В Израиль мы с мужем приехали самостоятельно из Праги авиакомпанией Wizzair, билеты были недорогие. Проживали мы в небольшом городке Лод (один из самых древних городов страны; согласно преданию, когда-то в Лоде был похоронен Святой Георгий Победоносец, и на предполагаемом месте захоронения Святого воздвигнута церковь), а находится он примерно в 26 км. от Тель-Авива. Нас приняла дальняя родственница мужа. У нее очень маленькая квартирка, но она выделила свою спальню. Условия проживания были конечно не как в отеле. Мы сами готовили и убирались, но я осталась абсолютно довольна и очень благодарна ее учениям и полученным новым знаниям.
Конечно, мы взяли машину напрокат, но на экскурсии ездили, как обычные туристы. Мне было очень интересно узнать подробнее о месте, которое существует с момента сотворения мира, ведь именно здесь зарождалась вся история человечества. У мужа были немного другие планы, он хотел наслаждаться солнцем и морем. Все-таки несколько экскурсий мы посетили вместе, и одна из самых разнообразных и колоритных экскурсиий — это посещение Кейсарии, Хайфы с ее изумительными садами и арабского древнего города Акко. Интересно, что после экскурсии безумно хочется вернуться в эти места, но только самостоятельно. Очень напрягает ограниченное время, торопливость, а так как я много фотографирую, то я еще вечно теряюсь и ничего не слушаю). Но есть и плюсы — это очень интересная и важная информация, первое знакомство с местом и организованность. Самостоятельно мы ездили на Мертвое море, пролезли заповедник Эйн Геди, Заповдник Эйн Геди + Мертвое море, посетили Райский заповедник Сахне + парк Ган Гуру (крайне рекомендую как самостоятельную поездку). Остальные знаковые места мы посетили вместе с экскурсией. Но все-таки лучше обзавестись путеводителями и посещать все самостоятельно.
Что собой представляет Кейсария, я ничего толком не знала, кроме того, что это развалины Римского города под открытым небом на берегу Средиземного моря.
Давайте углубимся в историю древнего города Кейсария. Здесь в 586–332 гг. н. э. было финикийское поселение, выбранное по причине наличия заливов и мелких полуостровов, где было удобно причаливать судам. А потом появился город между устьями ручья Крокодилов и речки Хадера. В 103 г. н. э. этот город, вместе с прилегающими землями, попал в руки Александра Янная и был присоединен к Иудее. Затем его отвоевал римский полководец Помпей, а на следующем этапе Октавиан Август передал царю Ироду. Тот за 12 лет отстроил все заново, по римскому образцу, а в честь покровителя кесаря назвал Кейсарией.
Ирод Великий не пожалел ни сил, ни средств, чтобы доказать свою преданность императору, и тот оценил это, сделав Кесарию административным центром римской прокуратуры.
Великолепие нового города бросалось в глаза приближающимся с моря: облицованные мрамором дома, стоявшие полукругом, величественный храм со статуями Ромула и Цезаря.
Порт площадь, которого со всеми внутренними гаванями составляла 90 тыс. м., был сделан с такой технической изобретательностью, что поныне вызывает восхищение специалистов. До сих пор ученые ломают голову, как Ироду удалось углубить морское дно на 36 м.
Что касается населения города, то оно было смешанным. Основную массу составляли евреи и сирийские греки, между которыми постоянно возникали конфликты.
В 128 г. город пострадал от сильного землетрясения, но вскоре был восстановлен и сюда вновь потянулись евреи. Уже в I в. здесь появились первые христиане: апостол Петр произвел первое крещение язычника, римского легионера Корнелия.
В III — IV вв. здесь находился один из главных церковных центров Палестины с христианскими школами, что славились во всем мире, а библиотека, где хранились ранние рукописи Библии и оригинальная версия Евангелия от Матфея, насчитывала свыше 30 тыс. томов.
Наибольшего расцвета город достиг в византийскую эпоху. И несмотря на завоевания арабов городу удалось сохраниться до XIII в.
Далее история нас приводит в XIII в. во времена Людовика IX, когда город стал истинной крепостью с высокой мощной стеной, мощными башнями и стенами, по всей длине которых находились тайные отверстия для выхода в ров, окружавший это место.
Кстати, о крестоносцах, что разграбили город по полной программе. Среди прочей добычи, попавшей им в руки, была чаша, отлитая из зеленого стекла. Они почему то решили, что это чаша Святого Грааля, которую апостол Филипп некогда привез в Кейсарию.
В 1291 г. после падения города Акко, ставшего последним оплотом крестоносцев, мамелюки, боявшиеся вторжения рыцарей с моря, полностью и разрушили Кейсарию. Еще недавно процветавшее место превратилось в руины. Порт обмелел и затянулся тиной, акведуки засохли, сады зачахли. А из порта потянулись корабли с награбленным добром. Чего только не тащили! Даже колонны, статуи, камень…
Город простоял на руинах несколько столетий. Лишь в конце XIX в. турки восстановили разрушенную крепость крестоносцев, организовали в ней административный центр и выделили земли мусульманским беженцам из Боснии, которые основали поселение, занялись сельским хозяйством и рыболовством. Несколько позже часть земли была приобретена Еврейским колонизационным обществом.
В один из своих приездов в Эрец-Исраэль барон Эдмонд Ротшильд, побывал в Кейсарии и решил возродить былую красоту. «Я хочу купить эти земли и построить на них еврейскую Ривьеру», сказал он и начал приводить слова в исполнение. Но не успел. Его мечту во второй половине XX в. стал претворять в жизнь внук, предложивший программу раскопок и реставрационных работ.
Сегодня там, где происходили вышеописанные события — Национальный парк, территория которого простирается от города крестоносцев на север до римского театра на юге.
К сожалению, у меня очень мало фотографий с древних развалин города Кейсария.
1
Начнем путешествие с Национального парка. Войдем сюда через ворота крестоносцев. На восточной стороне — высокие и мощные стены, которые во времена крестоносцев окружал глубокий ров.
1
Крепостная стена времен крестоносцев.
Итак, мы в городе XI — XIII вв. Часть строений, которое отремонтировали, отреставрировали и сдали в аренду рестораторам и владельцам разных магазинов.
Римские улицы
2
2
2
Наш гид
Доминантой города был шикарный дворец Ирода, стоявший на выдающимся в море мысе, а потому около его стен с трех сторон плескалось море.
1
В западной части дворца имелся обширный бассейн, который в византийский период использовался как городской рыбный рынок. Стоит напрячь воображение, и в ноздри ударит неподрожаемый «рыночный» запах рыбы, что смешивался с запахами продаваемых тут же душистых масел и пряностей.
1
Улица украшена римскими колоннами, она приводит к насыпи, назыаваемой подиумом, где стояли в разные периоды времени разные храмы. Ирод поставил там святилище Юпитера, византийцы — восьмигранную церковь, арабы перестроили ее в мечеть, превратившуюся в эпоху крестоносцев в кафедральный собор Св. Петра, что рухнул из-за неудачной планировки.
1
Южнее стоит римский театр, построенный по образцу греческого. Театр в Кейсарии — древнейший из обнаруженных в Израиле. Сооруженный во времена Ирода, он функионировал сотни лет. На сиденьях могло разместиться примерно 4000 зрителей. Причем первые ряды предназначены для особо почетных граждан. Этот амфитеатр на две трети своей длины «обнимал» полукруглую площадку, на которой размещались актеры, хор и танцоры.
В разные времена театр служил для разных целей. Так, в византийский период орхестру превратили в бассейн, где давали представления на воде. Нередко запретные, например, «водный балет» с участием нагих нимф.
Сегодня театр используется исключительно в культурных целях здесь проводят концерты, ежегодные летние музыкальные фестивали.
Кто угдает что это?
Правильно! Это то, что осталось от римского туалета, неделеко от которых находились римские бани.
Ипподром, который появился во II в. Он самый крупный на востоке (длина около 450 м.) славился состязанием колесниц и всадников, что объезжали колонны-метты и проходили тараскипп (устрашающей коней).
Востанновленный ипподром выглядит прекрасно. На нем и сейчас проводят разничные мероприятие.
1
Кто-то вообразил себя царем Иродом.
2
Вид на быший маяк. Сейчас там ресторан.
Экскурсия была очень короткой. После неё мы направились в Интерактивный музей, в котром можно совершить путешествие во времени. В одном из залов распологается кинозал, где каждый 15 минут идет фильм, рассказывающий историю города на разных языках. Этот фильм об истории Кейсарии меня очень впечатлил, и я глубоко прониклась его историей, вернувшись в 103 г. до н. э. во времена царя Ирода и ощутив, как он отстраивал город по римскому образцу, чтобы доказать свою преданность императору.
Очень жаль, что мы не посмотрели даже 1/3 города, ведь попав в Кейсарию, надо обязательно посетить интереснейший музей Ралли, в котором находиться собрание произведений изобразительного искусства известного коллекционера Гарри Реканати, который посвятил его памяти евреев, изгнанных из Испании. Рядом здание, построенное в стиле испанской виллы. Здесь можно увидеть работы европейских и латиноамериканских художников. В экспозиции музея особенно впечатляют оригинальные вещи, сделанные руками Сальвадора Дали и т. д.
Сладости, которые нам удалось купить по дороге.
1
Я обожаю восточные сладости) Поедаю их уже по пути в Хайфу.
За все годы лайфа
Я такого кайфа
НЕ ловил.
Юлий Ким.
Хайфа — один из трех самых крупных израильских городов. Необычный, удивительный. Со старинными домами, выложенными белым камнем, потемневшим от времени. Некоторые из них увитые плющом, выглядит очень загадочно, что чудиться, будто приоткроется занавеска и выглянет из-за стрельчатого окна восточная красавица.
Тяжело изгибаясь, поднимается вверх по улицы, нередко соединенные между собой ступенями лестниц, ибо город расположен на неровной местности, спускающийся с горы Кармель до самого моря.
Город вместе со страной пережил немало событий, что естественно не могло отразиться на его облике. И сегодня здесь старина сочетается с современностью, а Запад с Востоком, и люди разных религиозных конфессий прекрасно уживаются друг с другом.
Хайфа — большой город на достопримечательности, и посмотреть его стоит в обязательном порядке, но наша экскурсия включала только просмотр Бахайских садов.
Наша экскурсия началась со средней террасы в Бахайские сады, в центре которых стоит усыпальница Баха.
1
Входим в сады, которые сравнительно недавно были расширены.
3
На протяжении километра знаментый архитектор Фарибурз Сахба расположил восемнадцать террас (девять выше святилища, девять — ниже его) шириной от 60 до 400 м. с изумрудными газонами, вдоль которых бежит журча, вода, что спускается по желобкам из верхнего бассейна в нижний.
1
2
1
Тот рай, что я увидела, не передать ни словами, ни фотографиями — для этого нужно посетить это сказочно красивое место, прогуляться и насладиться всеми растениями, красками, пейзажами…
2
На протяжении всего пути нет ни одной скамейки. И неспроста. Так сделано для того, чтобы паломники медленно, безостановочно поднимались снизу вверх.
3
В самом центре стоит гробница Баха — белоснежное здание под золотым византийским куполом, прекрасно видное со всех концов города.
2
Предупрреждение: при входе в Бахайские сады есть обязательное правило — закрытые плечи и колени, и оно очень строгое. Я кое-как привязала платок на колени, но он плохо меня спасал, и меня выгоняли каждый раз, как у меня выглядывало колено.
Вход на территорию храма под строгим контролем никаких сумок и фотоаппаратов. Сняв убовь у резной двери, зайдем в большой зал, застеленный коврамии. В месте захоронения Баба нет надгробия. Лишь драпировки, масса свечей, светильников да большая, играющая хрустальными подвесками люстра. Ни мебели, ни украшений, ни религиозной атрибутики. Лишь изречения в изящных рамочках на стенах, а по углам вазы, наполненные розовыми лепестками, аромат от которых смешивается с запахом живых цветов. Все это создает необычную атмосферу, и ступая босиком по мягкому ковру, ты невольно уносишьмя мыслями далеко-далеко, забывая о бренности существования, и твою душу наполняет покой.
В честь кого же названы Бахайские сады? Человек, назвавший себя Бабом Эладином, что в переводе означает «врата религии», внес ряд прогрессивных изменений в религиозную сферу. Объявив себя пророком, посланным для подготовки пришествия Мессии, Баб обещал людям приход Божьего дня, наступление эпохи преобразующей всей жизни.
Баба вызвал недовольство властей его заключили в тюрьму. Благодаря учениям Баба вышло из застенков и распрастранилось в народе. Возникло восстание, власти казнили Баба. Но увы жестоко просчитались. Появилсчя новый, более сильный предводитель — Мирза Хусейн Али, взявший себе имя Баба-Улы («светоча Бога»), которого не сломали даже испытания, а помогли ему выжить, получить откровение Свыше, но и превратить бахизм из секты во всемирную религию.
После освобождения он оказался в Акко, месте гнилых болот, кишевших малярийными комарами, куда ссылали каторжников на верную гибель. Но Баба Ула не только прижился в этих краях, но и сумел превратить их в цветущий сад, получивший название Бахаджи (Сад Баба). И этот сад стал его приютом, где он упокоился под плитами возведенной позднее гробницы.
2
2
Грейпфруты, ах как хотелось вас сорвать)))
3
Я в раю! Я видела много садов, но этот — самый удивительный, прекрасный, с огромным разнообразием растений. Порядок там идеальный, и за каждым твоим шагом следит охрана.
2
Цветущий туалет
1
Потом на автобусе мы подъехали на самую вершину горы Кармель, откуда открылась верхняя терраса сада.
3
Вид на проспект Бен-Гурион
1
Время было очень ограничено, и как всегда прогуляться по садам не было времени. И, к тому же, большое количество туристов просто не даст насладиться райским уголком.
4
Этот сказочный храм никогда я теперь не забуду,
Где все люди живут меж собой в постоянном ладу.
Одинаково чтут там Христа, Магомета и Будду
И не моляться там, а сажают деревья в саду.
Здесь вошедших, любя, обнимают прохладные тени,
Здесь на клумбах цветов изваянья животных и птиц.
Окружают тебя очертания дивных растений,
Что не знают границ, что не знают границ.
Древний город Акко я целеноправленно собиралась посетить, ожидая увидеть и почувствовать древность всего его существования, но как все туристы было неприятно шокированна увиденным. Первое, что бросается в глаза это арабы, грязь, шум, резкие запахи, грязное побережье, во что же превратили древний город с такой богатой историей.
1
Я думаю, что впечатлнение от короткой обзорки по городу у нас сложилось абсолютно неправильное. Ведь в нем действительно есть, что посмотреть: музей Окаши, город крестоносцев, крепость, мечеть Эль Джазира, турецкая баня, мечеть Эль Рамель, синагога Рамхаля, Хан эль-Франж, маяк, церковь Св. Иоанна, Маронитская церковь Св. Марии.
Для крестоносцев город Акко — стратегический пункт. Именно здесь высаживались на Святую землю искатели приключений, а по совместительству братья-рыцари и их многочисленные сопровождающие. Сохранившиеся остатки некогда грозных и неприступных укреплений, монастырей, замков, подземных ходов и храмов представляют собой впечатляющий комплекс, расположенный в основном под землей.
Госпитальеры, тамплиеры, тевтоны — у каждого ордена был свой квартал в городе. Гуляя по обеденным и спальным залам крепости госпитальеров, приятно осознавать, что гостями здесь бывали Франциск Ассизский, Марко Поло, Ричард Львиное Сердце и многие другие.
История Акко продолжается уже без перерывов свыше 4000 лет. Впервые название города (произносилось как «Аку») встречается на черепках египетских глиняных сосудов (около 1800 года до н. э.). А первый вещественный документ с упоминанием этого места — клинописное письмо на глинянной табличке (XV в. до н. э.). В эпоху Израильского царства Акко принадлежал финикийцам. Потом здесь властвовали ассирийцы, персы. А в 332 г. до н. э. в этих местах появился Александр Македонский. Город вошел в состав Гереческой колонны. Когда Палестина оказалось под властью египетских царей из династии Птолемеев, Акко был переименован в Птолемиаду.
Следующая страница Акко — присоединение в 52–54 гг. до н. э. к Римской империи усилиями Помпея. Юлий езарь превратил город в крупный порт.
С появлением христианства в Акко образовалась небольшая христианская община, которую соглано Новому завету посетил апостол Павел.
Процветание этого места закончилось с завоеванием его в 614г. персами, а потом арабами. Город вновь переименованный и ставший Акко, мало кого интересовал, а потому разрушался.
В XI в. Палестину прришли крестоносцы и развернули бурную деятельность, понастроили церквей и монастырей.
Но в 1187 г. после разгрома крестоносцев Саладином христиане были изгнаны из Акко, город заполонили мусульмане.
Однако в 1191 г. во время 3-го крестового похода, здесь появилась коалиция, состоящщая из французкого короля Филипа II Августа, австрийского герцога Леопольда V и английского короля Ричарда Львиное Сердце. И снова маятник отклонился в сторону европейцев, которые назначили это место своей столицей в Палестине. В честь многочисленных монахов-госпитальеров, служивших святому Иоанну Иерусалимскому и построивших здесь постоялые дворы и лечебницы для паломников, город нарекли Сен-Жан д Акром.
И это было не случайно. В их понятии здесь находился центр мира, в котором встречаются 3 материка — Европа, Азия и Африка. Точка соприкосновения — Мушиная башня, что и сегодня торчит из моря черной скалой.
Обосновавшиеся здесь рыцарские ордена госпитальеров, тамплиеров окружили город высокой каменной стеной с башнями у ворот с цитаделью. Разрушив мечеть возвели на ее месте кафедральный собор Св. Креста. Город выгллядел в лучших традициях средневекового зодчества, о чем говорит в своем «Описании Святой земли», о чем говорит немекий свящщенник Людольф фон Зухем. Он рассказывает о многоэтажных домах, со стеклянными окнами, складах, больницах, административных зданиях, более 40 церквей, 23 монастырей.
Христиане в Акко весьма терпимо относились к мусульманам, и к евреям, ибо были заинтересованы в них экономически. А потому здесь имелись и мечети, и синагоги.
Конечно все хорошее когда-нибудь кончается, так и случилось город крестоносцев пал под напором малюков. Разрушенный город на столетия превратился в маленькую рыбацкую деревню.
В XVI город захватили турки. В 1775 г. новый губернатор Акко Аль-Джазара (в переводе с арабского «мясник», интересно, что это был не арабом-мусульманином, а албанцем-христианином) он поднял город из руин, оставленных мамелюками. Правда сделал на свой лад на месте христианских церквей возвел мечети, построил турецкие бани, рынки, постоялые дворы. А для себя — прекрасный дворец.
Он укрепил город прочными стенами, перед которыми вырыл глубокие рвы, окружил насыпью — рампой, возвел такую моную крепость, что наполеон подойдя к городу, не сумел его взять и отступил после девятинедельной осады.
Бонапарт потом не раз вспоминал с сожалением об этом поражении. В 1805 г., накануне Аустерлицкого сражения, сделал следуюую запись: Если бы я тогда взял Акко, то стал бы императором и вернулся бы в Париж через Стамбул».
Далее события развивались так. В 1831 г. город был завоеван египетской армией Ибрагима-паши, но уже в 1840 г. при солидной поддержке ведуих европейских держав был возвраен Турции, под властью которой находился до 1918 г. Когда началась Война за независимость, Армия обороны Израиля подошла к городу севера, к той самой горке, с которой Наполеон 150 лет назад пытался захватить город. После двухчасового боя арабы подняли белый флаг.
1
Туристов арабы катают на лошадях с очень громкой музыкой.
1
Хан эль — Умдан был сооружен по приказу аль-Джазара, как место для торговли пшеницей и хлопком. Такое название получил из-за многочисленных колонн, привезенных из Кейсарии, Атлита и Италии.
(Хан — постоялый двор, в перводе с тюрского — станция, где в восточных городках останавливались путешественники).
В центре двора стоял облицованный мрамором водоем с водой, поступавшей из центрального акведука, около которого утоляли жажду верблюды, ослы и лошади. Естесственно за соответствующую плату. А вокруг шла бойкая торговля.
В 1906 г. хану пристроили высокую шестиэтажную башню с часами в честь тридцатилетнего правления турецкого султана Абдул-Хамида II. Башню венчают декоративные зубцы, а над циферблатами выпалены звезды с полумесецами по бокам. В 2001 циферблаты были реставрированы и на них установлены с одной стороны буквы арабские, а с другой — ивритские, на третьей цифры римские, а на четвертой — арабские. И теперь эта башня носит название Башня Мира.
Рынок в Акко, предлагавший покупателям ловлю рыбу, входил в число трех самых известных в стране. Даже сложилась поговорка «Со своей рыбой в Акко не ездят».
Запахи сырой рыбы окружали нас всю дорогу.
Морской порт
Современное искусство на древних стенах города Акко.
1
Бродим по старым улочкам в сторону крепости.
2
Мечеть Эль-Джазира стоит на том самом месте, где мамелюки разрушили кафедральный собор Святого Креста. Мечеть была выстроена по образцу подобных строений в Стамбуле под руководством зодчих, приглашенных из Греции. Отделочный матениал (мрамор, порфир, гранит) привозили из Кейсарии, Тира, Атлита. Главный святыней мечтети является волос из бороды пророка Мухаммеда, который храниться в небольшом ящичке зеленого цвета. Он был привезен из Стамбула в 1900 г. муфтием Акко и вынимается лишь раз в год в праздник Рамадан. Во дворе стоит усыпальница, в котрой похоронены Джазар-паша и его сын Сулелейман.
Как в любом восточном городе, так и в Акко есть Турецкий базар, длинный стометровый рынок, внутри которого находились склады, где хранили маслины и оливковое масло.
Обзорная площадка с видами на город.
От города Акко с восточным колоритом все туристы были не в восторге и было одно желание сесть в автобус и подальше укатить. Тем не менее я считаю это очень колоритный город, где есть множество интересных мест, которые стоит посетить, а можно в нем остановиться и не на 1 день.
Одной из главных достопримечательностей Акко несомненно является городская Цитадель, построенная в 1785 году. Высота этой крепости, которая господствует над всем городом, составляет 40 метров. В цитадели был обнаружен тянущийся через всю территорию к порту подземный туннель, который изначально предназначался для канализации, а впоследствии был расширен крестоносцами и использовался в качестве тайного пути бегства из крепости в порт.
Неподалёку от выхода на поверхность одного из туннелей крестоносцев находится здание турецких бань (Хамам эль-Баша). Я советую их включить в программу прогулки по городу Акко.
Ещё одно историческое место города, это тюрьма, также построенная турками. Один из самых знаменитых узников этой тюрьмы — пророк Бахалла, один из основателей Бахайской религии. На могиле Бахаллы его последователи построили храм и построили прекрасные Бахайские сады (про них гид ничего не рассказывал).
В свободное время мы купили свежевыжатый гранатовый сок и забились в сувенирный магазин и никто даже нос не высунул и не желал ознакомиться с городом ближе. Надеюсь, что в следующую поездку я задержусь и соприкоснуть с его богатой, древней историей более близко.
С экскурсиями можно ознакомиться очень кратко, но богатых впечатлений не остается, поэтому всем желаю побольше самостоятельных поездок с путеводителем подмышкой.