился больше — поели в кафе, разлеглись на травке в тени, поплавали в чистом море. За это время наш теплоход, оказывается, сплавал таки к неуловимой скале Парус — ну просто нам была не судьба!
Вернулись в Геленджик. Лариса, наслушавшись в морском аквариуме в Анапе про вкусную черноморскую рыбу Барабульку, повела нас в ресторанчик на набережной, чтоб отведать сие чудо природы. Лариса заказала порцию грамм 200, я столько же. Когда официантка предложила принести в одной тарелке, дескать, так удобнее, я уже заподозрил что-то недоброе, но согласился. Когда она принесла каждому чашечку для мытья рук с плавающим лимоном, стало совсем подозрительно. А когда принесли гору мелкой жареной рыбешки размером немного больше шпрот, стало все понятно. Вот чего я не люблю — так это копаться в мелкой рыбешке с костями. Но хоть ее и было хлопотно потрошить, барабулька была вкусной — не обманули.
Вернулись домой — отключенный еще днем из-за аварии свет так и не включили. А в 22–30 полуфинал — Германия — Испания. Несмотря на то, что завтра выезжать домой хотели рано, Катя мечтала посмотреть, как побьют обидчиков Аргентины. Поехали в открытое кафе с большим натяжным экраном и проектором, поболели за испанцев, которые не подвели.
Так, в общем, и закончился наш отдых на море.
1
08 июля. Кафе «Яблонька» в Архипо-Осиповке. Дороги Краснодарского края. Коварные Зимовники. Волгоград.
Выехали во сколько и планировали — часов в 7. Опять горы, перевалы. Т. к. уехали не позавтракав, через час уже захотелось есть. Остановились в неприметной на первый взгляд придорожной кафешке. Оказалось, что это практически ресторан, с приличной территорией, отделанный декоративным камнем, да с водопадами в глубине, да со столиками над бегущей водой.
За таким столиком мы и сели. Меню было соответствующим — т.е дорогим. Например, яичница стоила 200 руб. Но я такой вкусной яичницы нигде не ел. Вроде обычный состав: помидоры (хотя краснодарские помидоры — это вообще отдельный разговор), болгарский перец, ветчина, зелень и яйца конечно. Но пальчики оближешь, как приготовлено на шипящей сковородочке. Умеют, заразы! В общем, если будете ехать в Геленджик через Джубгу, прямо за Архипо-Осиповкой находится это ресторанчик. Вывески везде «Водопады», а на самом деле называется «Яблонька», хотя этого названия нигде не видно. Очень рекомендую. Можно вкусно поесть в красивом месте.
Далее — путешествие по знакомым дорогам Краснодарского края. И опять мы поразились как чисто у них на обочинах. Но секрет был как всегда прост — пока ехали до Краснодара — раз 5–6 встречали парней в специальной яркой униформе с мешками, в которые они все и собирали. И не столько в населенных пунктах, сколько просто вдоль трассы. И приличному человеку (гоблинов, которые гадят везде и всегда, я за людей не считаю) на абсолютно чистую (постриженную газонокосилкой!) обочину трассы мусорить гораздо труднее, чем на уже загаженную. Поэтому и убирать надо не так много, как если бы сейчас начать разгребать, например, уральские авгиевы конюшни на трассах. Все-таки молодец у них губернатор, что скажешь.
Всем хороша дорога Краснодар — Волгоград через Тихорецк и Сальск, но есть там небольшая деревушка под названием «Зимовники» — это издевательство для законопослушных водителей. Вся дорога вдоль этой деревушки просто усыпана, по-другому не скажешь, знаками 40. Только перекресток проехал — тут же новый сороковник стоит. И так до самого конца, где уже и домики то кончились. Может они все там потомственные дорожники и им зарплату в деревне платят знаками 40, не знаю, но такого глумления нигде больше не встречал.
Вечером пересекли опять Волгоград, который на этот раз был к нам более благосклонен, и зажигал красные светофоры не на каждом перекрестке, а через один, а то и несколько светофоров зелеными оставлял для нас. Даже не ожидали от него.
Так закончился предпоследний и начался последний, самый экстремальный день нашего путешествия.
09 июля. Ночная авария. Утренняя авария. Дороги между Энгельсом и Пугачевым. Взятка гайцам. Бесконечная езда до Уфы по М5. Домой кратчайшей дорогой.
Если дорога на юг не принесла нам никаких приключений — аварий, штрафов и прочего, то обратная дорога собрала почти все, что можно.
Экстрим начался ночью. По дороге между Камышиным и Саратовым, спускаясь с горки на скорости около 110 км/час, решил я обогнать сходу маленькую колонну, дышащую в затылок фуре-тихоходу. Благо, сплошная как раз заканчивалась. Но не тут то было. Как в анекдоте «Я двадцать лет за рулем, у меня хрен проскочишь». Только поравнялся я с фурой с прицепом «Магнит», идущей в колонне, как она включает левый поворот и начинает меня вытеснять на обочину. Был еще момент, когда мелькнула мысль — нажать посильнее и проскочить вперед него, но я эту рисковую мысль отбросил и ударил по тормозам. И правильно. Он, скорее всего, меня просто не увидел и продолжал обгонять. Если бы я рванул вперед — он бы просто растер бы нас об ограждение. А так — хлобыснуло сломанное правое зеркало, разбудив Ларису с Катей, и фура ушла вперед. Первой мыслью было — догнать, остановить, потребовать денег за зеркало. Только опять же как докажешь — у него и следов то не осталось от этого тычка. Да и пытаться вызывать ментов — дело не на один час, а развлечение на всю ночь. Как выяснилось позже, гульнул я на 3 с небольшим тысячи, что, в общем, не критично.
Поплутав чуть-чуть по ночному Саратову и Энгельсу, вышли на трассу на Самару. Рассвело, уже захотелось спать. Лариса меня сменила за рулем и поехала по худшим за весь путь дорогам между Энгельсом и Пугачевым. Дороги и впрямь отвратительные. В лучшем случае заплаты и ямы чередовались, чаще чередовались ямы большие и очень большие. Да, еще Лариса умудрилась сбить бродячую собаку, которая буквально бросилась ей под колеса. От удара теперь уже проснулся я. Лариса по инерции еще проехала метров десять. Собака-самоубийца, суицид которой не удался, поднялась и ушла. Машина практически не пострадала, только потом, километров через 200 я обнаружил, что вылетела пластиковая заглушка на переднем бампере справа.
Больше спать мне не хотелось, через пару часов сел я обратно за руль поехал в объезд Самары за сто верст киселя хлебать. И вправду, проще было через город проехать, поскольку как раз на объездной дороге был у гаишников звездный час.
Перед длинной горкой стоит знак «ремонт дороги» и попутно еще два — 50 км и конечно «Обгон запрещен». И впрямь, дорожники что-то пыхтят, делают, по очереди пропуская встречные потоки машин по одной свободной полосе. Проехал я это место, дальше — свободная недавно закатанная дорога еще без разметки. И в длинную горку пыхтит фура, а навстречу — никого. Белый «Лексус RX-350» впереди смело пошел на обгон фуры, я за ним, забыв, что отмены то знаков не было. И как всегда поздно заметил на самом верху горки синюю ментовскую рубашку. Довольный гаец с видеокамерой в руке (сразу акценты правильно расставляет, зараза), тормозит и «Лексус» и меня рядом с парой таких же бедолаг, попавшихся в его паутину. Хозяин «Лексуса», не долго думая, поспешно выскакивает, запихивая что-то по пути в карман. Не прошло и пяти минут, как он уехал. Наверное, номинал предложенной бумажки устроил наших неподкупных стражей дорог. А я не тороплюсь. Познакомился с лейтенантом, узнал, что я нарушил. Еще в машине, когда нас остановили, я уже зная, чем дело кончится, предусмотрительно убрал крупные деньги из кошелька, оставил 1000 р. с небольшим, чтобы не дразнить «честных» наших блюстителей закона. Поговорили о том, о сем. «Откуда едем? Не понимаю, зачем так далеко. Лучше по горящей путевке в Египет» и т. д. и т. п. Ну ладно, думаю, мы тут с тобой долго можем лясы точить, ближе к делу.
— Так за что ж лишение то прав, товарищ лейтенант? Я ж аварийной ситуации не создал, дорога пустая была
— Ну так не я ж придумал закон
— Может, как-то без лишения можно обойтись?
— А вы кем работаете то?
«Ага, думаю, вот и до дела дошло, щас только скажи „директор“ — меньше чем за пятерик не отпустят»
— Торговым представителем
— Ну да, торговому представителю без машины никуда…Да и не богатые люди торговые представители….
— Да уж конечно, — вид у меня был наверное разнесчастный
— Ну сам то что скажешь?
— Да мы ж с юга почти пустые, — сказал я пытаясь открыть кошелек.
— Чччччч — прошелестел лейтенант, примиряющее подняв руку — не надо здесь.
— Ну полторы где-то наскребу.
— Ну это не разговор — начался стандартный торг — ну надо уж хотя бы…. — недоговорил лейтенант, показывая раскрытую пятерню.
— Все на юге потратил — глядя в честные лейтенантские глаза, признался я, — мож у жены еще что осталось.
— Узнай конечно, только жена пусть в машине останется, с ней не надо приходить.
Взял у Ларисы еще штуку. Благородный лейтенант не взял все 2 150 руб., вытащенные скомканными бумажками из кармана (ну видите — последнее!). Взял ровно две тыщи, честно предупредил о ближайшем посте и вернул права.
И в который раз я подумал, что пока будут у нас такие стражи порядка, будут у нас обгоны по встречке на скорости 150–160 км в час и будут убиваться на дорогах и убивать других ребята на «Лексусах», решающие все проблемы за 5 минут хрустящей бумажкой.
А что же ты сам, борец за справедливость, смиренно не получил причитающееся лишение, а сунул взятку? — спросите вы. Да, сунул, поскольку знаю, что ему мои права не нужны, и готов он брать, нацелен на деньги. И конечно мне удобнее с двумя тыщами расстаться, чем с правами на полгода. Но где-нибудь в Европе мне даже мысль такая в голову бы не пришла, поскольку там рискуешь получить по полной за малейший намек — мало не покажется. Азия мы все-таки, дремучая Азия…
Потом, выехав, наконец на М5, мы бесконечно долго добирались до Уфы. Количество фур на этой трассе не поддается описанию. Целые поезда-товарняки, которые фиг обгонишь, не нарушая правил. Вечное несовпадение сплошной линии и встречных машин. Если нет одного — обязательно есть другое и наоборот. Лариса было села за руль, но потом честно призналась, что обгонять эти автопоезда не готова, а максимум что может — ехать за ними, пока не будет совершенно чистого горизонта для обгона. Понимая, что этого там не будет никогда, я сел за руль и под Ларисино «ой мамочки!» начал потихоньку протискиваться вперед, прячась от встречных в колонну, но особо не рискуя.
Добрались, наконец, до Уральских гор, перевалили через них без особых проблем, несмотря на ночь. От Чебаркуля поехал уже не по трассе (эти фуры уже в печенках сидят), а по витиеватой, но пустой дороге через Верхние Караси — Кулуево — Харлуши с подъездом к Челябинску с северо-запада. Днем конечно по этой дороге лучше ездить — много очень крутых поворотов, практически никак не обозначенных для ночной езды. Пару раз пришлось серьезно затормозить.
Ну вот уже 10 июля в 2–00 ночи мы у подъезда дома. Примерно 2600 км и 41 час в пути. Два дня и почти бессонная ночь, но мы дома!
Всего с учетом поездок по побережью мы проехали 6015 км, и потратили около 10 000 руб. на бензин. В принципе, дорога оказалась не настолько утомительной, как казалось в начале. Попробовать все в жизни надо, и такие путешествия тоже хороший опыт.
Всем хорошего отдыха, путешествий и (то, что было нашим девизом при каждом начале пути):