«Самое жаркое место в аду предназначено тем, кто в пору морального кризиса сохраняет нейтральность», — Дэн Браун еще раз подтвердил мою догадку, что если у тебя на душе хорошо и спокойны, и никакие лярвы тебя из равновесия не выводят, то что-то с тобой не так… Вобщем, покой нам только снится, и я продолжаю свою экскурсию по самому мистическому парку Синтры.
Кто читал мой предыдущий опус, https://www.tourister.ru/responses/id_16305#comment1031320 тот помнит, что я закончила повествования на Аллее Богов, радуясь, что упорядоченная часть моей эксурсии по дворцу завершена, и пришло время долгожданной «бродилки» по лабиринтам сада «куда кривая выведет» с конечной целью посетить «преисподнюю», так живописно описанную Данте.
4
Ориентировочно представляя карту парка, я не боялась заблудиться, да и обилие туристов вокруг ободряло и впервые радовало, почему-то не хотелось в то утро оставаться «тет-а тет» с чертями да гарпиями (так-то я обычно люблю)… Из головы не выходили две избитые фразы Данте «Земную жизнь пройдя наполовину, я оказался в сумрачном лесу» и «Оставь надежду всяк сюда входящий». «Миленькое начало», — подумалось где-то на задворках сознания, а я уже покидала благоустроенную часть парка, погружаясь в хаотичные оазисы растений, которые когда-то бережно собирал Монтейру, намереваясь привезти сюда абсолютно всю флору, упоминаемую Камоэнсом в своих произведениях.
11
Чем выше поднимаешься по саду, тем больше кажется, что здесь маэстро решил отдохнуть, столько на пути встречается узких пересекающихся тропинок, с нагроможденными по краям живописными валунами, а густой тропический лес нет-нет, да и заведет тебя в тупик или к заросшему ряской непроходимому ручью…
Чем дальше в лес, тем явственнее геометрическая четкость линий, окружающих дворец, сменялась выверенным беспорядком валунов и зарослей. Магнолии, пальмы, секвойи, камелии, розы, одуряющие запахи цветов, тишина, не свойственная лесу, я медленно погружалась в какой-то другой мир, недоумевая, почему здесь не поют птицы? И только звук только что сделанной кем-то фотографии встрепенул мозг и дал осознать: я в Синтре, совсем рядом Мавританская крепость, в любую минуту можно отсюда унести ноги.
5
Я не знаю на самом деле, может, одиночество, может, слишком много прочитанной о Кинте мистической информации, но периодически я шарахалась от камней, своими пустыми глазницами напоминающих о бренности бытия. Посмотрите, разве это просто камни?
11
Меня окружило странное озеро, сплошь поросшее ряской, но сквозь изумрудную мантию можно было видеть маслянистую черную воду.
1
11
Это — Озеро Желаний, а рядом большой полукруглый грот, его называют грот Катаров, именно из него в озеро приходит вода.
12
Одни исследователи утверждают, что катары владели знаменитым Граалем — чашей, из которой пил Христос на Тайной вечере, и в которую Иосиф Аримафейский собрал после казни кровь Иисуса. Однако есть мнение, что тайна катаров заключалась в знании скрытых фактов из земной жизни Христа. Якобы катары имели информацию о земных жене и детях Спасителя, которые после распятия были переправлены на юг Галлии, нынешней Франции. Не об этом ли мы читаем в «Коде да Винчи»?
Катары в основу своего учения ставили особые взгляды на Божество, на человека и на Сотворение мира. Это была мощная субкультура, многие доказывают, что корнями уходившая в Древнюю Русь, перекочевавшая в Европу после «геноцида русского народа — крещения», Господи, прости (это всего лишь чье-то мнение, считающее христианство видоизмененным язычеством).
Инквизиция уничтожила катаров, но Монтейру воздвиг им некий природный памятник…
Недалеко от Озера Желаний среди поросших мхом валунов, в тени гигантских магнолий спрятался изящный фонтан — его называют Египетским. По мозаичным стенам гордо вышагивают длинноногие птицы — Ибисы.
4
Здесь полно знаков древнеегипетской философии, ведь Ибис — это воплощение бога Тота, бога мудрости, бога сакрального знания. Именно Тот дал людям иероглифы. У древних египтян ибис был наделен разумом и мудростью, а также многими духовными качествами, позволившими сделать эту птицу символом Тота. Если соединить расстояние между лапок ибиса и кончиком клюва, то получится равносторонний треугольник, как элемент священной геометрии. В древних книгах было написано «Взываю к Тоту — почтенному Ибису» или «Я есть великий ибис! Мое имя — Тот».
В зависимости от времени и местности, Тот упоминается в древних писаниях, как владыка неба, земли и преисподней. И если Ра был богом Солнца, то Тот — богом Луны. В ритуальных текстах Тот — защитник от демона и вершитель судеб уходящих в мир иной. Тот — тождество великого знания о мире, победа жизни над смертью, он же покровитель карт Таро, мастер великой магии. А еще Тот записывает даты рождения и даты смерти всех людей.
Не хватит листа, чтобы перечислить все его регалии в древнем Египте. А что греки? Аналогом Тота у них был Гермес. Черты Гермеса и Тота соединились в загадочном божестве Гермесе Трисмегисте из старинных алхимических трактатов. Говорят, что в гробнице Гермеса — Тота Александр Македонский обнаружил знаменитую «Изумрудную скрижаль» — небольшого размера плиту из изумруда, на которой высечены магические формулы космического порядка, с помощью которых великий бог мог осуществлять связь между прошлым, настоящим и будущим. Именно в тот период Гермес был прозван Триждывеличайшим.
Вот ибис держит в клюве змею. Это тоже символ — символ гносса, то есть знания. И нет ни одной случайной картинки в этом парке. Каждый камень, каждый рисунок, каждое дерево несет в себе тайный намек на скрытую истину.
7
В комментариях к предыдущему рассказу мы с коллегами коснулись рыцарей Ордена Христа — тамплиеров. Целый пласт истории и культуры Португалии, хотя тамплиеры перебрались сюда из Франции, спасаясь от преследований инквизиции. И своими морскими успехами Португалия во многом обязана именно им. Вокруг Великих географических Открытий 15 — 16 века возник особый культурный пласт, замешанный на идее Золотого века, на Возрождении, на мистике и эзотерике. И Монтейру, как человек образованный, не мог не посвятить этому львиной доли знаков и символов в своем Эдеме.
В парке всюду можно повстречать напоминания о четырех великих произведениях того времени:
«Энеида» Вергилия (именно Вергилий повел Данте в преисподнюю в его главном произведении. «Яви мне путь сквозь бездну, мой Вергилий»…)
Основная канва Кинты — «Божественная комедия» Данте
«Гипнэротомахия Полифила» — знаменитый эзотерический текст эпохи Ренессанса от Франческо Колонны и, наконец,
«Лузиады» Камоэнса.
Смею думать, что эти великие произведения со всей тщательностью изучались на масонских посиделках, и были излюбленными книгами Монтейру. Образы этих книг запечатлены в камнях Кинты.
Вот, например, эта скамейка.
13
Я опасливо рассматривала мраморную девушку и охраняющих ее псов. Эту скамейку называют пятьсот пятнадцатой. Потому что у Данте в 515 терцине говорится о наступлении Эры Святого Духа, когда на земле наконец-то воцарятся мир и гармония.
«Когда 515 — вестник Бога
Воровку и гиганта истребит
За то, что оба согрешали много».
Это — из «Чистилища», второй части поэмы. А девочка в центре скамьи — Беатриче, сопровождающая Данте в Раю. Поразительная аллегория.
4
Гончая — символ вестника Бога, который объявляет о пришествии Святого Духа и спасении христианства.
Но в то же время знатоки Данте говорят, что «515», загадочное обозначение грядущего избавителя церкви, имеет и другой смысл: если в DXV переставить местами знаки, получится DVX, что означает «вождь».
Недалеко от 515 скамьи ждали своих разгадок другие каменные лавочки, беседки, каменные кресты. Они были раскиданы среди буков и пальм, сосен и дубов, среди шелестящих крон деревьев и разноцветья свежих весенних цветов.
6
4
10
Я шла по узкой тропинке к какому-то яркому пятну, бликующему между изумрудной зеленью деревьев. Полукруглая стена, фонтан, цветная каменная арка. Стало понятно, что это — Фонтан Изобилия.
6
Несмотря на веселое и оптимистичное название, композиция у него, мягко говоря, драматическая.
Рядом на столбах улыбались демоноподобные Сатир и Баран. Сатир — с мерзкой улыбочкой — демон природы, с козлиными рогами и копытами — воплощение бога Пана (помните, стоит на Аллее Богов?).
6
Сатир ненасытен в сексуальной жизни, современная медицина называет «сатириазом» болезненное повышенное половое влечение мужчин.
8
Сатир, вторгшийся на остров Любви — означает полнейший хаос и разврат. Но рядом — Баран — знак весеннего равноденствия, символ порядка и благоразумия.
10
Вместе эта «парочка» составляет ordo ab chao — движение от хаоса к гармонии.
Перед аркой расположен широкий каменный стол, я хотела найти там символ суда — весы с уравновешенными чашами. Но туристы плотной толпой обступили стол, разложив на нем всякую снедь. Они так аппеттино ели и выпивали, что мне неудобно было залезть под стол в поисках знака. Там предполагался еще Трон Судьи, интересная штука.
Сначала тамплиеры, а следом за ними и масоны связывали весну и солнечный свет с равенством и справедливостью, а они, в свою очередь, отождествлялись с фигурой Судьи, Великого Магистра. Пока его трон пустует. Что бы это значило? Пришествия кого они ждут?
Кто читал мифы о суде Соломона, тот найдет на фонтане два пирамидальных обелиска, это колонны иерусалимского храма, Боаз и Яхин, столбы справедливости, которые связывают небо и землю, символ двух начал — созидания и разрушения. Масоны понимали их, как границы человеческой индивидуальности. С одной стороны, необходимо, чтобы эти границы были, и человек должен идти по пути саморазвития, с другой стороны, конец этих границ неизбежен, и человек должен рано или поздно столкнуться с внешним миром, а следовательно, он должен жить и мириться с социумом.
Попевая и пританцовывая, словно Мата Хари, я пробиралась сквозь заросли деревьев от камня к беседке, от склепа к фонтану, от скамейки к башне, выискивая виртуально знакомые загадочные места.
6
11
Вот, случайно пришла к бывшей конюшне, теперь это кассы. Это здание в парке было отреставрировано первым.
9
Вот теплицы с диковинными растениями.
1
Многочисленные сторожевые башни — на радость детям и их родителям.
14
6
А вот и знаменитый грот Леды.
Очень красивая женщина, ничего не скажешь. С голубкой в руках, она олицетворяет языческое понимание непорочного зачатия. Дочь этолийского царя Фестия обладала непостижимым шармом и обаянием. Перед её чарами не устоял даже Зевс. Правда, чтобы соблазнить девицу, пришлось прикинуться прекрасным грациозным лебедем. Вообще -то Зевс был известным чудаком и извращенцем. Подчиняясь своему неуемному либидо, Европу он поимел в виде быка, мог даже прикинуться золотым дождем, бедная Даная так ничего и не поняла, а к Евримедусе пришел, как муравей — затейник. Вот начудил мужик в мировой истории, согласитесь? И сидит теперь эта Леда, вспоминает, сколько яиц снесла…. Безусловно, как свою прапрародительницу, я ее почитаю, ведь именно Леда стала мамой Елены Троянской. Генетический респект! Но вот смотрите, какая штука. В гроте, кроме Леды, никого не было, а на фотографии кто-то приютился сзади нее, или мне это только кажется?
10
На потолке в гроте, прямо над головой у Леды — первый и главный нехристианский символ — каббалистическая тетраграмма, в масонстве — «Соломонова печать». В христианстве равносторонний треугольник с вершиной, обращенной вверх — символ святой Троицы. Равно этому, подобный треугольник с вершиной, обращенной вниз — символ сатаны. Тетраграмма — борьба Света и Тьмы, причем силы, судя по всему, равны. О вечности этой борьбы символизирует круг. По сути, это большая государственная печать всемирного масонства (только там, где мелкие кружочки, в классическом варианте должны быть изображены «шестерки»).
3
Седая древность во всем своем многообразии течений и конфессий выглядывала из — за каждого куста, напоминая то о древнем Египте, то о Храме Соломона и иудеях, то о розенкрейцерах и рыцарях Ордена Христа. А я все откладывала на потом «козырную карту» парка — Колодец Инициации со всеми его лабиринтами и подземными царствами. И хоть я отношусь к ветви «неотесанных» людей, т. е. «профанов», с точки зрения масонов, все же неуемно тянуло в их логово.
5
Вот, наконец, выход к еще одному местному «фетишу» — Порталу Хранителей.
8
Здесь в период дождей образуется озеро. Хранителями портала является парочка морских божков — Тритонов. Тритона еще называют морским старцем, за мудрость и за знание. Атрибутика у Тритона простая — дельфин, рог для вина и витая раковина, что мы и видим в воротах Портала.
9
Во времена потопа тритон дудит в свою раковину, и водная стихия отступает.
Я знала, что если пройти через портал и пройти несколько лабиринтов, то я окажусь в колодце инициации. Это было бы слишком просто, и я, полюбовавшись на морских забавных чудовищ, отправилась искать местночтимый Стоунхендж, который открывает путь инициации. От Портала Хранителей витая узкая тропинка привела меня к дольмену из огромных покрытых мхом камней.
3
Если прикоснуться рукой к одному из камней, валун повернется вокруг своей оси, открывая вход в пещеру, и… Добро пожаловать в Ад, господа!
3
Узкая винтовая лестница вела меня в темноту. «Оставь надежду всяк сюда входящий», — вновь всплыло в памяти. Я была в древнем захоронении, в дольмене.
10
Попав в Колодец Инициации, человек переживает что-то подобное духовной смерти. Он проходит 9 уровней и выходит из них, словно птица Феникс, переродившимся, обновленным, просветленным. Сюда приходят в поисках собственной души и порой эти поиски ничем хорошим не заканчиваются.
Перевернутая башня имеет 9 ступеней «очищения» неслучайно, ведь «девятка» — магическое число. Очень много языков имеют соотношение девятки со словом «новый». У португальцев это novo, у испанцев — nueve, у французов — neuf, у итальянцев — nove, у немцев — neun. В мифологии девятка — это обновление. Орден тамплиеров организовали 9 рыцарей, Соломон в подчинение зодчему Первого Храма отдал 9 десятников, чтобы найти свою дочь Персефону в царстве Аида Деметра спускалась под землю на 9 дней, 9 дней умершую душу искушают всякие лярвы и негодники, девять ночей любви было у Зевса и, как результат, 9 греческих муз появилось на свет, 9 месяцев мать вынашивает свое дитя, у кошек, по поверьям, 9 жизней, символ Святого Духа — звезда с девятью лучами, на которых написаны первые латинские буквы названий Даров, Девятый вал — самая большая и сильная волна, роковая для мореплавателей, Великий парад планет, который случается 1 раз в 25 тысяч лет — это выстраивание в один ряд девяти планет.
Кроме этого, существует девять ангельских чинов: Архангелы, Ангелы, Херувимы, Господства, Престолы, Силы, Власти, Начала и Серафимы. Естественно, есть девять подразделений демонов: Неистовые, Ложнопросветленные, Несправедливые, Лжецы, Извращенные, Искусители, Притворщики, Демоны ума и Гонители.
Впервые я недавно прочитала о так называемом «проклятии девятой симфонии». Скорее всего, это суеверие, но считается, что после написания девятой симфонии, любой композитор умирает.
В парке Кинта — да — Ригалейра цифра «девять» — это прежде всего «Божественная комедия», её девять кругов ада.
14
Сразу за входом особо чувствительные могут услышать жалкие стоны тех, кто не творил в жизни ни добра, ни зла. Видимо, они так и будут маяться «между», а на самом Первом круге ада — Лимбе — томятся души некрещенных младенцев, мудрецов, поэтов, воинов. Говорят, они не мучаются, они просто глубоко скорбят, что им, не получившим крещения, нет места в Раю.
4
На Втором круге демон под именем Минос единолично решает, какого грешника в какое место ада разместить. Адский вихрь уносит души сладострастников, которых здесь особенно много. Данте встретил на этом круге и прекрасную Клеопатру, и Елену Прекрасную.
5
В Третьем круге страшный пес Цербер наблюдает за обжорами, они валяются в грязи, кричат, а сильные струи ливня давят на них, не давая подняться из грязной лужи.
В Четверном круге казнят расточителей и скупцов. Причем, среди них много кардиналов, пап и других высших религиозных чинов.
В Пятом круге — ленивые и гневливые люди.
Лестница закручивалась вниз тугой спиралью. Темные своды колодца ловили мои шаги, дыхание, звук работающего фотоаппарата. И стены, и ступени были влажными, а кое-где даже покрыты плесенью.
Шестой круг — это адский грот Дит. Здесь полно мертвой нечисти, адские фурии летают в поисках новой добычи. Везде объятые пламенем гробницы еретиков.
Оставшиеся три круга ада постепенно сужаются книзу, словно перевернутая пирамида.
Седьмой круг охраняется демоном-полубыком Минотавром, здесь кипит кровью поток насильников, тиранов, разбойников. Именно в этом круге Данте писал о колючих кустарниках, которые по сути — души самоубийц, и которых клюют адские птицы — гарпии.
6
Здесь очень много огня. Здесь — ростовщики, у которых на шее висят разноцветные кошельки с разными гербами. Они тоже горят адским пламенем.
В Восьмом круге командует хвостатый Герион. Этот этап разделен на десять рвов, их называют «злопазухами». В первом рву казнят соблазнителей женщин и сводников, свах по-нашему. Во втором — любители польстить, они сидят в жидких ямах с калом. Данте описывает одну казненную мадемуазель, которая не блудила, а льстила любовнику, говоря, как ей хорошо с ним. Следующий ров выложен камнем, пестреющим круглыми дырами, из которых торчат горящие ноги высокопоставленных духовных лиц, торговавших церковными должностями. В четвёртой пазухе мучаются прорицатели, звездочёты, колдуньи. У них скручены шеи. Пятый ров залит смолой, в которую бросают взяточников. В шестом под тяжестью свинцовых позолоченных одежд изнывают лицемеры. В седьмой пазухе — воры, их кусают ядовитые змеи. В восьмой — советчики, которые вечно лезут со своими советами, даже если их никто об этом не просит. В девятом рву казнят сеятелей смуты. Зачинщиков религиозных смут и кровавых раздоров дьявол увечит тяжелым мечом. Он отсекает им носы, уши, дробит черепа. В десятом рву казнят алхимиков.
4
И, наконец, Девятый круг Ада. Здесь стоят древние гиганты, титаны, Немврод и Антей. Это — дно Вселенной. Ледяное озеро, в которое вмерзли люди, предавшие своих родных. В центре озера — властитель Ада — Люцифер, по мнению Данте, трехликий: из первой пасти торчит Иуда, из второй Брут, из третьей — Кассий. Он их жует и терзает ногтями.
На самом деле я не видела ни ледяного озера на дне колодца, ни Люцифера. Я увидела на влажном каменном полу круг из белого, красного и желтого мрамора. Центр круга занимала восьмиконечная звезда, а в нее был вписан восьмиконечный крест.
Это — символ тамплиеров, который напоминал о восьмигранной форме всех христианских храмов Запада.
9
3
Я не буду описывыть обряды инициации у масонов, с этим знаком каждый школьник, читавший «Войну и мир», речь сейчас о другом. Вокруг тамплиерской звезды было несколько выходов. Куда пойти непосвященному? Как выйти теперь из этого ада, не подниматься же наверх по лестице! Я двигалась наугад, шагнув под своды вырубленного в стене грота. Лента тусклых фонарей, прикрепленных прямо к полу, слабо освещала путь.
7
2
То слева, то справа, возникали новые гроты, порой ведущие в тупик. Камни на стенах по-прежнему напоминали черепа грешников. Где-то сверху раздавались звуки падающей воды. Где я? Наверняка, это Чистилище.
И те же 9 кругов Ада, только есть одна приятная новость — здешние грешники имеют шанс очиститься и попасть в Рай.
Вот искупают свой грех гордецы, гордыня здесь посрамлена, при жизни несгибаемые, сейчас они гнутся под тяжестью громадных каменных плит. Чем раньше поймешь и сумеешь победить свой грех, тем лучше. Гордецы у Данте непрестанно пели «Отче наш». Я подумала, как долго я буду очищаться в этом круге, если вырвусь из ада…
Во втором круге чистятся завистники. Их делают слепыми, удаляя завидущие глаза.
Следом за ними идут обуреваемые гневом и яростью, их забивают камнями. Надо, чтобы здесь смирилась ярость гневных.
Потом бегут ленивые, им не дают отдыхать. Проленившись всю земную жизнь, здесь они вынуждены «марафонить», ни на миг не останавливаясь.
А вот скупцы и жадины. Им в глотку вливают раскаленное золото, пейте на здоровье!
В шестом круге особенно актуально. Здесь «лечат» чревоугодников. Худые и голодные, они подвержены мукам голода и жажды.
Дальше стройный хор «кобелей» и нимфоманок поет песню о необходимости воздержания и целомудрия. Отдельной кучкой, объятые пламенем, истошно горланят любители гомосексуальных связей.
Подальше от этих песен, я шла на звук воды и вскоре вышла к райскому саду. Впереди сверкала гладь подземного озера, в него с ласковой трелью впадал чистый ручей. Оглянувшись на пройденный тоннель и его главную развилку, вспомнила, что Монтейру здесь воссоздал эпизод из «Энеиды» Вергилия. Эней спустился в преисподнюю в поисках своего отца и оказался перед такой же развилкой. Слева от него полыхал огонь, в котором плавились души грешников, поэтому герой повернул направо. Переправился через реку Лету, достиг Елисейских полей и нашел там дух своего отца. Поэтому туристам надо держаться правой части тоннеля.
7
И пусть вам кажется, что тоннель становится уже, темнее, ниже, что сейчас опять будет тупик, смело идите вперед. Там впереди — Эдем. Он распахнет свои двери только тогда, когда человек начнет сомневаться в правильности избранного пути.
7
6
Царство зелени, цветов, упоительного птичьего пения, прозрачной родниковой воды — вот награда за все то, что Вы переживете в мрачном подземелье. Текст парка начнет понемногу читаться, правда, никто не проверит, правильно ты его читаешь, или нет. Гуляя по этой книге, мы движемся от загадочного монаха Франческо Колонны к морским тайнам Португалии, от героев античных мифов к тамплиерам, от «Энеиды» к «Божественной комедии» Данте, от «Лузиад», к египетским символам.
10
Это — эзотерический лабиринт, где нас поджидают мистерии и вопросы, на которых нет ответов.
Вот, например, «ложный колодец инициации», на который я случайно набрела.
10
Будущего масона с повязкой на глазах приводили сюда, человек думал, что идет по настоящему колодцу инициации, а в этой трубе ступени часто оказываются без ограждения. Здесь на фото четко видно, как легко можно упасть вниз. Любой злопыхатель мог ненароком выйти из темноты, чтобы подтолкнуть испытуемого, и — концы в воду, ведь на дне этого колодца — вода…
12
Вот так, от листа к листу, от главы к главе в парке передвигаются туристы в поисках загадок старика Монтейру. Люди пытаются увидеть даже то, чего на самом деле нет. Ну и что? Мы видим то, что знаем.
4
Парк Кинта — да — Регалейра ПОБУЖДАЕТ. Он побуждает к тому, чтобы мы учились, учились всю свою жизнь, наблюдали и видели то, что находится рядом с нами, умели понимать окружающий мир, читать те знаки, которые посылает нам Вселенная и Господь Бог, и, конечно, делать выводы.
Вселенная направляет нас и общается с нами постоянно, каждое мгновение. Она отвечает на наши мысли. А наши чувства — это то, что называется обратной связью. Если хотите — средство космического общения. Мы никогда не остаемся в одиночестве. Ни на секунду. Вселенная всегда рядом и направляет каждый наш шаг. Надо просто научиться слышать…