Небольшая река Псахо протекает в районе села Галицыно в Адлерском районе. Поездка по ее каньонам — один из самых красивых сочинских маршрутов. Он стал известен всего несколько лет назад, когда Сочинский национальный парк оборудовал каньоны для массового посещения. А до того в ущелье могли проникнуть только альпинисты…
Сейчас вы легко найдете этот маршрут почти у всех экскурсионных агентов под рубрикой «джипинг». Желающих поехать на Псахо очень много, поэтому не придется ждать, когда наберется машина. Мы без проблем договорились с водителем на следующий день, на 9 утра.
Поездка продолжается пять-шесть часов и включает два каньона Псахо — сухой и «мокрый», Ивановский водопад, Троице-Георгиевский женский монастырь у села Лесное и «остановки по требованию», то есть по согласованию с водителем.
Ничего особенного с собой брать не нужно. Помните только, что придется ходить по камням и по воде — и учитывайте то, как ваши ноги к этому отнесутся. В общем случае подойдет любая удобная нескользящая обувь, которую легко снять-надеть или не жалко намочить. В конце маршрута можно будет хорошо (хоть и недешево) поесть, а если забудете воду — попьете в водопаде:)
Наверное, вы уже знаете, что «джип» в кавказских горах — это просто удобное слово. На самом деле на туристские маршруты по горным дорогам ездят наши родные ГАЗы и УАЗы: большие со скамейками на 12–16 человек или маленькие с сиденьями на 4–6. Говорят, что никакие другие автомобили не пройдут по тем местам. Вряд ли это так — просто владельцы дорогих внедорожников держат их подальше от туристов:)
Как бы там ни было, нам достался маленький, шестиместный УАЗ. Ездить на нем весело: тряска и вонючий выхлоп создают романтичный настрой и ощущение экстрима. Но это только ощущение: маршрут безопасный. Переезды через речки, скакание по камням и разбрызгивание грязи — баловство водителей для остроты пассажирских ощущений, не более:) С нами и в соседней машине ехали пары с двухлетними детьми, и оба мальчугана прекрасно себя чувствовали.
Те, кто был в тех местах до подготовки к Олимпиаде, могут их даже не узнать. Например, я в 2000 году проделала большую часть пути от Адлера до Красной Поляны по узенькому и страшненькому серпантину. А сейчас тут широкая скоростная трасса, прямая до безобразия. И на ней что старенький УАЗик, что гоночный болид — все, по большому счету, равны. Едешь себе и едешь.
От Адлера до первой остановки маршрута — примерно 20 км. Слева по ходу движения виден подвесной мост Скайбридж — главный аттракцион СкайПарка, открытого в 2014 году. О СкайПарке можно узнать массу всего интересного на их официальном сайте http://www.ajhackett.com/sochi/. Как оказалось, мы проезжали мимо как раз в день рождения парка — 5 июля. В этот день там запустили целую серию новых аттракционов. Но у нас был другой интерес — мы хотели дикой природы и горных пейзажей.
Верх нашей машины был закрыт, пока мы не собрали всех участников поездки. Последних подвезли к известной смотровой площадке с «полноприводным» ослом — сразу после нее кончается трасса и начинается подъем. Там водитель скатал крышу, и мы пересели на самые задние сиденья. Для фотосъемки в пути эти места идеальны. Можно, не вставая, смотреть вперед, назад и по сторонам, и даже иногда удерживать камеру двумя руками. Если техника позволяет, можно сделать вот такой снимок на скорости 50 км/ч:)
А еще сзади много места на полу, и у нас там замечательно помещался большой фоторюкзак с притороченным штативом. Могло бы поместиться и еще два таких же!
Итак, первая остановка: Ивановский водопад.
Как и каньоны, это объект Сочинского национального парка. Они охраняются, поэтому вход на их территорию платный. Поскольку мы ехали с экскурсией, за всех платил водитель. Вся поездка в то время стоила 1300 рублей с пассажира непосредственно водителю плюс 300 рублей турагентству. Без посредника вполне можно обойтись, а вот опытный водитель совсем не помешает, особенно если хотите не просто поехать и посмотреть, а сделать хорошие снимки.
Машины останавливаются на маленькой площадке, откуда нужно спуститься к водопаду по лестнице. Расположен он в густом лиственном лесу: в основном бук, липа, клен и множество лиан. Лианы и воздушные корни трав свисают со стен каньона, образуя естественный занавес. Это как увитые плющом стены древнего замка, только намного красивее:)
Высота водопада — 10 метров. Под ним образуется небольшая чаша с водой. Здесь можно купаться, если не боитесь холода. Солнечный свет проникает сюда на час-полтора в сутки, поэтому температура воды не поднимается выше 15 градусов даже в самые жаркие дни. Во время нашей поездки было явно меньше, около восьми.
Мы очень старались, чтобы в кадр не попадали люди: как видите, тут достаточно одного человека, чтобы перекрыть всю картину. При этом стоянка на водопаде была очень короткой, поэтому снять успели мало:(Но мы обязательно вернемся и восполним это упущение!
Вторая остановка: Троице-Георгиевский женский монастырь.
Наверное, он входит в маршрут потому, что расположен по пути — в нескольких километрах в сторону от водопада. Вполне симпатичный, но большого интереса не представляет. Монастырь основан в 1999 году — соответственно, архитектура там современная. На территории продолжается строительство.
К сожалению, мы не останавливались там, откуда монастырь виден сверху на фоне гор. Если у вас будет такая возможность, воспользуйтесь. Вблизи он выглядит намного прозаичнее.
Стоит внимания внутреннее убранство, особенно витражи и резной липовый иконостас в храме иконы Божией Матери Песчанской. Но во время нашего посещения там шла служба… В общем, если вы хотите рассмотреть и заснять монастырь в горах — лучше посещать такое место отдельно от горных ущелий. Для этого нужна другая одежда с обувью, другое снаряжение, другое время.
Едем дальше.
По обеим сторонам дороги — луга и пастбища. Коровы, лошади, козы на фоне гор смотрятся как на рекламных открытках.
В одной из нижних долин паслось даже стадо буйволов. Наш водитель рассказывал, что их поголовье в Красной Поляне было недавно восстановлено после полного истребления. Рассмотреть редких животных не удалось — слишком высоко.
Проезжали «волнистые» луга — здесь раньше были виноградники. Красивая и печальная картина, особенно для тех, кто бывал здесь до горбачевской антиалкогольной компании. Наш водитель был далеко не пожилой, но и он с грустью и обидой проезжал мимо этих кладбищ загубленной лозы и комментировал их происхождение.
Третья остановка: Месторождение голубой глины.
Небольшая остановка, которой разные проводники уделяют различную долю внимания. Если увидите в маршруте название вроде «Грязные танцы» — это как раз про глину. Длительность стоянки зависит от того, до какой степени вы или ваши попутчики захотите намазаться:) Если задумали серьезную косметическую процедуру — будете долго смывать природную маску под струйкой воды из душа. Речка тут протекает, но для купания и мытья она слишком мелкая. К тому же в воде постоянно содержится взвесь всё той же голубой глины.
Снимать здесь нечего, кроме себя любимых (и грязных).
Четвертая остановка: Сухой каньон реки Псахо.
Самый впечатляющий — да что там, просто потрясающий — объект на этом маршруте.
Никакими словами не описать уникальных картин, которые там можно увидеть.
Тектонический разлом, а попросту говоря — огромная трещина в камне образовалась мгновенно в результате землетрясения. С тех пор прошло более семидесяти миллионов лет. Эти известняки помнят и последних динозавров, и первых людей.
Говорят, на дне разлома есть даже пещеры, в которых обитали наши предки, но мы таких не видели. Только ближе к концу маршрута заглянули в несколько гротов. Ничего интересного там не обнаружили. В том числе мусора и посторонних запахов — к чести туристов или, что скорее, владельцев объекта.
Вообще стоит отметить, что в Сухом Каньоне почти нет следов вмешательства человека. Для спуска построены деревянные лестницы — и всё. Над каньоном нет кафе, магазинов и прочих радостей цивилизации.
Разноцветные пласты и уступы скал, огромные валуны и мелкие камешки, живые и мертвые деревья, папоротники, мох и лишайник хранят свои вековые тайны в относительном покое и первозданном величии.
Очень обидно, что наши попутчики не захотели провести больше времени на дне ущелья, и мы тоже поспешили вернуться наверх, чтобы не задерживать поездку. Если хотите поснимать каньон так, как он того заслуживает — ехать, конечно, нужно вне рамок обычного туристского маршрута.
Либо оплачивать джип полностью, либо искать попутчиков со схожими интересами. Надеемся, что наш рассказ вызовет у кого-то желание поснимать эти места вместе с нами:)
Еще важный момент: не спускайтесь в каньон в дождь или сразу после дождя без специальной обуви. Сухим он называется не потому, что действительно сухой — просто по нему не проходит русло реки. По правде же влажность в ущелье всегда повышена, и ощущения внизу почти как от прогулки в тумане. В сырую погоду там наверняка еще красивее, но и намного опаснее, потому что камни становятся ну очень скользкими.
Пятая остановка: «Мокрый» каньон реки Псахо
Это завершающий пункт маршрута, и стоянка здесь довольно долгая: можно заказать шашлык в кафе наверху, а потом уже спускаться в каньон. Мы успели как следует искупаться и сделать достаточно снимков.
Место очень похоже на Ивановский водопад, только без водопада:) По фото можно судить, как выглядят стены каньонов и растительность на Псахо в целом. Каньон глубже, чем водопад, но чуть светлее и поэтому теплее. Однако вода в нем весьма бодрит.
В каньоне недавно был обвал, русло реки изменилось и место входа для туристов — тоже. За какое-то время до нашего визита купаться было невозможно, так что имейте в виду: повезти может по-разному. Горы такие подвижные:)
О поездке в целом: рекомендуем! Река Псахо очень живописна и относительно легко доступна. Поездка не утомительная, не требует физической подготовки и даже расслабляет.
Мы очень хотим побывать там еще раз, и вот какие выводы сделали себе на будущее. Звонить надо непосредственно водителю. Ехать в компании людей, которым нужно то же, что и нам — то есть фотографов. И планировать соответствующий маршрут.