Пока отдыхали после прогулки в Воронич и Тригорское, небо все больше хмурилось, и, наконец, разрешилось шумным ливнем.
Сидеть в гостинице было бы непростительно, кроме того, предусмотрительно захваченная одежда для дождливого ненастья становилась в новых обстоятельствах, вполне полезной и мы, накинув дождевики, но при этом еще и раскрыв зонты, отправились в Петровское.
10
Правда, пока подъехали к шлагбауму, дождь почти кончился, так что мы шли по мокрой пустынной дороге к усадьбе Петра Ганнибала — двоюрдного деда Пушкина даже слишком «упакованные».
8
Дорога была безлюдной еще и потому, что музей был уже закрыт, и мы намеревались просто побродить по парку.
5
В этот раз случилась непредвиденная напасть — комары. У Ганнибала они были какие-то особенные — толстые, наглые! Откуда-то сверху, они не просто слетали, а мокро падали на незащищенные лицо и руки, и тут же, без остановки жадно впивались, не обращая никакого внимания на наши протесты.
Подумалось, что Петра Абрамовича они не очень-то кусали, ибо древний старец был человеком бывалым и в некотором роде «проспиртованным».
Еще посетив своего дядю в первый свой приезд, в 1817 году, юный Пушкин вспоминал:
«…попросил водки. Подали водку. Налив рюмку себе, велел он и мне поднести; я не поморщился — и тем, казалось, чрезвычайно одолжил старого арапа. Через четверть часа он опять попросил водки и повторил это раз 5 или 6 до обеда».
Известно, что водку старый Ганнибал изготавливал сам, по своему рецепту и очень этим гордился.
В годы своей ссылки, Пушкин особенно часто навещал дядю, так как ценил его не только как родственника, но как источник ценных исторических сведений:
«Я рассчитываю еще повидать моего двоюродного дедушку, — старого арапа, который, как я полагаю, не сегодня — завтра умрет, а между тем мне необходимо раздобыть от него записки, касающиеся моего прадеда» — писал он в августе 1825 года Осиповой-Вульф.
От дяди Пушкин получил немало ценных документов, здесь возник его замысел о романе «Арап Петра Великого».
В усадьбе уцелел фундамент старой конюшни.
4
Для посещений открыты два дома-музея. Один, восстановленный на старом фундаменте и открытый для посещения в 2001 году, дом Абрама Петровича.
12
Второй — Мемориальный дом прадеда поэта, Абрама Петровича Ганнибала.
7
Мы шли по мокрой аллее, особенно красивой после дождя и вспоминали строчки Пушкина:
В деревне, где Петра питомец,
Царей, цариц любимый раб
И их забытый однодомец,
Скрывался прадед мой арап,
Где позабыв Елисаветы
И двор и пышные обеты,
Под сенью липовых аллей
Он думал в охлаждены леты
О дальней Африке своей…
7
Та территория парка, которую мы обошли, не была большой, но чем-то меня подкупила. Именно этот парк, в какое-то мгновение показался мне родным, будто когда-то, в далеком детстве (своем или чужом) я здесь бывала…
4
Знаменитая беседка-грот ремонтировалась, но я с удовольствием сфотографировала ее и на следующий день, уже наблюдала издали, со знаменитой Савкиной горки.
3
Здесь мне хочется нарушить хронологию и перелететь в иное время, которое в то мгновение было для меня «завтра», а сегодня уже вспоминается как «вчера»…
Савкина горка, как и городище Воронич — то, что осталось от древних укреплений. Считают, что эта гора, похожая на курган, действительно искусственного происхождения.
3
Документы свидетельствуют, что здесь находился один из монастырей Воронича. На вершине горки сохранилась гранитная плита — основание креста, где четыре с половиной века назад была выбита надпись, которая с трудом читается и сегодня:
«Лето 7021 постави крест Сава поп». Собственно по этой надписи 1513 года (наше летоисчисление), гора и получила название Савкиной.
2
Здесь сохранилось несколько древних крестов, свидетельствующих о древних захоронениях, возможно воинов — защитников Отечества на западных, неспокойных рубежах.
5
Пушкин любил бывать на Савкиной горке и в первую очередь, потому что отсюда открывались необыкновенные виды.
9
Валентин Непомнящий как-то очень верно сказал, что ссылка в Михайловское оказалась для Пушкина действительно «царским подарком». Он, как ему казалось вначале, потерял свободу, но обрел ВОЛЮ!
12
На этой горке особенно вольно дышится, что хорошо понимаешь поэта, который в 1831 году вдруг вознамерился приобрести Савкино, выстроить себе там «хижину», поставить книги на полки и проводить подле этих «добрых старых друзей несколько месяцев в году».
8
Мы были удивлены, что по пути на Савкину горку не встретили знаменитые «три сосны», которые встречали в прошлые посещения этих мест, и на другой день, еще раз отправились той же дорогой, чтобы достичь и старой мельницы, и легендарных деревьев.
Шли долго, в лесу было жарко — после вчерашнего дождя парило, но сосен все не было.
Вновь остро и даже тоскливо подумалось, что Пушкин здесь знал каждую тропку и как же его сейчас не хватает, ведь будь он тут, провел бы нас!
Встретился человек с собакой, похожий на охотника — он с удивлением услышал от нас про сосны…
Однако, спустя время, встретилась семья, которая охотно объяснила, что мы уже далеко удалились от нужного нам места.
— Там и табличка есть! Найдете!
Мы хорошо помнили табличку, но не понимали, как могли пройти мимо. Наконец дошли до развилки и засомневались: по какой дороге дальше следовать — по старой, или по иной. Оказалось, что дороги-то две!
7
Пошли по новой дороге и вскоре увидели три сосны.
7
Постояли. Почитали стихи…
2
Через некоторое время обнаружили и камень — «границу дедовских владений»…
6
Конечно, это камень музейный, но я залезла в лесные заросли — там виднелся какой-то каменный столб, и обнаружила действительно камень, отмечавший в давние времена границу владений. Моя находка мне показалась более значительной и более древней.
3
Мы жили совсем недалеко от деревни Бугрово, бывали там несколько раз, и каждый раз находили что-то интересное.
Конечно этнографическая Пушкинская деревня — воссозданный облик русской деревни пушкинских времен — это современное воспоминание об утраченном.
Впрочем! И не очень-то утраченное… Как-то ездили по псковщине, и обнаружили деревню, где все бани топились по-черному — другие просто не принято было строить, хотя средства позволяли. Традиция!
На экскурсии, нам впоследствии объяснили, что дым хоть и неприятное явление, но выполнял одну немаловажную функцию — он дезинфицировал! Поэтому раньше, русская деревенская баня нередко спасала от эпидемий, которые косили Европу.
Однако из всей этнографической деревни мне особенно хотелось побывать на мельнице. Это отдельная экскурсия и надо сказать, что мельник-экскурсовод очень профессионально рассказал нам об устройстве этого сооружения — ведь данная мельница не просто муляж — она работающая!
Мне же мельница была интересна тем, что проходя мимо нее, по дороге к монастырю, Пушкин, нередко заходил сюда, разговаривал с мельником. Здесь созрел его замысел «Русалки».
9
Мельница принадлежала Ганнибалам, но еще дед поэта отдал ее Святогорскому монастырю, за право быть похороненным в святой обители.
Мельница никогда не была образцом хорошего хозяйствования. Народная память хранит что-то вроде сказки-притчи о здешнем мельнике, который был великим лентяем:
«…То большую воду проспит, то за плотиною не досмотрит, то пропустит зерно мимо жерновов»…
Не буду рассказывать вам всю историю, но в описаниях этой мельницы из прошлого, постоянно встречаются слова «развалилась», «ветхая», «опустевшая»…
8
Пушкину был важен образ и свою драму он задумал совсем о другом. Но так бывает — образ полуразвалившейся мельницы натолкнул его когда-то на размышления о человеческих судьбах, о драме несбывшейся любви.
Эта же мельница определила и место дуэли в «Евгении Онегине» — за мельницей. Такой вот литературный отголосок реальных обыденных наблюдений.
Каждое утро я выходила из гостиничного номера и натыкалась взглядом на панно в холле. Все на продажу…
А рядом с сей картиной, в том же холле, на кресле, в любое время суток, во все дни моего пребывания в Пушкиногорье, сидела девочка, лет пятнадцати, с наушниками и смартфоном. Дело в том, что в холле был Wi-Fi. Ее взгляд был блаженно-отрешенный и она просиживала все время за слушанием чего-то или кого-то…
Я видела ее родителей (вполне респектабельных), они ходили на экскурсии, но она не желала составлять им компанию, у нее была совсем другая, своя жизнь.
«На фоне Пушкина снимается семейство» — эти очень глубокие слова Окуджавы как раз о том, как этот фон, нас «высвечивает», проявляет, даже незаметно для нас самих.
Даже по тому, как мы воспринимаем Пушкиногорье, как отображаем свои впечатления о нем, и реагируем на эти впечатления, уже можно что-то понять о себе, да и о других людях…
Но тайна этого места такова, что ведь и сам Пушкин, именно здесь, также многое открывал в себе, находил пути из кризисов, тупиков, страданий, восторгов, заблуждений, и раскаяний…
Друг поэта — Пущин, после своего посещения поэта в Михайловском, вспоминал как это было, и в том числе отмечал: «…Вообще Пушкин показался мне несколько серьезнее прежнего, сохраняя, однако ж, ту же веселость…»
Целая жизнь! Великая судьба!
Я была в Пушкиногорье всего несколько дней, но впечатления не умещаются ни в один, ни в три рассказа, не поместятся они и в десять… Пора заканчивать.
На Иоанна Крестителя мы были на службе в Святогорском монастыре. Служил уже знакомый мне о. Мануил. Я удивилась, что часы читает схимонах. Еще больше удивилась, когда услышала, что он же и поет. Обычно схимонахи — это древние старцы, а этот был довольно молодым, коренастым, с лицом восточного типа, хотя и прятал его от праздных глаз.
В храме было очень много людей, но за всю службу, кажется никто не промолвил ни слова.
Читали и пели негромко, так, что приходилось вслушиваться, а значит и больше дорожить, каждым святым словом.
Не могу передать — что это была за служба! Настоящая монашеская молитва, без экзальтации, с необычайной простотой и глубиной.
Редко так случается — молиться вместе со схимонахом… Его голос, чуть глуховатый, отстранял от всего земного, и ты сам, по своей воле, выбирал именно то, что и было истинным.
И еще меня необычайно растрогала веточка Иван-чая, что была приколота к складню Иоанна Предтечи на праздничном аналое.
Кто-то по пути в храм сорвал и положил. Так доверчиво, так просто…