Прочитали в интернете, что серия мегапопулярных среди туристов туров «Норвегия в миниатюре» (нам больше нравится название «Норвегия в 2-х словах») была разработана специально для торопливых туристов, у которых нет времени насладиться природой Норвегии в течение более длительного времени. Но тезис спорный. Если действительно надо уложиться в три дня и получить максимальное количество информации и впечатлений, то такие однодневные или 2-х дневные туры с выездом либо из Осло, либо из Бергена являются находкой для туриста.
Тур, который мы заказали и оплатили заранее в Интернете, имел такое полное название «Norway in a nutshell® — Round trip Oslo via Voss» или в вольном переводе «Норвегия в миниатюре туда обратно из Осло через Восс» и включал следующие этапы. Переезд на поезде Бергенской железной дороги (Bergensbanen) из Осло в Мюрдал (Myrdal), 5 часов в пути. Путешествие по Фломской железной дороге из Мюрдала во Флам (Flam) — 1 час в пути. Круиз по фьордам на пароме из Флама до Гудвангена (Gudvangen) — 2 часа. Переезд на автобусе из Гудвангера до Восса (Voss) по горной дороге — 1 час. И наконец обратный переезд на поезде Бергенской железной дороги Восс — Осло, в пути еще 5 с половиной часов. В итоге получается весьма насыщенный и интенсивный тур, но задача посмотреть и оценить наиболее привлекательные фьорды Норвегии оказывается выполненной.
Схему нашего путешествия Норвегия в миниатюре можно посмотреть по ссылке:
Есть самые разные варианты туров. Можно из Восса не возвращаться в Осло, а переехать в Берген, погулять несколько часов там и ночным поездом вернуться в Осло. На сайте norwaynutshell.com можно также найти 2-х или 3-х дневные туры, есть разнообразные туры с выездом из Бергена.
По сути это самостоятельное путешествие, никаких гидов здесь нет. Вы оплачиваете тур на сайте компании-оператора этих туров, а все билеты с обозначенными местами получаете в офисе компании NSB (Норвежские государственные железные дороги) на ж/д вокзале Осло. Офис расположен между выходами к поездам под № 7–8 и № 9–10 и работает весь день. В день поездки всё происходит автоматом, это давно отлаженный путь, по выданным билетам вас пересаживают с одного транспорта на другой, все виды транспорта состыкованы оптимальным способом. Времени на обед нет, но везде есть возможность перекусить, другой вопрос за какие деньги. Поэтому бутерброды и воду имеет смысл захватить с собой. Мы выходили из гостиницы в 6.00 утра и нам без вопросов приготовили Breakfast Package. Выезд из Осло в 6.25. Возвращение в Осло в 22.35. Альтернативой такому в некоторой степени заорганизованному путешествию может быть самостоятельная покупка всех ж/д билетов на сайте Норвежских железных дорог (NSB.NO), а билетов на кораблик на сайте SOGNEFJORDEN, но мы не рискнули этого сделать из-за большого количества стыковок по намеченному пути, хотя в Интернете есть несколько отзывов именно о такого рода самостоятельных путешествиях. Разумеется, самостоятельная покупка билетов позволяет получить экономию порядка 25–30%. Но также надо отметить, что стоимость такого однодневного тура, организованного или неорганизованного, с учетом общей дороговизны Норвегии выходит достаточно высокой и экономнее получается купить групповой тур на фьорды на несколько дней, например, из Бергена от компании Викинг. Но здесь уже каждый турист принимает решение самостоятельно.
О впечатлениях от главного события поездки — путешествия на фьорды чуть ниже.
Сначала несколько слов о том, как было организовано время в Осло.
Летели прямым рейсом Аэрофлота из Шереметьево. Время в пути меньше 2,5 часов, самолет был почему-то заполнен процентов на 30. Больше часа стояли на паспортном контроле в аэропорту Осло, так что встречала Норвегия крайне недружелюбно. В Осло прилетели несколько утренних рейсов, но работали 5 пограничников, три на граждан ЕС, два на остальной «второстепенный» мир. Контролеры работали не спеша, в удовольствие, как и все в Норвегии, каждого прилетевшего с улыбкой расспрашивали, зачем приехал и т. п. Граждане ЕС закончились за 5–10 минут, но освободившиеся пограничники не спешили помогать проверять остальных граждан. Там было еще три веселых бестолковых помощника, которые время от времени вытаскивали из очереди сначала граждан Канады, потом Австралии и Новой Зеландии, потом Японии и провожали к контролерам ЕС. Когда первосортные граждане закончились, остальные, включая пассажиров рейса из Москвы и пассажиров других рейсов из третьих стран, включая престарелых и с детьми, стояли до победного конца, последний прошел контроль через час двадцать, багаж нашего рейса давно был уже свален в кучу около транспортёра. Конечно мелочь, но настроение испортили основательно, что это такое, если не дискриминационное деление людей на первый и второй сорт. Иногда ворчим, что пограничники в Шереметьево долго проводят паспортный контроль, да у них это просто суперэкспресс и Шереметьево начинаешь ценить все больше и больше. Как пояснила потом наш гид, это обычная история для аэропорта Осло. Впрочем, это была единственная заминка за время нашего путешествия, про которую потом не было ни времени, ни желания вспоминать.
До поездки договорились с гидом Таисией Кораблиной о том, что она проведет с нами обзорную экскурсию по Осло. Как обычно, информацию о гиде получили из сервиса частных гидах на Туристере. Великолепный гид, интересный человек, всем рекомендуем воспользоваться ее услугами. Проведенная экскурсия оказалась прекрасным началом нашего знакомства с Осло. У Таисии есть несколько вариантов экскурсий по Осло на выбор. В процессе общения мы получили много интересной информации о городе и Норвегии, которую не найти ни в одном из путеводителей. Нам порекомендовали, как лучше провести время и что обязательно еще посмотреть, рассказали, где находятся лучшие сувенирные магазины и рестораны с настоящей норвежской кухней. Кстати, у Таисии есть также экскурсия на фьорды, примерно по аналогичному маршруту, но на автомобиле (она сама водит машину) и сначала мы рассматривали именно автомобильный вариант экскурсии, но засомневались, как перенесем горные дороги и выбрали в итоге ж/д вариант. Хотя поездка на автомобиле по живописной норвежской местности, наверное, очень интересна и у Таисии на следующей день после нашего приезда была именно такая экскурсия.
Наша экскурсия по Осло разумеется началась с крепости Акерсхус (Akershus) — одной из главных достопримечательностей Осло. Гостиница, в которой останавливались, находится буквально в 50 метрах от входа в крепость.
5
Крепость Акерсхус (Akershus) — сердце Осло и место его силы
4
Крепость Акерсхус (Akershus) — самые старинные сохранившиеся постройки
2
Вид на порт и ратушу со смотровой площадки в крепости Акерсхус
1
Охранник крепости Акерсхус — главная обязанность фотографироваться с туристами
Концерт военного оркестра на летней веранде в крепости Акерсхус — основная часть зданий в крепости принадлежит министерству обороны Норвегии
5
Усыпальница норвежских королей в крепости Акерсхус
Осло очень понравился. Главное впечатление, что он очень зеленый и построен в единении с природой. Здесь легко дышится, а наличие большого количества машин не ощущается. Хорошая экология здесь связана в том числе и с тем фактом, что в Норвегии и прежде всего в Осло наибольшее количество электромобилей на душу населения. Причем не только производства Tesla, но и других известных компаний. Компания Tesla разве что не молится на Норвегию, так как ее граждане являются основными ее клиентами. Государство всячески стимулирует покупку электромобилей, в том числе через специальные условия покупки, создана вся необходимая инфраструктура для подзарядки электромобилей, стоимость электроэнергии в Норвегии минимизирована. Стимулирующим является и тот факт, что электромобилям разрешена парковка в течение 3 часов в любом месте центра Осло и поэтому любой электромобиль имеет за лобовым стеклом таймер, показывающий сколько времени он стоит на парковке. Важное значение для экологии имеет и наличие большого количество воды, окружающей город. С другой стороны это является причиной быстрой переменчивости погоды. За три дня пребывания в Осло погода менялась тридцать три раза. От сильного дождя с температурой +13 градусов до яркого солнца с температурой выше +25 градусов. Но в целом с погодой повезло, в Осло в это время стояла, как сказала гид, теплое скандинавское лето. Дождь сильно не докучал, хотя без него не обошлось. Но, например, в Бергене ситуация с дождем значительно хуже, влияние Гольфстрима с одной стороны смягчает климат Бергена, а с другой вызывает значительные дожди. В Бергене по статистике более 250 дней в году идет дождь.
3
Главная пешеходная улица Осло Карл-Юханс-Гате (Karl Johan’s Gate)
1
Кафедральный собор Осло
Осло урбанистический
Старый и новый ж-д вокзалы удачно дополняют друг друга и являются фактически центром Осло. Очень хорошо организовано сообщение между ж-д вокзалом и аэропортом. До вокзала удобнее всего добираться на поезде-экспрессе Flytoget, время в пути 19 минут, отправляется каждые 20 минут, стоимость 180 крон. Есть выбор: можно добраться на проходящем региональном поезде, время в пути 40 минут, но стоит в 2 раза меньше.
Также проехали по Осло на экскурсионном автобусе Hop On Hop Off. Его маршрут устроен очень удобно и охватывает все основные достопримечательности Осло, поэтому можно пользоваться этим автобусом в том числе и как общественным транспортом. Кроме этого билет на него позволяет получить скидки на посещение некоторых музеев Осло. Стоимость стандартного билета на автобус Hop On Hop Off не такая уж и маленькая: 285 крон на человека, если расплачиваться банковской картой и 300 крон если наличными, т. е. оплата картами властями стимулируется. Если переводить кроны в рубли надо умножать сумму в кронах примерно на 8. Евро в Норвегии не принимают, практически все местные жители расплачиваются картами, даже за мороженое. Разменять евро на кроны по наиболее выгодному курсу (примерно 1 к 9) можно в офисах FOREX банка, в центре Осло таких офисов всего два: на ж/д вокзале и на круговой улице, окаймляющей площадь Фритьофа Нансена (Fridtjof Nansen’s Plass), находящейся сразу за зданием городской Ратуши (Radhuset). За обмен банк берет комиссию 50 крон. На той же круговой улице за ратушей и рядом на улице Рауля Амундсена (Roald Amundsen Gate) расположены лучшие сувенирные магазины с традиционным набором сувениров из Норвегии: свитерами и различными изделиями из шерсти, троллями, лодками викингов, различными магнитиками с норвежской символикой и т. п.
1
Сувенирный Тролль
Без слов
Много гуляли по городу и по набережным, город вкладывает много средств в реконструкцию именно набережных. Как пример, строительство городского театра оперы и балета, удачно вписанного в береговую линию. Когда готовились к поездке, обсуждали, что может быть особенного в здании театра, но надо отметить, что это действительно оригинальное здание, построенное практически на воде и не похожее ни на одно другое, его хорошо приняли местные жители и оно стало визитной карточкой города.
4
Здание оперы и балета Осло
Когда были на прогулке в новой части порта на набережной Акер Бригге (Aker Brygge) произошел интересный случай. Выглянуло ослепительное солнце, сразу стало жарко и мы купили мороженое шарик на шарик в вафельном стаканчике. А потом шли по набережной и отвлеклись на какую-то яхту в акватории порта, и наглая огромная чайка сбила один шарик мороженого прямо из рук, а потом уплетала его на набережной, отгоняя более мелких чаек.
2
Недавно отстроенная набережная Акер Бригге (Aker Brygge)
2
Много воды и современная архитектура из стекла — главные приметы Акер Бригге
1
Чайка с добычей — мороженым на набережной Акер Бригге
2
Порт Осло — все флаги в гости
3
Яхты жителей Осло
Отдельным пунктом пребывания в Осло явилось посещение Национальной картинной галереи. Собственно целью было увидеть знаменитую картину «Крик» норвежского художника одного из основателей экспрессионизма Эдварда Мунка. Она знаменита тем, что один из вариантов этой картины был продан на аукционе Сотбис за рекордные 120 млн долларов и считается одной из самых дорогих картин за всю историю живописи. Кроме этого именно эту картину украли в 1994 году. Картину нашли через три месяца и после реставрационных работ под усиленной охраной выставили в Национальной галерее. Прочитали в интернете, что некоторые искусствоведы считают Крик вторым по известности сюжетом в живописи после Моны Лизы. Но в галерее увидели и много других шедевров, включая произведения импрессионистов и, например, один из вариантов автопортрета Ван Гога. Понравились картины норвежских художников с изображениями суровой северной природы.
3
Крик — одна из самых знаменитых картин всех времен
Японцы знакомятся с главным шедевром Национальной галереи
Картина норвежского художника Харальда Оскара Сольберга. Зимняя ночь в горах.
5
Картина Харальда Оскара Сольберга. Зимняя улица в Рёрусе.
Картина Юхана Кристиана Даля. Зимний пейзаж.
Норвежцы с уважением относятся к своим знаменитым соотечественникам. В Осло есть отдельный музей Эдварда Мунка в районе Тёйен (Toyen), музей знаменитого драматурга Генрика Ибсена. Интересная деталь: на тротуарах главной пешеходной улицы Карл-Юханс-Гате (Karl Johan’s Gate) размещены цитаты из произведений Генрика Ибсена. Они размещены по пути его традиционного ежедневного маршрута из дома, где он жил, в кафе Гранд-Отеля, где он любил обедать. Норвежцы утверждают, что их литературный язык питается из трех неиссякаемых источников: Библии, фольклора и произведений Генрика Ибсена. Некоторые цитаты драматурга настолько органично вплелись в устную речь, что многие, употребляя их, даже не подозревают, что цитируют классика. Для привлечения интереса к творческому наследию Генрика Ибсена, был задуман арт-проект «Цитаты Ибсена» (Ibsen Sitat), участие в котором приняли все жители Норвегии. Школьники, деятели искусства, знаменитости и самые обычные люди предлагали к рассмотрению комиссии свои любимые ибсеновские высказывания, взятые из его писем, публичных выступлений, драматических и поэтических произведений. Было отобрано 69 фраз. Из нержавеющей стали отлили 4011 символов высотой 15 см и 20 см, выполненных шрифтом Oslofonten, специально разработанным для данного проекта.
Отличительной особенностью Осло является наличие большого количества скульптурных композиций на самые различные темы, они весьма оживляют зеленый городской пейзаж. Также понравились фонтаны Осло. Интересен музей кораблей викингов, где представлены подлинные корабли викингов, которым уже более 1000 лет. Добраться до него можно все тем же экскурсионным автобусом Hop On Hop Off. Автобусы курсируют каждые полчаса. А вот в парк Вигеланда не пошли, здесь мы совершенно не совпадаем с теми, кто в восторге от его скульптур.
2
Скульптура Наблюдающий вселенную, меж собой решили, что это Гагарин
2
Фонтаны Осло
2
Фонтаны Осло
5
Фонтаны Осло
Памятник королю Улафу V — отцу нынешнего короля Норвегии Харальда V. Во время царствования был очень популярен, ездил по городу в машине (которую водил сам) без охраны и говорил, что у него «4 миллиона телохранителей» (все норвежцы). Символизм в том, что пьедестал стоит отдельно, а король вместе с народом.
1
Памятник перчатке в центре Осло. Согласно легенде, он отмечает место, где король Кристиан IV бросил перчатку, заложив таким образом город.
1
Памятник Генрику Ибсену около Национального театра
Скульптура велосипедиста
3
Без тигра в Осло никуда
Электромобили на зарядке
Немного про норвежскую кухню и продукты питания. Были в двух ресторанах традиционной норвежской кухни. Первый порекомендовала Таисия, он находится недалеко от Кафедрального собора и называется Stortorvets Gjestgiveri, адрес ул. Grensen, д.1. Ресторан находится в отдельном здании, внутри оригинальный интерьер в норвежском стиле. Брали конечно рыбу — дикую форель с овощами-гриль. Прекрасное норвежское блюдо. Второй ресторан самообслуживания, называется Kaffistova и расположен на Rosenkrantz' Gt. д. 8, улице перпендикулярной главной пешеходной улице Карл-Юханс-Гате. В меню блюда норвежской кухни: лосось и оленина. Сам выбираешь блюда, поэтому время на ожидание не тратишь, порции большие и все достаточно вкусно. Еда в Норвегии отличается высоким качеством и по многим параметрам требования к пищевым продуктам даже выше чем общеевропейские. Норвегия до настоящего времени не вступила в Евросоюз, но при этом находится в Шенгенской зоне. Два раза проводились референдумы по поводу вступления в ЕС и оба раза норвежцы проголосовали против. Это решение было связано в том числе и с необходимостью сохранить закрытым свой рынок продуктов питания. Т. к. Норвегия страна северная и требования к продуктам питания высокие, то местные продукты питания неконкурентны по цене с производимыми в Евросоюзе. Если Норвегия вступит в ЕС, то будет вынуждена открыть свои рынки для европейских товаров и в страну хлынут более дешевые и менее качественные продукты питания, соответственно судьба всей местной пищевой промышленности будет печальна.
3
Один из лучших ресторанов Осло — Stortorvets Gjestgiveri
Два слова про гостиницу. Через Букинг выбрали и заказали отель Clarion Collection Bastion. В интернете прочитали, что в Осло можно смело заказывать отели в непосредственной близости от ж/д вокзала. Но так как все еще не можем избавиться от предубеждения относительно московских вокзалов, то заказали гостиницу в некотором удалении от вокзала. По карте расстояние до вокзала казалось значительным, но на самом деле идти пешком до него буквально 5 минут по прямой улице. В районе вокзала в выходные все-таки было много народа и достаточно шумно, так что с выбором отеля не ошиблись. Отель расположен оптимально относительно здания театра оперы и балета, крепости Акерсхус (Akershus), порта с ратушей и пешеходных улиц. Отель понравился. Интересной его особенностью было наличие включенного в оплату помимо завтрака еще и ужина, организованного по типу шведского стола, т. е. фактически получался полный рацион питания. Кроме этого круглосуточно можно было самостоятельно сварить в кофемашине любой тип кофе, чем мы и воспользовались в 6 часов утра в воскресенье, когда уезжали на фьорды. При этом стоимость проживания оказалась значительно ниже по сравнению с отелями, например Италии или Парижа.
Гостиница Clarion Collection Bastion
Поездка на фьорды была запланирована на воскресенье. Как пояснила Таисия, в воскресенье жизнь в Осло замирает, не работает часть музеев, магазины, большинство ресторанов. Самое время совершить поездку к фьордам. Ранний подъем не стал проблемой, т. к. в это время в Осло стоят белые ночи, точно такие же как в Питере, расположенном на той же широте. Норвежские поезда достаточно комфортны. Есть кондиционер, электрические розетки, буфет, в котором можно взять настоящий кофе и заказать, например, пиццу. По мере того, как поезд продвигался к северу, природа становилась все более суровой. Ближе к станции назначения в горах начал появляться снег. На станции Финсе (Finse, 1222 метров над уровнем моря) обнаружилось озеро, покрытое льдом. На высокогорной станции Мюрдал (865 метров над уровнем моря) пересели на поезд Фломской железной дороги FLAMSBANNA, фактически перешли по одной платформе из одного поезда в другой. Горные виды, открывающиеся из окон вагонов FLAMSBANNA, потрясающие. Через час, на конечной станции Flam нас сразу проводили на кораблик. Кораблик размерами был значительно больше прогулочных катеров, этакий микропаром с несколькими палубами, т. е. на нем можно было выбрать точку фотосъемки в зависимости от открывающихся видов. Кораблик идет сначала по Согне-фьорду, а затем поворачивает в Нерёй-фьорд, который является самым узким и считается самым красивым фьордом Норвегии. Нерёй-фьорд занесен в список Юнеско как важный природный памятник. Увидев красоты Нерёй-фьорда, да еще и в солнечную погоду, мы поняли, что эти виды стоили того, чтобы только ради них прилететь в Осло и провести в дороге в общей сложности более 16 часов за один день. По окончании круиза пересели на автобус и по горному серпантину самой крутой в Норвегии дороги под названием Stalheimskleivi спустились к станции Voss той же Бергенской железной дороги. Каких-то 5,5 часов и мы снова в Осло.
4
Высокогорная дорога FLAMSBANNA
Схема круиза по фьордам
4
Вид на Согне-фьорд — самый большой фьорд
10
Вид на Нерёй-фьорд — самый узкий и красивый фьорд
3
Самое большое поселение на берегу Согне-фьорда
5
Один из водопадов на берегу Согне-фьорда
8
Снег, зелень, камни, вода — типичный вид Норвегии
Норвегия удивительная страна, настолько хорошо организована в ней жизнь. Конечно, благополучие страны связано прежде всего с нефтью и газом, но ведь надо уметь грамотно распорядиться полученными богатствами. Большая часть вырученных от продажи нефти и газа уходит в специальный фонд, из которого и финансируются социальные программы в стране. В Норвегии не так много промышленности, в ее развитии не было особой необходимости, но с падением цен на нефть проблемы начались и у Норвегии: происходит сокращение рабочих мест, в первую очередь в нефтяной промышленности, соответственно увеличивается безработица, приходится больше денег забирать из фонда. Чтобы сохранить достигнутый высокий уровень жизни, норвежцам надо будет решать возникающие вопросы.
Несмотря на такое короткое путешествие, впечатлений от Норвегии огромное количество. Это путешествие прошло как другая жизнь, бесконечно далекая от повседневных житейских и рабочих вопросов. Пора планировать следующее путешествие.