Путешествуя по нашей родной земле, постоянно хочется съехать со всем знакомой проторенной тропы и открыть прикровенное.
Путешествуя по нашей родной земле, постоянно хочется съехать со всем знакомой проторенной тропы и открыть прикровенное.
Так получилось с посещением Николаевской Берлюковской пустыни, о которой раньше я и не слышала.
Мы ехали из Суздаля в Медное Власово — небольшое местечко в Подмосковье, где должны были остановиться на ночлег у моей давней приятельницы.
Проезжая мимо неизвестного монастыря, который явно подавал признаки жизни и восставал из руин, мы решили непременно заехать сюда на следующий день.
Каково же было мое удивление, когда за праздничной (в честь нашего приезда) трапезой, моя знакомая предложила посвятить следующий день возрождающемуся монастырю — тому самому, что находился всего в четырех километрах…
Если начинать повесть об этих местах, то это получится уже не рассказ, а настоящий сказ, а это другой формат. Постараюсь более кратко.
Земли в этих краях были заселены давно. В «Повести временных лет» узнаем о легендарном вожде Вятко, которой привел славян-вятичей, на эти земли.
Это было время просвящения язычников христианской истиной. Среди воинственных и несговорчивых вятичей эту подвижническую миссию успешно осуществлял Кукша Печерский — святой подвижник из Киево-Печерской Лавры, хотя есть предположение, что по своему рождению он тоже был вятичем.
Много тайн связано с жизнью этого подвижника. Ну, хотя бы, почему его языческое имя закрепилось даже в святцах, хотя крещен он был как Иоанн.
Сегодня мощи преподобномученика Кукши находятся в Киево-Печерской лавре.
Но если мы остановимся на XII–XIII веках, так и с места не сойдем, а ведь история монастыря, только начинается.
Здесь, в Берлино, было крупное поселение вятичей, и о том, как они жили в непростое для Руси время, написано немало.
Важной вехой стал 1613 год, когда впервые упоминается церковь Святителя Николая Чудотворца, построенная на этом месте, а вот официальное рождение обители случилось чуть позднее.
Существуют рукописные тетради настоятеля монастыря архимандрита Венедикта (1829–1855), который очень внимательно собирал все исторические документы, касающиеся обители.
Первый древний образ Святителя Николая принесли в обитель две старые монахини Евдокия и Иулиания, которая якобы пришли сюда из Успенского женского монастыря, сожженного поляками в 1606 году. А первый каменный храм построил Иеросхимонах Варлаам, который тоже пришел в эти места в лихолетье польского разорения. Храм этот выделяется еще и тем, что он стал одним из первых, указ об освящении которого подписал первый царь из династии Романовых — Михаил Федорович.
Так и стала эта обитель впоследствии монастырем, над которой покровительствовала династия Романовых.
Много тайн связано с этим монастырем.
Одно ясно, что был в этих местах некий Берлюк, которого знали в округе. Предания здесь противоречивые. Одни говорят о святом отшельнике — монахе, которого так называли по названию местности. Другие напоминают об атамане разбойников, который покаялся, и жил здесь замаливая грехи тоже отшельником. Есть предположения, что это именно он дал деньги отцу Варлааму на каменный храм, но так ли это было… История крепко хранит свои тайны.
В этих местах много преданий о зарытых кладах, о непростых судьбах.
Не здесь ли остановились на отдых, да черпали воду из глубокого колодца маленький Иван Шмелев — будущий великий русский писатель, описавший в повести «Богомолье» свой первый путь шестилетнего паломника из купеческого дома на Замоскворечье в Троице-Сергиеву Лавру, вместе со взрослыми богомольцами! С каким ужасом слушали они здесь рассказы о местных разбойниках и об истории покаяния какого-то разбойничьего атамана.
«Богомолье» Ивана Шмелева — моя любимая книга: детская, доверчивая, светлая, искренняя…
Еще есть письменные свидетельства об очевидцах, которые якобы сами зрели Берлюка, что иногда выходил на большую дорогу, с иконой Святителя Николая на груди и просил милостыню…
Вот написала сейчас и… вздрогнула. А что это с нами-то было!
Когда мы вышли за ворота обители и уже сели в машину, рядом с нашей машиной, словно вырос, монах, с большой иконой Святителя Николая на груди.
В руках у него был сосуд со святой водой и кропило. Он молча кивнул мне, словно спрашивая — окропить ли? Я радостно кивнула в ответ. Мы отъезжали, а он усердно кропил нашу машину и путь перед ней и вослед нам.
Поскольку Святитель Николай покровительствует всем путешественникам, мне было радостно, что будто сам Святитель благословляет наш путь, хотя нигде ничего подобного не встречала. Подумалось — может здесь традиция такая. Но вот ведь удивительно! Там было много машин, а он окропил именно нас и нашу дорогу… И большая икона Святителя на груди… Никогда такого не видела, уж сколько по монастырям ездила.
И что это было…
Много тайн хранит эта земля. Если все рассказывать, что я в тот день узнала, так целую книгу писать надо.
Еще одна тайна, которая растревожила меня необычайно — это история храмовой иконы, которая была чудесным образом обретена 24 мая 1829 года.
Само обретение, как это всегда и бывает, связано с чудом.
Женщина со странною болезнью глаз стала видеть один и тот же сон, о иконе, которая, якобы находится в Николо-Берлюковском монастыре и перед которой должна молиться страждущая.
Слепую женщину несколько раз приводили в монастырь, но найти икону, о которой она рассказывала, не могли.
Наконец, однажды, в трапезной обнаружили незнакомую, черную от времени икону. Отслужили молебен, водою помазали глаза женщины и она прозрела.
Это обретение изменило жизнь монастыря. С тех пор в обитель потянулись страждущие, жаждущие помощи. Но меня потрясает другое. Почитаемый образ оказался иконой, запечатлевший один из самых драматичных моментов Святого Предания и Священного Писания — это был «Поцелуй Иуды»…
Как такое могло быть! Нигде не встречала, чтобы самой почитаемой иконой в храме была икона «Лобзание Иисуса Христа Иудою», в то время, как главный храм обители — это Храм Христа Спасителя.
Но если сложить тот факт, что обитель была с самого начала пестована династией Романовых, если вспомнить, в результате каких предательств произошло отречение царя Николая II. Как жестоко была расстреляна эта семья, которая сегодня прославлена в лике святых, то невольно возникает мысль о пророчестве…
Конечно, можно много рассказывать о самой обители, о ее постройках.
Вот каменная ограда, как свидетельствуют документы составляет 110 саженей с восточной, южной и северной сторон.
Уникальным сооружением является колокольня.
По свидетельству документа, датированного 1899 годом, на тот момент, колокольня занимала третье место среди подобных ей сооружений: первое место 142 аршина — колокольня Московского Симонова монастыря (не сохранилась), второе место Киево-Печерская — 138 аршин и третья по высоте Николо-Берлюковская — 127 аршин и 4 вершка.
Можно много рассказывать о традициях, о славной истории и бесславном разрушении в годы богоборчества. Но это был бы слишком длинный рассказ.
Можно сказать, что возрождение обители начинается с того момента, когда в 2002 году в Берлюки приезжает иеромонах Евмений. Путь возрождения был небыстрый и непростой.
Но уже в 2006 году на место возвращен семиметровый крест (уникальная инженерная конструкция, вместе с луковицей составляющая 15 метров!)
К слову сказать, в 1993 году этот крест сорвало страшною бурей и тогда люди увидели на нем следы многих пуль…
Недавно я узнала, что на колокольню поднят знаменитый колокол. Обитель живет!
В тот день мы послужили молебен, послушали колокол, который тогда еще не был поднят на колокольню, славно потрапезничали, познакомились со скульптурными портретами царей, с фотографиями на баннерах, растянутых для обозрения.
Уникальные фотографии были выставлены в 2009 году, сначала на фотовыставке в Центральном доме журналистов "Я пострадал от века сего…" и фотовыставке в городе Кимры "Романовы. Семейный фотоальбом". Теперь баннеры знакомили с теми экспозициями.
Это был запоминающийся день.
Если будете в Богородске, знайте, что в двадцати километрах, недалеко от деревни Авдотьино есть такая, окутанная тайнами, обитель, может быть ваше сердце вас туда и позовет.