В четвёртый раз мы с женой отправились путешествовать по этой прекрасной стране. Было желание исследовать юго-западную её часть, но, почитав отзывы людей побывавших там, решили пересмотреть маршрут. Подробный маршрут, как всегда, не разрабатывали, но несколько обязательных точек наметили: паром Хельсинки-Стокгольм, Осло, Берген, Алесунд, Стокгольм, паром до Хельсинки. В моём повествовании может быть и не будет много полезной информации, но сам дух автопутешествия я постараюсь передать.
Итак. Выезжаем из Самары 11-го августа в 4 часа утра. Автомобиль — проверенный в дальних путешествиях старый друг Додж-Караван. Погода ясная и утром ещё не жарко. На следующий день без приключений и близких встреч с ГАИ к 13 часам добираемся до Торфяновки (это за Выборгом). На нашей границе машин немного и минут через 20–25 запускают на таможню. Я заранее заполнил декларации, и каково было моё удивление, что их отменили с июля этого года. Процедура оформления намного упростилась и заняла не более 15 минут. Просто фантастика! На нашу таможню потратили не более получаса! На Финской стороне как всегда порядок. Но тут произошел курьёзный случай. Дело в том, что наши друзья в Финляндии заказали привезти самарские сушки. Уж больно они им понравились. Кроме того, моя жена любит грызть в дороге семечки, которые, как оказалось, самое лучшее для неё средство от засыпания. Так вот, в одной из коробок у меня лежало 8 больших пачек сушек и 10 пакетов с семечками. Кроме того, там стояли 4 двухлитровые бутылки с соком. Так вот, когда финский таможенник залез в эту коробку, то сделал круглые глаза и потерял дар речи. Тем не менее, на ломаном русском спросил: «а на сколько дней вы едите?» Я сказал, что на 15. «Ну тогда ладно». Видимо он решил, что все 15 дней мы будем питаться сушками и семечками с соком. Мы посмеялись и вперёд. К 16 часам были на месте у друзей. Таким образом, на дорогу от Самары до финского города Хямиенлинна (2200 км) потрачено 36 часов и 4800 рублей на бензин и еду в кафе.
На следующий день (пятница 13-е число) покупаю в местном турагенстве «автопакет» на паром из Хельсинки в Стокгольм и обратно. В прошлом году отсутствие обратного билета, заставило нас сильно понервничать. Билеты беру на 16-е число, т. к. до 15-го августа включительно действует самый дорогой тариф на перевозки. Билеты (а это каюта, провоз автомобиля и шведский стол) в обе стороны обошлись в 360 евро. Это не дорого, если учесть, что в прошлом году из Капелсхара (рядом со Стокгольмом) до Хельсинки в дорогой сезон нам билет в один конец обошелся в 340 евро.
Погода в Финляндии стояла отличная и все три дня до отплытия тратим просто на отдых, купание в озёрах и небольшой шопинг.
В понедельник 16-го августа ближе к обеду выдвигаемся в сторону Хельсинки. Час езды по отличной автостраде и мы встаём на платную стоянку в порту, почти в самом центре города.
Погрузку на паром и само путешествие до Стокгольма описывать не имеет смысла, т. к. описано это много раз. Всё было как всегда очень организованно и быстро (погрузка-разгрузка), а концертная программа вечером и шведский стол на пароме как всегда не высоте.
При выгрузке в Стокгольме уже 10 полицейских (в прошлом году было трое) проверяли всех водителей на алкоголь. Контроль прошел без проблем.
Из города выбрались довольно быстро, хотя многие мосты и магистрали в этом году ремонтировались, и навигатор стал просто мешать, постоянно возмущаясь неправильным направлением движения. Пришлось его выключить и ориентироваться по дорожным знакам. Минут через 20 выбрались на трассу Е20 и покатили в Осло. Трасса Е20, а затем Е18 хорошего качества и перемещались в пространстве мы довольно быстро. К 17 часам были в Осло. В этот раз решили покататься по городу и посмотреть его хотя бы из окна автомобиля. Читал разные отзывы об этом городе. Кто хвалит, кто ругает, кто плюётся. На мой взгляд, ничего особенного. Город как город. Ни хороший, ни плохой. Кому интересны произведения искусства, в частности скульптура, можно посетить парк Вигеланна. Нам это не очень интересно, и поэтому через часик выбираемся из города на Е16 и вверх, на север. Да, кстати, в Осло возникли проблемы с парковкой в центре города. Места для парковки есть, а парковочных автоматов нет. Под стеклом у аборигенов лежит пластиковая карточка с обозначением зоны. Я видел надпись — «зона 3». Скорее всего, эти карточки покупают заранее, и они дают право стоять в определённых зонах города. Хотя может быть я и ошибаюсь.
Сразу после поворота из Осло на Е16 начинается довольно крутой подъём, протяженностью километров 10–15. Так вот, почти на самом верху первый раз за много лет путешествий, видели довольно серьёзную аварию. Легковушка лежит на крыше, пожилого мужчину вытащили из машины на обочину. Побился мужичок, но живой. Но дело не в этом. Люди из остановившихся машин стали сами регулировать движение, пропуская поочерёдно то одну, то другую сторону. В качестве «полосатых палок» или «мухобоек» использовали свёрнутый в трубку журнал. Проехав метров 500 после этого ДТП, навстречу с включенными мигалками пронеслась скорая помощь, за ней следом машина спасателей, потом полиция, а за ней пожарная машина, а после аварии прошло не больше 10–15 минут! Сразу вспомнились наши дороги и наши «быстрые» службы спасения…
Часов в 8 вечера стали присматривать место для ночлега. Недалеко от городка Fia нашли очень симпатичный кемпинг рядом с дорогой. Сняли небольшой уютный домик за 350Nok. Удобства на улице. Вечером гуляли по окрестностям, любовались природой и сделали несколько фотографий.
На следующий день встаём довольно рано, часов в 7. К нам подходят и знакомятся муж с женой из Латвии (или Литвы?). Они у же два дня торчат в этом кемпинге и толком не знают куда дальше ехать и что смотреть. (Бывает, что и так «готовятся» к путешествиям). Обменялись мнениями, рассказали и показали по карте, куда мы едем и где можно посмотреть интересные виды. Они оказались людьми туристического склада, поэтому мы отметили несколько мест на их карте, куда можно добраться только пешком. Пожелав друг другу удачного путешествия, мы двигаем дальше.
Рано утром идёт небольшой дождь, но к 10 утра он заканчивается и выглядывает солнце. Вообще хочется отметить, что с погодой нам повезло. Дождей практически не было, и стояла солнечная и тёплая погода.
8
Километрах в 30 от кемпинга, сворачиваем с трассы налево, в сторону достопримечательности. Как подсказали наши Литовские знакомые (и как написано на указателе на дороге) — в пяти километрах находится место, где упал метеорит. Заехали на гору, посмотрели место падения. Ну, что можно сказать? С таким же успехом можно утверждать, что в этом месте зародилась вселенная. Одно порадовало — «каменная река». Это сплошная чёрная каменная плита длиной метров 200, по которой течёт маленький ручеёк. В окружении леса, светлого мха, камней и валунов очень симпатично и необычно смотрится.
4
Продолжаем двигаться по 7-й дороге которая постепенно поднимается вверх на перевал. Километров через 30–40 пейзаж коренным образом меняется. Деревья пропадают. Остаются только кустарники, мох и редкая трава. Становится прохладно и ветрено. Вдоль дороги появляются длинные деревянные шесты со светоотражающими наклейками. Так вот эти наклейки находятся на высоте 2–2,5 метра. Так какой же высоты здесь зимой сугробы?
1
Трасса начинает постепенно спускаться вниз, и рядом с одним из озер путешествующие люди выложили каменных троллей. Но такого количества мы никогда не видели. Их тут тысячи! Весь берег озера шириной метров 10 и длиной метров 200 в каменных пирамидках. Шаг ступить некуда!
6
Километров через 80 первый паром через Eidfjorden. Переправа заняла минут 20 и стоила около 70 Nok на машину и 2-х людей.
1
Дорога пошла вдоль фьордов и мне очень трудно описать всю красоту открывающихся видов. Норвегия есть Норвегия. Не зря сюда стремятся люди со всего мира. Картины, открывающиеся за каждым поворотом дороги, запоминаются на всю жизнь.
2
4
Итак. Часам к 4 вечера заезжаем в Берген. Машин не очень много (по Российским меркам), но зато сколько людей! Толпы туристов со всего мира (в том числе и русскоговорящие) огромными группами перемещаются по центру города. Припарковал машину почти в центре. Парковочных автоматов нет, но местные стоят, и запрещающего знака не увидел. Пошли гулять. Вышли на причал, посмотрели знаменитые купеческие дома и гавань. Издали дома смотрятся намного лучше, чем вблизи. Строения довольно старые, местами покосившиеся и облезлые. Тем не менее — понравилось.
3
2
Зашли в магазинчики за сувенирами. Но всё какое-то примитивное и совсем не интересное.
Погуляв с часик по городу, выбираемся из него, осматривая попадающиеся по пути достопримечательности. За Бергеном уходим не трассу Е39, а километров через 15 на 565-ю дорогу. Решили проехать вдоль побережья и полюбоваться видами. Честно говоря, ничего интересного на этом острове не увидели. Очень много ферм, пастбищ и мелких озёр. Причём эти пастбища поливают жидко разведёнными продуктами жизнедеятельности коров, и запах на всём острове стоит соответствующий. Километрах в 30-и, на самом дальнем конце острова в поселке Leirvag хотели паромом переправиться на материк, но местные жители сказали, что парома, скорее всего, не будет. Делать нечего, свернули на дорогу 57 и по другой стороне острова отправились назад в сторону Бергена. Было уже часов 8 вечера, и мы стали приглядывать место для ночлега. Выехали опять на Е39 и в районе городка Eide находим очень приличную гостиницу, расположенную на высоком берегу фьорда. Двухместный номер с завтраком и бесплатным интернетом стоил около 130 евро.
Утром, плотно позавтракав и полюбовавшись превосходным видом с открытой веранды гостиницы, направляемся дальше.
6
Следующий пункт нашей «обязательной программы» — Алесунд. До него километров 350–400. Маршрут мы прокладывали с помощью программы AutoRoute, но в этот раз она нас завела в такие дебри, по которым вряд ли кто ездил. В некоторых местах дорога (причем асфальтовая) была шириной метра 2–2,5. Разъезды были метров через 200–300. Слава Богу, машин на этой дороге (кроме нас) не было вообще! Зато какие открывались виды! Я, как водитель, вначале немного понервничал, но когда мы выехали на обычную широкую трассу, то понял — эта дорога была просто подарком для автопутешественника, который выпадает не часто!
2
По дороге на Алесунд было ещё 4 парома, стоимостью от 65 до 110 Nok. За день прошли немного, около 350 километров, зато как всё вокруг красиво!
7
К 7 часам вечера решили остановиться на ночь, а город осмотреть утром. Километрах в 20 от Алесунда, на берегу фьорда, находим огромный кемпинг. Сняли очень большой домик с верандой и со всеми удобствами. Стоимость около 80 евро за сутки. На улице стоит жара, и мы сразу отправились на пляж. Люди купаются и загорают, мы тоже от них не отставали. Вечером прогулка по окрестностям, самарское пиво, телевизор и на боковую.
2
На следующий день, как всегда, довольно ранний подъём, недолгие сборы и вперёд. Минут через 40 въехали в Алесунд. Вначале проехали его вдоль и поперёк и сделали несколько фотографий с самых высоких точек.
4
Потом припарковались в самом центре (проблем не возникло, обычные парковочные автоматы) и пошли гулять. Город очень понравился, чистый и ухоженный. Народа на улицах совсем мало, было, правда, всего 9 утра. Может быть, поэтому и мало людей? Но русских всё равно встретили. Да, много наших соотечественников разбрелось по миру в поисках впечатлений и приключений.
4
4
Часа через полтора, прощаемся с Алесундом и с фьордами и направляемся вглубь Норвегии. Обратный путь проложили по одному из самых красивых, на наш взгляд, маршруту по 136 дороге через Dombas и далее по 6 и 3 дорогам. Кругом высоченные горы, обрывы и водопады. Много видовых площадок с большими парковками. Из-за высоты гор, навигатор иногда даже терял связь со спутниками.
8
5
Местность постепенно становилась более равнинной. И тут наш AutoRoute преподнёс нам очередной сюрприз. Дорога 3 идущая на юг Норвегии и дорога 30, идущая на восток (нам туда и нужно было), по идее, не пересекаются. Но наш компьютер нашёл таки дорогу, соединяющую эти трассы. Не подозревая засады, мы спокойно свернули на эту «дорогу». Метров через 100 асфальт кончился, и пошла грунтовка, причём довольно круто вверх. Всё бы ничего, но когда мы перевалили через верхнюю точку горы, начался спуск. Вот тут мы и поняли почём фунт лиха! Почти на отвесном склоне проложена тропа с уклоном 15–20 градусов. Под колёсами мелкие и крупные камни. При торможении машина скользит в сторону обрыва, «тёщины языки» через 200–300 метров. Причем повороты такие крутые, что мой минивен с трудом в них вписывался. Похоже ни один дурак (кроме нас) по этой дороге на легковой машине не ездил. Спустились на равнину, вышли из автомобиля и посмотрели на гору, с которой спустились. Из эмоций — только нервный смешок. Но хорошо то, что хорошо кончается.
Заночевать решили ещё в Норвегии, и, не доезжая до Шведской границы километров 20 по 217 дороге, на берегу озера Isteren находим два больших кемпинга. Посмотрев домики, выбираем 3-х комнатный домик со всеми удобствами стоимостью около 90 евро.
Погуляли по окрестностям и вдоль озера. Грибов (как и по всей предыдущей и последующей дороге) видимо-невидимо.
3
Вечером 5 или 6 оленей вышли на берег в 50 метрах от нашего домика и улеглись на песчаном пляже отдыхать. Погода стояла тихая и прохладная, ни звука, ни всплеска — самое подходящее место для отдыха от нашей сумасшедшей жизни.
Утром двигаем дальше в Швецию. Как я писал в других отчетах, дорога по Швеции малоинтересна и порой даже скучна. Так что не буду её описывать. К вечеру добираемся до Ботнического залива в город Gavle. На берегу находим кемпинг и снимаем домик (300 Sek). Прогулка, купание, грибы, пиво… в общем отдыхаем.
1
Утром направляемся в Стокгольм. Когда выехали на трассу Е4, то удивило почти полное отсутствие автотранспорта, это в 9 часов утра! Редкие машины встречались через 7–10 километров. Создавалось такое впечатление, что мы одни передвигаемся в пространстве. Правда, это было воскресенье, может быть все шведы просто очень любят поспать.
По дороге заезжаем в Упсалу. Припарковались рядом со знаменитым кафедральным собором. Машин почти нет как, собственно, и людей. Вход в собор свободный. Походили, посмотрели усыпальницы и склепы шведских монархов. Всё очень величественно и ухожено. Понравилось.
1
Подъехал автобус с туристами, кажется немцы. Так вот, одна из туристок оказалась муклой (ну эти, накачанные во всех местах силиконом). Одно дело, когда этих «красавиц» видишь на картинках в интернете, другое дело, когда вживую. Зрелище потрясающее! Долго с женой смеялись потом. Я, конечно, понимаю, что и мы не красавцы, но нельзя же себя уродовать до такой степени!
Часам к 12 дня въезжаем в Стокгольм. Припарковались почти в центре рядом с казино. Парковка свободная, видимо сказалась близость к игорному заведению. Так что идём гулять и фотографироваться.
1
Три часа хватило, что бы пройти по старому центру, посетить ярмарки, сувенирные лавки и основные достопримечательности, включая королевский дворец. Можно конечно и подробнее знакомиться с этим чудесным городом, но это личное дело каждого. Нам и этого хватило за глаза, тем более, что мы здесь были не впервые.
3
К 16 часам подъехали к терминалу погрузки на паром. Ну, а дальше всё по знакомому сценарию: погрузка, шведский стол, бар, ресторан и танцы. Утром, сгружаясь в Хельсинки, очень обрадовался отсутствию контроля на алкоголь. В этот раз я бы его не прошел.
Вот, собственно, и всё. На поездку от Хельсинки до Хельсинки с 16 по 23-е августа потратили чуть больше 1000 евро. Это на паром, бензин, гостиницу, кемпинги, еду и бары. Общий пробег от Самары до Самары составил 7300 км. От Самары до Финляндии и обратно потратили 10300 рублей. Шопинг и питание в Финке я не учитывал, это личное дело каждого.