Турист Denis Mironov (den-ekb)
Denis Mironov — был 3 декабря 2023 17:34
Смотрю на мир. Мир смотрит на меня.

Баку — Азербайджан Май 2016

Первый день в Баку

Второй день начался бодро и энергично. В моём номере было, по-прежнему, холодно. Зато крепче спалось, хоть и под двумя одеялами. Я очень добротно отдохнул, поэтому был готов пойти в «Ва-банк» в изучении столицы Азербайджана. Очень сожалел, что днём ранее не смог выполнить «обязательную программу», ведь каждая минута здесь на счету. Максимальная собранность — девиз этого дня.

Пятнадцать минут на сборы, и вот я уже шагаю по бесконечным коридорным лабиринтам коммуналки. Проскользнуть мимо внимательных хозяев мне не удалось. Меня настоятельно повели завтракать, с чем, опять же, я столкнулся впервые. Сначала даже обиделись на мой вежливый отказ, что удивительно. Никто никогда не обижался на мои отказы от ранних трапез.

Ароматный горячий кутаб хрустел и надламывался только лишь от одного моего взгляда. Вприкуску с деревенским творогом и маслом, как бальзам на душу. Никогда не подумал бы, что хлеб, масло и творог — настолько вкусное сочетание. При всей своей простоте и минимализме, наедаешься так, что реально понимаешь внутреннее состояние колобка. Но хозяин не успокаивается и начинает накрывать по второму кругу, а я спешу благодарить и бежать в город.

Пешком идти после такого завтрака — не царское дело, поэтому я прыгнул в отходивший 26 автобус, на котором можно доехать до станции метро имени писателя Нариманова. Стоимость поездки 0,2 AZN (~9 рублей) — ласкает ухо и кошелек. Автобусы комфортные, с мягкими сидениями. Ходят очень часто и быстро. С транспортом в Баку, на мой взгляд, проблем нет совсем. За межгород не рискну сказать. Говорят, ситуация намного хуже.

В метро уже как дома, но тётеньки с флажками всё ещё забавляют. Сегодня я вновь отправился к станции Ичери Шехер, правда, в этот раз для знакомства с современной архитектурой, которой так славится современный Баку.

Миновав вчерашний губернаторский садик, фонтаны которого вновь не работали, тропинка уводила меня на набережную. И очередное удивление: подземный переход.

Не в двух словах о Баку. Часть вторая

Чистота, отсутствие торгашей и попрошаек. Не знаю как в Москве, но нашим уральским переходам остается только завидовать отсутствию запахов, ухоженности, лоску и эскалаторам, которые были всегда актуальны. Никогда бы не подумал, что мне доведется специально фотографировать подземные переходы и включать их в отчёты/фотоальбомы. На то он и Баку, чтобы удивлять и ломать стереотипы.

Набережная сразу порадовала компактностью размещения основных достопримечательностей. Большинство находилось в пределах видимости и шаговой доступности. Самое первое, что вы увидите, так называемый, парк «Маленькая Венеция».

Не в двух словах о Баку. Часть вторая

Пафосное название носит обычный большой ресторан на воде. Конечно, венецианского там абсолютно ничего нет. Мосты, соединяющие разные трапезные зоны и небольшой бассейн, по которому можно прокатиться на лодочке за 3 AZN.

Не в двух словах о Баку. Часть вторая

Из-за компактности построек очень было сложно построить кадр. Я всячески корячился, чтобы сделать более менее красивый снимок, а официанты один за другим тыкали в меня своим меню. Дотыкали почти до потери сознания. Видимо, намекали на то, что просто так нельзя находиться на территории. Бред, но ладно, всё обошлось на уровне улыбки.

В трёх шагах от маленькой Венеции расположен государственный музей ковра, который своим видом, как магнит притягивает новоиспеченных туристов.

Не в двух словах о Баку. Часть вторая

Необычное здание, выполненное в форме ковра свёрнутого в рулон… большой такой рулон. Трудно представить, что такое огромное здание целиком и полностью посвящено только коврам. Ну как же тут устоять и не зайти? Да, никак, интересно же.

На входе досмотр как в аэропорту, сопровождающийся выворачиванием сумок и акробатическими этюдами через металлодетектор. Дядьки на азербайджанском ведут у меня допрос… но т. к. я совсем «не шпрехаю» на азербайджанском со мной предпочли не связываться и отпустили в главный холл, где расположены кассы и сувенирные лавки. Раньше, говорят, был бесплатный буфет, но его я не застал.

Улыбчивая билетерша протянула прайс… При виде ценника может стать плохо любому, не осведомленному в ценовой политике, гостю. Хочешь посмотреть ковры? Заплати 7 манат. Хочешь их сфотографировать и сделать селфи для «вконтакте»? Выложи ещё 10 манат. Хочешь, чтобы тебе специалисты грамотно рассказали о коврах и вообще помогли понять суть музея? Доставай ещё 8 манат. Если у тебя нет ещё фотографии в национальном костюме, а очень сильно хочется? Протяни 15 манат. Таким образом, любителям All Inclusive придётся отдать в кассу 40 AZN (~1 800 руб. / чел.). Однако для студентов (в том числе, и российских) скидки почти на всё. С меня, почему-то взяли, как со студента. За билет и фотосъёмку я отдал 10 манат, сэкономив 7 AZN.

Не в двух словах о Баку. Часть вторая

На первых двух этажах представлены очень старые ковры и их копии. Копий, кстати, больше. Информационного сопровождения на русском языке не наблюдал, хотя все работники свободно на нём говорят. А ещё здесь я понял, что не умею фотографировать ковры.

Как бы я не вглядывался в расписные узоры, как бы не пытался вчитываться в англоязычную информацию… почти ничего не было понятно. Ковёр и ковёр. Даже себя кретином почувствовал, на фоне охающих азербайджанских и грузинских туристов. Видимо, мы люди другой культуры и ценностей, поэтому древние ковры меня совсем не растрогали и почти не удивили. Уж простите меня читатели. Да их много, да выполнены из разных материалов и с помощью разных технологий пошива. Но как-то нет того фурора, которого ждёшь после грациозного фасада и ценника на кассе. Сначала пытаешься вникнуть, а потом, от безнадёги, уже идёшь просто… куда глаза глядят. Так было на первых двух этажах.

Мне больше всего понравилась экспозиция на третьем этаже. Ковры там современные. Выполнены с ювелирной точностью. Своего рода картинная галерея, где вместо холста и красок — ковры, расшитые разноцветными нитями.

Не в двух словах о Баку. Часть вторая

Тут особо думать не надо. Ходишь и просто наслаждаешься рукотворной красотой нашего времени, наблюдать которую — истинное удовольствие.

На каждом этаже можно понаблюдать как мастерицы ткут ковры. Труд, на самом деле, титанический: выносливость, внимательность, усидчивость, умение работать руками. Не смогу подобрать подходящих эпитетов, но, ребята, это жесть.

Больше, чем уверен в том, что при виде этого здания вы непременно загляните сюда. Невидимая сила приведет вас в этот ковровый дворец. А впечатления… тут как карта ляжет. Я же ожидал нечто большего, но для общего развития и этого вполне было достаточно. По времени хватит одного часа.

На улице установилась сухая и жаркая погода. Одной ногой Баку вступил в жаркое лето. В ларьке купил 4 по 0,6 питьевой воды. Как чувствовал, что, буквально, через 10 минут она мне пригодится, как манна небесная.

Напротив музея ковров расположен фуникулер, на котором можно подняться в нагорный парк — визитную карточку туристического Баку.

Не в двух словах о Баку. Часть вторая

Но как и фонтаны в Баку, фуникулер сегодня не работал. На дверях висел погрызенный листочек с объявлением: «ПРОФИЛАКТИКА». Вот так вот просто, в выходной день, когда основной поток туристов прибывает в Баку, у фуникулера — профилактика. Внутри помещения два дедка играли в нарды, видимо, для той самой профилактики. Единственным способом попасть в нагорный парк оставалась лестница, по которой пришлось пыхтеть добрых 15–20 минут, опустошая бутыль за бутылью живительной минеральной воды.

Не в двух словах о Баку. Часть вторая

Конечно, это никакое не геройство. Этот подъем преодолеет абсолютно каждый, но… не в жару, не в жару… испытывать это удовольствие. Забегая вперед, скажу, что в тот день, я дважды поднимался в нагорный парк. Моя упёртость была вознаграждена хорошими, на мой вкус, панорамами и чувством царя горы.

Не в двух словах о Баку. Часть вторая

Нагорный парк раскинулся над Бакинской бухтой причудливым пересечением широких лестниц и тенистых аллей, обзорных площадок и укромных уголков для влюблённых. Это место всегда ценилось у местных жителей и туристов. Вы встретите здесь влюбленные пары всех возрастов, скромно сидящих на лавочках или степенно гуляющих под ручку. Идеальное место для променада, особенно в ночное время суток. Очень небольшая площадь парка сочетает в себе столько исторических и религиозных объектов, что порой никуда не надо идти: крутись вокруг и всё предстанет перед тобой, как в сказке.

Фуникулёр привозит туристов к красивой мечети с двумя минаретами Mehdi Huseyn. Мечеть очень понравилась! Столько вдохновения она вселила в мои жилы, что фотографируя её с разных ракурсов, я совершенно забыл о противном подъёме и, с чувством второго дыхания, продолжал знакомиться с парком.

Не в двух словах о Баку. Часть вторая

Рядом расположен вход в головокружительные и сногсшибающие пламенные башни, которые, в непосредственной близости, выглядят ещё более устрашающе.

Не в двух словах о Баку. Часть вторая

Гуляя внизу (вдоль побережья), богатое воображение рисует картину, словно над Баку нависла большая опасность в виде трёх гигантских щупалец. Здесь же завораживает, во-первых, высота и масштаб этого сооружения, во-вторых, необычные формы, которые можно разглядеть лишь в непосредственной близости. Пламенные башни уже давно стали символами города и страны.

Тут же расположена аллея шахидов — место, которое было отмечено в моем плотном маршруте как «must see». Уж не знаю, что я так вцепился в него. Может из-за названия… По сути, аллея шахидов — это кладбище в нагорном парке, где захоронены жертвы разгона советскими войсками демонстрации 20 января 1990 г. на площади Ленина, на которой оппозиция требовала отставки правительства. Вот так любопытно, на территории центрального городского парка расположено кладбище, на котором захоронены чуть более ста человек.

Не в двух словах о Баку. Часть вторая

Парк пропитан атмосферой променада и спокойного отдыха. В эту волну включаюсь и я, медленным шагом осматривая его объекты, чтобы не упустить из виду какую-нибудь интересность.

Не в двух словах о Баку. Часть вторая

Все дороги парка ведут к смотровой с видами на Бакинскую бухту и центр города. Возможно, днём картина не самая впечатляющая, но я специально вернусь сюда ночью.

Не в двух словах о Баку. Часть вторая

Пожилые бакинцы вновь пытаются завести со мной разговоры, приглашают поехать в гости на шашлыки. Но второй день заканчивать не по сценарию, уже было бы совершенно не позволительно. Любопытный факт, но большинство азербайджанцев не знают город Екатеринбург. Но лишь стоит упомянуть про советский Свердловск, вспоминался как сам город, так и истории с ним связанные. Такое было ощущение, что половина бакинцев в разное время посещали Екатеринбург.

Не в двух словах о Баку. Часть вторая

Одназначно рекомендую сюда забраться, даже если не будет работать фуникулер. Место очень хорошее: спокойное и светсткое.

После нагорного парка я вернулся на набережную, где арендовал велосипед, чтобы успеть осмотреть всё, что оставалось в моём непройденном списке. Аренда велосипеда 3 AZN / час. Думаю, что это оптимум по удобству и комфорту в жаркий день. Пешком бы ушёл весь день на изучение Приморского национального парка.

Остановка № 1. «Колесо обозрения».

Не в двух словах о Баку. Часть вторая

Высота Бакинского колеса обозрения всего 60 метров, что на, мой взгляд, недостаточно для осмотра города с высоты. Один круг обойдётся в 5 AZN. В этот день, оно тоже почему-то не работало. Возможно, сказывалось отстутствие туристов или шашечно-нардовая профилактика.

Остановка № 2. «Смотровая на набережную».

Не в двух словах о Баку. Часть вторая

Море огорчает своей загаженностью. Остатки нефтепродуктов практически полностью затягивают водную гладь. От недостатка кислорода, рыба поднимается на поверхность, жадно цепляясь за кислород. Предприимчивые рыбаки полностью захватили власть над пирсами и пытаются выловить эту нефтерыбу. Я предпочел даже не смотреть на каспийскую рыбу в местных магазинах.

Остановка № 3. «Площадь государственного флага».

Для всего народа Азербайджана это место считается очень знаковым, как для нас красная площадь. Возможно, это сердце страны. Здесь я был в гордом одиночестве, вслушивался в абсолютную тишину. Только я и плотные звуки развевающегося тяжелого флага. Пробирает до костей, особенно в темноте.

Остановка № 4. «Baku Crystal Hall»

Не в двух словах о Баку. Часть вторая

Легендарный спортивно-концертный комплекс «Baku Crystal Hall» принимал участников конкурса Евровидение в 2012 году. Напомню, что в тот год Российские Бурановские бабушки заняли второе место, уступив пальму первенства шведской певице Loreen.

Бурановские Бабушки — EUROVISION 2012. Party For Everybody

Сегодня «Baku Crystal Hall» работает в щадящем режиме. Тяжело набрать зрительный зал вместимостью 25 000 человек. Здесь принимаются лишь мировые звёзды такие, как Rihanna, Beyonce, Shakira и др. Таня Буланова, Егор Крид и Линда, во время моего визита, довольствовались лишь залом ресторана отеля Kempinski.

Остановка № 5. «Водный дворец»

Не в двух словах о Баку. Часть вторая

Остановка № 6. «Нефтянные вышки»

Удивительно, но даже в самом центре Баку ведётся добыча нефти. Без каких-либо преград Вы сможете ознакомиться с процессом добычи чёрного золота. Не надо специально ехать далеко за город, чтобы посмотреть как добывается виновница сумотохи на сырьевых и валютных рынках. Именно в 1,5 км. отсюда расположена самая красивая мечеть Баку — Биби Эйбат, до которой, собственно, и был запланирован мой маршрут. Однако на трассе был дикий трафик. Я не смог перестроиться на нужную полосу, поэтому решил наведаться туда завтра. Всем мои планам и замыслам, в очередной раз, не удалось сбыться. Пришлось развернуться и поехать обратно.

Остановка № 7. «Бибиэйбатский проспект»

Место раскола архитектурного изыска современного Баку. Тут и старинные классические дома

Не в двух словах о Баку. Часть вторая

и скромные постройки, где-то там… на горе… Как Вам фавеллы по-бакински? Думаю, привлекательней бразильских.

Не в двух словах о Баку. Часть вторая

Остановка № 8. «Памятник паровозу и ЖД станции»

Здесь я завис на полчаса. Место показалось каким-то притягательным. Может из-за того, что я люблю всё то, что связано с железными дорогами и авиацией. Даже до сих пор не знаю, что это за монумент. Просто сидел и смотрел на эту лужайку, которую тщательно прибирали. К сожалению, близко подойти не удалось, все входы/выходы, явки/пароли были не доступны до простого обывателя.

Ещё пара незначительных остановок по дороге обратно, и вот, приморский парк изучен с ног до головы. Думаю, место достойно вашего внимания и визита.

Спустя 3 часа, я вернул своего железного коня в прокат и пошёл по набережной в сторону дома. Ноги уже начинали закатывать гудёжь, но я пока не ведусь на их провокации. Погода хорошая… отлежимся дома.

Не в двух словах о Баку. Часть вторая

Зоны отдыха гармонично перемежаются с офисными и коммерческими зданиями. Современная застройка имеет закос под стекло, а некоторые офисные здания выполнены в неком футуристическом стиле.

Не в двух словах о Баку. Часть вторая

На этом моё знакомоство с набережной не закончилось. К сожалению, рассказ имеет лимит 50 фотографий. Мы вернемся на это место уже завтра и продолжим очередной репортаж о красавце Баку. А пока заглянем в местное кафе Азербайджанской кухни.

Возле станции метро Sahil расположено кафе, где гуляющие могут из холодильника сами себе выбрать шампур с кебаб или шашлыком, которые тут же приготовят. Я долго разглядывал, что же нам сегодня приготовят повара. Без внимания я естественно не остался, ведь я в Азербайджане. Ко мне вышел шеф-повар со словами:

— Давай, дорогой, заходи-заходи. Всё для тебя. Какой хочешь?

— Говяжий острый кебаб и кебаб из баранины.

— У меня лучший кебаб в Баку! Проходи, ещё айрана налью! Самый вкусный!

Молниеносно мне принесли большой бокал айрана, горячий кутаб и салат «шуба». А вскоре начался колорит востока, целый поднос угощений.

Не в двух словах о Баку. Часть вторая

Кебаб засервировали маринованным луком, гречей, рисом, печёнными помидорами и трубочками тонкого лаваша. По вкусу не передать словами! Просто песня! Ешь вкусное, сочное, ароматное мясо. Позже я ходил обедать только сюда, эксперементировать совсем не хотелось. Мясо в этом заведении готовят с чувством, с толком, с расстановкой. И, действительно, хозяин не обманул. Айран и кутаб не включили в стоимость, не большой комплимент от шеф-повара. Достойное окончание дня! Как вы считаете?

Перед ночной вылазкой в город, я направился в отель, чтобы зарядить камеру. По дороге от метро до гостиницы, заглянул в уже привычный фрутмаркет, с хозяином которого я вчера общался. Он был удивлен моему возвращению. Я шутливо покритиковал его вчерашнюю клубнику. Он расстроился. А дальше мы продолжили вчерашние темы за жизнь. Как говорится: «За нас, за Вас, за нефть и газ». А так как я человек громкий, да и продавец в молчунах не числился, на наш диалог прибежали и другие продавцы, а также простые зеваки. И начались дискуссии, дебаты, монологи и диалоги. Народ удивлялся моей начитанности про Азербайджан и не мог скрывать своей радости и симпатии. С азербайджанцами очень интересно общаться, потому что им самим это интересно! Они входят в азарт и лёгкую эйфорию в процессе общения, особенно на отдельные темы. Пожилые бакинцы вливают почти всю душу в каждое слово. Очень осторожны с подбором слов и выражений, т. е. политкорректны. Никаких споров и оскорблений, никаких навязываний мнений… можно сказать светские беседы на пролетарские темы. Сейчас я вспоминаю те минуты нашего общения. Надо признать, захлестывают ностальгия и легкая грусть! Не каждый день можно вот так незатейливо организовать такие простые душевные разговоры.

Со словами: «надо кормить отечественную науку» меня повели дегустировать фрукты (иранские персики, нектарины и абрикосы; местные яблоки, алычу, клубнику), овощи (огурцы, помидоры, редис) и сыры. А через 15 минут я уже стоял загруженный, как челнок. В левой руке я держал ведро клубники, в правой — мешок яблок, алычи и пара персиков. В зубах — банка компота. Деньги наотрез отказывались брать, мои скромные стеснения и возражения — не принимались в сухую. Клубнику отдали вместе с ведром. «Занесёшь — спасибо скажем, не занесёшь — на память оставишь». Расставались уже, как хорошие приятели, с обещанием завтра возобновить разговоры и дискуссии, из которых я узнаю много нового и интересного об Азербайджане.

Вернулся в дом туриста Naftalan, можно сказать, по потёмкам. Застал горячую воду! Чему был несказанно рад. Помылся, зарядил камеру… и повторил этот же самый маршрут, но уже только ночью! Если в Ва-банк, так Ва-банк! Однако это совсем другая история, о которой я поведаю в отдельной главе!

Спасибо за внимание. Продолжение следует.