О роскошной столице Великой Монгольской империи городе Каракорум, а если быть точнее о бескрайней монгольской степи на ее месте
Название рассказика в лучших традициях «желтой прессы». Главное привлечь внимание. «Города драгоценностей» Каракорум не существует, на его месте бескрайняя монгольская степь.
Правда, говорят, что, есть в степи, небрежно огороженные участки с торчащим из-под земли синим полиэтиленом. Это следы раскопок археологов, которые что-то раскопали, а потом накрыли полиэтиленом и снова засыпали землей. Иногда можно найти остатки кирпича и плитки. Это все, что осталось от столицы Великой Монгольской Империи. Ее место определили ученые в начале 20-го века, в самом центре Монголии, на реке Орхон.
Как вы понимаете, монгольская империя была кочевой, временные ставки из юрт постоянно перемещались по стране, по своим кочевым законам, нам неведомым. Но, тем не менее, Чингис-хан и его последователи, создали свой город, постоянную столицу с каменными зданиями, роскошными церквями и дворцами. По своей красоте город великого хана не уступал самым богатым городам мира. Сохранились летописи, согласно которым, в Каракорум свозилась богатая военная добыча со всего мира: золото, серебро, драгоценности, товары, продукты. Есть данные, что ежедневно в город приходило до пятисот груженых верблюдов, и длилось это десятилетиями. Сейчас на месте столицы могущественной империи чингизидов чистое поле.
С середины 20-го века здесь идут археологические раскопки, но, ничего особо интересного не нашли. Никаких сенсаций! Не обнаружили никаких существенных развалин. А про золото и драгоценности даже разговоров не ведут, никаких надежд.
Из 160 лет своего существования Каракорум был столицей Монгольской империи 40 лет. Начало его конца связано с переносом столицы империи в Пекин, произошло это в 1263 году. Пришло время, и Монгольская империя перестала существовать. В конце 14-го века Каракорум захватили войска китайской династии Мин, начались междоусобные войны монгольских феодалов. Город грабили, жгли 200 лет, не оставив от него даже развалин. Хотя, часть камней от каракорумских останков каменных строений все-таки пошла на благое дело. В 1586 году из них был построен первый буддистский монастырь Монголии Эрдэнэ-Зуу, который мы скоро увидим. Вот такой бесславный конец!
Вперед на Хархорин!
Ах да, я забыл пояснить, как мы оказались в этих местах! Утром 14 сентября 2015 года из столицы Монголии Улан-Батора началась наша экспедиция по монгольской земле. Десять человек на трех арендованных внедорожниках Toyota Land Cruiser под управлением профессиональных водителей монголов отправилась в непростой путь.
Первый пункт назначения город Хархорин. Некоторые ошибочно называют Хархорин древней столицей Монгольской империи. Нет, Хархорин это современный город (если, конечно, можно назвать городом населенный пункт, в котором жителей меньше 15 тысяч человек), находящийся рядом с «развалинами» (теперь — то мы знаем, что и развалин там нет) древнего Каракорума. От Улан-Батора до Хархорина 380 километров асфальтированной (удивительно, но это так) дороги, от столицы нужно ехать на юго-запад к центру Монголии. Кстати, не так далеко от Хархорина находится географический центр Монголии.
Этот участок дороги был достаточно комфортным. Ехали, впитывая в себя виды сельской Монголии.
Первый день, все интересно, все новое и необычное. Обед в придорожной монгольской кафешке.
Если в столице страны был огромный выбор едален, на любой вкус, то за ее пределами, исключительно монгольская еда. Но пока в охотку! Много, очень много мяса!
Правильно чай! Монгольский чай! Делают его так: сначала варят плиточный грузинский зеленый чай с молоком, который полюбился монголам еще с советских времен, а потом бросают туда куски жира и соль, а могут и остатки вчерашнего мяса, чтобы добро не пропадало. Пейте дорогие гости, для вас ничего не жалко!
Пользуясь случаем, предлагаю небольшой урок монгольского языка. Если вам в кафе захотелось, вот этого забеленного чая, нужно сказать — цай, а если, обычного черного чая из пакетика, говорите — липтон цай. Согласитесь, монгольский язык совсем не трудный.
На подъезде к Хархорину увидели оазис песчаных дюн, это место называют «Маленькое Гоби».
Песок, верблюды — потихоньку надо привыкать, через несколько дней будет «Большое Гоби» на сотни километров вокруг.
О монастыре Эрдэнэ-Зуу, самом древнем буддистском монастыре Монголии
Приехали в Хархорин. Главная достопримечательность этого места, монастырь Эрдэнэ-Зуу, он самый первый буддистский монастырь Монголии и потому самый древний. Строительство храма началось в конце 16-го века по инициативе влиятельного правителя того времени Абатай-хана, а продолжалось вплоть до начала 19-го. Как вы уже поняли, построен он на месте бывшей столицы всесильной Монгольской Империи и как считают, некоторые историки, из камней развалин былого великолепия. Так они объясняют полное отсутствие следов некогда впечатляющих каменных строений Каракорума. Я конечно, не специалист, но монастырь не такой уж большой — по периметру 420*420 метров, и даже с учетом каменного забора, вряд ли смог бы поглотить столько строительного материала. Каракорум то город был не маленький. Может, стоило бы продолжить археологические раскопки. Может что-то еще и спрятано в недрах монгольской степи.
Прогуляемся по территории монастыря. Его территория огорожена каменным забором со встроенными в него субурганами.
Напомню, что субурган это буддистское, а если быть точнее ламаистское культовое сооружение в Монголии, Бурятии и Калмыкии, используемое, как гробница лам или как хранилище священных реликвий. Так вот в каменной ограде таких ступ 108. И это не случайно. Число 108 сакральное во всем буддистском мире: например, именно 108 зерен в буддистских четках.
Центральное место в монастыре Эрдэнэ-Зуу занимали три храма, они называются Гурбан — Дзу или «Три сокровища». Эти храмы символизирую три этапа жизни Будды, три его возраста -15, 35 и 80 лет. Выполнены они в китайско-монгольско-тибетском стиле древнего зодчества.
Все храмы размещены в один ряд, фасадами на восток. Посередине храм, называемый Их-Дзу, он имеет два этажа. А вот те храмы, которые расположены по бокам (Барун-Дзу, Дзуун-Дзу) одноэтажные. Все три храма находятся вблизи друг от друга. Благодаря такому расположению образовался единый архитектурный ансамбль.
Еще на территории монастыря есть Боди — Субурган «Священный субурган», установленный на высоком постаменте. Он построен в 1799 году. Внутри него заложили 150 000 бурханов (изображений различных божеств) и мощи прославленных лиц буддизма.
В 1941 году монастырь объявлен историческим памятником архитектуры. В настоящее время здесь находятся музей древней культуры и действующий буддийский храм Лабран — единственный в Монголии сохранившийся до наших дней памятник зодчества чисто тибетского стиля.
В музее собраны ценные образцы искусства монгольских мастеров. Там представлены бронзовые статуи буддийских божеств, различные литые изваяния, портреты лам, образцы национального орнамента, резьбы, художественного литья, изделия из драгоценных металлов, маски и костюмы. К сожалению, мы всего этого не увидели, приехали под вечер, музей был закрыт.
Вот таким мы увидели древний монастырь Эрдэнэ-Зуу крупнейший религиозный, культурный и политический центр средневековой Монголии.
Подходил к концу первый день нашей экспедиции по Монголии, первые сотни километров, первые впечатления. Каждая ночевка на новом месте. Где мы проведем первую экспедиционную ночь? Об этом в следующий раз
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия