Случилось так, что в Риме мы поселились недалеко от того места где в глубоком средневековье разыгралась драма, ставшая кульминацией одной очень необычной истории. Сейчас уже никто не может сказать, было ли это на самом деле или явилось чьей-то выдумкой.
5
Начну с того, что мы жили в трех шагах от базилики святого Климента (Basilica di San Clemente),
6
которая стоит на улице Сан-Джованни-и-Латерано (Via di San Giovanni in Laterano), на пути от Колизея к Латеранскому собору.
7
6
Базилика Сан-Клементе стала свидетелем события, в реальность которого сегодня мало кто верит.
4
Так что же все-таки произошло?
Средневековые хронисты (кто-то подсчитал, что эта история встречается у 60 разных авторов) рассказывают приблизительно следующее:
летом 857 года, когда папа Иоанн VIII совершал крестный ход от собора Святого Петра к Лотеранскому собору и процессия уже миновала Колизей и приблизилась к базилике святого Климента, возглавлявший шествие понтифик, с криком рухнул на землю и, корчась в пыли от боли, родил ребенка.
3
По утверждению, достойных уважения авторов, это происшествие явило миру, что главой церкви в течение двух с половиной лет была женщина.
8
Дальнейшие события потонули во мраке времен. Кто-то утверждает, что мать и дитя умерли во время родов и их похоронили рядом со стенами базилики св. Климента, и, что на месте их захоронения была построена часовня со скульптурой женщины в папской тиаре с младенцем на руках.
6
Другие говорят, что папесса и ее ребенок остались живы, однако их разлучили и отправили в удаленные монастыри. Папессу — отмаливать грехи, а ее чадо — воспитываться в христианской вере.
6
Историки утверждают, что о женщине-понтифике впервые рассказал ее современник Анастасий Библиотекарь. Однако его труды находились в забытьи вплоть до 13 века.
4
Сейчас уже никто не скажет, почему именитые хронисты, такие как архиепископ Мартин Поляк (Мартин Опавский), Жан де Майи, Стефан де Бурбон и Годфрид Буссерский, решили извлечь из небытия историю папессы. Одно можно сказать, что их доводы оказались настолько убедительными, что люди поверили в то, что однажды папскую тиару носила женщина.
6
Благодаря хронистам папесса Иоанна была восстановлена в хронологии понтификов. Педру Жулиан (Петр Испанский), избранный папой в 1276 году, принял имя Иоанн XXI вместо Иоанн XX и тем самым подтвердил существование папессы, занимавшей престол святого Петра под именем Иоанна VIII.
В кафедральном соборе Сиены долгое время среди бюстов других пап, находился и бюст папессы. Ее изображение заменили папой Захарием при понтифике Клименте VIII.
До 16 века вера в женщину на папском престоле была незыблемой.
6
Что же заставило усомниться в, казалось бы, доказанном факте? Какие события 16 века послужили основой для новых исследований, и почему захотели отправить папессу в область преданий? Думаю, мы об этом никогда не узнаем. Ватикан умеет хранить свои тайны.
3
Правда есть шанс, что Ватикан изменит свой взгляд и легендарная папесса вновь станет реальным историческим лицом.
1
В 18 веке папесса Иоанна перекочевала в оккультные науки — ее образ появился на картах Таро среди 22-х старших Арканов. Присутствие этой карты в раскладе сообщает гадальщикам о том, что решению проблем помогут вновь обретенные знания и что на ситуацию влияет женщина. В картах Таро папесса является символом интуиции, созидания, понимания и глубокого знания.
Лишившись места в папской хронологии, Иоанна появилась на страницах литературных произведений. В 1835 году ею заинтересовался Пушкин, он даже сделал набросок для пьесы «Папесса Иоанна».
8
В 2009 г. о ней был снят фильм «Иоанна — женщина на папском престоле». К шедеврам его отнести, конечно, нельзя, но снят он достаточно красиво.
4
Так все же, существовала папесса Иоанна или нет? Я, пожалуй, верю в ее существование. Мне кажется, что «дыма без огня не бывает» и, наверняка, в истории что-то похожее происходило. Ведь как иначе объяснить, что до 16 века все вновь избранные понтифики проходили унизительную процедуру проверки своей половой принадлежности. Или почему папские процессии обходят стороной Via di San Giovanni in Lateran — самый прямой и короткий путь от Колизея до Лотеранского собора?
3
Вернемся ненадолго к месту кульминационного события, о котором я рассказала вначале.
За века улица Сан-Джованни-и-Латерано изменила свой облик, базилика святого Климента была перестроена в 12 веке, а часовня, где предположительно была захоронена папесса, не дожила до наших дней. Так что об Иоанне здесь давно ничего не напоминает.
Но сюда, все же, стоит придти.
3
Дело в том, что базилика святого Климента сама по себе является очень интересным археологическим комплексом, состоящим из 3-х этажей, каждый из которых хранит немало тайн и загадок. Придя сюда, вы сначала окажитесь в церкви 12 века с великолепной мозаикой и уникальными фресками — комиксами. Спустившись ниже, вы попадете в раннехристианскую базилику, отнесенную учеными к 4 веку и интересную тем, что здесь захоронен, создатель славянской азбуки, святой Кирилл. Если вы спуститесь еще ниже, то увидите храм 1 века, посвященный богу Митре.
3
Тем, кто интересуется историей папесы Иоанны и захочет почувствовать атмосферу 9 века, я бы посоветовала перейти на соседнюю улицу — Via dei Santi Quattro и подняться на холм Целий.
1
Здесь, неизвестная большинству туристов, находится базилика Санти-Куаттро-Коронати (Basilica dei Santi Quattro Coronati), во многом сумевшая сохранить свой облик времен Иоанны и ее предшественника Льва IV.
2
Если предположить, что Иоанна была реальным историческим лицом, то она не могла пропустить эту церковь.
2
Понтифик Лев IV, при дворе которого будущая папесса сделала карьеру от капеллана до кардинала, считал базилику Санти-Куаттро-Коронати «своей» церковью. До своего избрания папа Лев IV был в ней пресвитером и во времена своего папства активно занимался ее обновлением и реконструкцией.
1
Стоя рядом с Санти-Куаттро-Коронати, глядя на башню Льва IV
1
и проходя через ее многочисленные дворы, начинаешь верить в удивительную историю об отважной женщине, сумевшей благодаря своим талантам стать полноправным членом закрытого мужского мира, а позже даже его возглавить.
7
Уверенность в существовании папессы дополняется еще и тем, что улица, на которой стоит базилика Санти-Куаттро-Коронати в старые времена называлась «Викус Папесса» (Vicus Papissae), что в переводе с латыни означает — улица папессы. Не правда ли очень интересное совпадение? Может быть, роды Иоанны произошли вовсе не около Сан-Клементе? Ведь улица Via dei Santi Quattro, на которой находится базилика Санти-Куаттро-Коронати, тоже ведет от Колизея к Лотеранскому собору…
1
Тем, кому история женщины-папы не интересна, тоже есть повод заглянуть в Куаттро-Коронати.
Здесь, за плохо отреставрированными стенами, можно найти много интересного. К примеру, под сводами церкви иногда проходят великолепные концерты духовной музыки, объявления о которых вывешивают на дверях церкви ее нынешние хозяйки — монахини августинки и Маленькие сестры Агнца.
1
Кроме этого, в базилике можно найти уникальное приспособление для приема сирот, которое в далеком прошлом использовали августинки. Это вмонтированный в стену поворотный механизм с емкостью, напоминающей бочку. Как мне рассказывали, женщины, не имеющие возможность воспитывать своих новорожденных младенцев, приносили их к стенам церкви и клали в бочку с внешней стороны, а монахини-августинки, поворачивая механизм, доставали из нее детей уже в церкви (по обычаю августинки не могут общаться с внешним миром).
Меня это приспособление удивило. Я ничего похожего нигде не встречала.
P. S. : фотография скульптуры женщины в тиаре, карта Таро и кадр из фильма «Иоанна — женщина на папском престоле» — взяты из Интернета.