Ну конечно же Стамбул заслуживает какой угодно многодневки, там целая бездна исторических реликвий разных эпох и всяких других интересностей — хоть на целый отпуск, а то и на два. Но жизнь коротка, и стамбульская многодневка может в неё и не уместиться, поэтому не будем пренебрегать и более скромными порциями времени. Тем более, что суточное знакомство с городом на пересадке между двумя авиарейсами супербюждетно, и даже в таком формате могут сбыться давние мечты: увидеть вблизи пролив Босфор и его евроазиатский мост, побывать в Софийском Соборе и побродить по историческому центру этого уникального города.
Но для этого нужно некоторое везенье, и нам повезло по полной: после отмены летнего времени в России спринтерская 50-минутная пересадка на маршруте Уфа — Стамбул — Сан-Паулу стала на час короче, а за -10 минут на самолёт успеть невозможно. При одном суточном рейсе на каждом из участков это автоматически оставляет нас до следующего, отправляющегося через 23ч50 м после нашего прибытия в Стамбул, а не имеющим визовых преград пассажирам TURKISH AIRLINES такое форсированное зависание более чем на 10 часов гарантирует бесплатный ночлег в одном из дружественных ей отелей и соответствующий трансфер (правила игры вот здесь). Ну как тут было не купить такой билет? Тем более, что другие возможные варианты на подходящие даты выглядели несуразно дорогими, а этот вовсе нет.
Мы предусмотрительно отправили основной багаж прямиком в Сан-Паулу, после недолгого утреннего перелёта из Уфы налегке перешли границу в аэропорту Стамбула, и быстро обнаружили в нём контору по размещению таких вот бедолаг. Вот уже поменяли полсотни евро на турецкие лиры, обзавелись туристической картой города, и катимся на микроавтобусе по направлению к какому-то из его отелей.
Сквозное шоссе переполнено транспортом, особенно в противоположном нам направлении. но большегрузные экспресс-автобусы в выделенном коридоре скользят в своем обычном ритме дизельного полуметро. Вспомнилось, что эта система транспорта зародилась в бразильском городе Куритиба, как раз вместо метро, а потом нашла широкое применения и в более крупных мегаполисах — в дополнение к недостаточно развитым сетям полноценного метро. В Стамбуле, похоже, расклад подобный, и мы надеемся, что нас поселят если не в центре, то поближе к хоть какой-нибудь из станций скоростного городского транспорта любого сорта.
А вот и мост через бухту Золотой Рог!
Справа от нас видна ещё пара мостов: низкий автомобильный и новый высокий с линией метро и крытой станцией на верхотуре. А ещё дальше уже силуэт исторического центра, где главенствует тот самый Софийский Собор!
После этого мы продолжаем движение среди таких вот жилых районов. Шоссе огибает центр с севера и нацеливается на мост церез Босфор, неужели едем из Европы на ночлег в Азию? Нет, незадолго до моста наш водитель меняет курс, и вот мы уже в солидном отеле.
Он и снаружи приятен, а внутри… Называется Grand Cevahir — http://www.gch.com.tr/
Как оказалось, у нас было право на отдельный номер для каждого пассажира. И наше согласие удовольствоваться одним на двоих было компенсировано повышением категории: всех одиночек отправили на один этаж, а нас куда-то ввысь, где и номера просторнее, и трапезная поуютнее. При этом бесплатная, а большой ресторан на первом этаже встречал всех красивыми ценниками. Второй завтрак оказался очень кстати, ибо в самолёте нас кормили уже давненько.
Номер тоже о-го-го:
Хотя мы не раз уже бывали и в пятизвёздочных отелях тоже, этот превзошёл все ведомые нами стандарты: одних окон насчитали 6 штук, столы-стулья-диванчики и прочее…
Повалявшись минут двадцать на просторной кровати, мы задействовали беспроводной интернет и уточнили свои координаты: немного севернее края доставшейся нам карты, в 15–20 минутах ходьбы до ближайшей станции метро. Предлагавшиеся отелем сауны-бассейны и прочие блага проигнорировали, и даже не стали искать панорамную площадку на крыше, осмотрелись из окон нашего этажа.
Это наше ближайшее соседство.
Здесь мы заезжали на территорию отеля, т.е смотрим сейчас не в сторону центра, а скорее наоборот, куда-то на северо-восток.
Это западное направление, и на горизонте просматривается аэропорт Ататюрк (IST), окуда нас сюда и привезли.
А это южная сторона, нам куда-то туда.
Нацарапали на листочке схему и названия ключевых улиц района, и ринулсь в реальную жизнь.
Ориентироваться было несложно, и обстановка вполне дружелюбная.
Район между нашим отелем и станцией метро показался хоть и тесноватым, но достаточно уютным и спокойным, вроде даже демонстративно мирным.
Чувствуется, что жизнь здесь уже давно устаканилась, всё и все на своём месте…
А вот и осевой проспект, на котором нужно обнаружить станцию метро, здесь уже напряг с дорожным движением.
Дальше поедем на метро. Тут всё просто, хотя и не дёшево: покупаем в автомате жетончики по 4 лиры.
Несколько минут в приятной прохладе, в которые уместилось два длинных перегона, и можно уже выходить, это почти центр. Башня Галата здесь совсем рядышком.
Это был первый серьёзный удар по нашему бюджетику, билеты аж по 25 лир с человека, но мы не пожалели. Тем более, что обменников полно, даже автоматических, и если запас лир иссякнет, то мы его легко пополним.
А пока повкушаем панораму с башни, соблюдя принятое тут направление обхода против часовой стрелки. Оказывается, город уже нам неплохо знаком.
В восточном направлении видим окончание бухты Золотой Рог, и тот самый мост, по которому мы ехали из аэропорта в отель.
Сам отель прячется в частоколе новых небоскрёбов что на северном горизонте. если точнее, то он прикрыт чёрной коробкой на левой кромке снимка, по сторонам от которой угадываются две соседних с отелем многоэтажки — далековато от центра, однако. И это всего две станции новой линии стамбульского метро, которая тянется во много раз дальше.
Это северо-восточный вектор: пролив Босфор и тот самый наизнаменитейший мост над ним. Справа уже Азия, о этим нас не удивишь: и в Орске, и в Уральске видели азиатский берег (реки Урал) и поближе, в первом из них даже немало циркулировали туда-сюда на разных видах транспорта.
Поэтому на формальное вторжение в Азию времени сегодня тратить не будем, хотя паромов и тьма тьмущая, ведь тут и совсем рядом столько всего интересного.
Конечно же пешочком через вот этот вот Галатский Мост, по направлению к Софийскому Собору, а остальное уже потом приложится. Ещё несколько минут на верхоглядство и на спуск с башни, а потом двинемся на юг!
Ну, а замыкает кольцо обзора юго-западное направление, с той самой парой мостов, что мы уже видели из микроавтобуса. Станция метро на мосту — это уже следующая на нашей линии, м.б. к вечеру закольцуем на неё свою прогулку по центру как раз на неё, и двинемся обратно к отелю.
На ближнем плане видели с башни ещё много всего забавного.
И побыть подольше у подножия башни тоже было бы интересно…
Но нас ещё ждёт самое главное, и ноги ещё пока несут очень бодро, особенно вниз под горку.
Через узкие улочки и длинный подземный переход мы успешно просочились к заветному мосту.
Красивых видов с моста было много, ограничимся первым номером, без лишних комментариев.
И только промаршировав под нещадным солнцем всю протяжённость моста мы поняли: две площадки в средней части были неспроста, только между ними мост не только более-менее-высокий, но и одноэтажный. А вне этого коротенького участка суда не проходят, и есть ещё и тенистые торговые галереи уровнем ниже.
В соседних с мостом кварталах со стороны центра тоже было довольно уютно и познавательно.
И вскоре мы оказались в людном, но не переполненном парке Gülhane Parkı при дворце Топкапи. В следующий раз мы обязательно посетим хотя бы несколько из полдюжины примыкающих к нему музеев, но пока было не до этого: передохнули пять минут и промаршировали дальше.
Интересная, однако, здесь линия лёгко метро, или тяжёлого трамвая. Но мы не имели времени на оценку её достоинств и недостатков — впереди слева уже виднелась ограда Собора Св. Софии.
Нельзя сказать, что стоимость входного билета этого музея (30 турецких лир) сильно выходит за рамки этого тематического репортажа, относительно того что там можно прочувствовать, это почти бесплатный визит. Но значимость его такова, что лучше выделить внутренние наблюдения и рассуждения в отдельный расказ:«Наиценнейший памятник мировой архитектуры».
После прощания с этим монстром, созданном около 15-ти веков назад в кирпиче и раскрашенной извёстке, и тысячу лет спустя обрамлённого худосочными минаретами, мы сумели осмотреть его и извне, но уже без вариантов: в комплексе с этими самыми минаретами.
Напротив этого реального Чуда Света находится чуть ли не ещё более знаменитая «Голубая Мечеть» Стамбула.
Мы даже уже заприметили её через одно из окошечек верхней галереи Св. Софии.
А теперь уже подошли совсем близко. Это действующая мечеть, хотя молитва там вот-вот заканчивалась и посетителей вот-вот начинали зазывать. Но нас не зацепило: купол маловат. Да и видели уж солидную реплику этой штуки в Дубай.
А вокруг столько всего колоритного…
Ну и этот комплекс греческих и египетских стелл из бронзы и мрамора, посерёдке бывшего Ипподрома бывшего г. Константинополь, кто же пройдёт мимо равнодушным?
Просто не верилось, что мы вот так вот скользим мимо этих реликвий, ещё при нынешней жизни.
Где-то поблизости там есть ещё и подземное водохранилище, но этот и другие музеи мы решили оставить на следующий раз, поскольку возникло стойкое ощущение, что в обозримом будущем снова побываем в Стамбуле.
А сейчас постараемся проникнуться посильнее жизнью его улиц и переулков. Здесь уютно, дружелюбно и космополитично.
Хотя, конечно же, «Стамбул — город контрастов»
И город мечетей тоже.
А вот и знаменитый Гранд Базар
Надолго мы там не застревали, но даже пройти сквозь него по кратчейшей траектории было достаточно чтобы ощутить климат этого гибрида старинного рынка и современного ТЦ.
Есть что прихватить с собой на память…
Но пора уже и на вольный воздух.
Университет Стамбула, вернее, его старинная сердцевина. А не поработать ли ещё и здешним профессором?
А может быть и хватит уже работать вообще?… Через несколько сотен метров мы подходим к ближней здесь станции метро.
Финансово обратная поездка была эквивалентной поездке от отеля к центру, по количеству станций оказалась вдвое длиннее, но в среднем примерно то же самое. Последние краски дня и начало ночи мы наблюдали уже в районе своего отеля. По пути от метро поужинали в обычном нетуристическом ресторанчике, зашли в несколько торговых точек, и добросовестно потратили все оставшиеся лиры на сувенирные сладости.
А перед отбоем ещё успели полюбоваться огнями ночного города из окна своего номера. Особое внимание привлекли огоньки подвижные — фары цепочки самолётов идущих на посадку в главный аэропорт Стамбула. За последние недели мы дважды скатились с этой горки, но только в светлое премя суток, а вылетали однажды, как раз вечером. Завтра будет иначе, вылетаем из IST утром, с надеждой ещё не раз сюда вернуться. …На слещующий день мы успели быстренько позавтракать на уже полюбившемся нам этаже отеля, в назначенное время сдали номер, и вышли к месту посадки в микроавтобус. Но транспорта не было! Ничего страшного, мы подождём, а если нас не отвезут к сегодняшнему рейсу, то перекантуемся в этом отеле и до завтрашнего, в Стамбуле есть ещё что посмотреть. Персонал отеля, в отличие от «эмирэйтского» собрата не имеющего прямого отношения к авиаперевозчику, сообщил нам что в ближайший час шаттлов не будет, и что в таких случаях пассажиров отправляют на такси, с оплатой наличными и квитанцией для последующего возврата денег — на той же стойке в аэропорту, от которой нас сюда и отправили. Лир в кармане больше не было, но быстренько появившийся таксист был согласен на оплату в любой валюте и обещал чудодейственную квитанцию.
Доехали примерно за полчаса, без всяких пробок. Счётчик показывал под полсотни лир, поэтому с 20 евро по курсу 1 за 3 мы ещё и получили 10 лир сдачи. Плюс квитанцию, возврата по которой мы так и не получили — персонал авиакомпании отсылал нас с ней от стойки к стойке вплоть до истечения контрольного времени. Вовремя разгадав их хитроумную тактику, мы успели выскочить из этого колеса для белок минутой раньше — чтобы потратить на сувениры и те самые неплановые 10 лир. Но даже с учётом этого небольшого казуса Стамбул у нас получился почти бесплатно, да и сам по себе порадовал.
Эти и другие снимки и коллажи в приложенном фотоальбоме.