Турист Наталья Мелешкина (N_meleshkina)
Наталья Мелешкина
была 12 октября 2023 21:56

Вардё, Вадсё — Норвегия Июль 2015

А поутру мы проснулись, полные сил для дальнейшего путешествия. В ресторане нас ждал вкусный завтрак со шведским столом, так что каждый смог подарить себе утреннюю радость по своему усмотрению (и желудку).
Наш путь сегодня — в столицу норвежских ведьм — город Варде. По дороге сделаем небольшую остановку на общение с местными чайками на птичьем базаре полуострова Еккерой.

Автобус подкатил почти к подножью скалы, парковка очень удачно расположилась на расстоянии всего 100 метров от базара. Медленно бредем вдоль кромки моря. Интересно понаблюдать за сельскими пейзажами.

Вот здесь лошади мирно пасутся в загоне, а здесь для овец приспособили оставшуюся от войны огневую точку. А там, вдалеке, деревянные сушилки для рыбы.

В поисках новых приключений – Нордкап и не только…. День 3

Но вот и скала, плотно облепленная гнездами чаек. Здесь гомон, шум, постоянная «движуха».

Кто-то взлетает, кто-то приземляется.

В поисках новых приключений – Нордкап и не только…. День 3

Красивые пейзажи, красивые камни. Бродим вдоль скалы, и опять каждый находит себе что-то интересное, необычное.

Робко зову всех подняться вверх по скале — там, на плоскогорье, остатки немецкого военного укрепления, которое было устроено для орудия Стелла — устрашающего оружия против советских войск. Желающих прикоснуться к истории не нашлось.

В поисках новых приключений – Нордкап и не только…. День 3

Оно и понятно, ехали ведь за релаксом, за красотой… придется поход на плоскогорье оставить на следующий раз.

Найти полуостров не сложно, а вот на нем можно изрядно поплутать. Я накрутила там приличные круги, изучая это место. Так что карта не помешает. Совет: в этом месте две парковки - верхняя и нижняя. С верхней - путь на военные укрепления и птичьи базары, расположенные за 5-7 км. С нижней паркови - 100 метров до птичьего базара. Оба маршрута интересны.

Незаметно доехали до Варде, проехав при этом по подводному тоннелю, протяженностью почти три километра. Самый первый подводный туннель в Норвегии. А Варде — единственный город в Норвегии, расположенный в арктической зоне. Диплом, подтверждающий пересечение тоннеля под водой Баренцева моря, можно приобрести в центре туристической информации или сувенирном магазине на причале.

В 1989 году город отметил своё двухсотлетие.

Первая наша остановка — у крепости Вардёхюс. Самая северная в мире и самая восточная крепостная стена в виде восьмиконечной звезды была построена в начале 18 века. До этого крепость два раза перестраивалась, так как имела деревянные крепостные стены.

В поисках новых приключений – Нордкап и не только…. День 3

Недавно Вардёхюс отметил свое 700-летие.

В музее крепости хранится королевский посох. В ходе экскурсии можно посетить жильё коменданта, выставку пушек и мотоциклов.

Выставки в музее постоянно меняются, тем самым поддерживая интерес к музею неоднократно приезжающим в Варде.

В поисках новых приключений – Нордкап и не только…. День 3

Мы помним, что Вардё — город ведьм. Самый интенсивный процесс судов над ведьмами происходил в окрестностях крепости «Вардёхюс». С 1621 по 1692 приблизительно 90 женщин были признаны виновными и приговорены к сожжению на костре. Согласно судебным протоколам, женщины имели свидание с дьяволом на ведьминой горе «Домен». Пещеры дьяволят располагались на вершине горы, а самого дьявола — под ведьминой горой.

В память об этих событиях был сооружен мемориал сожженным во времена темного средневековья ведьмам. Возвели его архитектор Петер Цумтор и художница Луиза Буржуа. Посетителю мемориала вначале предстоит пройти по длинному сооружению, снаружи напоминающему гармошку, по которой в некоторых аэропортах люди проходят на борт лайнера.

Только это гармошка довольно длинная, а внутри сильно затемнена. Во внутреннем коридоре по бокам на разных уровнях находятся маленькие окошки-бойницы, через которые пробиваются лучики света, и тлеющие неярким светом лампы, свисающие на длинных проводах с потолка. На стенах же закреплены мемориальные доски с именами и историями «ведьм». Всего на острове, как говорят документы, с 1600 по 1692 годы к смертной казни было приговорено около 135 мужчин и женщин. Из них 91 человек был местным островитянином.

В поисках новых приключений – Нордкап и не только…. День 3

Пройдя этим коридором смерти и выйдя через туго открывающуюся дверь на улицу, оказываешься около стеклянного куба из темного тонированного стекла.

Внутри куба находится стул, из которого вырываются языки пламени.

Над стулом в больших овальных рамах закреплены девять кривых зеркал, подхватывающих и искажающих языки пламени.

В поисках новых приключений – Нордкап и не только…. День 3

Зрелище впечатляющее. Снаружи еще слишком светло, и это несколько портит впечатление.

А вот небольшая выдержка из брошюры черного цвета, которую можно взять в мемориале на острове Вардё

Лисбет Нильсдаттер предстала перед судом в г. Омганг 9 августа 1621 года. Обвинена в занятиях колдовством. Двое мужчин засвидетельствовали, что слышали, как Лисбет утверждала, что может добиться всего, чего захочет, с помощью колдовства. Приговорена к испытанию водой, держалась на поверхности как поплавок. Впоследствии, без применения пыток, призналась:

Что научилась колдовству у Карен Эдисдаттер;
Что Сатана являлся ей в облике серого козла;
Что она отреклась от Господа Бога и крещения, чтобы служить Сатане;
Что Карен Эдисдаттер научила ее, как вытянуть молоко из чужого скота;
Что она делала это, помещая козий рог под желудок животного;
Что она могла наполнять свое ведро для молока столько раз в день, сколько могла пожелать;
Что она проделывала это в течение всего времени, пока Карен Эдисдаттер была жива;
Что она принимала участие в околдовывании Хенриха из Гамвика и его команды;
Что она и другие ведьмы в облике коз и кошек собирались на небольшом островке за пределами Омганга;
Что она посещала шабаш ведьм на Воллене в Омганге в течение Рождества 1619 года;
Что она участвовала в околдовывании Абрахама Нильсена, утонувшего в Ботсфьорде.
Приговорена к сожжению заживо.

В поисках новых приключений – Нордкап и не только…. День 3

Путь от мемориала проходит через красивое поле. Выходим прямо к церкви.

Если зайти внутрь, то можно услышать волшебную мызыку Моцарта, которую наигрывает местный пианист. Внутри церкви с удивлением можно обнаружить православные икону и крест.
В этом месте не имеет значения, каким образом ты обращаешься к Богу.

Прогуливаемся по центру города.

В поисках новых приключений – Нордкап и не только…. День 3

Все разбежались в разные стороны, желая увидеть все самое-самое. А мы пошли к въезду в город, к подводному тоннелю.

Здесь, на берегу Баренцева моря, установлена каменная пирамида с картой города. В общем-то здесь начинается город.

Дорога домой была ознаменована примечательным событием. Поступило предложение остановиться на берегу фьорда и совершить ритуал бросания монеток с целью возвращения сюда в будущем. Удобное место для исполнения ритуала нашлось на въезде в Вадсе.

В поисках новых приключений – Нордкап и не только…. День 3

Желающие приобщиться стали рыться в карманах. Кто не нашел норвежских крон, воспользовался родными рубликами. Покидали монетки, поулюлюкали, попрыгали.

Все — как положено. Ритуал соблюли. ВСЕ! Все дела сделаны.

Программа данного путешествия окончательно исчерпана. Туристы могут отдыхать и наслаждаться местными красотами через стекла автобуса. Хотя иногда мы делали санитарные остановки. Одна из таких остановок была сделана в поселке Горнетаг.

В поисках новых приключений – Нордкап и не только…. День 3

Парковка очень удобная, можно и погулять вдоль берега и сходить на пристань.

Здесь же можно поесть/попить в остановочном павильоне, не боясь дождя и ветра.

Домой всегда едется быстрее. Автобус летел по шоссе и поздним вечером мы уже были дома.

Поездка на Нордкап и по норвежским фьордам стала одной из самых запоминающихся путешествий в нашей жизни! Благодаря удивительному ландшафту, какой можно встретить в очень немногих местах на Земле, и нетронутой природе норвежские фьорды общепризнаны одними из самых красивых мест в мире.

Постскриптум. Вот нашла в инете и спешу поделиться с вами:
Плиний Старший писал в «Естественной истории» (IV, 26): «Там (на Севере) находятся петли мира и крайние пределы обращения светил». Северная Норвегия — самое нетронутое место Европы, а контрасты природы делают ее такой исключительной. Иначе и быть не может, ведь здесь «место встречи иных миров».