К написанию этого отчета меня сподвигли самые часто задаваемые вопросы. Было их много и все они вертелись вокруг одной темы: «Если я решусь на круиз, что делать дальше?».
Я не в коей мере не считаю себя экспертом в этой области и уж тем более преданным фанатом круизного отдыха. Но в силу въедливости своего характера и доминирующего над всеми остальными желаниями стремлением постичь самую суть вопроса и узнать много чего интересного по поводу, я накопила интересную и полезную информацию о круизном отдыхе. Для тех, кто иногда подумывает о круизе, но пока не решается ввязаться в эту авантюру — мой отчет.
Живете вы, живете, путешествуете, смотрите страны, знакомитесь с миром своими глазами и вдруг думаете: «А чего это я в круизе ни разу не побывал?». Шальная мыслишка, мелькнув на задворках сознания и вроде бы растворившаяся на этих задворках, начинает пробивать себе дорогу, время от времени всплывая и бередя душу. Чтобы раз и навсегда отвязаться от крамолы в мыслях, лезешь в недра интернета, набираешь в поисковике «Круизы. Цены», читаешь и взгрустнув, закрываешь все это, ставя жирную точку. А зря! «Просто вы не умеете готовить…»
Дальше пойдут советы из личного опыта, может быть и не универсальные, но полезные, как любой личный опыт, давший конкретный и интересный результат. Дискуссии на тему в комментариях, обмен личным опытом и собственные находки только приветствуются и обогатят мой отчет.
— Как выбрать круиз.
Есть огромное количество сайтов, которые хранят бесценную информацию о практически всех круизах, любой ценовой категории и в любом море-океане, какой только вам взбредет в голову. Называть эти сайты поименно я не буду — это и правилами Туристера не приветствуется, да и рекламу мне не заказывали. Искать их не так трудно, как кажется, а поисковик их выдаст по мере убывания популярности. Поэтому хватит пары самых популярных, чтобы потерять голову на океанских просторах…
— Когда начинать подготовку к круизу.
Ответ простой — чем раньше, тем лучше! Обычно круизы в продаже появляются за полтора — два года до начала круиза. Вот с этого времени и надо его выцеливать, а выцелив, покупать. Почему так рано? Потому что максимально приятные скидки, огромный выбор кают и очень много времени для подготовки наземных экскурсий. Очень заранее можно найти настолько привлекательное предложение, что отказаться от него будет очень и очень трудно. Ну, а выплата суммы по частям не позволит разориться и пойти по миру, что тоже немаловажно…
Конечно, сложно планировать, что и как будет в жизни через пару лет, особенно в нашей стране. Но, с другой стороны, заплатив сумму в долларах, можно смотреть на свистопляску валют и тихо радоваться, как дешевеет ваше путешествие и растет скидка.
— Выходим на понравившийся сайт.
Для начала не ищем конкретики, просто знакомимся, что да как в мире круизов. Чтобы выплыть хоть куда-то, определяемся с водными просторами, которые очень хочется бороздить и задаем регион. И пишем, к примеру, «Карибы». Сайт шуршит мозгами и выдает кучу красивых названий круизов на конкретных кораблях, принадлежащих разным круизным компаниям.
— Смотрим даты.
Просто прикидываем, устраивает ли вас время года, когда предлагаются путешествия. Тут не без нюансов!
Как правило, круизные суда курсируют по маршрутам с учетом погоды и сезонности. В мае сложно найти круиз по Карибам — не сезон, погода не радует, возможны ураганы и прочее. Или сезон штормов в Атлантике — в это время круизов через ее просторы не найти или их будет ничтожно мало. Круизные компании не хотят осложнять себе жизнь и портить пассажирам отдых суровой погодой, им это не надо, да и штормы бывают такие, что половина экипажа лежит и мечтает о скорой смерти. Конечно, стихии на то и стихии, что их предсказать невозможно, но в сезон ураганов нарваться на шторм намного проще, чем в любое другое время года. Лично слушала рассказы бывалых о штормах, когда мебель каталась по полу беснующегося корабля. Плохо было всем, без исключения…
Есть круизы, в которые можно попасть всего два раза в году, когда корабли перегоняют из одного региона в другой. К примеру, пройти Панамский канал можно весной или осенью, когда меняются сезоны и круизники уходят на новые направления. Кто-то возразит, что круглогодично полно круизов с заходом в канал. И я не спорю! Вы дойдете до середины, развернетесь и пойдете обратно. А это уже совсем другие впечатления!
В этом случае, просто решайте, что важнее — пройти канал с первого шлюза до последнего или не настолько вам это нужно? И принимаете решение.
Бывают круизы, которые выскакивают всего один раз в году. Это тоже связано с перегоном судна и с сезонами. Гнать пустой корабль накладно, переход ему все равно совершать нужно, так почему бы не загрузить его пассажирами и получить два в одном — и корабль перегоним, и прибыль получим? Круизы эти, как правило, интересные, выхватывать их надо очень загодя, а потом терпеливо ждать часа икс.
Даты посмотрели, с временем года определились приблизительно. И здесь самое время для совета: не стОит брать «крайние» круизы, те, что открывают сезон и закрывают его, хотя на них практически всегда предлагается привлекательная скидка. Погода может учудить все, что угодно на смене сезонов. Хотя и здесь есть место приятным погодным сюрпризам, но статистика вещь серьезная и она редко ошибается. Просто решите для себя, что важнее — комфортная погода или существенная экономия. А с погодой может и повезти, тут не предугадаешь ни разу…
Чуть не забыла! Есть кругосветки, дней так 70, 90, 100 и даже больше. И люди отправляются в такие круизы, выпадая из привычной жизни почти на полгода. Маршруты заманчивые, корабли классные, уровень комфорта зашкаливает… Портов там — весь мир в кармане. Цены тоже не засекречены, если сердце крепкое, можно посмотреть (как правило по запросу), почем сегодня весь мир обогнуть. Я впечатлилась надолго — ну, любопытно же было…
— Уточняем маршрут.
Допустим, вам хочется увидеть что-то определенное — Барбадос на Карибах вас вполне устроит и дней эдак от 7 до 15 вы с радостью будете бороздить морские просторы.
Вносите в поисковик (есть специальные графы) время в круизе, «от» и «до» дней (размах дат давайте побольше, так вам предложат больше вариантов) и название острова или нескольких островов (городов, стран, континентов). Сайт опять скрипит мозгами, просчитывает варианты и выдает «на гора» все, что есть в его памяти на вашу тему. Тут варианты сильно сужаются, но порыться все равно есть где. На красивости названий круизов можно не ориентироваться, как правило они малоинформативны. Ну что имеют в виду, называя круиз «Карибской сказкой» или «Карибским бризом»? Вот и я о том…
Есть круизы «линейные», когда корабль выходит из одного порта и долго-долго идет в конечный, потом поворачивает назад и двигается в обратную сторону. Пример такого круиза — с пересечением Панамского канала и потом аж до Аляски. Его можно покупать целиком, а можно частями. Мы дошли до Ванкувера, кто-то выходил в Сан-Диего, кто-то подсаживался, чтобы увидеть Аляску. Цена будет зависеть от длины маршрута и количества портов на нем.
Есть круизы «круговые», когда корабль не удаляется далеко от порта загрузки, выписывая вокруг него круги. Обычно это или один и тот же круг, или несколько разных. В этом случаем можно брать круиз, составляя его из нескольких колец, что будет дороже или взять один круг, что дешевле.
Читаем, смотрим, ориентируемся. И из этого вытекает новый вопрос — а на чем мы собственно отправимся в круиз?
— Выбираем корабль.
Круизных компаний, в принципе, много. Судов у них тоже достаточно. Все они разбиты по уровню шика-блеска и соответственно по ценам. Откинем сразу парусники — красиво, немноголюдно, но шибко несусветно по цене. Хотя, может вам можно и их посмотреть, я ж не знаю ваши мечты…
Не размениваясь на корабли, где полно китайцев (MSC) и школьников (Disney) — очень уж шумно и сутолочно, не замахиваясь на суда высшего класса (Cristal Sea, Dreams, Silversea, Seabourn и другие) — слишком уж не по карману, мы для себя выбрали неплохой сегмент: Holland American Line, Carnival, Royal Carribean, Princess, Norvegian. Печально известную Costa мы даже не рассматривали, после катастрофы с их судном компания так и не оправилась от ущерба и сильно экономит на качестве круизов — информация не засекречена и в открытом доступе.
Опять пример. Карибский регион популярен, изучен, востребован и обкатан всеми компаниями. В портах всегда большая сходка кораблей, можно посмотреть кто как выглядит и даже поболтать, как круизиться с другими компаниями (если интересно, конечно). Понятно, что на Карибском направлении в круизниках можно рыться, выискивая приглянувшийся именно вам. Что выбрать — вопрос личных симпатий и вашего кошелька, все-таки он играет решающую роль в выборе круиза. Ну и отзывы почитать о конкретном корабле будет не лишним.
Но в общем-то не принципиально, на чем отправиться впервые в круиз. Приглянулся корабль, устроил маршрут, нормальная цена, подходят даты — этого достаточно для начала.
Дальше важные детали! Круизные суда — большие трудяги, между круизами у них нет пауз, и пока одни пассажиры покидают корабль, его спешно готовят к другим — система, как у самолетов. Транспорт, стоящий на приколе, не приносит доход, а его не для того приобретали за огромные деньги! Процент износа некоторых судов заметен без экспертизы, с первого взгляда ясно, сколько морских миль у него за кормой. И чтобы не было мучительно больно осознавать, что корабль давно прожил свои лучшие времена, надо полюбопытствовать, как давно судно проходило ремонт и реновацию. Информация тоже не секретная — на каждое судно имеется подробное досье: когда был ремонт в сухом доке (значит, ходовая часть и все, что отвечает за безопасность судна, будет свежеотремонтированным), когда была последняя реновация (обновление интерьеров, ремонт кают, бассейнов и прочих публичных мест). Это достаточно важно на самом деле. Ну какое удовольствие наслаждаться видом прорех и потертостей, отвалив на круиз немалые деньги? Впрочем, если вы умеете быть выше этого, то можете пропустить этот пункт…
Во время стоянки на Бонэйре, мы встретились с «Аидой» — симпатичное такое судно, с веселой раскраской по борту, вызывающей улыбку и волну позитива. Уж не знаю, что там случилось с кораблем, но пассажиры «Аиды» застряли на Бонэйре на несколько дней — произошла серьезная поломка, не позволившая продолжить круиз. И корабль скучал в порту, а пассажиры обстоятельно изучали Бонэйр, коротая вынужденное безделье. Как сложилась их судьба дальше — мне не ведомо, но грустные лица, провожающие наш «Оостердам» и печальный гудок приболевшей «Аиды» я и сейчас помню. Не хотела бы я оказаться на их месте…
Все, кто отправляются в круиз, четко делятся на тех, кто выбирает корабль и тех, кто выбирает маршрут, придирчиво вычитывая и высчитывая порты. Лично для меня не столь важно, на каком корабле идти в круиз (хотя шлюпку и «Титаник» я отвергну сразу!), сколь принципиальны порты. Круизный корабль я воспринимаю отелем, перевозящим меня с места на место, пока я сортирую впечатления, позирую в вечернем платье на парадной лестнице, сплю в удобной кровати и принимаю душ со всевозможным комфортом. Ну и думать, чем накормить мужа и где купить то, чем его кормить, в круизе тоже не требуется, а это большое подспорье!
Круизная компания HAL предусмотрела очень привлекательную систему для постоянных клиентов. Выбирая только их круизы, вы накапливаете баллы, которые превращаются в морские звезды, вручаемые вам со всей торжественностью. Помимо величания преданных клиентов, эти звезды сулят немалые финансовые привилегии. У пятизвездочных пассажиров не жизнь, а халва в шоколаде, так много у них поощрений. Мы дослужились до двух звезд, но это ничего для меня не значит, а выбирая еще один круиз (ну, кто знает, а вдруг, чисто гипотетически…), я буду искать не компанию, а интересные мне порты. Но, опять же, это наш подход к круизам и не скажу, что он единственно правильный, просто он наш.
Итак, вы определились с маршрутом и кораблем, знаете приблизительно даты путешествия и оставили открытыми вкладки нескольких круизов, устраивающих вашу мечту. Теперь самое время подумать о кошельке.
— Цена вопроса.
Самый важный вопрос, отталкивающий от круизов очень многих и это можно понять…
Тот же самый поисковик выдаст вместе с датами, маршрутом, названием корабля и именем круизной компании, цену на путешествие. Цена впечатляет. Но входит сюда помимо полного пансиона с усиленным рационом питания, элитными мыльно-рыльными принадлежностями в ванной, халатами и прочими радостями отелей, еще и передвижение из пункта в пункт. И это вам не в автобусе трястись или за рулем следить за дорогой и безопасностью! Хочешь — спи. Хочешь — пей. Хочешь — ешь. Хочешь — танцуй. Или упади у открытого бассейна на верхней палубе и жарься под горячим солнышком, овеваемый ветерком и дыша морями-океанами. Птичек увидел — берег близко! Закачало и потемнело — шторм пришел, это уже похуже будет, но внутри корабля сухо, не жарко и страшно интересно! За это и деньги берут…
Еще больше расстраивает, что это не окончательная цена. Поэтому раскрываем приглянувшийся круиз и читаем, что там по чем.
В результате можно узнать, что в качестве приятных бонусов на этом круизе включены обязательные чаевые, или вам подкинут денег на круизный счет, которым оплачиваются покупки на борту или выпивка в ресторанах, или предложат пару экскурсий за счет компании и так далее. В личном контакте с представителем тех, кто продает круизы, можно выклянчить или получить абсолютно добровольно еще какие-нибудь приятные скидки. Но это будет несколько позднее…
Заметили мы, что чем дороже стоит круиз, тем больше приятностей предложит компания и список того, что вам оплатят, будет длиннее. Но иногда цена вопроса настолько велика, что скидки ситуацию проще не делают, тут надо искать «золотую середину».
То, из чего складывается цена круиза, в секрете не держат, нам даже высылали на почту полный список того, что продиктовало именно такую цену на круиз. Здесь есть ваша еда, топливо для корабля, деньги за то, деньги за се, деньги за пятое, деньги за десятое… Чаевые — обязательны! Когда они уже включены, это приятно. Если оплачиваются отдельно, сумма вываливаемая на борту увеличивается заметно. Причем берут определенную сумму с человека в день, соответственно, чем больше дней, тем… Но делать нечего, если только найти круиз с включенными чаевыми.
Огромнейшая часть расходов — это так называемый «портовый сбор», те суммы, что платит порту круизная компания за швартовку корабля.
Прошерстив несусветное количество круизов и посмотрев самые экзотические варианты путешествий на далекие острова, мы вынесли главное — чем больше портовых стоянок, тем выше цена вопроса. Если по каким-либо причинам (погода, катаклизмы, революции, вулканы и прочие стихии) корабль не может зайти в порт, деньги за портовый сбор вернут вам на карту, практически в тот же день. Более того, если вместо заявленного, центрального порта, вас зашвартуют в зерновом или еще каком, то разницу в сборах вам тоже переведут на карту. И это проверено нами лично.
Бывает высадка на берег с помощью спасательных лодок или береговых катеров, так называемый «тендер». Это происходит в том случае, если бухта недостаточна глубокая для захода круизных кораблей. Тогда корабль останавливается далеко, туристов рассаживают по лодкам и переправляют на берег. Обратная процедура аналогичная.
То, что корабль может не пристать к берегу или изменить курс, решается капитаном корабля лично и обсуждению не подлежит. Капитан правит вверенным ему кораблем единовластно — именно на нем лежит огромная ответственность за жизнь и здоровье нескольких тысяч человек…
Итак, цена круиза складывается из: класса корабля, протяженности маршрута, количества портов и уровня понтов на борту (это, кстати, самое дорогое). Ужин селедкой стоит значительно дешевле ужинов лобстерами, это и без меня понятно.
Немалую долю цены забирает выбранная вами каюта, а это немаловажный момент.
Жмем на «каюты» и смотрим, где мы будем отдыхать, ночевать, приводить себя в порядок и просто жить весь круиз.
Сьюты и прочие «Нептуны» вкупе с капитанской каютой можно откинуть сразу — не по карману простым смертным. Нет, если интересно, можно и посмотреть, ужаснуться…
Самые дешевые — внутренние каюты, те, что без окон, только с дверью. Они уютные, удобные и по-своему комфортные — в шторм не видно, как стихии бушуют. И если вы не боитесь замкнутых пространств, это может быть ваш вариант.
Каюты с окном — уже дороже. Единственный минус — не выйти на персональный балкон, а так вполне себе удобное жилище.
Каюты с балконом — еще дороже. Но как вариант — идеально! Можно любоваться океаном на персональном балконе, в шторм любой интенсивности не сидеть взаперти и любоваться заходом и выходом из портов не толкаясь на переполненной палубе. Правда, каким боком корабль будет швартоваться, вашим или противоположным, загадка, но это уже другая проблема.
На сайте есть схематичное расположение кают на каждой жилой палубе. Каюты обозначены номерами и разными цветами, цвет означает уровень каюты. Если хотите максимально комфортное проживание, ищите каюты поближе к сьютам, это лучшие места на любом корабле!
Обращайте внимание на нежилые пространства возле приглянувшейся каюты — это может быть лифт, лестница для персонала, а может — прачечная или силовая установка или что-то еще шумное. Ночью вы промаетесь без сна, а ночей в круизе немало, лучше предусмотреть эти моменты на берегу. Правда, предугадать, что именно скрывается за пустым пространством на схеме корабля сложно, поэтому лучше просто не рисковать.
Ну и еще один совет — не берите каюты сразу под рестораном или танцполом, не самые приятные ощущения, когда ходят буквально «по голове». Чтобы избежать этого, раскройте схемы всех палуб и посмотрите, где что находится на выбранном вами корабле. Может вам приятнее жить поближе к ресторану или наоборот, к бассейну?
Споры о том, что лучше — жить ближе к корме или к носу корабля, бушуют и не утихают. Из личного опыта я вынесла следующее — на носу корабля балкон залит морской водой даже не в самую высокую волну, в шторм по окнам вообще текут потоки и выйти на балкон проблематично. Про корму говорят, что летит сажа из труб, но мы такого не заметили и претензий к кормовым каютам не имеем. В общем, лучше всего жить в центре корабля и на этом спор можно закончить…
Есть, так называемые,«гарантированные каюты». Вам гарантируют класс каюты, но не называют ни ее расположение, ни номер палубы. Зачем ее брать? Она дешевле процентов до 20, чем каюта с номером. Но главное не это. Ее могут «проапгрейдить» до каюты более высокого класса бесплатно. Бывали случаи, когда внутреннюю каюту апгрейдили до каюты с балконом. Хотите — рискните!
Дальше — самое увлекательное. Ищем, на какие каюты есть скидки, а они обязательно будут. И сверяясь со схемой палуб, прикидываем, стоит клевать на скидку или ну ее, себе дороже будет. Ну и выбираем заветный номер, записав его на бумажку для памяти. Выбрать лучше несколько, кто знает, вдруг когда вы окончательно созреете покупать круиз, каюта будет забронирована? Ну и при личном контакте, всегда стОит спросить, какую каюту вам посоветуют выбрать и почему именно ее. За спрос денег не берут, а лишней информации не бывает.
— О погоде.
Не поленитесь посмотреть среднестатистические данные о погоде в предполагаемое время в выбранном вами регионе. Далеко не факт, что погода совпадет со статистикой. Но не факт и то, что она будет сильно отличаться. Лучше знать самое неприятное, чем разочароваться по ходу круиза. Тут вспомним, что я говорила по поводу «крайних» круизов — скидки большими просто так не бывают!
Приведу пример. Нашли мы совершенно удивительный круиз вдоль берегов Чили, прямо к ледникам и айсбергам, огибающий материк о заканчивающийся в Аргентине. Порты — нет слов, насколько притягательны. На самый первый в сезоне круиз — огромная скидка, настолько огромная, что хотелось взять его сразу, не думая и не прикидывая, а уж потом подстраивать жизнь под отпуск. Но именно размер скидки настораживал сильно — с чего бы это? Проконсультировавшись о погоде с живущей в тех краях Ириной (tinka61), я узнала, что в это время океан волнуется очень сильно, погода не самая приятная, а скорее даже самая неприятная и что отправляться в плаванье надо минимум на месяц позже. Вот вам и скидка…
В общем, пренебрегать погодными аспектами не стОит, все-таки круиз в хорошую погоду — это совершенно другая история.
— О перелетах.
Ну вот, выяснили для себя все: место круиза, корабль, время, цену и даже почти определились с каютой. Теперь самое время подумать, на чем лететь и есть ли вылеты под ваши даты.
Тут я ничего нового не скажу, все умеют искать перелеты. Есть только один момент — постарайтесь прилететь к месту начала круиза хотя бы за сутки. Самолеты бывают задерживаются из-за непогоды, предугадать это нереально. А круизному кораблю нет до ваших опозданий никакого дела. Выцарапать назад деньги будет почти невозможно, лучше подстраховаться и прилететь раньше, чтобы зайти на корабль без суеты и спешки…
Понятно, что бронировать билеты нужно после того, как вы все для себя решили с круизом и связались с представителями продающей их стороны. Ну это я так, на всякий случай…
— Об отелях.
В принципе, не так уж и важно, когда вы займетесь поиском места, в котором проведете ночь перед круизом. Это можно сделать и после всех формальностей. Главное, не забыть об этом, увлекшись планированием путешествия и поиском круизного лайнера.
— У кого покупать круиз?
Фирмы, бронирующие круизы, работают по всему миру и базируются тоже по всему миру. Контора может сидеть где-нибудь на просторах Германии, но работать будет с любой страной. Тогда для России они доступны с доменом RU. Выходишь и смотришь, сколько стоит присмотренный круиз на сайте?
Есть сайты, продающие круизы с хорошей, я бы даже сказала максимальной скидкой. Мы проводили разведку на сайтах, продающих круизы для американцев и канадцев, для британцев, для ирландцев, для немцев. Разница прежде всего в валюте. Поэтому фунты стерлингов мы отмели сразу, как неудобные для нас деньги. Евро тоже нынче на радует, остается доллар.
Не мне учить вас, как выйти на сайт, заблокированный для тех, кто RU. Мы тоже вышли и погуляли по круизам и их ценам.
В результате выбрали немецкое представительство, имеющее кстати филиал и у нас, в России, но как говорится, это две больших разницы, поверьте на слово.
Дальше вопрос личного контакта. Можно переписываться — это медленнее, даже с учетом скорости интернета. Можно связываться по телефону, это удобнее. У вас раскрыты все ваши вкладки с информацией по круизу, у оператора тоже все раскрыто и глядя каждый на свой монитор, вы решаете важные вопросы — время, корабль, цена, каюта.
Чем больше деталей вы обговорите, тем беспроблемнее будет ваш круиз. Не забудьте оговорить номер очереди на ужин — первый или второй. Для кого-то это не существенно, для кого-то — принципиальный вопрос. Можно оговорить — будете вы ужинать за столиком на двоих или вам нужна большая компания. Но имейте в виду, что тогда велик риск каждый вечер ужинать в компании незнакомых людей, и вечер превратится в беседу на тему «Вы откуда и вы кто?», и «Как дела у господина Путина?»
Если вопрос с номером очереди на ужин не решить заранее, вы автоматически получаете «открытую очередь», а это значит, что вам придется каждый день бронировать столик для ужина и занимать те места, на которые никто не пришел. Не очень это удобно и много времени уйдет на ожидание.
Но в принципе, ужинать можно и в простом ресторане, где проходят завтраки- обеды и не нужен дресс-код. Тогда о номере очереди можно не заморачиваться…
Решили? Все устраивает? Дальше я могу ничего не рассказывать, вам очень обстоятельно объяснят последовательность шагов, перевод суммы денег, бронь, размер залога, дату окончательных выплат, размеры штрафов, случись что.
А вот про штрафы скажу. У каждой круизной компании свой расклад, за сколько дней до круиза и какую конкретно сумму они удержат в случае вашего отказа от путешествия, не важно, что будет причиной отказа — ваш каприз, состояние здоровья, отказ в визах и прочее. Вам про это непременно расскажут в подробностях, не сомневайтесь! Если нет, все это нужно прочитать самим в договоре с круизной компанией.
Обезопасить свои деньги можно страховкой на случай непредвиденных обстоятельств. Жизнь есть жизнь и мы не знаем, что нас поджидает впереди. А вариантов неприятностей много: можно получить отказ в визе, можно приболеть, могут вообще запретить выезд за рубеж — у нас все могут… Два года слишком большой срок и лучше пожертвовать суммой страховки, чтобы обезопасить основную сумму. Одно плохо — очень дорогая эта страховка, ну так и сумму спасать будете немалую.
В общем, смотрите и решайте сами, рисковать или обезопасить себя.
Забронировали круиз? Теперь ищите перелеты, отели, подавайте на визы (если они необходимы, конечно).
— Про визы.
Внимательно и скрупулезно изучите вопрос виз. Тут все намного сложнее, нежели бы вы просто прилетели на самолете. Есть много тонкостей и деталей.
К примеру, прочесав кучу карибских островов, мы не получили ни одной колотушки в паспорте, хотя на некоторые острова россиянам требуется виза. Объясняется все просто — круизные компании подписывают соглашение со многими странами о безвизовом временном выходе пассажиров круизников в портах. Что это за страны — надо выяснять отдельно. Главное, не надеяться, что о вас кто-то подумает и лучше уточнить этот вопрос самостоятельно. Обидно будет, дойдя до очередного порта, узнать, что на берег вас не выпустят, потому что нет визы. Такие случаи бывали и не раз.
Если в пути будут солидные страны, как у нас Канада в первом круизе, понятно, что виза должна быть. Это вам не Аруба, тут серьезнее все.
Процедура получения виз стандартная, знакомая всем.
С этого момента начинается период активной подготовки к круизу. И тут важно выяснить названия портов, в которые прибывает ваш лайнер — если вы будете сами планировать ваши экскурсии.
— Об экскурсиях.
Экскурсии продают на борту. Дорого, даже я бы сказала очень дорого, особенно с учетом нынешних курсов. Конечно, это удобно — не надо ломать голову, прокладывать маршруты, списываться в береговыми фирмами или вести мучительные переговоры с таксистами. Но корабельные экскурсии проходят в хорошем темпе, с короткими паузами для фото, а иногда и вовсе без них, в огромных автобусах, а остановки заняты в основном выходом и входом многочисленных экскурсантов (не всегда юных и шустрых).
Я вообще ярый противник всех этих «посмотрите направо — посмотрите налево», поэтому двумя руками голосую за самостоятельность. В крайнем случае, береговая экскурсия максимум на 8 человек. Планирование этих экскурсий съедает больше всего времени при подготовке к круизу, но тут без вариантов, я ж не табуретка, которой все равно, куда ее повезут.
Тут есть своя сложность. Время отбытия корабля — это святое! Никто никого ждать не будет и даже если увидят, как вы несетесь на всех парах, опоздав на пару минут, скорее всего корабль не подаст назад, чтобы взять на борт. Вас встретит представитель круизной компании с вашими паспортами (если вы их сдавали перед началом круиза) и посоветует, как быстрее всего догнать корабль, уходящий со всеми вашими вещами в даль светлую.
Другое дело, корабельная экскурсия, в которой вас непременно сопровождает кто-то с корабля. Если автобус задержится на час или даже два, да все равно на сколько, вас дождутся. Огромный корабль истомившегося народа, матерясь и проклиная опоздавших, будет нудиться на корме, дожидаясь ваш автобус. Тут на часы можно не смотреть и задержек не бояться.
Для себя мы решили, что корабельная экскурсия возможна для нас только в том случае, когда расстояние до интересного места очень большое или когда больше вообще никаких самостоятельных вариантов нет, так тоже может случиться. В любом другом случае мы отправимся на свою собственную экскурсию и не пожалеем об этом.
Узнать какие экскурсии предлагает корабль и сколько стоит это удовольствие, можно заранее, как только придут документы от круизной компании и вы зарегистрируетесь на рейс. Если вы все-таки решили воспользоваться именно этими экскурсиями, бронируйте их сразу, не дожидаясь посадки на корабль. Это обезопасит вас от огорчения, что все места закончились, хоть и редко, но так тоже случается.
Ну и помните, что помимо традиционных посещений достопримечательностей на берегу, на островах и в красивых портах, есть масса других вариантов провести время нескучно и весело: снорклинг, дайвинг, морские прогулки, покатушки на лошадях, прогулки по морскому дну с прозрачным шаром на голове, уж не помню, как называется такое развлекалово. В общем, устанете читать варианты!
— Что взять с собой в круиз?
Вопрос очень непраздный на самом деле, особенно, когда собираешься первый раз. Тут надо очень внимательно посмотреть, какие услуги есть на корабле и платные ли они. Прежде всего это стирка и утюг. У нас на корабле стирка была сильно платная, равно как и глажка помятого в чемодане. А есть корабли, где все это бесплатно или за очень маленькие деньги. Я решила подходить философски к вопросу малость помятых платьев, просто развесив их в шкафу на плечики и позволив отвисеться. В результате через пару дней вещи выглядели не хуже, чем после упражнения с утюгом. Костюм мужа повесили в ванную, включили кипяток, напустили пара — результат мне тоже понравился.
Стирать или не стирать — решайте сами. Мне не сложно прихватить лишнюю кофтенку или рубашонку, чтобы не заморачиваться на бытовые проблемы в отпуске. Что удобнее вам — вам самим виднее.
Перед круизом обязательно сообщат, сколько формальных вечеров будет в плавание. Исходя из этого и решайте, сколько вечерних туалетов брать в круиз. Все-таки это одно из самых запоминающихся развлечений!
Есть лайнеры такого класса, где просто костюм и галстук для вашего спутника не совсем соответствуют принятому дресс-коду и требуется смокинг и бабочка. Соответственно и платье для дамы должно быть ого-го каким. Это элитные, очень дорогие круизы, сравнимые с роскошью печально запомнившегося «Титаника».
Есть круизы чуть проще — вечерний наряд нужен, обычный костюм вполне устроит, в остальные вечера допустимо все, кроме сарафанов и шорт.
А есть круизы, в которых на всю эту мишуру внимания совсем не обращают, надевай, что хочешь!
Понятно, что и цена вопроса будет разная, чем проще нравы, тем ниже цены.
— Медицинская страховка.
Очень серьезный момент! Мало того, что страховка нужна строго обязательно, она еще должна учитывать некоторые моменты, очень важные именно для круизных путешествий.
Надо выяснить, захватывает ли страховка тот регион, в котором будет проходить ваш круиз. Уточняйте это обязательно!
Страховка должна включать медицинскую эвакуацию — это тоже очень важный момент! Медэвакуация стОит баснословных денег даже без пересчета валюты в рубли, а уж если пересчитать, становится просто страшно. Страховка с эвакуацией дороже, но раскошелиться придется — не приведи, Господи, что случится… И в одном, и в другом круизе я наблюдала эвакуацию внезапно заболевших пассажиров, только погонять транспорт с берега к кораблю и обратно, уже стоит много денег, а ведь еще будет и оказание помощи в госпитале, а медицина везде дорогое удовольствие. Сначала вас спасут, не скупясь на расходы, а уж потом с вас стрясут всю потраченную сумму, даже не сомневайтесь! В общем, не та экономия отказ от страховки. Мы покупаем годовую и обязательно оговариваем наличие пункта с эвакуацией.
Кстати, оформляя свои документы перед круизом, надо обязательно указать, с кем можно связаться, случись что-то непредвиденное с вами. Нужно написать электронную почту, телефон и степень родства того, кому сообщат неприятную новость, случись она. У круизных компаний учтены все мелочи и все аспекты…
Дальше. Обязательно соберите необходимые вам лекарства, как часто применяемые и жизненноважные, так и те, что употребляете редко или держите дома «на всякий случай». Лучше провозить их туда и обратно, чем ругать себя за непредусмотрительность. Лишними они не будут, случись беда.
Но самое важное — лекарства от морской болезни! Купите таблетки (у нас это проверенная «Драмина»), пластыри, браслеты, да хоть заговоренную якутским шаманом куриную косточку, если она вам помогает! Попав в шторм, вы скажете себе спасибо.
Я видела, как зеленели лица от кормовой качки, которую сама переношу на удивление легко. Кто-то менялся в лице от боковой волны — я и сама ее не очень люблю. Я плохо переношу любую дорогу, даже обычный городской транспорт, болтающийся в пробках, заставляет меня зеленеть. Но качка на корабле — дело совсем другое, и у меня она не вызывала особо неприятных ощущений, кроме категорического нежелания есть. Любая еда вызывала отвращение, хорошо шло только холодное мороженое. Но на всякий случай я цепляла пластырь, браслет и прислушивалась к себе — может еще и таблеточку накатить?
Как писал Джером К. Джером, количество людей, страдающих морской болезнью, ничтожно мало на суше, но чудовищно огромно в море. В шторм их численность достигает максимальной. И я совершенно согласна с классиком. Да и как не реагировать на качку, когда пару дней вас швыряет во все стороны, без пауз и передышки? Элементарные действия выполнять становится очень сложно — ходишь от стенки к стенке, в ванной держишься за ручки всеми руками-ногами сразу, чашку пытаешься поймать на лету, а пол под ногами выписывает такие кренделя, что и пьяному не снились. Бутылки с водой десантируют со столика, чемоданы катаются по каюте, как их не подпирай, океан свирепствует за бортом, а пару шагов можно сделать лишь крепко вцепившись в стену. Все корабельные коридоры оснащены удобными перилами — и это совсем не лишнее в шторм.
Берите таблетки! Я вас уговорила?
— Про еду вообще и в частности.
Кормят в круизах основательно, с раннего утра и практически до полуночи. Перерыв до раннего завтрака как-то приходится перетерпеть, что поделать… Но я сейчас расскажу не об этом.
Кухня не сказать, что бы была очень уж высокая или невероятно изысканная, но всегда свежая и качественная. Вопрос свежести продуктов — наипервейший! В круизе вам не попадется просроченный йогурт или сомнительного качества молоко, я уж не говорю о рыбе с душком. Случись какая инфекция, через пару часов весь корабль будет прикован к своим унитазам и превратится в плавучий госпиталь. В замкнутом пространстве любая инфекция разнесется со скоростью лесного пожара! И все, кто обслуживают гостей лайнера, это отлично понимают. Потому и расставлены на каждом повороте дезинфекторы для рук, в туалетах полно одноразовых полотенец и жидкого мыла, а чистота стерильная. Из-за этого запрещены рукопожатия с экипажем и капитаном. И именно потому, на всякий экстремальный случай, захватите таблетки от диареи из дома — охота вам валяться в корабельном лазарете?
Не думайте, что в каждом порту на корабль загружают свежие фрукты и только что выловленную рыбку. Нет, весь провиант загружается в том порту, с которого начинается круиз (если они круговые) или подгружается в середине круиза (если круиз длинный и многонедельный в одну сторону, а в обратную — другой).
Во-первых, это продиктовано элементарными законами бизнеса — загрузка круизных лайнеров очень выгодная штука, и контракты заключаются на очень конкурсной основе.
Во-вторых, продукты должны быть проверены санэпид службами и снабжены сертификатами качества. За многомиллионные контракты по снабжению круизных компаний провизией, бьются очень солидные фирмы-поставщики. И опять же, это связано с заботой о здоровье пассажиров круизных кораблей. Поэтому даже не мечтайте, что зайдя в никарагуанский порт, корабль загрузит трюм до потолка вкуснейшими и дешевейшими манго, которыми вас начнут кормить три раза в день. Как бы не так! К Никарагуа у нас даже яблоки стали дефицитом, и из всех фруктов осталась только дыня.
Правда, заметно это только на длинных круизах, когда от первого порта загрузки до второго порта проходит много дней. Если круиз круговой, вы даже не обратите внимания на этот момент.
Вода на корабле подается из опреснителей — это для мытья рук и организма. Она очень мягкая и очень качественная, ее всегда вволю и она соответствует всем параметрам образцовой воды. Во всяком случае, так на всех американских круизниках.
Вода для питья — результат рециркуляции. Хлоркой она ароматизирует очень сильно, причем чем дальше от порта загрузки, тем явственнее аромат. И в первом, и во втором круизе, пить воду ближе к концу я просто не могла. Овсяная каша на завтрак так фонила хлоркой, что несмотря на всю свою полезность, популярностью не пользовалась. Как проходит таинство рециркуляции воды, я детально не вникала, но подружившись с официантом, многое интересное выяснила для удовлетворения своего любопытства.
Мой вам совет — подружитесь с официантом, что будет обслуживать ваш столик каждый вечер (потому и важно, чтобы у вас был гарантированный номер столика в круизе). Это вам ничего не будет стОить, но даст немало выгод и преимуществ — быстрое обслуживание, совет «на ушко», что сегодня не стоит брать, а что попробовать непременно, мгновенная замена блюда, ежели вам не приглянулось поданное и прочие приятные мелочи, оставляющие массу хороших воспоминаний об отдыхе. Улыбайтесь, господа! Искренняя и открытая улыбка, пожелание доброго вечера и пара слов о том, о сем способны творить маленькие, но регулярные чудеса!
В равной степени этот совет приемлем и в отношении к стюарду, что будет убирать вашу каюту. Просто подружитесь с ним — здоровайтесь, улыбайтесь, иногда беседуйте, не забывайте благодарить за уборку. Поверьте, вам это воздастся сторицей! И каждый вечер, помимо обязательных услуг, типа выложенных на кровати программ на новый день, пожелания от капитана и зверюшки, свернутой из полотенца, вас будет поджидать милый и очень приятный презентик. Я уж не говорю, как вырастет качество уборки вашей каюты и с какой скоростью будут спешить выполнить вашу вежливую просьбу…
Подошло время круиза. Вы долетели до города, из которого стартует круиз, переспали ночь в отеле и вполне себе готовы загружаться на корабль. Обычно в документах вам укажут, с какого часа будет производиться окончательная регистрация в порту. Например, вам напишут — с часа дня. На самом деле это значит, что в час указанный вам, терминал порта будет забит огромными очередями. Потому приехать лучше чуть раньше, пока основная масса народа все еще собирается с мыслями и без суеты и спешки зарегистрироваться, сдав паспорта и получив ключ от каюты, он же круизная карта, по которой вы сходите на берег, возвращаетесь на борт и расплачиваетесь абсолютно за все на корабле, предварительно загрузив на нее нужную сумму денег.
Вам дадут номерок, по которому вас пригласят пройти на борт. Чемоданы доставят в вашу каюту, как только загрузят весь багаж.
Как только вы оказались на борту, можно отправляться в рестораны, бары, к бассейнам. Правда, каюты могут быть какое-то время недоступны, пока в них наведут окончательный лоск.
Не тратя времени даром, отправляйтесь на «Фронт деск» или рецепцию, если употреблять сухопутный термин.
Пока народ клубится в очереди на корабль, вы без шума и суеты решаете свои самые важные вопросы — загружаете деньги на круизную карту, если не хотите расплачиваться своей банковской картой, уточняете все спорные вопросы и выясняете все недовыясненное перед началом круиза. Народа на борту еще мало, в спину никто не сопит и ножкой нервно не подергивает — беседуй себе неспешно, уточняй детали и радостно улыбайся!
В это же время можно попытаться разрулить спорные вопросы с номером очереди на ужин и номером столика — тут шансов почти никаких нет, но попытка не пытка, и иногда может получится что-то приятное именно для вас.
Про экскурсии корабельные тоже лучше уточнить сразу по прибытии на борт, если вы все-таки решили покупать именно их.
Потом вас позовут на шлюпочную палубу, дабы устроить перекличку, а после рассказать и показать, куда бежать и что вопить, надумай корабль повторить судьбу «Титаника». Сюда тоже лучше отправиться заранее. Как только включат сигналы оповещения, отключат все лифты и придется идти по лестнице в плотной толпе — а оно вам надо? Поэтому, посмотрите на своем ключе от каюты какой номер у вашей спасательной шлюпки и отправляйтесь к ней дожидаться обязательного учения. Отсидеться в каюте даже не надейтесь, вас заставят присутствовать и ваши аргументы против никто не будет слушать. Что в общем-то правильно, о вас же беспокоятся…
Тут тоже есть свои особенности. Учения будут повторяться в тех портах, где корабль загружают провиантом и всем необходимым. Эти же порты станут для кого-то на борту началом, а для кого-то — окончанием круиза. И если вы составляли круиз из нескольких небольших, то учений будет несколько, имейте это в виду.
В утешение скажу, что проходит все быстро, а местами даже весело. И еще! Шутки на тему «Титаника» на круизных кораблях дурной тон — на вас в лучшем случае косо посмотрят, в худшем… Ну, зачем вам знать об этом?
После учения надо спешить на корму самой верхней палубы и готовиться к началу всего самого интересного. Капитан выступит с тронной речью по корабельному радио, поприветствует новых гостей, поблагодарит тех, кто продолжил круиз дальше, расскажет о погоде и волнении на море, о том, куда идем и что ждет всех завтра, пожелает приятного вечера…
Пассажиры с соседних кораблей начнут помахивать руками, вы будете отвечать им тем же самым, веселье достигнет апогея!
Впрочем, вся эта картина будет продолжаться в каждом порту, так и не надоев до конца круиза… Особое корабельное братство объединит всех этих людей, вне зависимости от их национальности, цвета кожи и вероисповедания, круизной компании, маршрута путешествия, уровня каюты и отданных за круиз денег.
Здесь будут те, кто любит простор и моря-океаны, вольный ветер и шальную волну, рассветы и закаты, дельфинов, играющих в догонялки с кораблем, дальние страны, маленькие острова и калейдоскоп впечатлений. И не важно, авантюрист ты, просто непоседа, которому нечем дышать в четырех стенах, или солидный бизнесмен, потягивающий виски в сияющем огнями ресторане. Важно, что вирус круизов попал в твой организм и всю оставшуюся жизнь будет разрастаться, толкая на новые приключения…
А потом корабль даст гудок, забурлит вода за кормой, корабль вздрогнет, скидывая ленивую дремоту, провиснут канаты, удерживающие его в порту, громко и требовательно завопит гудок, оглушая всех своим басом и… И начнется все самое интересное, удивительное и замечательное, о чем только можно мечтать, планируя свой долгожданный отпуск!
All on board!!!
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Круиз