01.02.вс.-02.02.пн.: и снова с полудня до полудня. Но если предыдущие сутки мы провели в дороге, то теперь уже совсем наоборот — в одном небольшом городке, откуда до Мачу-Пикчу остаётся всего лишь несколько десятков километров.
Для многих экспресс-путешественников и практически для всех «пакетников» он служит только перевалочной станцией на пути к одному из «новых семи чудес света» и-или обратно. Дело в том, что дальше Священная Долина Инков резко сужается, становится самым настоящим ущельем капризной реки Урубамба (río Urubamba, она же río Vilсanota), и автодорога в него больше не вписывается, есть только однопутная узкоколейная железная дорога. Сквозных поездов Куско — М.П. — Куско при этом мало, да и идут они между Куско и «Ольянта» намного дольше, чем современный автотранспорт, а вот отсюда уже поездов достаточно много. Ну, а микроавтобусов. вэнов и коллективных такси между Ольянта и Куско вообще великое множество, поэтому миновать это место мало кто сможет, а вот остановиться здесь или нет — это другой вопрос.
Мы заранее запланировали остановиться — и чтобы передохнуть после дальней дороги, уже на высотах немного ниже 3000 м (в Куско существенно выше, а эта цифра до сих пор была для нас каким-то психологическим барьером), и чтобы посмотреть здешний археологический памятник — он тоже довольно обширный, и включает элементы ничуть не менее примечательные, чем в Мачу-Пикчу:
Именно здесь мы и купили десятидневные билеты на посещения не только этого, но и ещё 15-ти археологических памятников и музеев в Куско и регионе (130 солей, включает далеко не всё: визиты в М.П. и кое-что другое нужно оплачивать отдельно).
В день прибытия ограничились только лёгкой разведкой — предпочли отдышаться с дороги, и восстановить с помощью прикупленных в аптеке средств свою способность к восприятию хоть каких-нибудь продуктов питания. Ну, а в понедельник с утра уже были готовы к штурму этих крутых лестниц, да и солнышко светило повеселее, приглашая нас на новые подвиги.
И походить по ним определённо стоило — и в качестве тренировки перед подъёмом на Уайна-Пикчу, и чтобы осмотреть здешние сооружения и их окрестности тоже.
Маршрутов по територии этого памятника истории несколько, но ветвятся они только наверху, а первые порции ступенек для всех одинаковы.
Первый горизонтальный участок — «десять печек». Пекли ли в них какие-то андские хлеба, или использовали ниши для ритуальных или иных нужд — на этот счёт есть разные версии. Меня больше всего заинтересовал вариант, в котором такие элементы каменных конструкций считаются секретом их сейсмостойкости — чем-то вроде амортизаторов
«Кубики» очень впечатляющих размеров, и вес каждого должен быть оргомадный. Выступы на поверхности демонстрируют, что тут была или планировалась и поперечная пристройка — это типичные соединения блоков в таких сооружениях. Т. е. «кубики» аккуратно вытёсывали из существенно более крупных камней.
Все камни разного размера и разной формы, но пригнаны друг к другу очень плотно.
Отсюда можно уже и осмотреться. Сельскохозяйственные террасы старинного поселения остались ниже, теперь они выглядят скорее зелёной лужайкой, чем крепостной стеной, которую мы встретили внизу. На дальнем плане рынок сувениров и часть современного городка Ольянтайтамбо — ту, что вытянулась по поперечной реке Урубамба долине.
Эта долина речки Патаканча (Rio Patacancha), скорее всего, тоже где-то неподалёку становится ущельем, и туда тоже хочется прогуляться. Но это уже за пределами даже нашего сегодняшнего бюджета времения для Ольянты — м.б. вспомним о такой идее если ещё когда-нибудь сюда заедем.
Ну, а это часть городка прилегающая к долине Урубамбы. Железнодорожная станция находится в небльшой рощице справа, а на переднем плане вдущая к ней узкая улица с титулом «авенида» и парковки коллективного и туристического транспорта Ольянта — Куско.
Осмотрелись, теперь внимание на то, что прямо перед нами.
Монолиты и монолитища, размеры всё крепчают.
Это остатки уже несколько развалюченного «Храма Солнца». Значит, эта площадка для древнего города была чем-то вроде Красной Площади, с её Храмом Василия Блаженного.
А вот он и «Кремль» — прилегающая к этой площади зона оборонительных сооружений. Классическая «цитадель», она же «город в городе».
Видно, что здесь уже самые настоящие крепостные стены, а вовсе никакие не террасы, как на нижних ярусах.
И что качество кладки уже совсем другое — это уже творчество недолгой и зацикленной на войнах псевдоцивилизации инков.
Из крепости видно и начало нашего дальнейшего пути к Мачу-Пикчу: ещё несколько километров благодатной долины Урубамбы, после которых уже начинается узкое извилистое ущелье.
Спускаемся уже по другой лестнице, и снова видим, что до инков тут работали намного более подготовленные специалисты, и, скорее всего, очень долго.
Но еврейско-христианская мафия «исторической науки» скорее удавится, чем признает, что задолго до написания Библии здесь жили достаточно грамотные люди, которые умели строить такие монументальные сооружения.
Здесь есть ещё и боковой маршрут, пройдёмся теперь по тому карнизу и заглянем за горку.
Узкая улица вначале, потом достаточно просторная тропа, ничего опасного, хотя теперь стена только с одной стороны.
Внизу нас ждут ещё разнообразные храмы, купальни и прочее, но это оставим на заключительную фазу знакомства с супер-объектом.
Ну, а пока движемся по верхнему уровню в его северный сектор — вдоль долины Патаканча. Здесь была самая настоящая деревня: огород-поля на террасах и редкие дома между ними.
Получается, что это тут такая просёлочная дорога.
Вид из «сельской местности» в сторону древнего города Ольянтайтамбо, у подножия которого пристроился и современный тёзка.
1
Практичная в этих местах двухэтажная планировка жилищ сельских тружеников.
1
Соломенные крыши с сильным наклоном прямо-таки гармонируют с окружающими их горами.
Повсюду видны и лестницы упрощённой конструкции — цепочки удлиннённых камней в стенах террас, облегчающие переход с одной на другую.
Ну вот мы уже и внизу, здесь просторно и повсюду журчит вода.
Водные процедуры практиковались во все времена, поэтому вокруг этих «умывальников» можно увидеть постройки разных эпох Ольянты.
И технологически они заметно различаются: от неизвестно чем разрезанных монолитов, до непритязательной каменной кладки.
Кое-где эти элементы встречаются и вперемежку, там явно что-то достраивалось-перестраивалось пресловутыми инками.
Вдруг прямо между скал видим удивительно точно вырезанный блок с очень правильными окнами непростой формы.
А вот ещё подобные штуковины, но уже составные.
Образцов высокоточной обработки твёрдых горных пород тут предостаточно.
А это самое приметное из сооружений нижнего яруса, которое мы уже видели сверху — «Храм воды» (Templo del Agua). Крыша у него есть только над стенами, а внутреннее помещение — под открытым небом. На втором плане видим ту самую гору на другой стороне долины Патаканча, с древними складскими постройками
Прощаемся с археологическим памятником Ольянтайтамбо видом снизу на его сельскохозяйственный сектор.
Осталось ещё посмотреть сам городок, а потом отправимся на поезде к Мачу-Пикчу…