В Муроме в настоящее время существуют четыре монастыря, сейчас это основная достопримечательность Мурома. Я успела посетить три из них.
Свято-Троицкий женский монастырь
Троицкий женский монастырь был основан в 1643 году богатым муромским купцом Богданом Цветным на месте одноименной деревянной церкви.
17
Сначала в 1642 году был заложен кирпичный Троицкий собор, уникальной чертой наружной отделки которого являются поливные изразцы с разнообразными орнаментами, отсутствующие на других храмах Мурома.
18
Стиль, в котором создан этот собор, называется русское узорочье. Главным украшением Свято-Троицкого собора являются кованные золоченые кресты — шедевры кузнечной работы муромских умельцев XVII века.
13
Через год в 1643 году Богдан Цветной получил разрешение от епископа Рязанского и Муромского основать на месте Троицкого прихода девичий монастырь.
В 1648 году над святыми воротами обители возводится небольшая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери с ложношатровым завершением, а в 1652 году над монастырем вознеслась многоярусная колокольня, завершившая, в основном, формирование архитектурного облика монастыря.
7
10
В XVIII веке Троицкий монастырь жил очень скромно, так как больших земельных угодий не имел, богатых пожертвований тоже не было. В 1764 году в нём проживало 15 монахинь и одна игуменья. Монастырь дважды, в 1792 и 1805 годах, страдал от пожаров, уничтоживших все деревянные строения обители. В 1807–1808 годах на средства вдовы Александры Дмитриевны Неймановой возводится новая кирпичная ограда, частично сохранившаяся до настоящего времени.
17
7
15
Существующие в настоящее время на территории Троицкого монастыря кирпичные постройки возведены в конце XIX — начале XX века. В 1898 году сооружен кирпичный двухэтажный корпус, где в 1899 году открылась одноклассная женская церковно-приходская школа с уроками рукоделия.
1 из 3
6
В 1918 году в трех кирпичных корпусах вместо монахинь поселились рабочие. В 1921 голу монастырь закрыли, его территория стала называться «рабочий городок». В Казанской церкви разместилась трикотажная артель, внизу храма были склады, а на втором этаже поставили станки. В Троицком соборе были склады военного ведомства. А в послевоенных годы келейные корпуса превратили в коммунальные квартиры. Нужно отметить, кресты не сносили. Вот это мой снимок 1969 года.
8
В 1976 году из села Красное Меленковского района на территорию монастыря перевезли деревянную церковь, построенную в 1715 году, её планировали показывать как музейный экспонат. Это церковь Сергия Радонежского.
1 из 2
9
Главные святыни монастыря — мощи святых благоверных князей Петра и Февронии, покровителей брака и семейного благополучия, а также Виленский крест, найденный в 1657 году и почитаемый как чудотворный. Это часовня Святых Петра и Февронии.
1 из 2
11
В 1991 году ансамбль Троицкого монастыря возвращен Русской Православной церкви. Это первый женский монастырь, открытый во Владимиро-Суздальской епархии.
Свято-Благовещенский мужской монастырь
Муромский Благовещенский мужской монастырь возник из скромной деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. По преданию ее сооружение приписывают князю Константину Святославичу — сыну Черниговского князя Святослава, внуку великого киевского князя Ярослава Мудрого.
Мужской монастырь был основан на месте Благовещенского храма по обету царя Ивана Грозного. Он посетил Муром в 1552 году во время похода на Казань, молился новым чудотворцам о даровании победы и обещал в случае успеха учредить монашескую обитель. После взятия Казани в Муром прибыла артель зодчих, которые построили каменный храм. А в 1554 году был учрежден Благовещенский мужской монастырь.
14
Новая обитель пользовалась высочайшими милостями. Царь прислал для церковных нужд всю необходимую утварь, дал братии «милостыню неоскудну» и земельные владения. Монастырь сильно пострадал во время нашествия польско-литовского отряда Александра Лисовского в 1615 году, но был восстановлен.
В 1655 году вместо деревянной надвратной церкви во имя первомученика архидиакона Стефана построили небольшой кирпичный храм, который впоследствии неоднократно перестраивался.
1 из 3
16
В 1664 году коренной перестройке подвергся обветшалый Благовещенский собор, в конце XVII столетия рядом с ним воздвигли высокую шатровую колокольню. Считают, что все работы велись на средства муромского купца Богдана Цветного, который позже принял постриг в этой обители под именем старца Тихона.
1 из 2
14
В 1811–1812 годах монастырь обнесли кирпичной оградой. Во время Отечественной войны 1812 года в монастыре хранились чудотворные иконы Иверской и Владимирской Богоматери, вывезенные из Москвы во время нашествия Наполеона.
10
Благовещенский монастырь был закрыт в 1919 году, монахи жили в городе, но продолжали служить в соборе. Собор закрыли в 1940 году, но в 1942 году открыли, как приходской храм. В 1945–1946 годах в нем служил вернувшийся с фронта с тяжелым ранением в позвоночник иеромонах Пимен (в миру С. М. Извеков) — будущий Патриарх Московский и всея Руси.
До 1991 года Благовещенский собор оставался единственным действующим храмом города. В 1991 году указом патриарха и Священного Синода в древней Благовещенской обители возобновилась иноческая жизнь.
1 из 7
16
В соборе хранятся многие почитаемые списки с икон, а также мощи муромских святых и чудотворцев. Внутри Благовещенского собора заслуживает внимания единственный из сохранившихся в Муроме дореволюционный иконостас, а также резной портал в притворе собора. Росписи в притворе и храме выполнены в 1995–2013 годах.
Спасо-Преображенский мужской монастырь
Монастырь упоминается летописными источниками раньше всех других монастырей на территории России и фигурирует в «Повести временных лет» под 1096 годом в связи с гибелью под стенами Мурома князя Изяслава Владимировича, погребенного в Спасском монастыре.
В середине XVI века после успешного похода Ивана IV Грозного на Казань в Муроме по приказу царя были воздвигнуты несколько каменных храмов, в том числе главный собор Спасо-Преображенского монастыря. В описях Мурома 1624 и 1636–1637 годов монастырь значится как «строение государево», что подтверждает активное участие в жизни обители представителей царствующего дома.
Спасо-Преображенский собор — древнейший из сохранившихся храмов Мурома.
1 из 3
11
В 1550-60-е годы на территории монастыря возвели два других кирпичных храма — Покровский и надвратный Кирилла Белозерского. Оба полностью перестроены в XVII–XIX веках.
В декабре 1515 года на Муром напал вооруженный польско-литовский отряд А.Лисовского. Пострадал от набега и Спасский монастырь: поляки разграбили церкви, ободрали серебряные ризы с икон и драгоценные камни. Монастырь восстановили и украсили на пожертвования русских царей и местной знати.
В 1636 году территорию окружала деревянная ограда в виде частокола. Внутри стояли кирпичный пятиглавый Спасо-Преображенский собор, кирпичная теплая Покровская церковь. Над святыми вратами возвышалась кирпичная надвратная церковь Кирилла Белозерского. В монастыре проживало 28 монахов.
В конце 1680-х годов на средства митрополита Сарского и Подонского Варсонофия (потомка муромского дворянского рода Чертковых) возводятся палаты настоятеля — первая кирпичная гражданская постройка Мурома,
1 из 3
15
а также уникальная единственная в городе двухэтажная Покровская церковь. Трехъярусная колокольня с восьмигранным шатром выстроена на деньги муромского купца Павла Петровича Самарина позже — в 1757 году. Была разобрана в 1929 году и восстановлена в 2002 г.
1 из 3
12
В 1807 году начали строить северную кирпичную ограду с новой надвратной церковью во имя Кирилла Белозерского, но из-за отсутствия средств к середине XIX века строительство остановилось.
1 из 5
7
В 1891 году на территории монастыря возвели кирпичный трехэтажный братский корпус. В нём проживали монахи и располагалась монастырская гостиница, а внизу, в подсобных помещениях, размещалась просфорная. В здании устроили небольшую домовую церковь, 6 марта 1911 года состоялось её освящение в честь Семи мучеников Херсонесских.
1 из 2
9
Спасский монастырь закрыли в 1918 году по обвинению в агитации против советской власти. Из Спасского собора изъяли в 1922 году все ценности, в 1925 году передали его краеведческому музею, а в 1927 году сдали в аренду 41-му стрелковому полку. В 1930-е году монастырь заняло военное ведомство и частично НКВД, доступ гражданских лиц был запрещен.
Ещё в 1990 году с открытым письмом в поддержку передачи Муромского Спасского монастыря Русской православной церкви обратилась общественность Мурома. За идею возрождения обители выступил академик Д. С. Лихачёв, обратившийся 8 октября1990 года с письмом к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию. Но воинская часть покинула её только весной 1995 года. Монастырь в это время был в состоянии полной разрухи.
В 2000–2009 годах монастырь был капитально реставрирован при поддержке Счётной палаты Российской Федерации: восстановлен главный храм обители, Покровская церковь, воздвигнута ограда и надвратная церковь Кирилла Белозерского, полностью отремонтирован и переоборудован братский корпус. Сейчас в братском корпусе работает Муромское православное духовное училище имени Святейшего патриарха Пимена.
1 из 2
14
На территории монастыря воздвигнута часовня Георгия Победоносца (2002 г.),
8
новый надвратный храм Сергия Радонежского у спуска к Оке (2005 г.),
8
часовня Ксении Петербургской (2006 г.),
8
часовня Божией Матери «Живоносный источник» (2005 г.).
1 из 2
6
Пользуется спросом продукция монастырской пекарни. Когда мы приехали, там стояла очередь.
12
У монастыря большая и красивая территория, выполнено отличное благоустройство. Я слышала, что люди приходят сюда с детьми как в парк, просто погулять среди цветов, посидеть на лавочке у прудика с лотосами, посмотреть на птиц или монастырский огород.
1 из 5
7
Со смотровой площадки у спуска к Оке даже виден новый Муромский мост.
7
В монастыре есть еще одна часовня — костница. Она стоит на месте, где когда-то было монастырское кладбище, на котором около 900 лет хоронили князей, представителей духовенства и городской знати. Когда монастырь закрыли и разместили там воинскую часть, на месте кладбища построили две казармы и разместили плац.
Когда в 1998–2005 годах выполняли благоустройство территории монастыря, обнаружили многочисленные останки захоронений. Для их погребения была устроена по афонскому образцу часовня-костница.
1 из 4
4
В 2006 году в монастыре состоялось праздничное богослужение, приуроченное к 910-летию обители. Его возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В честь этого на территории установлен памятный камень.
9
А за оградой монастыря рядом с часовней Ксении Петербургской стоит еще один памятник святым благоверным Петру и Февронии Муромским.
8
Свято-Воскресенский женский монастырь
Возникновение Воскресенского девичьего монастыря местная муромская легенда относит к XIII веку и связывает с именами святых муромских князей Петра и Февронии, живших якобы здесь и благословивших своим посещением холм, на котором позднее и возникла обитель.
Одно из ранних достоверных сведений о Воскресенской церкви относится к 1566 году. В XVII веке это был небольшой монастырь, где жили 16 монахинь с игуменьей. Обитель строилась и содержалась на средства семьи муромского купца Семёна Фёдоровича Черкасова. В монастыре было две деревянных церкви — Воскресенская и Введения Пресвятой Богородицы. Монахини занимались лицевым шитьем.
Разбогатев на торговле хлебом и солью, во второй половине XVII века Авраам Черкасов воздвиг кирпичные храмы (время сооружения неизвестно, между 1646 и 1678 годом). Воскресенский женский монастырь просуществовал до 1764 года. После его упразднения, что было связано с указом Екатерины II о секуляризации церковных земель, Воскресенская и Введенская церкви стали приходскими, а монашествующих, игумению Мария вместе с двумя монахинями и двумя схимонахинями, перевели в Троицкую обитель.
На протяжении XIX — начала XX веков храмы оставались рядовыми городскими приходами. Здесь же располагалось одно из четырёх городских кладбищ, существовавшее с незапамятных времён.
В советские годы ансамбль Воскресенского монастыря разделил печальную участь многих муромских храмов. Церкви были закрыты, наиболее ценные предметы вывезли в музей, а здания стали использовать под складские помещения. В 1929 году кладбище уничтожили, а в 1950 году и вовсе устроили над могилами футбольное поле. В 1970–1980-е годы в Воскресенской церкви был спортзал с рингом.
В 1998 году храмы вернули Владимиро-Суздальской епархии, и в них вновь возродилась иноческая жизнь.
Я в этот монастырь не дошла, видела только его серые купола вдали за церковью Николы-Набережного.
8
В заключение могу сказать, что информацию о монастырях я брала из исторического очерка-путеводителя «Муром». Автор В. Я. Чернышев. Его я купила у автора с дарственной надписью в Троицком монастыре.