Лиссабон это город, который совершенно не поддаётся логике, это факт. А ещё это город, который с первых же шагов по нему вырабатывает у тебя феромон радости. Это тоже факт. Он цепляет, завораживает и не отпускает до самого конца. Собирать в единый пазл все его грани доставляет огромное удовольствие, хоть это и непростое занятие. Мне нравится в этом городе абсолютно всё, даже то, что по идее должно вызывать раздражение. Пусть он местами обшарпанный, местами даже грязный, но его потрёпанность так изыскана и аутентична, что любуешься даже ей.
Пусть его холмы и пригорки вызывают боль в ногах, но виды на город с разных мирадору всё компенсируют. И какое это счастье ходить по его улицам, дышать его воздухом, ощущая себя его частичкой, пусть и всего лишь на несколько дней. У него столько разных лиц, да и настроение меняется в течение дня не один раз. Город дышит, город живёт своим ритмом. И это нормально. Лиссабон такой разный, живой, строптивый, со следами былой красоты и блестящего прошлого. Город, где витает дух вольницы и странствий. Всё это накладывает отпечаток на его облик и делает безумно интересным для туриста.
Попав в круговорот его объятий, я буквально утонула в его ярких красках и волнах тротуаров. Дома, покрытые азулежу вызывали непреодолимое желание зависнуть у каждого из них, ведь каждый экземпляр это настоящее произведение искусства.
Каких только цветов, рисунков и орнаментов не увидишь на стенах домов!
Ну это я тогда ещё в Порту не побывала, вот уж где настоящие шедевры из азулежу!
Тротуарная мозаика поначалу заставляла останавливаться на каждом шагу и рассматривать её замысловатые узоры. Ну где ещё увидишь такие необычные рисунки на тротуаре?
Улицы-лестницы, карабкающиеся снизу вверх, заставляли упорно взбираться по ним, несмотря на боль в ногах, а если усталость все же одолевала, то можно запросто присесть и отдохнуть на ступеньках, все так и делают, здесь никто косо не посмотрит.
По мощеным улицам Лиссабона нужно непременно ходить пешком, несмотря на бесконечные подъёмы и спуски, иначе есть риск упустить много интересного, атмосферного, необычного. Тогда и настроение города можно уловить, и подсмотреть разные его грани. Транспорт здесь нужен лишь на дальние расстояния, при перемещении из района в район. Грохочущие трамвайчики, проносившиеся мимо так и влекут к себе, не говоря уже о подъёмниках и мирадору.
Такие простые и понятные туристические радости не могли не вызывать улыбку. Чего же удивляться, что состояние радости сопровождало меня все три дня в этом городе. Энергетика у этого города совершенно потрясающая, и даже усталость после многочасовых хождений меня не напрягала так, как в других местах.
Были у меня и другие маленькие радости в Лиссабоне. Каждый вечер я заходила в крошечный бар рядом с отелем, где наливают исключительно вишнёвый ликёр жиньжа. Выпиваешь маленький стаканчик за 50 центов, а на дне его вишенка. Непередаваемое удовольствие, да и спится после него крепко.
Вообще после дорогущей Италии цены на питание в Лиссабоне меня здорово порадовали. Завтракала я обычно в кондитерских, коих в центре видимо-невидимо. На прилавках столько всяких вкусняшек — марципаны, булочки, корзиночки с заварным кремом паштей-де ната, пирожки, нуга, сандвичи.
Что приятно, в таких кондитерских завтракают и туристы, и местные. Кроме завтраков я смогла побаловать себя в Лиссабоне даже настоящими ужинами и обедами. Простые, но такие вкусные местные блюда — сардины, кальмары с гарниром в разных вариациях обходились в среднем в 7–8 евро.
Уж такие траты я могла себе позволить и с удовольствием всё пробовала, облюбовав соседнее кафе в двух шагах от отеля.
Милые мальчики-официанты, похожие одновременно на цыган, арабов и испанцев уже на второй день стали меня узнавать и обслуживали по-приятельски, как-будто я зашла к ним домой. Португальцы вообще-то очень странная по облику нация, генотип у них какой-то размытый, хоть и намешено в них много разных кровей. В основной своей массе они приземистые, с тяжелой посадкой, с грубоватыми лицами. Но яркие, запоминающиеся в своей некрасивости, этого не отнять.
Кроме гастрономических радостей были у меня в Лиссабоне и радости магазинные. Сувениры здесь очень необычные, по-настоящему дизайнерские. Вот, к примеру, расписные яркие петухи, символ Португалии, так и влекут к себе.
Пройти мимо и не купить совершенно невозможно. 15–18 евро всё удовольствие и память о Лиссабоне на всю жизнь! Почему петух считается символом Португалии? На этот счёт есть забавная легенда, а может и быль. Давным-давно один пилигрим был обвинён в воровстве, во время суда над ним он заявил, что если жареный петух, которого уплетал судья, оживёт и закукарекает, то он невиновен. Чудо свершилось, его оправдали. Вот так с тех пор петух и стал символом Португалии.
А ещё в Лиссабоне безумно красивые магниты. Такого разнообразия и дизайна этих популярных сувениров я давно уже нигде не встречала.
Керамические сардинки, расписные петухи, имитация азулежу, всего и не перечислишь, и всё это великолепие так и манит, влечёт. «Купи-купи» кричит в голове внутренний голос, хоть цена и не маленькая, от 5 до 8 евро за магнитик. Но что это за магнитики, настоящие произведения искусства!
Пробковые сумки на каждом углу, говорят им сносу нет.
Покупаю и сумку, хотя и не знаю толком, зачем она мне нужна, но как не привезти из Португалии что-то из пробки! Индусы, негры, китайцы почему-то не вызывают здесь отторжения, подозрительные личности по вечерам, марихуана из-под полы, но ощущения опасности, тревоги нет и в помине. Я же говорю, что этот город не поддаётся логике.
Надрывные мелодии фаду звучащие отовсюду, не дают мне покоя. По совету портье отправляюсь в клуб A Tasca do Chico. Он расположен неподалёку от церкви Святого Рока, из моего отеля можно дойти пешком за 15 минут. Очень удобно, нет нужды брать такси и ехать в Альфаму, где сосредоточены основные клубы фаду. Обычно представления фаду начинаются в девять вечера, я прихожу за полчаса и с трудом нахожу свободное место за столиком. Формат вечера очень демократичный, все сидят за столиками пьют-едят (обязательно нужно что-то заказать, хотя бы напитки), хозяин и поёт, и обслуживает гостей, а гвоздь программы — надрывные грустные напевы в исполнении очаровательной певицы.
Говорят в этих печальных песнях вся душа португальского народа. Не знаю, как тут проверишь, но за душу они берут, это точно. Место это совсем маленькое, уютное и не очень туристичное, поэтому делюсь его координатами — R. do Diário de Notícias 39. Очень рекомендую.
В плане языкового барьера я прекрасно себя чувствовала в Португалии. У меня не было проблем с коммуникацией, зная испанский легко понимать португальскую речь. А если мне надо было что-то сказать, я просто вставляла шипящие в испанские слова, нещадно коверкая их, и о чудо, меня все понимали. Португальский язык — шипящий, гортанный, не очень благозвучный, но по-своему красивый и своеобразный.
Из окна моей скромной гостиницы Pensao Estacao Central видна площадь Россио, я жила в самом сердце исторического центра города, в районе La Baixa.
Уютный небольшой номер со всеми персональными удобствами обошёлся мне всего в 35 евро за ночь. Всё-таки португальские цены после Италии не переставали меня радовать. Отсюда очень удобно начинать знакомство с Лиссабоном, всё в пешей доступности. Да и вокзал Россио буквально в двух шагах от отеля, что очень удобно при поездке в Синтру.
Сплошные плюсы, удачный выбор! Отель могу смело рекомендовать для бюджетного посещения Лиссабона.
С нижней части города я и начинаю свои бродилки по районам Байша и Шиаду. Строение города, раскинувшегося на семи холмах хоть и неудобное, но на редкость эффектное, сродни Сан-Франциско, Стамбулу, Вальпараисо. Наверное, поэтому здесь столько смотровых площадок мирадору и подъёмников, сам его формат располагает к этому. Старейшие подъёмники Бика и Лавра прошли мимо меня, ограничилась я лишь Глорией.
Этот динамичный подъёмник уносит меня с площади Ресторадореш на самый верх холма. Всё удовольствие стоит 3.60 евро, билет покупаем прямо у водителя. Расписной вагончик взбирается вверх по крутым лиссабонским уличкам и доставляет туристов прямо к мирадору дэ Сан Педру дэ Алькантара.
Это мой самый первый мирадор в Лиссабоне, первое знакомство с его панорамами. Вау, под ногами раскинулся весь город, контраст красной черепицы крыш и белых стен так и режет глаз, наполняя душу неизъяснимой радостью. Вроде ничего особенного, но как цепляет, глаз не отвести. Здесь можно составить первое представление о структуре города с его главной доминантой — замком Святого Георгия, который просматривается отовсюду. Город залит лучами заходящего солнца, он тёплый, охровый, светлый. В начале сентября здесь стояла удивительно комфортная погода, где-то плюс 23–25, вечерами немного прохладнее. И не жарко, и не холодно, самая подходящая погода для активного туризма.
Сама площадь Ресторадореш с Обелиском в честь Независимости Португалии в обрамлении элегантных зданий и узорчатым тротуаром смотрится очень нарядно и парадно.
Среди зданий на этой площади можно встретить образчики модерна и ар-деко, неоклассики и барокко, здесь всё вперемешку. Соседняя Площадь Россио с волнистой плиткой и двумя фонтанами ещё наряднее и краше, здесь всегда жизнь бьёт ключом.
Это самое сердце района Байша. В центре её возвышается статуя Педру IV, но самое красивое здание площади это Национальный театр Марии Второй. Сюда я буду возвращаться не раз, мой отель находится как раз напротив площади. Сбоку от театра натыкаюсь на ничем непримечательную снаружи церковь Igreja de São Domingos и захожу внутрь.
На самом деле, церковь эта очень старинная, 13 века. Внутренне убранство её лаконично и даже примитивно, но тем не менее производит сильное впечатление, особенно когда видишь трещины на колоннах, результат давнего землетрясения.
Серые, как-будто покрытые шрамами стены создают ощущение, будто находишься где-нибудь в гроте. Очень сильный эффект производит эта аскетичная церковь, гораздо сильнее, чем любое богатое убранство. Площадь Россио плавно переходит в другую площадь Фигейра, Praça da Figueira, в центре которой видим памятник Жуану Первому, браво восседающему на лошади.
По периметру этой уютной площади много всяких разных кафешек и кондитерских. Эту площадь возьмём себе на заметку, отсюда начинаются трамвайные маршруты в районы Белен и Альфамы. Да и станция метро Россио здесь же. Удобная площадь, как отправная точка по разным маршрутам. По лестницам-улицам взбираюсь к маленькой площади Trindade Coelho. Сюда я пришла не случайно, здесь спрятался самый настоящий бриллиант Лиссабона — золотая церковь Святого Роха, Igreja Sao Roque. Фасад этой маленькой церкви настолько скромный, что её легко пропустить, если не знать о ней. Очень простенькая снаружи церковь, но совершенно вопиюще роскошная внутри, поражающая своей золотой отделкой и богатством декора.
Не зря я взбиралась к ней по лабиринту лестниц, энергозатраты определённо того стоили. Эта замечательная церквушка открыта с 10 до 17 часов и принимает всех желающих совершенно бесплатно. Определённое маст-си в Лиссабоне! Главное успеть до пяти вечера. Вот здесь можно познакомиться с церковью Святого Рока подробно.
Дальше мой путь лежит к лифту Сан Жушта, Elevador de Santa Justa, главной инженерной достопримечательности старого Лиссабона.
Лифт находится в самом сердце исторического центра и соединяет районы Baixa-Chiado с Bairro Alto. Внизу лифт находится на одноимённой улице, а наверху выходит на площадь Largo do Carmo, где возвышаются величественные развалины монастыря и церкви Igreja do Carmo. Руины этой церкви настолько живописны, что просто дух захватывает.
Только представьте, стрельчатые арки, а между ними синее-пресинее лиссабонское небо! На мой взгляд, это место обязательно к посещению в Лиссабоне. Тем более лифт и руины легко совмещаются за один присест. Здесь тоже главное успеть до закрытия — до 18.00. Подробнее про это замечательное место смотрите здесь. Виды со смотровой площадки Сан Жушты еще краше, чем с подъёмника Глория. Весь Лиссабон раскинулся под ногами и просматривается во все стороны, от реки Тежу до замка Святого Георгия.
И площадь Россио отсюда видна как на ладони. За право подняться на лифте пришлось заплатить 5 евро, для обладателей же Lisboa Card это бесплатное удовольствие.
По улице Rua Augusta дохожу до следующей знаковой площади Лиссабона — Praca do Comercio. Формат этой парадной площади в обрамлении галерей и с триумфальной аркой в центре чем-то сродни нашему Питеру, такое же изящество и строгость линий во всём.
Король Дон Жозе I гордо восседающий на коне смотрит в сторону реки Тежу, отсюда она совсем близко. Река широченная, запросто можно спутать с океаном.
И Мост 25 апреля отлично отсюда просматривается, бликуя на закате оранжевым пятном на фоне синих вод реки.
На минуточку можно представить, что ты в Сан-Франциско. Определённое сходство с Золотыми Воротами Сан-Франциско конечно есть, этого не отнять, но по правде говоря американский мост выглядит намного эффектнее, это надо признать.
Насладившись этой нарядной площадью и видами на реку плавно перехожу на официальную Муниципальную площадь, заполненную административными зданиями
и далее, сделав по сути круг, оказываюсь в районе Шиаду. Этот район очень элегантный, здесь повсюду множество самых разных магазинов, ресторанов и баров. Помпезных зданий здесь тоже хватает.
Главная достопримечательность здесь café A Brasileira на Rua Garrett, традиционное историческое кафе в лучших португальских традициях.
Заглянула внутрь, не произвело особого впечатления. Достаточно скромненький интерьер по сравнению с аналогичными историческими кафе Буэнос-Айреса и Рио. Возле кафе все фотографируются со статуей известного португальского поэта Фернандо Пессоа, завсегдатая этого заведения. Это тоже входит в обязательную программу в Лиссабоне. Но у меня такой фотографии нет, как-то не было настроения стоять в очереди к памятнику.
Второй день я традиционно посвятила району Белен (Belem) и его знаковым достопримечательностям. В мои планы в этот день входило посещение монастыря Жеронимуш, Башни Белен, Монумента Первооткрывателям и Музея карет. Все эти достопримечательности расположены достаточно компактно, за полдня или чуть больше вполне можно управиться. До Белена я добралась минут за сорок на трамвае номер 15, который отходит от площади Фигейра. Начинать рекомендую с монастыря, туда всегда большие очереди. Заняв очередь в 09.30, к десяти с копейками я уже оказалась внутри. Монастырь Жеронимуш (Mosteiro dos Jeronimos), признанный одним из Семи Чудес Португалии оправдывает свой высокое звание, это безусловное маст-си в Лиссабоне.
Он массивный и в то же время воздушный, он дарит чувство прикосновения к лёгким белым кружевам из камня. Можно сказать, что этот монастырь самый знаменитый символ эпохи Великих географических открытий. Где-то здесь молился Васко де Гама перед отплытием в Индию, к какой-то степени отсюда началось португальское завоевание мира. Подробно про монастырь можно посмотреть здесь. В монастырь я попала совершенно бесплатно, по воскресеньям туда пускают без денег, экономия в целых 10 евро по нынешним временам не может не радовать. Очень стоит также подняться на Монумент Первооткрывателям (Monumento a los Descubrimientos),
в первую очередь из-за панорамных видов на монастырь сверху. Всё удовольствие стоит 2.50 евро. До Башни Белен (Torre de Belem) от Монумента идти минут 15 вдоль реки.
Очередь в башню была устрашающая, не стала стоять, просто прогулялась вокруг. Безусловно, знаковое место города, ведь отсюда когда-то отплывали португальские экспедиции к новым континентам. В таких местах как-будто переносишься в прошлое, приобщаешься к истории. Вернувшись к монастырю у меня было желание зайти в кондитерскую Pastelería Belem и полакомиться там знаменитыми корзиночками с заварным кремом по секретному старинному рецепту «Pastéis de Belém», но отпугнула невероятная очередь у входа, наверное, потому что было воскресенье, а может там всегда так. Только заглянула внутрь, полюбовалась старинными интерьерами
и отправилась дальше, в Национальный Музей Карет, Museu Nacional dos Coches. Музей теперь имеет два здания — старое и новое. В первое воскресенье месяца вход бесплатный, и здесь мне снова повезло, сэкономила 8 евро. Коллекция карет очень впечатляет, их роскошь и декор производят неслабое впечатление.
Подробно про этот музей можно посмотреть здесь. Из музея я подошла поближе к Мосту 25 апреля, полюбовалась вблизи его конструкцией и статуей Христа Cristo Rey, которая оттуда неплохо просматривается.
Была мысль подъехать к нему по мосту на автобусе, но время уже поджимало.
В этот день вечером я должна была уезжать в Порто с вокзала Орьенте. Поэтому я сначала вернулась на трамвае на площадь Фигейра, откуда и уехала со станции метро Россио до станции Орьенте, сделав одну пересадку. Метро в Лиссабоне простое и понятное, всего четыре линии, разовый билет стоит 1.40 евро. Деньги кладутся на карту Viva Viagem, которую можно приобрести прямо в метро. Билет на все виды транспорта на 24 часа стоит 7.50 евро и тоже закачивается на эту карту. Очень удобная штука, если предстоит много передвижений на трамвае и метро. В моём случае в тот день это было вполне оправдано. Оказавшись в районе Орьенте (Oriente) я даже слегка растерялась. Это уже совсем другой Лиссабон — ультрасовременный, модерновый, новаторский.
По-хорошему там надо бы погулять полдня, прокатиться на канатке, подойти поближе к мосту Васко да Гама, посетить Океанариум. Я же просто слегка пробежалась вокруг торгового центра и вдоль реки. Знаменитый вантовый мост оттуда почти не просматривался, далековато, а времени идти к нему у меня уже не было. В интернете нашла, как он выглядит при ближайшем рассмотрении. Красавец, самый длинный мост в Европе!
Верхние районы Лиссабона Альфаму и Грасу (Alfama y Graca) я оставила напоследок. И весь свой последний день в Лиссабоне посвятила бродилкам по этим старейшим историческим районам. Альфама — район трагичный, он помнит страшное землетрясение 1755 года и последовавшее за ним цунами. Но и лучше всех других районов сохранившийся благодаря своей высоте. Наверное поэтому аутентичный дух Лиссабона здесь очень здорово ощущается. И здесь впечатляющая крутизна улиц не даёт отдыха ногам!
В Альфаму и Грасу можно легко добраться с площади Фигейра на знаменитом жёлтом трамвайчике номер 28, который с ветерком доставит Вас на верхние этажи Лиссабона. В лиссабонские трамваи я была заочно влюблена ещё до поездки. Это ведь такой же символ города как петух и азулежу.
Правда, в очереди на этот трамвай я простояла минут сорок, и это с раннего утра. Но прокатиться на этом трамвае тоже определенное маст-ду в Лиссабоне, поэтому очередь пришлось стоически выстоять. Трамвайчик грохочет по улицам Байши, прижимаясь вплотную к домам, постепенно поднимаясь вверх, и вот уже через 15 минут я выхожу на остановке Rua da Graça и направляюсь к мирадору Miradouro da Senhora do Monte, откуда вся Байша видна как на ладони и отлично просматривается Замок Святого Георгия.
Одноимённая церковь и уютный маленький сквер дополняют панораму этого мирадору.
Отсюда я направляюсь чуть ниже к следующему мирадору Mirador da Graça, откуда самые выигрышнее виды на замок Святого Георгия.
А дальше плутаю по очаровательным улочкам, забредая не знаю куда, открывая на каждом шагу чудесные атмосферные уголочки старой Альфамы, постоянно сбиваясь с пути.
Здесь так чувствуются мавританские корни Альфамы, ведь даже самого название этого района происходит от арабского слова аль-хама, что означает «горячий источник». Каким-то неведомым образом я всё же выхожу к главной цели моего маршрута — грандиозному замку Святого Георгия (Castello de Sao Jorge).
Историческая ценность этой бывшей мавританской крепости неоспорима, но всё же в первую очередь замок стоит посетить ради открывающихся с его стен великолепных панорамных видов на Лиссабон. На мой взгляд, именно отсюда — самые лучшие открыточные виды на нижний город и реку Тежу.
Территория замка огромная, здесь можно приятно прогуляться в тени деревьев, вдоволь полазить по средневековым стенам и насладиться атмосферой средневековья. На посещение замка стоит закладывать не меньше полутора часов, а то и больше. Замок открыт для посетителей с 09.00 до 21.00, стоимость билета 8.50 евро.
И завершал мой маршрут по Альфаме кафедральный собор Се. К собору я спускаюсь по трамвайным путям, любуясь по дороге интересными граффити
и грохочущими трамвайчиками. Особенно эффектно они смотрятся на поворотах крутых улиц, внезапно появляющиеся из-за угла.
Как ни странно, в Лиссабоне много самых настоящих
тук-туков. Это очень популярный у туристов вид транспорта, жалею, что так и не прокатилась на каком-нибудь расписном под азулежу драндулете.
Истинно лиссабонский дух и стиль нашёл своё отражение даже в их дизайне. Кафедральный Собор Се (Catedral do Se) — собор непростой, с интересной историей.
Начнём с того, что это старейший собор Лиссабона, возведенный в честь победы над маврами на месте бывшей мечети. Интерьеры его строгие, романский стиль и готика. Конструкция его настолько мощная и крепкая, что он пережил землетрясение 1755 года. Построили его на совесть, вот он и стоит на века.
Говорят вечером в Альфаме небезопасно, орудуют карманники и воришки. Не знаю, сама не проверяла, но, наверное, не зря об этом все пишут. Днём же там мне показалось спокойно и вполне безопасно.
Вот так пролетели мои три дня в Лиссабоне. Что-то, как и всегда осталось за кадром. Особенно жалею, что не хватило времени посмотреть Акведук и сходить в музей Гулбенкяна. Говорят там отличная коллекция французских импрессионистов. Но, как всем нам хорошо известно, нельзя объять необъятное. За три дня Лиссабон укладывается именно в такой маршрут, как я показала. Город очень яркий во всех смыслах, где много разных красок и оттенков, поднимающих настроение. Лиссабон оставил очень тёплые воспоминания и очень сильное желание вернуться.
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм