Бургундия, Нормандия, Шампань или Прованс… помните, так распевали бравые мушкетеры, герои чудесного советского фильма «Д`Артаньян и три мушкетера»? Вообще, я уже заметила, что стоит только начать рассказывать о Франции — как тут же промеж строк выглядывает довольное упитанное лицо Александра Дюма. Не ахти какой писатель, давайте смотреть правде в глаза — но тем не менее именно благодаря ему формировалось представление о Франции у нескольких поколений россиян. Мы выросли на его книгах, «Д`Артаньян и три мушкетера» засмотрен до дыр — и возможно, в этом одна из причин того, что русских связывает с Францией какое-то необъяснимое, почти родственное чувство. Ведь «Увидеть Париж и умереть» — это очень по-нашему! Хотя Париж, конечно, стоит мессы — но умирать вот так сразу, не посмотрев всего того, чем так богата эта чудесная страна, было бы однозначно глупо и как минимум преждевременно. Тем более что все ее регионы — будь то Нормандия, Шампань, Прованс или Гасконь — необыкновенно своеобразны и интересны. И уж конечно же Бургундия — один из главных винодельческих регионов Франции. Нет смысла говорить, что Бургундия прекрасна и интересна, что можно провести много-много сказочных дней, исследуя ее красоты, гуляя по виноградникам и попивая винцо — это все и так прекрасно знают, а кто не знает, тот догадывается. Но объять необъятное невозможно, хотя иногда и очень хочется попробовать, поэтому мы чуть ли не пинками впихивали в несчастные четыре дня все то, что так хотелось увидеть. А это была отнюдь не только Бургундия, кроме края улиток и виноградников мы наметили еще посетить столицу французской гастрономии, город на двух реках Лион и зацепить хотя бы краешек французских Альп.
19
Я хоть и начала свое повествование с очередной отсылки к Александру Дюма, но в Бургундии его герои как-то не очень засветились. Тут были свои герои и свои любимые авторы — в Средние века герцогство Бургундское было самой настоящей маленькой (хотя не такой уж и маленькой, если разобраться!) империей, которая включала в себя восточные территории современной Франции — то, что сейчас называется исторической областью Бургундия, север страны (нынешний департамент Нор) и территорию современной Бельгии с Нидерландами. Герцоги Бургундские сплошь носили возвышенно-героические имена — Филипп Храбрый, Иоанн Бесстрашный, Филипп Добрый, Жан Бесстрашный, Карл Смелый и всячески поддерживали в своем герцогстве традиции рыцарства. Бургундский двор был богат и роскошен, где-то благодаря грамотным династическим бракам, а где то благодаря интригам герцоги умело расширяли свои владения, поощряли развитие промышленности, искусства и архитектуры. Светило фламандской живописи Ян Ван Эйк хоть и является нидерландским художником — по месту своего рождения, но не стоит забывать что он — придворный художник бургундского герцога Филиппа III Доброго, и его знаменитые «Гентский алтарь» и «Мадонна канцлера Ролена» написаны именно в этот период. То же самое касается и классика Северного Возрождения, совершенно незаслуженно забытого Рогира Ван дер Вейдена, чей «Страшный суд» украшает и по сей день Оспис дю Бон — удивительное и странно противоречивое место, которое снаружи напоминает жизнерадостный сказочный замок с ажурными башенками и разноцветной черепичной крышей, а внутри является богадельней — больницей для бедных, а для многих из них — и последним пристанищем.
10
Оспис дю Бон — это одно из несомненных маст си в Бургундии, который мы включили в наш план в обязательном порядке, нанизав вокруг него еще несколько бусинок-жемчужинок. Это просто, ибо земля французская подобна россыпи… но начнем все-таки с города Бон.
Сегодня Бон больше известен как центр одного из винодельческих регионов Бургундии, Кот дю Бон. Виноделие в Бургундии поставлено давно, хорошо и на широкую ногу, и я обязательно коснусь этого вопроса, но несколько позже. Были в истории Бона и более героические страницы, ведь в позднем средневековье город был весьма богат и преуспевающ, и некоторое время ему посчастливилось побывать даже столицей герцогства Бургундского. Политическая карта герцогства всегда отличалась повышенной мобильностью, постоянной столицы у него не было никогда — герцоги в зависимости от политической обстановки и личных пристрастий переносили ее то в Отён, то в Дижон, то в Бон, а «Великий герцог Запада» Филипп III Добрый вообще правил то из Брюсселя, то из Лилля, то из Брюгге. Бон был одним из немногих городов (по сути, их было всего-то три — Бон, Отён и Невер), которые всегда находились в герцогском домене, то есть контролировались непосредственно герцогами Бургундскими, в то время как огромная территория герцогства была поделена на домены под управлением местных феодалов меньшего калибра, связанных с Бургундскими герцогами вассальными узами. И бургундский парламент с 1227 года собирался тоже тут. Поэтому совсем неудивительно, что именно в этом городе зажглась звезда феноменального политика своего времени — Николя Ролена.
20
Даже если бы Николя Ролен не сделал бы в своей жизни ничего, кроме восхитительного Отеля Дье — Оспис дю Бон, он уже обеспечил бы себе место в истории. Эта удивительная постройка с не менее интересной историей является визитной карточкой Бургундии. Но он сделал — и сделал так много, что по праву заслужил возможность именоваться одной из величайших фигур своего времени. Я вам, конечно же, покажу его главное творение — Отель Дье (хотя опять неправильно — совсем и не главное оно, главное почило в бозе уже веков шесть как… но за неимением гербовой пишем на простой), но вот рассказывать о нем особенно подробно сейчас не буду — лучше посвятить ему отдельный очерк, чем скакать галопом по Европам. Сейчас я хочу рассказать вам вкратце историю этого удивительного человека, его основателя.
16
Родившийся в мелкобуржуазной семье Отёна, Николя Ролен сделал головокружительную карьеру, став той самой шеей, которая вертит головой Филиппа III Доброго. Филипп заслужил свое прозвище отнюдь не за свои душевные качества, а за мастерское умение владеть холодным оружием — какая тут связь с добротой, я хоть убейте уловить не могу, но в средние века были свои соображения на этот счет… Что-то вроде «кто сильнее, тот и добрый». Или «хороший рыцарь — добрый рыцарь» (хороший — в смысле успешный… а не бродяга со шпагой). Про них — Филиппа Доброго и Николя Ролена — потом говорили, что сначала на передовую скачет герцог на боевом коне и с шашкой наголо, а потом вслед за ним появляется Ролен и начинает разруливать все политические перипетии. Как и подобает хорошему премьер-министру… кем Ролен, по сути, и был. Филипп Добрый воевал, а его канцлер занимался политикой. А политика Бургундского герцогства в те времена заключалась преимущественно в грамотном лавировании между двумя противоборствующими силами — Англией и Францией, ведущими кровопролитную и изнуряющую Столетнюю войну. Цель у этих экзерсисов была одна, но грандиозная — амбициозное герцогство накопило достаточно мощи и ресурсов, чтобы хотеть независимости.
Потому что, несмотря на все свое могущество оно являлось по сути лишь вассалом Франции. Поэтому союзники-англичане были им как нельзя более кстати. Дружить против Франции было выгодно, особенно на начальных этапах Столетней войны, когда она терпела поражение за поражением и катастрофически теряла территории. Перелом в ходе войны в пользу французов был связан с именем Карла VI, чьей коронации немало поспособствовала небезызвестная Жанна д`Арк. Существует версия, что Жанна, захваченная в плен на бургундской территории, была выдана англичанам из чувства мести за убитого по заказу Валуа отца Филиппа Доброго, Жана Бесстрашного. Хотя мне кажется, что это была еще одна, а точнее последняя, попытка разыграть «английскую карту» со стороны бургундцев, тем более что всего за несколько лет до этого у бургундцев уже случился конфликт с бывшими союзниками на почве Нидерландов, и отношения стали весьма натянутыми.
В то же время, после коронации политические позиции Карла VI стали только укрепляться. Несмотря на то, что Бургундия отказывалась признавать его королем, продолжая соблюдать условия мирного договора в Труа, становилось понятно, что дальше так продолжаться не может. Англия стремительно теряла очки, центр тяжести в европейской политике смещался на континент, к тому же помириться с Францией очень призывал Папа Римский, а его слова имели довольно значительный вес в средневековом обществе. В общем, пришло время повернуться лицом к Франции и начать выстраивать отношения со своим сюзереном. И результатом пяти лет переговоров и конференций, проводимых Николя Роленом, стало подписание в 1435 году Аррасского мирного договора, который положил конец гражданской войне во Франции и закреплял за герцогством Бургундским невиданные территории и практически неслыханные права. Да, юридически Бургундия так и не стала суверенным государством — но это никак не умаляет заслуг Николя Ролена в создании этой «империи внутри государства», про которую бургундский хронист и писатель XV века Жорж Шателен говорил, что «герцог Бургундии не король, а почти император».
18
Но это все дела давно минувших дней. Почти шестьсот лет как не существует уже Великого герцогства Бургундского, осталась только провинция Бургундия в составе Французской Республики, край виноделов и узорчатых черепичных крыш. Когда едешь по дорогам Бургундии — они мелькают в листве деревьев то тут, то там, придавая окрестным пейзажам необыкновенный колорит. Эти крыши — ноу-хау Бургундии, крыша Отеля Дье далеко не единственная, просто самая большая и красивая из них. Говорят, что именно отсюда пошла по Европе традиция украшать постройки (в основном, конечно, культовые) мозаичными крышами.
А, чуть не забыла!!! Вы же помните культовый французский фильм «La Grande Vadrouille» («Большая прогулка») с Луи де Фюнесом и Бурвилем??? И конечно же вы помните изразцовую крышу Отеля Дье, которая мелькает в фильме? Не только Бон, но и еще множество других городков Бургундии стали съемочной площадкой для этого замечательного фильма, и в один из них я вас приглашу прогуляться. Но это будет во втором эпизоде бургундского вояжа, а сейчас — собственно город Бон.
15
Бон — маленький, но очень миленький. Как и во всех прочих старинных провинциальных городках — тут сразу же охватывает ощущение какой-то милой домашности. Атмосфера расслабляет, разлагает и откровенно располагает к неспешному релаксу с бокальчиком прохладного белого бургундского — благо дух этого зеленого змия витает тут повсюду, заманчиво зазывая с каждой вывески, из каждой услужливо распахнутой двери кафе… Бон насквозь пропитан винными ароматами, и это неудивительно, ведь он — один из центров знаменитого бургундского виноделия. В общем, как вы уже, наверное, догадались, Бон мне понравился, что-то в нем есть такое — наверное, остался в этом маленьком городе дух прежней могущественной Бургундии. Но как бы ни было велико искушение сразу начать знакомство с его винной составляющей — предлагаю оттянуть немного этот сладостный миг и еще немного пройтись по городу.
12
9
9
Практически в двух шагах от Отеля Дье над невысокими каменными домиками мелькает внушительный купол Нотр Дама. Это не кафедральный собор, как может показаться, а всего лишь базилика — и то статус базилики бывшая коллегиальная церковь получила только совсем недавно, 1958 году. Почему так? А потому что, как ни странно, но в крупном (по тем временам конечно же, речь идет о периоде расцвета герцогства Бургундского) и процветающем городе не было даже епископской кафедры. Епископ располагался в Отёне.
12
Церковь начали строить в середине XII века по образцу церкви аббатства Клюни — что неудивительно, епископ Этьен де Баже был монахом клюнийского ордена. Вообще Бургундия дала мировой архитектуре чуть больше, чем узорчатые черепичные крыши. Именно в Бургундии периода ее расцвета (то есть начиная с X века) довели до абсолюта стиль романской базилики, заложив предпосылки к появлению готики. Это стало именоваться — «бургундский романский», для построек в подобном стиле характерна большая, чем у классических романских, устремленность вверх, удлиненность пропорций, использование нервюрных сводов и стрельчатых арок.
7
7
Церковь горела в 1272 году — и ее нужно было ремонтировать, а в XIII веке готика уже цвела пышным цветом, поэтому романский остов дополнился готическими наслоениями, такими как стрельчатые окна, аркбутаны, башенки и портал над входной дверью. А удивительная черепичная крыша, не особенно характерная для подобных романских, а уж тем более готических построек, появилась тут только в XVI веке, заменив собой готический шпиль.
13
12
8
В 1840 году церковь была занесена в «Базу Мериме» — список исторических памятников Франции, и уже в 1844 году за ее реставрацию взялся знаменитый Эжен Виолле-ле-Дюк, но он только приложил свою руку к разработке проекта, фактически работами руководил его зять и последователь Морис Ураду.
11
Базилика знаменита своими великолепными фламандскими гобеленами, которые раньше украшали хоры, причем особенный интерес у публики среди них вызывает тот, на котором позади голов фрейлин Девы Марии изображено нечто, по виду сильно напоминающее летающую тарелку. Кроме этого на стенах двух капелл сохранились фрески XV–XVI веков, что тоже довольно удивительно — нечасто встретишь готическую церковь, расписанную фресками.
10
5
А еще базилика Нотр Дам любит менять лица. Если вы пойдете к ней по авеню Репюблик — а именно так в основном перемещаются сюда туристы от Отеля Дье — то увидите только ее приземистый трехчастный фасад.
17
А вот если свернуть у мезон дю Коломбье — «дома голубятника» — налево на улицу Жан Франсуа Мофу и пройти по ней немножко, то откроется совершенно иной вид, и впечатляющая башня-крыша появится во всей красе. Вот такая вот церковь — обманка.
10
18
7
Улочки старого Бона очаровательны. На некоторых, узких и извилистых, застроенных приземистыми каменными постройками, даже белым днем не встретишь ни души.
9
Но пройдите по ним несколько десятков метров — и из средневековой тишины вдруг вынырнет нарядная площадь, может быть даже с фонтаном, как эта
6
Или даже с фонтаном и таким интересным фасадом, как этот — остатками бывшего монастыря кармелиток, который за свою жизнь кроме монастыря успел побывать детским домом, школой для девочек, а сейчас в нем расположена небольшая художественная галерея современного искусства. Барочные элементы, украшающие фасад, появились тут в начале XIX века в ходе очередной реконструкции.
6
5
А на центральной площади — площади Карно — обязательная традиционная карусель. Но на этот раз у карусели обнаружился веселый сосед — скульптура огромного разноцветного щена. Такой же песик, только размером поменьше, встретился нам еще и на следующий день на ступенях шато Мёрсо — видимо, какая-то акция, но какая именно — мне выяснить не удалось.
5
5
8
Ну и конечно же, кроме всего вышеперечисленного, самые что ни на есть обязательные атрибуты на каждой улочке, на каждой площади — это бочки и бокалы. Тут пьют преимущественно белое вино, хотя если вы — любитель красного, вас тоже никто не обидит. Но все-таки Бургундия славится именно своими белыми винами. Я нежно люблю красные вина, причем такие, которые и немногие французы-то воспринимают — мне подавай плотный, терпкий, горьковатый санджовезе, после которого любое белое вино покажется просто водой. В общем, не доросла я еще до белых вин… но оказавшись на просторах Бургундии — естественно, пройти мимо было бы просто преступлением. Так что на этом повествование о культурно-исторической составляющей Бургундии позвольте считать закрытым, и приступим к повествованию культурно-питейному. Тем более что и подходящий транспорт уже прибыл:)