А у нас в Ярославле Масленица началась раньше, чем в других городах! Уже в воскресенье длительных 8-мартовских праздников было объявлено и торжественное шествие масленичных кукол по улицам города, и концерт на Советской площади.
А у нас в Ярославле Масленица началась раньше, чем в других городах! Уже в воскресенье длительных 8-мартовских праздников было объявлено и торжественное шествие масленичных кукол по улицам города, и концерт на Советской площади.
К тому же, заранее была подготовлена традиционная выставка масленичных кукол в сквере у фонтана на улице Андропова. Вот туда мы и собрались, дабы раскрасить проведенные в городе долгие выходные.
В этом году темой для масленичного парада стал Год кино. Кстати, наш Ярославль кинематографы очень любят, сколько лент отснято на его улицах и в окрестностях, да и современные режиссеры приезжают в город ежегодно — я частенько вижу вереницу кино-фургонов.
И представившие свои работы муниципальные учреждения (детские сады, школы, предприятия), а также частные организации постарались на славу! На мой ироничный взгляд нынешние куклы были самыми смешными и забавными по сравнению с прошлогодними выставками. Что ни говори, фантазия ярославцев никогда не подводила!
Конечно, встречались и классические масленки — схематические куклы в разноцветных лоскутках, с рыжими, под цвет солнышка, косами, часто без лиц — по древнеславянской традиции. Символ провожаемой зимы, которой уготовано сгореть в ярком костре, чтобы уступить место весне — долгожданной, теплой, зеленой, олицетворяющей любовь.
Впрочем, с любовью ассоциировались многие героини масленичного парада — действительно красивые экспонаты в нарядных платьях и с красиво-отстраненными лицами моделей-манекенов из глянцевых журналов.
Но все же, не отступая от родных корней, всех гостей встречала некая Добряша из Мультяшина (если честно, оригинала не помню), исконно русская, добрая красавица. Вон, и березки — символ нашей страны в этой инсталляции присутствуют.
Авторы, вдохновившись столь развернутой темой, с удовольствием прошлись по отечественной и зарубежной классике. Хороша Мальвина в образе punk-rock girl — моя тема.
Вот Мэри Поппинс с зонтиком — за звание лучшей няни могла бы поспорить с прекрасной Анастасией Заворотнюк. Причем, в пользу последней, ибо она не улетела на эфемерной конструкции из нейлона и железок, а стала добропорядочной женой и мамой обширного семейства продюсера-олигарха.
Я, кстати, тоже в качестве няни — хоть куда, только вот муж — слесарь. Впрочем, ему пришлась бы по вкусу героиня из культового советского фильма «Королева бензоколонки», та, что, мечтала стать стюардессой, а работала на заправке, со странной фамилией «Добрыйвечер!», помните?
Греческая муза еще неизвестного в древней Греции кинематографа тонко намекает, что только она может стать звездой экрана.
С ней поспорил бы один из главных персонажей вышедшего недавно продолжения саги — Дарт Вэйдер. Хотите отнять у могущественного ситха красный меч, пока его не оженили на очередной русской красавце?
Грустит очаровательная Коломбина о своей судьбе — век ей скитаться в разбитой арбе с бродячим театром. А вот ее соседка как типичный представитель молодой семьи наверняка уже взяла жилье в ипотеку (хочется думать, что это авторский сарказм, ибо при виде упомянутой героини мне сразу же вспоминается одноименная песня группы «ПФ»).
Особой популярностью у авторов пользуются роман Ильфа и Петрова «12 стульев» и гоголевская «Ночь перед Рождеством». Это — от обилия персонажей (конечно, непревзойденный Остап, прекрасная мадам Грицацуева и многочисленные варианты Эллочки-людоедки — я таки просмотрела весь фильм в новогодние праздники) и встречающихся Солох.
Куклы стоят вокруг фонтана, здесь же — павильоны с сувенирами, есть даже импровизированная звонница, в колокола охотно звонят детишки.
Некоторые куклы-масленки предлагают принять участие в чаепитии с баранками, многие угощают плюшками да ватрушками (недаром на Руси красавицы пышнотелостью славились — любили сладенькое).
Правда, перед трапезой придется пройти жесткий фейс-контроль лучшей в мире домоуправительницы.
Оля и Яло из «Королевства кривых зеркал» — один из лучших фильмов и прекрасная книжка советского детства. Впрочем, политический подтекст можно применить и к сегодняшней действительности. А о том, что проникнуть в чарующий мир зазеркалья я узнала именно из этой сказки, еще задолго до прочтения кэрроловской «Алисы». Кстати, свято верю до сих пор!
А вот колобок — это точно звезда экрана, его известности мог бы позавидовать пресловутый Лео Ди Каприо, получивший в этом году какую-то пафосную премию. Хэй, Лео, круглый кусок теста, разговаривающий со зверями, тебя точно сделал!
Едет паровозик с героями самого главного детского писателя Э. Успенского: Гена с гармошкой, Шапокляк с крысой Лариской, а Чебурашкой — видимо, буду, я!
Впрочем, если не нравится поезд, можете прокатиться на лошадке с симпатичной Пеппи Длинныйчулок, вспомните, наверное, вы тоже в детстве хотели, чтобы у вас была такая замечательная подружка!
Муж: «Смотри, я тебя нашел!». Показывает на женщину-кошку, мой любимый не слишком человечий персонаж.
Прекрасная Миледи Винтер с опущенными глазами и в готичном плаще — пожалуй, один из самых романтичных и загадочных образов, жаль, мушкетеров не хватает.
Цыганки, приведения (а, это же Карлсон, у него даже пропеллер сзади есть!), модели и куклы с лицами-вырезами для фоток.
Баба-Яга с плакатом-призывом, вот уже за него я бы дала призовое место! Какой остросоциальный и правильный текст!
Тося предлагает самый красивый вариант жизни — намазывать на хлебушек черную икру. А я ее, между прочим, никогда в жизни не ела. Хорошо живет Тося!
А вот марфушкин эскорт из сказки «Морозко»: поросята и сундук угля! Нет, я лучше буду Настенькой, не зря меня в Питере Морозко пытал: «Тепло ли тебе, девица?». Я, замерзшая, отвечала, что тепло, за что мне подали не поросят, а сидячий вагон, например!
Кто-то немного отходит от темы и обращается к музыке, как, например, авторы бравой Рыбачки Сони.
А некоторые и вовсе предпочитают рекламный образ, как «родители» куклы-представительницы компании «Beeline».
Впрочем, Кикимору и Даму с собачкой, вероятно, можно встретить в отечественном кинематографе.
А вот и совсем необычные инсталляции — рулон обоев с расхожей фразой «Надо, Федя, надо» и будка кинокассы, почему-то продающая не билеты, а блины.
Пестреющие кадрами киноленты, исписанные мелом хлопушки, знакомые и новые герои, фотографии из фильмов, которые были сняты в нашем городе, — вот так весело и смешно проходит кукольный парад в Ярославле!
В продолжение темы кинематографа можно завернуть в одну подворотню и зайти в легендарное кафе «Афоня». Цены здесь довольно демократичны, а со скульптурками известных героев хочется сфотографироваться.
Можно спуститься на Которосльную набережную и пройтись по заснеженной Стрелке, над которой позолоченным солнышком переливаются купола Успенского собора и словно первые весенние листочки маячат изумрудные главки ярославских церквей.
Обратно возвращаемся по улице Салтыкова-Щедрина. Здесь есть один храм — Никиты мученика (1641 г.), не часто встречающийся в путеводителях. Расскажу немного о нем. Никитский приход был устроен в одноименной слободе не позднее XV века. Каменная церковь Никитского прихода была построена в 1640-х годах при содействии подьячего Афанасия Холмова. В то время приход традиционно состоял из двух церквей — летней (собственно Никитской) и зимней (Сретенской), пределы в которых были освещены в честь Никиты Мученика. Главным украшением и доминантой скромного прихода служила возведенная в XVII веке колокольня, так называемая ярусная звонница, одна из узнаваемых «ярославских свечей». В начале прошлого века приход перестраивался, одна из церквей была разрушена, во второй после закрытия размещался ремонтный завод.
Конец 90-х годов принес выстоявшему храму и колокольне новую жизнь, медленно, но верно комплекс начал восстанавливаться. И если доминанта-колокольня все время гордо несла голову над древним Ярославлем, видимая издали, краснокирпичная, высокая, крепкая, с интересными арками-проемами, то крошечная беленая церковка сравнительно недавно обрела свою некогда утерянную в смутные времена золоченую главку. Приход этот скромный, тихий, не популярный среди туристов, скорей всего не имеющий богатых покровителей и наставников-сребролюбцев, больше для своих — местных, как и в далекие времена средневековой Никитской слободы. Наверное, именно в таких местах ощущается особый намоленный дух времени. Сейчас здесь проводятся службы, можно зайти, поставить свечку — помочь храму в нелегком пути возрождения.
А наша дорога приближается к Городскому валу — когда-то тут заканчивался старинный Ярославль, а теперь — уже не на задворках и окраинах, но возле отправной точки собственных путешествий — вокзала Ярославль-Главный — живу я. Растет город, раздвигаются его границы, не стоит на месте время, но неизменными остаются любимые традиции и праздники, дорогие сердцу улицы и маршруты, памятные места, которые очень хочется запечатлеть если не на кинопленку, то хотя бы в строках этого рассказа. Вот так, с первого дубля «отсняли» мы открытие Ярославской Кино-Масленицы, до новых встреч!
Спасибо за внимание!