Турист Elena Итенберг (Leolik)
Elena Итенберг — была вчера 19:22
.
Признание
пользователей

Я — итальянец. Рим

Рим — Италия Февраль 2016
118 99

Как это было 7 с половиной сотен лет до нашей эры. Пришли Рэм и Ромул на холм: Капитолийский или Палатинский, поругались на тему, где дом строить, Ромул сгоряча брата и порешил. Потом, как водится, в убийстве раскаялся, но не до конца, т. к. основанный 21 апреля 753 года до н. э. город, назвал все-таки именем своим, не братовым — Рим (Roma).

15
Статуя волчице, вскормившей по приданию Рэма и Ромула, рядом с Сенатским дворцом.
Статуя волчице, вскормившей по приданию Рэма и Ромула, рядом с Сенатским дворцом.

Жили в тех краях разные племена: италики, сабины, латины, этруски. Вот для всех них на Капитолийском холме и выстроили общую крепость.

Думаете лозунг: «Свобода, равенство, братство» (прям сейчас в ушах стоит этот распевный крик в заставке к «Свой среди чужих…») — это современная придумка? Вполне вероятно, что это и не Ромула идея, а он её тоже у кого-то сплагиатил, но лозунг этот выкинул и стал принимать в новое поселение всех: искателей приключений, рабов беглых, изгнанников. Дамы о ту пору были тихими и в бега пускались редко и с большой неохотой, поэтому мужиков в Риме собралось полно, а вот с женщинами было туго. Туго, но хочется. А когда хочется, то тут уже не до политеса.

Устроили праздник — Консулии. Пригласили соседей, с женами и дочерьми, как полагается. А потом, когда мужики перепились увлеклись играми там всякими: гимнастическими, конными, баб дам ихних и потырили. «Похищение сабинянок» — очень рапространенный сюжет в искусстве всех времен.

15
Центральная скульптура на Лоджии Лации во Флоренции - это самое Похищение сабинянок и есть.
Центральная скульптура на Лоджии Лации во Флоренции - это самое "Похищение сабинянок" и есть.

Ромул был первым Римским царем. А всего царей было числом семь. Спустя 250 лет после Ромула, Луций Тарквиний Гордый стал последним. Тарквинии — древний, этрусский род, что впрочем не уберегает его потомков от всяческих гнусностей. Вот мы говорим: «жестокий век, жестокие манеры». А читаешь про древних людей, волосы шевелятся. От скуки они что-ли всякие жуткие бесчинства учиняли.

Я коротенько, просто самой было очень интересно. Луций Гордый и его нерешительный брат Аурун после своего убитого, не суть важно кем, отца — Тарквининия Приска (именно он отвел место под Римский форум и построил первый римский водопровод), править по малолетству не могли. И тогда их мать возвела на трон своего любимца, который был воспитан при дворе, Сервия Тулия. Тот, желая породниться с истинной царской кровью и продолжить свою династию одновременоо, решил поженить Тарквиниев на своих дочерях: Гордого Луция — на кроткой старшей, а мягкого Ауруна — на честолюбивой младшей. Причем обе дочки звались Туллия. Не заморачивался народ с именами. Потом начались вообще шекспировские страсти. Младшая Туллия против воли отца выходит за Луция и сотворив заговор убивает нареченного Ауруна и заставляет Луция убить сестру-старшую Туллию. А потом они убили и отца и тестя в одном лице — Сервия, причем доченька переехала тело своего старика отца, изувеченного сторонниками Луция, колесницей. Жуть какая-то.

Такое преступление было «слишком» даже для тех не очень нежных времен. И долго еще на плане древнего Рима значилась Преступная (Бесчестная) улица — vicus Sceleratus, где-то за колонной Трояна, в районе Largo Ricci. Вот где-то здесь, приблизительно.

20
Я — итальянец. Рим

А после того, как сынок Луция и Туллии обесчестил благородную римскую матрону (яблоко от яблони), царей из Рима поперли.

14
Элемент декора Санта-Мария дельи Анджели.
Элемент декора Санта-Мария дельи Анджели.

И вплоть до новейшей истории в лице Сайвойской династии, их на этой земле не было.

31
Монумент королю Виктору-Эммануилу II, Савойской династии. Многие его не любят, монумент в смысле. А мне нравится. Скольку мрамора пошло, а ориентир какой отличный. Да и смотровая площадка там классная.
Монумент королю Виктору-Эммануилу II, Савойской династии. Многие его не любят, монумент в смысле. А мне нравится. Скольку мрамора пошло, а ориентир какой отличный. Да и смотровая площадка там классная.

Но благое дело, хоть и сильно пахучее, Луций для города сделал. При нем разваботали систему канализации (это в 6-м веке до нашей эры!) и назвали очень красиво «cloaca Maxima». Кстати заметила, что в Риме очень любят название — Максима. А клоака на плане Римского форума проходит в аккурат под храмом Юлия.

После тирании хочется свободы и в Риме — республика.

14
Площадь Республики в Риме.
Площадь Республики в Риме.

От Республиканского Рима до наших дней хоть и не очень-то много, но все же кое-что дошло: Аппиева дорога, первые акведуки. Часть от моста Эмилио, прослужившего 1700 лет с 142 года до н. э. Сейчас этот пролет встроен в левую часть моста Палатино.

15
Пролет, оставшийся, от моста Эмилио, построенного во времена Римской республики в 142 году еще до нашей эры.
Пролет, оставшийся, от моста Эмилио, построенного во времена Римской республики в 142 году еще до нашей эры.

Семь колонн от храма Юпитера в память о победе над Тарквиниями. Еще три колонны от храма Диоскуров: Кастора и Поллукса, якобы сыновей Юпитера и единоутробных братьев Троянской Елены.

16
Три колонны от храма Диоскуров на Римском форуме.
Три колонны от храма Диоскуров на Римском форуме.

По легенде они помогли Римской республике разбить все тех же тех ненавистных Тарквиниев и латинян у Регильского озера. Вот они стоят красавчики у лестницы Конкордия, спроектированной Микеланджело. Один — кулачный боец, второй — укротитель коней. Выставочные экземпляры, поэтому на выставке и стоят!

19
Я — итальянец. Рим

За спинами Диоскурой виднеется здание Сенаторского дворца. Его фундамент — тоже наследие Республики. Он остался от табулярия, здания, где хранились её архивы.

Натешившись за 5 веков свободой, равенством и братством, республиканский Рим захотел жесткой руки и в Риме — империя, но не абсолютная. Стеснялись наверное. Поэтому вначале были Триумвераты: Цезарь, Помпей, Красс. Марк-Антоний (тот, что с Клеопатрой), банкир-Лепид, Август. Август, когда два других члена триумверата отпали, каждый по своей причине, ни императором, ни царем (видимо помятуя о славе о Тарквиниев) зваться не пожелал. Назвался принцепсом, а его правление — принципатом. Но тут как не назови, принцепс-император, а правил он единолично.

Мой римский триумверат несколько отличается от вышеуказанных: Цезарь, Муссолини и Адриано Челентано. Странная подборка, скажете вы. Но определенная логика тут все же есть.

— Первый: потому, что у него были шашни с Клеопатрой, а девочки любят «про любовь».

— Второй: потому что почти современник. А потом опять некий факт в традициях Рима, любят там театрально-садистские эффекты, подстать таллиевой колеснице: тела его и Клары Петачче после смерти повесили вниз головой. (Узнала об этом от Гитлера в исполнении Фритца Дитца в эпопее Озерова «Освобождение»).

— Третий… Ну, третий! Он для меня, вообще, икона всего итальянского. А его песня ( написал Кутуньо)— «Я — итальянец» — это для меня Италия.

Скудновато, — скажете. Ну, что вы хотите. Историю древнего Рима когда проходят? В 5-м классе? Кто ж упомнит.

Где-то, когда была в классе седьмом вышел телевизионный спектакль: «Антоний и Клеопатра». Там Цезаря играл М.Ульянов, кстати очень на Гая Юлия похож. Ульянов потом и Жукова играл пожизненно и на него тоже был похож. А так как и Цезарь и Жуков были гениальными полководцами и к тому же схожи лицом, то делаем вывод, что Жуков — реинкарнация Цезаря! Как вам. Балдею от своей проницательности!)

Ну, хватит глупостей. Продолжим.

История имперского Рима уже хорошо читаема. На Римском форуме, лучший вид на который открывается с Капитолийского холма, можно увидеть пеньки от храма Юлия, при Цезаре заложенном. Три колонны от храма Веспассиана и одну колонну от совершенно никчемного императора Фоки, правившего пару лет Восточной Римской империей в начале 7-го века. Вот ведь, от людей, оставивших после себя и больше памяти, и больше дел, ничего, а от этой пустышки в реестрах истории — целая колонная, вполне себе вещественная, осязаема память.

25
Три колонны, оставшиеся от храма Веспассиона. Слева колонна Фоки. Основания колонн от храма Юлия. Несколько колонн от храма Сатурна.
Три колонны, оставшиеся от храма Веспассиона. Слева колонна Фоки. Основания колонн от храма Юлия. Несколько колонн от храма Сатурна.

А вы знали, что Римские императоры свой титул по наследству передавать не могли. Я вот об этом совсем недавно узнала. Конечно, это иногда нарушалось, но как правило там одни племянники, пасынки и дяди наследуют. Отчетливо помню только Марка-Аврелия (161–180 гг), передавшего императорство сыну-порочному Комоду. Ничем хорошим это не закончилось. Убили Комода.

А вот статуя Марка-Аврелия сохранилась. Христиане её не разрушили, потому что приняли за Константина. Стоит бронзовенький, смотрит в спину Кастору и Поллуксу.

12
Хвосты и спины.
Хвосты и спины.

Нет, я конечно, все понимаю: аллегории там, античные герои, брюки еще не изобрели и трусы тоже. Может они и по жизни голые ходили. Но зачем тогда шапки и плащи? (Типа по-поговорке: «без порток, но в шляпе».)

Задала этот вопрос мужу. Думаю, женская логика здесь не работает и не властна. Получаю ответ:«Может они в дорогу собрались»! Как вам? (Опять смайлик «think».)

Именно с правления Августа, правившего на рубеже нашей и до нашей эры (27 г. до н. э. — 14 н. э.) история имперского Рима и начинается. Он построил свой форум, т. к. старый оказался ему тесен и мал. Не далеко от Колизея.

18
Я — итальянец. Рим

***

Кстати, Август — это не имя, а титул. Звали мальчика Гай Октавий и был он Юлию Цезарю племянником. А приставку Юлий Цезарь он получил, когда дядя усыновил его. Так что полное имя — Гай Юлий Цезарь Октавиан. Титул — Август.

Может то что я рассказываю для кого-то прописные истины, а я так основательно подзабыла все эти перепитии, а может и не помнила никогда. Так что потерпите. Тешусь, узнавая-вспоминая новое-хорошо забытое.

Есть еще очень значительное сооружение Августа, находящееся не далеко от Римского форума и форума Августа — театр Марцелла. Август построил его в память о своем племяннике и зяте — Марцелле, умершем молодым. Театр Марцелла очень похож на Колизей. Два верхних этажа пристроили в XVI веке семьей Савелли, которая там жила. В 1712 году здание перешло семейству Орсини, до сих пор им владеющему. Правда кружевных занавесок и герани на окнах не видела. Так что с точностью сказать, квартируют они там или нет не могу. Но вот ведь как оно в Риме устроено. Даже такие древности могут находиться в частном владении, не смотря на смутные времена и чехарду власти. Частная собственность — оплот общества, как древнего, так и современного. Без нее никуда. Никакого порядка.

18
Театр Марцелла.
Театр Марцелла.

А три колонки, что так скромно притулились рядом — все, что осталось от храма Аполлона, построенного Августом.

Ну, что там еще от Августа осталось. Ну, конечно же! Одно из самых посещаемых достопримечательностей Рима — Пантеон. А вы думали, что он творение Адриана?

23
Обелиск был доставлен в Рим в годы правления императора Домициана в I веке. Он был изготовлен в древнем Египте во времена правления фараона Рамзеса II в конце XIII века до н.э. В Риме обелиск служил украшением Храма Изиды на Марсовом поле.

После падения Империи Марсовое поле пришло в запустение, и только в 1373 году обелиск был найден недалеко от площади San Macuto. В 1711 году по велению папы Клемента XI обелиск установили на площади перед Пантеоном. По проекту архитектора Филиппо Бариджиони, обелиск был вписан в уже существовавший фонтан, который выполнил ранее Джакомо дела Порта.
Обелиск был доставлен в Рим в годы правления императора Домициана в I веке. Он был изготовлен в древнем Египте во времена правления фараона Рамзеса II в конце XIII века до н.э. В Риме обелиск служил украшением Храма Изиды на Марсовом поле. После падения Империи Марсовое поле пришло в запустение, и только в 1373 году обелиск был найден недалеко от площади San Macuto. В 1711 году по велению папы Клемента XI обелиск установили на площади перед Пантеоном. По проекту архитектора Филиппо Бариджиони, обелиск был вписан в уже существовавший фонтан, который выполнил ранее Джакомо дела Порта.

Нет, его построил лейтенант принцепса — Агриппа. Об этом и свидетельствует надпись на фронтоне:«Агриппа, сын Луция, ставший консулом 3-й раз, создал этот храм». Правда, нынешняя планировка Пантеона — это заслуга Адриана. И тот, видимо в порыве скромности, решил оставить автограф Агриппы под крышей.

Династия Юлиев, из которой происходил Август, закончилась Нероном (54–68 гг. н. э.), который так не любил христиан и якобы поджег Рим и играл на скрипке, глядя на пожар. Так ли это, никто с точностью во все проценты сказать не может, очевидцев не осталось, но то что на скрипке он тогда не играл — это точно, т. к. её, скрипку, ещё не изобрели. А «маленькая ложь рождает большие подозрения» особенно в такой неточнй науке, как история.

После Юлиев пришла к власти династия Флавиев. Первым императором из этого дома был Веспассиан (69–79 гг.). Это он построил Колизей, снеся Колосса Нерона, который, тем не менее, дал название одному из главных символов Рима.

20
Я — итальянец. Рим

Через 20 лет после Веспассиана пришел к власти первый не римлянин. Это был испанец Траян. Его усыновил (какой бы император меня усыновил) правивший тогда старый сенатор Нерва (96–98 гг.). Мимо форума Трояна не пройдет никто. Огромная рыжая стена, называемая Меркато, или рынок Траяна, с пустыми проемами окон и дверей, на удивление не разобранная на кирпичи, в отличной сохранности, особенно учитывая сколько ей лет.

22
В эту башню можно подняться!
В эту башню можно подняться!
15
Я — итальянец. Рим

Во главе форума Траяна — колонна его имени, с памятником ему же на макушке. Когда-то в основании колонны, посвященной войнам Траяна с даками (современными румынами, который сейчас заявляют, что именно они истинные потомки римлян) был прах императора, а в XVI веке его изъяли, а взамен положили прах св. Петра.

19
Я — итальянец. Рим

***

Кстати, именно Траян заявил, в своих письмах к Плинию, о недопустимости использования анонимок в качестве улики.

Утомились? Чуть-чуть осталось. Добрались до сладкого. До Адриана, которого Траян усыновил.

Никто и никогда, даже если он единожды и всего на несколько часов попал в Рим, не обойдет строной Пантеон и Замок св. Ангела.

Про Пантеон я писала в связи с Августом. Но добавлю пару интересных деталей. Высота Пантеона равна диаметру его купола, поэтому он очень пропорционален, и не смотря на огромные пилоны, подпирающие массивное знадиние и огромный купол, не кажется тяжелым и приземленным.

29
Фонтан Джакомо дела Порта перед Пантеоном.
Фонтан Джакомо дела Порта перед Пантеоном.

Потом еще несколько колонн оставшихся от храма Адриана, вписанных в фасад банка. Идешь от Навона к Треви и натыкаешься взглядом на них. Поразительная эта особенность Рима. На каждом углу, буквально, такие артефакты двухтысячной давности. А кто-то, наверное, назначает там свидание, как в Москве у памятника Пушкину.

12
Колоннада храма императора Адриана.
Колоннада храма императора Адриана.

И наконец-то, вот он, тот кого мы знаем под именем Замка Сант-Анджело, а на самом деле являющегося изначально гробницей Адриана. В этот раз внутрь я не пошла, т. к. была там в предыдущий свой приезд, да и время было уже позднее, не пускали, но и того, как грандиозно он смотрится в подсветке, хватило за глаза.

26
Я — итальянец. Рим

Вот в чем, интересно, притяжение этого склепа. Ведь архитектурно он похож на уложенные один на другой блины от штанги. Никакого изящества. А уйти оттуда, просто, невозможно. И вид, да еще при полной луне, совершенно мистический.

Ну, вот пожалуй, на Адриане я эту часть и закончу.

Римский форум, форумы Траяна и Августа долгое, очень долгое время находились в запустении. Их потихонеску римский народ растаскивал на мраморные кирпичики, потом все поросло травой и в живописных развалинах любили устраивать пленер художники, а люд попроще выпасал скот.

15
Надпись на календаре - Я римский кот.
Надпись на календаре - "Я римский кот".

И можно как угодно относиться к Муссолини, но именно по его приказу снесли те старые кварталы, возможно выстроенные из форумских кирпичиков и начали архитектурные раскопки, явившие нам то, чему мы восхищаемся и сейчас.

31
Не знаю как вам, а мне он ужасно напоминает Муссолини.
Не знаю как вам, а мне он ужасно напоминает Муссолини.

Нет уже в помине тех, кто строил эти форумы и тех кто отдавал приказы их строить. И косточек не осталось, да и прах развеян. Постарели мальчики — итальянские певцы, голоса которых были для меня когда-то Италией, в которую я могла уноситься по собственному желанию, не оглядываясь на границы. Куда-то задевался галстук, подаренный мужу Тото Кутуньо в буфете, где мы вместе пили кофе. Да и мой любимейший Челентано уже больше ходит по сцене, чем поет: «Слишком богат, слишком стар», как сказал он о себе.

А Рим… Вот он истинный Вечный, разочаровывающий, но все-равно обожаемый главный итальянец на времена, века, тысячелетия.

23
Я — итальянец. Рим

P. S. Тут прочитала. Самые настоящие римляне, а соответственно и итальянцы — цыгане. А то, что они выходцы из Индии к делу отношение не имеет. По крайней мере только они носят громкое имя — ROMAлэ!

Теги: Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Бронирование отелей
в Риме
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии