Почему-то в Норвегию не принято ездить самостоятельно, без тура и без авто. Идеальным вариантом путешествия по этой стране считается поездка в арендованном (а может и собственном) транспортном средстве. Преимущества понятны — полная свобода передвижения, возможность попасть в места, избившие наименьшее количество туристических ботинок и походить нехожеными (или по крайней мере не очень хожеными)) тропами, а также возможность заполнить багажник очень нужными для экономии вещами, которые не очень приятно носить в рюкзаке за плечами, начиная от примуса, заканчивая палаткой и спальным мешком. Но авто у меня нет и водить его я совсем не умею. Возможность использования второго популярного альтернативного способа — поездки с туром я даже не рассматривала по причине категорической нелюбви к оным. Вот просто решительно и безапелляционно — не люблю и все. Ничего не оставалось, как планировать самостоятельную поездку, ведь поехать в Норвегию мне было очень-очень нужно… Что у нас получилось, я и опишу в этом рассказе.
Озадаченная многочисленными заявлениями блоггеров, что без аренды авто в Норвегии делать нечего, планирование поездки я начинала с продвижения осторожными и боязливыми шажками, как будто шла с завязанными глазами по незнакомой комнате и опасалась наткнуться на что-то большое, неизвестное и болезненное при столкновении)) Другими словами, я заглянула на норвежский сайт, предлагающий массу разнообразных вариаций тура «Норвегия в миниатюре». При покупке такого тура турист получает набор билетов на всевозможные необходимые виды транспорта, четко состыкованные между собой по времени, описание маршрута и некоторую свободу выбора. Например, если маршрут Осло-Берген с заездом во Флом и Восс рассчитан на 2 дня, то вы можете потратить на него и больше времени, остановившись в любом промежуточном пункте на дополнительную ночевку. Проживание в отелях в стоимость таких туров не входят, предлагается только перечень наименований для справки. Потратив немного времени на изучение этих предложений, я поняла, что с покупкой билетов прекрасно cправлюсь и сама, да еще смогу и сэкономить, ведь при предварительной покупке железнодорожных билетов, например, в Норвегии можно получить значительные скидки. (Купить железнодорожные билеты можно здесь) Там же, на этом сайте, я подсмотрела основные туристические направления и места, считающиеся must see, ведь несмотря на то, что мечтала о Норвегии я давно, ни во что конкретное мои желания оформлены не были. Эта страна была для меня красивейшим, магически притягивающим к себе, невероятно загадочным, но цельным белоснежного цвета пятном. Сейчас, оглядываясь назад и оценивая свою поездку, я могу сказать, у меня получилась моя собственная «Норвегия в миниатюре». Наверное, я не увидела самый красивый водопад, не прошла тропой с самыми захватывающими видами, не забралась на самую высокую гору, не увидела северного сияния. Но я могу смело утверждать, несмотря на то, что у меня нет авто и я не выбрала готовый тур, я видела Норвегию, я жила ею целых десять дней, успела почувствовать ее пульс, привыкнуть, полюбить ее и захотела обязательно вернуться туда снова.
Итак, мы прилетели в Осло.
Многие утверждают, что не стоит тратить время на этот город, ведь главное в Норвегии — ее природные богатства. Доля правды в этом есть, но не познакомиться со столицей мы не могли, потратив на это один день и один вечер. Пока скажу коротко — не пожалели.
Из Осло проторенной (железной) дорожкой мы двинулись во Флом. Флом популярен из-за Фломсбаны — старинного участка железной дороги, начинающейся от станции Мюрдаль, с красивейшими видами, открывающимися из окна вагона,
и остановкой у бурного Кьосфоссена
и тем, что оттуда стартуют прогулки на корабликах к самому узкому в Норвегии Неройфьорду.
Если всем так надо, чего ж и нам не посмотреть, подумала я и запланировала на Флом одну ночь, ведь нужно было непременно дождаться, когда схлынет эта толпа туристов-транзитников.
Рано утром Флом выглядит так
Из Флома мы совершили две небольшие пешие вылазки к водопаду Бреккефоссен
Знаю, что не открою Америку, но все равно скажу, что ходить в Норвегии нужно как можно больше. В каждом из мест, где мы останавливались, находили массу трекинговых троп, ориентированных на туристов с разными возможностями и снаряжением. Карту непременно стоит спросить в вашем отеле или информационном центре. На местности ориентироваться не сложно, маршруты отмечены всеми возможными способами — от столбиков с указателями до ленточек и пометок краской.
Дальше, если бы я следовала «миниатюрному» маршруту, нам нужно было бы направиться в Восс (один из центров пешего туризма), но тут мне на глаза попалась экскурсия по Фьерланд-фьорду к ледникам. Так в нашем маршруте нарисовался Балестранн — только заночевав в этом поселке, мы смогли попасть на эту экскурсию. Несмотря на то, что краешки ледника
удалось увидеть только издали, так как расположены они высоко на скалах,
это был один из самых запоминающихся дней в Норвегии.
О том, насколько мил Балестранн
я поняла за два вечера и две ночи, я расскажу об этом в другой раз, а сейчас остановлюсь на вопросе экскурсий.
К этому туристическому продукту мы прибегали неоднократно по причине той же безлошадности. Удовольствие это не дешевое, но обойтись без него никак не получалось.
Так, например, если вы захотите посетить смотровую площадку Стегастейн,
расположенную на расстоянии 17 км от Флома, придется заплатить около 30 евро за экскурсию или добираться общественным транспортом в ближайший к ней Эурланн
и оттуда уже идти около 8 км пешком в гору. Время в нашем случае оказалось дороже денег, и мы выбрали экскурсию. Как и все последующие, покупали ее заранее (если интересно, ищите тут). Я опасалась огромного наплыва туристов, но по факту получилось, что на большинство экскурсий мы выезжали в компании всего двух-пяти человек.
Также билеты на экскурсии можно приобрести на местах, в информационных центрах. Полученные нами по почте и распечатанные билеты почти нигде не требовали обмена за редкими исключениями (подробности внимательно изучайте при покупке). Скажу больше, на некоторых экскурсиях их не проверяли вообще.
Из Флома в Балестранн и из Балестранна в Берген мы плыли на скоростных катерах.
Прекрасное, я вам скажу, транспортное средство! Билеты можно купить как заранее через интернет (например, здесь), так и перед поездкой на самом катере. Внутри удобство-комфорт-чистота.
Можно подняться на открытую палубу, которая представляет собой одно огромное преимущество для путешественника-фотографа, особенно если этот фотограф-путешественник правильно, то есть тепло и непромокаемо, одет)) Можно спуститься назад и выпить чая-кофе. А «пропили», надо сказать, за всю поездку мы немало)) Впрочем, как и проели. Хотя питались в основном продуктами, купленными в магазине. Но это к слову, прайсы обещаю не печатать, если нужно, готова ответить на вопросы))
Так вот, приплыли мы в Берген.
Походили вокруг да около над ним по горам
и собрались в Олесунн. На чем, вы думаете? Правильно, на самолете. Норвегия — страна дорогая, поэтому по сравнению со всем остальным цены на авиабилеты на внутренние перелеты не показались нам такими уж заоблачными, а времени сэкономили мы прилично. Поэтому, даже тем, кто планирует бюджетное путешествие, советую не сбрасывать со счетов этот вид транспорта. Из Бергена в Олесунн мы летели с авиакомпанией SAS, которая любит баловать своих потенциальных пассажиров скидками. Наши билеты обошлись нам в половину стоимости — по 45 евро. Поэтому рекомендую пораньше зарегистрироваться на их сайте и ждать заветного письма с акционными предложениями.
Билеты из Олесунна в Осло обошлись еще дешевле — по 30 евро, правда перевозчиком была уже лоукостер Norwegian и покупали мы их месяца за два.
Регистрация на рейсы везде приветствуется предварительная через интернет или на месте в аэропорту в специальных киосках для регистрации. Что для меня оказалось новостью, то что и багаж сегодня уже можно зарегистрировать и сдать самостоятельно. Ситуация не для слабонервных, когда после считывания сканером с распечатанного автоматом и наклеенного на чемодан ярлыка, транспортерная лента буквально выхватывает у тебя из рук твой багаж и увозит в неизвестном направлении вместе с другими сумками и чемоданами, собирающимися в дорогу в абсолютно разные города… Но ничего не перепуталось, не потерялось и долетело вместе с нами. Браво норвежской организованности и автоматизации)
Продолжение не заставит себя долго ждать
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия