Турист Елена Блосфильд (blossfeldia)
Елена Блосфильд
был 5 ноября 2023 19:23

Таджикистан Май 2016
Искандер-Куль

Май — идеальное время для посещения трех чудесных стран — Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана. Высоко в горах еще лежит снег, в пустыне не так жарко, а вода в Иссык-Куле уже теплая. Поездка обещала быть великолепной во всех смыслах. К сожалению, времени у нас было в обрез — две недели, и пришлось составлять жесткий план, который потом чуть корректировался: Ош, Худжанд, Панджакент, Душанбе, Гиссар, Самарканд, Бухара, Хива, Ташкент, Ош, Бишкек, Чолпон-Ата, Каракол, южный берег Иссык-Куля, Бишкек. Нас было четверо, поэтому расходы на такси (основной вид транспорта в этой поездке) на каждого были терпимыми. За такое короткое время сразу три страны с непонятными границами и требованиями к регистрации я еще никогда не посещала. Поэтому ощущение было, что мы летим к неизведанному.

Искандер-куль

2 мая. Вылет.

Поездка у каждого из нашей группы заканчивалась в разные дни. Сначала мы планировали лететь из Москвы в Киргизию, в Бишкек, и вылетать обратно оттуда же, чтобы в случае опаздывания на самолет, свернуть программу по Иссык-кулю и быстро телепортироваться в аэропорт Бишкека. Но оказалось, что билеты в Бишкек дорогие. И надо было как-то придумать добраться быстро из Бишкека в город Ош — оттуда планировали ехать в Памирские горы. Но нас ждал еще один сюрприз: пермит в Памирские горы, то есть в Горно-Бадахшанскую автономную область, нигде кроме Душанбе не выдают. Разве что киргизские туристические агентства за очень большие деньги. Я писала и в агентства, и в Таджикское посольство в Москве, надеясь на всех получить пермит там, но увы… И еще к тому же с 1 мая в Кыргызстане пять дней подряд выходные (пятого мая — День конституции). С Памиром мы пролетели. Но нашли авиабилеты недорогие: Москва — Ош. Хотя за багаж общий (одна сумка на всех) пришлось доплачивать. Переделали план — и вместо Памирских гор мы поехали в Худжанд, экономя деньги и самое драгоценное — время…

Получилось, что из Домодедово я вылетела первой. Друзья летели чуть позже другим рейсом, потому что в Москву они приехали из других городов и в случае чего могли не успеть на мой рейс… Итак, я ночью прилетела в город Ош и пошла в здание аэропорта поспать и подождать друзей, заодно разведать обстановку. Аэропорт маленький, поспать не удалось, обстановку разведать не удалось. Обменник был закрыт (до 8 часа утра). Я летела в самолете, полным киргизов. Русских заметить не удалось. Киргиз, сидевший рядом со мной, рассказал, что он живет в Москве уже 10 лет и домой к семье летает как в гости. Там у него жена, дети, почти достроенный дом. В свой город из аэропорта он поедет на такси, поэтому про автобусы по стране ничего не знает…

3 мая. Ош — Худжанд.

Во всех этих трех странах нам говорили, что маршруток и автобусов нет. Никуда. Никогда. Информация в Интернете такова, что «из аэропорта Оша до города можно добраться на маршрутном такси № 107, примерное время в пути составит 30 минут». Вполне возможно, что информация устаревшая. Поверять было некогда — в шесть утра прилетели друзья и сразу промокли под сильным дождем, который лил с ночи. Я их ждала на улице за шлагбаумом, потому что здание (зал) прилета и основное здание аэропорта с сиденьями и кафе — это две разные вещи, находящиеся друг от друга в сотне метров.

Согласно плану, мы могли бы на день остаться в Оше и посмотреть много достопримечательностей, но лил дождь, настроения после бессонной ночи не было, да и все равно мы в Ош должны были вернуться из Узбекистана, сделав круг, поэтому понадеялись, что через неделю погода улучшится и мы все нормально посмотрим. Деньги поменяли около аэропорта, на месте, там же нашли такси до границы. К слову сказать, все границы, которые мы пересекли в этой поездке, мы проходили пешком. По пути к границе заехали в прекрасный ресторан, где хорошо пообедали и чуть просохли. Узрев скатерти и цветы в вазах, мы подумали, что ценник тут нереальный. Но ошиблись. Цены приятно удивили.

В Киргизию можно въезжать по российскому паспорту. Из-за этого случилась небольшая накладка. Пограничник-киргиз троим из нас в загранпаспорта поставил штампы о выезде, а одному нашему другу штамп о выезде не поставил, так как он въехал и выехал из страны по российскому паспорту. Поэтому когда он предъявил чистый новый заграничный паспорт на таджикской границе, пограничник ужаснулся и отправил его обратно к киргизам ставить штамп. «Я должен знать, откуда ты приехал в Таджикистан», — объяснил он. Мы отдали заполненные анкеты, выслушали предупреждение о том, что мы должны зарегистрироваться в ОВИРе в течение трех дней, иначе будем платить огромный штраф при выезде. И довольные счастливые пошли искать машину до Худжанта. Нас подвез микроавтобус, за цену, за которую мы сторговались. Деньги меняли на таджикские в банке. Вернее в нескольких, потому что в банке, где мы выстояли полчаса в очереди, вдруг компьютер завис и перестал работать Интернет… пришлось идти в другой банк…

Ураганом по Средней Азии. Часть 1. Непредсказуемый Таджикистан
Огромный фонтан около нашего отеля в Худжанте

Мы приехали на окраину древнего города Худжанд и оттуда сели на автобус, чтобы доехать в центр — туда, где достопримечательности, отели, рынок, и… ОВИР… Хотя в Интернете есть информация, что отели регистрируют туристов сами и им никуда ехать не нужно. Информация эта тоже не подтвердилась. Люди на рынке подсказали нам дорогу до отеля «ЭХСОН». Был вечер и нам оставалось только заселиться и поужинать. Что мы и сделали. В отеле сказали: «Да, кончено, мы вас регистрируем, давайте паспорта». Но оказалось, что под регистрацией в отеле понималось только запись в книгу, а регистрировать в ОВИРе нас и не собирались. Когда утром мы попросили квитанции для пограничников, нам ответили, что такого они не дадут. А когда попросили квитанции о том, что мы жили в отеле — нам тоже ничего не дали. А эти квитанции нам пригодились бы в ОВИРе, чтобы там видели, где мы ночевали. Если б мы ночевали у друга, в таджикской семье, то нашему местному другу пришлось бы со своим паспортом идти с нами в ОВИР…

Ураганом по Средней Азии. Часть 1. Непредсказуемый Таджикистан
Худжанд. Площадь перед рынком утром. Мавзолей шейха Муслихиддина (XVII—XVIII вв.) и новая мечеть с зеленым куполом

В отеле «ЭХСОН» у нас был двухкомнатный номер с общим санузлом. А ночью нас разбудили! Спали мы после утомительного перелета и долгого переезда, как убитые. Я стук не слышала и была разбужена голосом подруги, которая открыла дверь на стук… Это пришли из службы безопасности, проверка… кто где живет и с кем. Мы дали свои паспорта, они сверили с книгой регистрации, а фотографии в паспорте — с нашими лицами. Но была не ночь. Просто мы забыли перевести часы Было всего лишь 23.00. В Таджикистане вообще не следует удивляться ничему. Сколько еще сюрпризов было впереди! Мы даже и не представляли себе. Я постараюсь вкратце рассказать обо всем. Это удивительная страна. Жаль, что не удалось побродить по Памирским горам… Может быть, в будущем… Когда я поеду туда из Душанбе.

4 мая. Худжанд — Панджакент

Рано утром, чтобы за день приехать в следующий по плану город, мы выписались из отеля, оставив сумки в нем, и отправились гулять по городу, не зная еще, что регистрацию нам никто не сделал и нам самим предстоит решать эту проблему… Худжанд — древнейший город Центральной Азии и крупнейший (после Душанбе) в Таджкистане. Все чисто, на улицах везде цветут розы, на всех клумбах, на всех газонах, во всех парках цветы и много зелени.

Ураганом по Средней Азии. Часть 1. Непредсказуемый Таджикистан
Худжанд. Мечеть шейха Муслихиддина (XVII—XVIII вв.)

Достопримечательности: мечеть-мавзолей шейха Муслихиддина (XVII—XVIII вв.), река Сырдарья, парк имени поэта Камола Худжанди и там же средневековая цитадель с музеями. Там же ОВИР… Но мы о нем пока не думали…

Худжанд и река Сырдарья

Мы пешком прошли по главной улице Ленина, пофотографировали мечеть (внутрь нас почему-то не пустили), раздали монетки попрошайкам, их детишкам, дошли не спеша до реки Сырдарьи, нашли средневековую крепость и музей. Он работал с 9 часов, насколько я могла помнить, и на моих часах было 9. Но, как оказалось, я забыла перевести свои часы. Но мы бы этого не узнали, потому что пришла работница музея и открыла нам двери. Было 8 утра. Музей начинал работать в 8! За эту поездку мы много раз забывали про разницу во времени, а иногда чуть не попали в неприятную ситуацию между границами из-за разницы во времени между странами. Но об этом вкратце позже.

Пока что мы зашли в музей посмотреть и почитать про историю Худжанда. Кроме основного зала там был подземный этаж с залами каменного века и эпохи рассвета зороастризма…

Историко-краеведческий музей в цитадели

Решив, что с городом мы познакомились достаточно, мы отправились в отель за сумками, чтобы поехать на автовокзал и найти автобус или машину в следующий город. Но в этот момент как раз выяснилось, что регистрации-то и нету! А штраф платить не хотелось. Тем более мы не знали о его сумме. И никто не знал. Рискнуть получить регистрацию в Панджакенте? А вдруг выходной? А вдруг еще что-нибудь? Душанбе — это последний город в нашем путешествии по стране. Поэтому лучше ничего никогда никуда не откладывать и регистрацию получить сразу как только возможно. Ну что делать, опять придется ехать в ту сторону, где мы только что гуляли.

Худжанд. Арка около парка поэта Худжанди и часть цитадели

С сумками мы сели на автобус и поехали. Но приехали не в ОВИР, а в российское посольство (находится оно на другом берегу Сырдарьи). И оттуда нас направили в паспортный стол, который в переводе на русский и есть ОВИР. За минут десять мы нашли и здание, и нужную нам дверь. Ждать не пришлось. Нам рассказали, что нужно всего лишь дождаться окончания обеденного перерыва в банке (тут мы снова забыли про наши спешащие на час часы), потом оплатить 140 сомони с человека (это 1400 рос. руб.) и прийти с квитанциями обратно. Нам высказали, что плохо, что у нас нет квитанции из отеля, нет местного друга. Но они могут позвонить в отель и узнать, ночевали ли мы там. Могут сами за нас заполнить анкеты. Могут сами сделать ксерокопии паспортов. Могут сами ходить в банк и оплатить. Когда мы спросили, сколько же мы должны еще заплатить за всё, нам ответили, что ничего. Только то, что они сказали ранее — 140 сомони с человека.

Худжанд. Цитадель

Мы так и сделали. И пошли в парк около цитадели ждать, когда нам сделают регистрацию. В парке работали фонтаны, цвели розы, пели птицы, рядом продавалось великолепное мороженое… Когда мы пришли обратно за паспортами, нам сказали, что нужно погулять еще часок, так как наши часы спешат! Вот тут мы часы и перевели!)) И еще час наслаждались прекрасным воздухом древнего города и мороженым. Нас позвали. Вернули нам паспорта и бумажку с печатью — квитанцию о регистрации, которую нужно хранить как зеницу ока до самой таджикской границы, и следить, чтобы она не выпала случайно, когда достаем паспорт. Я ее положила в отдельное место рядом с деньгами.

Счастливые, мы сели на автобус и доехали до автовокзала. Там сразу на нас нахлынула толпа таксистов. Мы обошли и здание автовокзала, и площадь: следов автобуса не было! В кассе там сказали неутешительные слова: «только такси». О цене мы договорились, немного поторговавшись. Оставалось только выбрать машину. И мы выбрали машину побольше (в маленькую не влезут наши сумки и меня в маленькой укачивает. А ехать долго и по горному серпантину, и наверняка по плохой дороге… Мы загрузились быстро к молодому таджику, который мало говорил по-русски, оставив разочарованных немолодых таксистов, которые долго за нами ходили и упрашивали ехать с ними… Объяснили мы свой выбор тем, что меня укачивает в маленькой машине. Я села на переднее сиденье возле водителя, двое друзей сели сзади, а третий лег поспать позади них, на свое индивидуальное сиденье, куда мы свалили свои небольшие рюкзачки (вещей много мы решили не брать, только самое необходимое, чтобы проще было передвигаться пешком, если вдруг что случится).

Через туннели, построенные китайцами (поэтому над ним написано и на таджикском языке, и по-китайски, и вовсе не для китайских туристов, как я сначала предположила), мы промчались по горному серпантину через перевал и туманы в Панджакент. В какую гостиницу заселиться, мы не знали, и он нас привез в «Интурист», который назывался «Отель Панджакент», расположенный в центре. Нам это было удобно, чтобы пешком прогуляться до всех достопримечательностей города. Мы поторговались о стоимости комнаты и заселились. Вообще, к слову сказать, что во всех городах мы торговались на сумму 600 рублей (российских) с человека (в эквиваленте на их деньги). Не больше. А часто — меньше. В моей комнате не было холодной воды. Отель выглядел пустым. Как будто никого не было. Утром воды не стало. Нам сказали, что идут ремонтные работы и вода наверное появится, и принесли нам ведро с водой. Тем не менее мы остались там еще на вторую ночь.

Вид на Панджакент

Вечером первого дня после заселения мы пошли ужинать и встретили владельца кафе, где делали прекрасное мороженое. Он нас угостил, мы посидели, поговорили и он нам порекомендовал соседний ресторан. Действительно, там было вкусно, недорого и весело. На второй день мы ужинали там же.

Итак, придя в ресторан, мы перезнакомились там со всеми таджиками. Они нас угощали (водкой и закуской) и рассказывали, как нужно сделать, чтобы недорого попасть в Душанбе и увидеть прекраснейшее озеро Искандер-куль. И еще рассказали, какой коньяк лучше купить (в наших поездках мы не только смотрим страну и жизнь обычных людей, но и пробуем национальные блюда и национальные напитки). Таджики нам посоветовали день провести в городе, а потом с утра отправляться в Душанбе на такси (только такси!) с заездом на Искандер-куль.

Так мы и сделали.

5 мая. Панджакент

В городе, как ни странно, хорошие местные маршрутки. Ездят почти везде вокруг города. Можно съездить к озерам в горы, можно съездить в Саразм и наверное можно будет доехать до границы с Узбекистаном, откуда рукой подать до Самарканда. Сначала в плане было задумало пройти границу здесь, но она закрыта уже много лет и откроется в сентябре 2016 года (как говорят местные). Раньше, когда граница была открыта, много туристов из Самарканда приезжали в Панджакент, просто даже на один день. Но сейчас нет. Сейчас туризм здесь переживает не лучшие времена (что видно по пустующим отелям). Но в будущем, когда откроют пограничный пункт, оборудованный согласно современным требованиям, то есть оснащенный новейшей техникой, тогда туризм снова появится в этом приграничном древнем городе, который существовал уже в V н. э.. Свидетельство тому есть рядом, так называемом Древнем Панджакенте.

Древний Панджакент

Мы собирались туда после обеда. А после завтрака и умывания из ведра мы отправились в Саразм — объект ЮНЕСКО, среди местных известный как «археологические раскопки». Именно эти слова являются ориентиром. Никакое другое слово не определяет это место. И огромный щит на повороте по дороге к границе как будто никто не замечает…

Мальчики в кишлаке около Панджакента

Наслаждаясь утренним солнцем, мы намеревались за два часа дойти до Саразма, то есть до раскопок. На этом месте люди жили в 4–2 тысячелетии до нашей эры!!! Мы прошли мимо музея поэта Рудаки (его родное село находится неподалеку, но мы туда не ездили) и уже вышли за пределы города. Вдруг остановилась машина и водитель пообещал нас подвести. Мы, «туристы», которые даже и часы-то забывают перевести, не поинтересовались, за сколько денег он нас подвезет. Просто сели и всё. Наверно нам уже незаметно напекло голову, раз мы так лоханулись. Через пять минут мы проехали раскопки. Водитель развернулся и нашел щит-указатель с надписью ЮНЕСКО. «Я бы никогда не подумал что это раскопки, — сказал он и добавил: — Я вообще не местный…». Он нас привез прям ко входу, вернее к щиту с текстом про историю раскопок. Входа как такового не было. И он поинтересовался, когда мы обратно собираемся, мол, и обратно подвезет. Мы тут почувствовали, что голову нам не напекло, и предусмотрительно ответили: «Вы езжайте, мы тут долго будем». И тут он сказал, что нужно бы заплатить за бензин. 100 сомони (1000 рублей российских). Тут мы сказали что это много, что цены мы знаем и что он гонит… Но пожалели дедушку, заплатили ему 50 сомони…

Саразм. Раскопки

Мы осматривали раскопки недолго. Над каждым участком сделан навес от дождя. В земле выкопаны остатки стен и каких-то частей обстановки тех лет.))) Вход бесплатный.

Саразм. Я на раскопках

Обратно мы шли пешком и всем говорили, что нет денег на такси. Прогулялись, наслаждаясь солнцем, фотографируя поля и горы. Вдруг остановилась маршрутка и нас подвезли бесплатно, хотя маршрутка стоит 1 сомони с человека. Подвезли нас до поворота. Там было село, холм и прекрасный вид на всё… Пофотографировав, мы спустились с холма, сели в маршрутку и доехали до города.

В центре мы нашли столовую для местных, где пообедали много и вкусно. Затем пошли тратить калории в Древний Панджакент. Он находится на холмах над современным городом. И оттуда открываются совершенно потрясающие виды на горы и долину.

Древний Панджакент

Там есть музей и гид-девушка интересно рассказывает про историю города. Древний город представляет собой холмы, в которых (под землей) сохранились несколько этажей домов, фрагментами, и просто какие-то стены, похожие на камни, и восстановленные древние храмы…

Древний Панджакент. Зороастрийский храм

Я почувствовала, что обгорела на солнце, особенно шея. И на рынке купила себе белый платок от солнца. Мы вернулись в отель, обнаружив, что до сих пор нет воды. Затем пошли ужинать в тот же ресторан. Но кроме нас там никого не было.

Вода появилась внезапно, когда все уже спали. Она обрушилась на город сверху, из тучи, которую принес ураганный ветер. Что-то упало и взорвалось. А утром в отеле не было не только воды, но и света… Ураган лишил света половину города.

6 мая. Панджакент — Искандер-куль — Душанбе

Рано утром мы не дождались маршрутки на автовокзал. Решили, что она просто не сворачивает на нашу улицу, и пошли до главной трассы. Там сразу попался нам человек, согласившийся на наши условия, — за указанную нами сумму отвезти нас в Душанбе с заездом на Искандер-куль.

Водитель нам попался очень интересный. Он нам рассказывал и про туннели, которые построили китайцы по все стране, и про заводы, и про золотодобычу, которую мы видим из окна. Кто там работает, почему и куда уходят деньги…

Ураганом по Средней Азии. Часть 1. Непредсказуемый Таджикистан

Мы ему намекнули, что есть в Таджикистане хороший коньяк, — и он нас по пути завез на коньячный завод, где мы затарились вином и коньяком… Для подарков родным и друзьям, и конечно для себя… для дегустации… Сделали остановку в Айни, чтобы перекусить, пофоткать девнейшую мечеть и минарет.

Древнейшая мечеть в Айни

Когда мы свернули на дорогу к озеру, водитель сказал: «Вот видите эти дома? Это все построено на российские деньги. Здесь работы нет. Все ездят в Россию работать. И деньги везут сюда и строят себе дома».

Ураганом по Средней Азии. Часть 1. Непредсказуемый Таджикистан

Перед шлагбаумом остановились. Не пускают. Был дождь и случился небольшой обвал. Мы испереживались все: неужели нас так и не пропустят? Как же так? Ехать в Таджикистан ради Искандер-куль и не увидеть его? Тем более что и Памир мы не увидели…

Но нас пропустили минут через 15. И вот Фанские красные горы, прекрасные виды. и озеро…

Искандер-куль

«Я вас буду здесь ждать. Сколько вам нужно времени?», — спросил водитель, когда мы остановились около турбазы. Я говорю: «Часа два». — «Что там делать так долго? Вам и часа хватит. Пофотографироваться и все». И точно. Мы пришли к озеру, сфотографировались, искупались и всё. И поехали в Душанбе. На перевале Анзоб на въезде в туннель произошла авария. Нет, не у нас, у других. Водитель остановился, сказал нам: «Пойду узнаю, что случилось. Вы не против? На минутку. Это мои знакомые». Мы были не против. Мы тоже вышли из машины и фотографировались на перевале, на фоне снегов… Водитель еле загнал нас обратно в машину.

Перевал Анзоб

Как раз к вечеру были в столице, на автовокзале, на автобусе приехали к железнодорожному вокзалу, узнали в справочной, ходят ли поезда и как доехать в Узбекистан. «Только такси», — заветные слова уже нам надоели… Дело в том, что в этих странах есть границы, через которые пускают туристов, а есть такие, через которые пускают только местных — по внутренним паспортам.

После вокзала мы пошли искать отель. Прогулялись по центру и успели, пока светло, обойти все отели и найти приемлемый для нас вариант заселения. Около рынка.

Нам подсказали продавцы сувениров около драматического театра, что около рынка есть гостиница. Но, как выяснилось, там просто была туристическая база для студентов. Вагончики с окнами, душ и туалет отдельно. Причем душ один для всех — для мужчин и женщин. Зато с горячей водой! Мы так этому обрадовались, что всё остальное не имело для нас значения. После Панджакента мы хотели наконец помыться, хоть и в спартанских условиях, в душе с бетонным полом и запахом из мужского туалета…

Наш ночлег в Душанбе

Мы жили в вагончике на 5 человек, причем пятая кровать стояла в прихожей около двери и мы ее сначала не заметили. Начальник базы нам сказал, что люди уехали и поэтому он нас может заселить на одну ночь. Цена была символическая, и мы с радостью согласились на все условия. Даже согласились приходить не позже 10 вечера, так как ворота закрывались на ночь.

Быстро искупавшись, мы пошли на рынок ужинать сосисками в тесте и самосами, потом прошлись на главную площадь столицы — площадь Дусти (Площадь Дружбы), посмотрели на ночной город, на поющий фонтан около театра. С собой купили самосы, которые оказались не с мясом, а с луком (поэтому и очень дешевые). Эти самосы стали хорошей закуской к коньяку, когда мы сели в своем вагончике и продегустировали по глоточку.

Душанбе

7 мая. Душанбе — Гиссар — граница — Самарканд

Выписавшись из вагончика, мы с вещами пошли на площадь Дусти фотографироваться около памятника эмиру Самани — туда же, где были вечером.

Душанбе

Там же нас нашел наш водитель, который отвез нас на границу. По пути он любезно заехал в Гиссар, где мы фотографировали крепость, нарисованную на таджикских деньгах.

Гиссарская крепость

Границу мы прошли быстро, предъявив квитанцию о регистрации, а вот на узбекской границе зависли надолго. Для начала заполнили в 2 экземплярах анкету и декларацию — что везем из золота и техники, какие деньги ввозим. Пример заполнения на русском в зале имеется. Было две очереди — мужская и женская. Женщин был меньше, поэтому мы с подругой прошли границу быстро. Но пришлось доставать все из сумок и показывать каждую вещь. Показывать мобильный, фотографии в нем, музыку и фильмы. Техники на границе нет, все осматривается вручную, поэтому так долго и нудно.

На узбекской границе мы оказались окруженными таксистами. Каждый предлагал свою цену. Тут же меняли деньги. Как оказалось, если деньги менять у менял, а не в банке, то можно получить вдвое больше денег. То же, если покупать билеты на поезд: не через интернет (где конвертируются рубли по официальному курсу), а на месте, на вокзале. Там встретили парня, который вместе с нами проходил границу. Он россиянин, но из Узбекистана и ездит сюда часто. Поэтому он всё и всех знает. Он помог нам поторговаться, поменять деньги и найти машину.

К вечеру, когда уже стемнело, мы были в Самарканде. Об этом - во второй части.