Сейчас, спустя почти три месяца после своего возвращения из Италии я сижу в Сантьяго, вспоминаю свою поездку и думаю, всё-таки как хорошо, что я выкроила денёк и съездила в Турин, съездила, несмотря на немалые сомнения, противоречивые отзывы об этом городе, долгий и дорогостоящий путь из Лигурии в Пьемонт, да и вообще, просто здорово, что увидела этот прекрасный город. Пусть это не совсем типичный итальянский формат, скорее даже совсем не типичный, но, Бог мой, до чего же красив этот город! Причём, красив везде и всюду, куда ни пойди!
Великолепный, блистательный — вот, наверное, самые точные прилагательные для характеристики Турина! И в то же время он строгий, умеренный, даже холодный, и как только в одном городе всё это уживается, просто уму непостижимо! По-итальянски город звучит вообще пленительно красиво — Torino, что означает «маленький бык», «бычок». Само собой, что бык — символ Турина, его фирменный знак. Ну, про это, наверное, всем известно. Парадный, помпезный, элегантный, со строгой прямоугольной планировкой
Турин наполнен широкими площадями и проспектами, роскошными дворцами и памятниками.
Здесь не найти узких средневековых улочек, Турин прямой, геометрически чёткий, прямолинейный. Строгая геометрия его линий поражает. Музеи, театры, церкви, фонтаны дополняют его облик и делают безумно интересным для туриста. Пресловутый французский след в облике города просматривается, здорово просматривается, чего уж тут скрывать! Ну, а что же тут удивительного — вся история Турина связана с Францией, город не раз переходил под её правление. Турин не зря называют итальянским Парижем, хоть и штамп, но очень в точку.
И всё же львиный вклад в формирование парадного формата Турина принадлежит не французам, а Савойской династии. Именно во времена её правления здесь и появились самые роскошные дворцы и резиденции, превратившие Турин в блестящий королевский город.
Одним словом, если у кого-то есть желание насладиться волшебной атмосферой барокко, то прямая дорога в Турин.
От обилия дворцов 17–18 веков глаза здесь просто разбегаются — Королевский дворец, Палаццо Мадама (о, это нечто!), дворец Кариньяно, замок Валентино, да не счесть все, и уж конечно за один день их все не посмотреть, как ни старайся. Почти все памятники Всемирного наследия ЮНЕСКО, между прочим.
Дворец Мадама (Palazzo Madama) на площади Кастелло производит совершенно сногсшибательное впечатление. Меня лично Дамский дворец сразу сразил наповал, без преувеличений.
Это было одно из первых и, наверное, самых сильных впечатлений в Турине. Ну, в самом деле, где ещё можно увидеть такой необычный двухфасадный дворец — симбиоз средневековой крепости с классическим дворцовым фасадом в лучших традициях барокко, да ещё и с великолепными фигурами наверху! Казалось-бы безумные контрасты, но как смотрится! Изначально это была крепость,
перестроенная позже под резиденцию, где поселилась вдовствующая регентша Мария Кристина Французская, благодаря которой дворец и получил своё нынешнее название. Дворец Мадама, женский, дамский, название говорит само за себя. Сейчас во дворце разместился музей античного искусства, куда наверняка было бы интересно сходить, но времени на музеи при однодневной поездке у меня, увы, не было. Только заглянула в холл и, увидев парадную лестницу,
поняла, что если уж если даже при входе так красиво, то, что же там дальше. Можно только домысливать! С тыльной же стороны кирпичного фасада дворец уродует скульптурная группа из серии фашистского искусства. И как только такую страсть можно было здесь установить, совершенно непостижимо!
Однако, есть в Турине и другой двухфасадный дворец, это Палаццо Кариньяно (Palazzo Carignano). Очень контрастно смотрится, с одной стороны — необарокко 18 века, с другой — барокко 17 века, да ещё с оригинальным вогнуто-выпуклым фасадом кирпичной кладки.
Восхитительный дворец, где сегодня находится Музей Итальянского Возрождения. Кстати, Итальянское Королевство, столицей которого стал в 1861 году Турин, было провозглашено именно здесь. Да-да, Турин был первой столицей Объединённой Италии, такой высокий статус, несомненно, о многом говорит. Сразу становится понятно, почему город такой роскошный и помпезный.
А ещё и Королевский дворец (Palazzo Reale)
манит своим изящным фасадом и роскошными воротами.
Внутри, по слухам, очень красиво, можно увидеть обстановку, в которой жила королевская династия Савойи. Везде хочется заглянуть, но, увы, на дворцы мне пришлось любоваться исключительно снаружи. Облизнулась и пошла дальше, время поджимало, да ещё как! Вот и мимо Египетского музея (Museo Egizio) с роскошной коллекцией мумий, папирусов и саркофагов тоже пришлось пройти мимо.
Утешилась я лишь тем, что когда-то бывала в Каирском музее, а Туринский занимает второе место по величине и коллекции после Каирского. Хотя, откровенно говоря, это, конечно, слабое утешение.
Дворцы дворцами, музеи музеями, ну, а что же там с магическим треугольником, спросите Вы? И будете совершенно правы, ведь Турин больше всего на слуху именно благодаря своей славе центра чёрной и белой магии. Прага, Лион и Турин составляют вершины треугольника белой магии. Треугольник же чёрной магии формируют Лондон, Сан-Франциско и опять всё тот же Турин. Ну не удивительна ли такая двойственность? Почему эти треугольники сходятся в Турине, никто толком не знает, но считается, что светлые и тёмные силы постоянно здесь в противоборстве, и у города как бы два сердца. Правда это или нет, наверное, не столь уж важно. Зато как красиво и волшебно звучит, да и туристов опять-таки привлекает! Магический город на границе света и тьмы, издавна притягивающий к себе таких мистических личностей как Нострадамус, граф Калиостро, Ницше, Парацельс, всё это Турин. Площадь Кастелло с Королевским Дворцом и Палаццо Мадама считается белым сердцем Турина, где, по мнению эзотериков, сосредоточены все светлые силы города.
Но есть в Турине и другая площадь, нехорошая. Это площадь Статуто, магическая, мистическая с необычным фонтаном Фрежюс. Статуто и Фрежюс считаются сосредоточием всех тёмных сил Турина.
Про мистику этого места можно подробно почитать вот тут. К своим достижениям по части мистического Турина я отношу и маленький маршрут немного в стороне от проторенных туристических троп. Это площадь Сольферино с Ангельским фонтаном, входящая в белую зону Турина. Очень символичный фонтан, аллегория на времена года с мужскими и женскими фигурами.
Явный антипод Фрежюсу, контраст белых и чёрных сил Турина.
Ну да ладно, оставим мистику и эзотерику специалистам в этих делах, давайте лучше полюбуемся самой элегантной площадью Турина — площадью Сан-Карло (Piazza San Carlo).
Необыкновенно изысканная парадная площадь огромных размеров, где сразу же привлекают внимание две церкви-близнецы. Мальчик и девочка — Сан-Карло и Санта-Кристина.
Кристина, как и полагается девочке, нарядная, украшена статуями добродетелей, а Сан-Карло, он поскромнее, зато с колокольней. Изящные барочные церкви расположены друг от друга на расстоянии, равном ширине древней римской дороги, которая когда-то здесь проходила. Симметрия и геометрическая точность линий здесь очень ощущается. Эффектного бронзового всадника в центре площади туринцы окрестили «бронзовым конем» (Caval ëd Brons).
Брутальный всадник не кто иной, как герцог Эмануэле Филиберто, который перенёс когда-то столицу Пьемонтского княжества из французского Шамбери в Турин, за что и снискал славу и почёт. Старинные туринские кафе и кондитерские тоже здесь, сосредоточились по периметру площади, соблазняя туристов изысканными интерьерами и сладким запахом выпечки. Но цены там, я думаю, совсем неприятные. Здесь же неподалёку очень красивая Субальпийская галерея, прогуляться по которой тоже непременно надо.
Вообще, арочных галерей и портиков в Турине не просто много, а очень много, есть прямо целые улицы, состоящие из них.
Удобная придумка, и в жару, и в дождь есть, где укрыться.
Что меня ещё здорово поразило в Турине, так это необыкновенная концентрация красивых зданий дворцового типа
Такой он весь безумно парадный, причём везде и всюду, неважно, будь это центральные Виа По, Виа Гарибальди, Виа Рома или совсем неизвестные обыкновенные улицы.
Количество помпезных зданий дворцового типа на один квадратный метр площади в Турине просто зашкаливает,
куда ни глянь — обязательно увидишь что-то красивое — то памятник какой интересный,
то вычурные детали фасадов
или историческую аптеку, коих в Турине очень много.
Или вот, из разряда необычного — старинные букинистические лавки, устроенные прямо в колоннах галерей.
Даже выискивать ничего не надо, красота там на каждом шагу, только ходи, любуйся, получай эстетическое наслаждение.
А сколько в Турине великолепных церквей и храмов, об этом, наверное, можно диссертацию написать! Вот только то, что мне удалось увидеть. Про Кафедральный собор Турина (Duomo di San Giovanni Battista), посвящённый Иоанну Крестителю, наверное, все наслышаны.
Уникальный образчик архитектуры эпохи Возрождения и, самое главное, место хранения знаменитейшей христианской реликвии — Туринской плащаницы. Увидеть её, правда, мало кому удается, демонстрируют реликвию раз в 25 лет. А копию не разрешают фотографировать, следят, как церберы. Но и без плащаницы очень стоит зайти внутрь. Интерьеры собора отличаются одновременно и строгостью линий, и роскошью декора.
В соборе важно не нарваться на длинный перерыв, с 12:30 до 15:00. Я лично нарвалась, но ничуть не расстроилась, пошла тем временем смотреть другие интересные места, а к собору вернулась попозже. Прямо рядом с собором можно увидеть две красные башни, это Палатинские Ворота (Porta Palatina), остатки древнеримской стены.
На самом деле от древнеримской эпохи остались только ворота, всё остальное не столь древнее. Но всё равно смотрится здорово.
Ужасно обидно, что я не попала в очень интересную церковь Сан-Лоренцо (Chiesa di San Lorenzo) на площади Кастелло, также нарвавшись там по закону подлости на перерыв.
Что, конечно, очень жаль, потому что церковь эта считается самой необычной и красивой в Турине, да к тому же построил её знаменитый туринский мастер Гварино Гварини. Снаружи сразу и не поймешь, что это церковь, настолько скромный у неё фасад или даже скорее отсутствие оного, но внутри, говорят, необычайное богатство убранства. Распознать её можно, только подняв голову и увидев изящный купол.
В качестве компенсации за мою неудачу с Сан-Лоренцо покровитель путешественников, наверное, сжалился надо мной и послал на моём пути совершенно роскошную церковь Марии Утешительницы (Santuario della Consolata). Её не было в моём плане, наткнулась я на неё совершенно случайно, плутая по переулкам в районе Виа Гарибальди. Выпуклый неоклассический фасад с прилепленной сбоку башней смотрится настолько эффектно, что не зайти внутрь просто нельзя.
А внутри — роскошь убранства, эллиптические потолки, огромный алтарь — очень помпезная обстановка. Пленительно красивые интерьеры, без преувеличений.
По преданию здесь когда-то была совсем небольшая церковь, но после того как слепой мальчик прозрел, найдя икону Божьей матери, было принято решение расширить церковь, чтобы принять всех страждущих. Вот так она достраивалась, расширялась, пока, наконец, не обрела свои сегодняшние габаритные формы. Церковь Утешительницы очень впечатлила. Неожиданное открытие получилось.
Ещё одна знаковая церковь Турина — Церковь Великой Матери Божией (Chiesa della Gran Madre di Dio), откровенно говоря, не произвела особого впечатления.
Строгий неоклассический фасад, выполненный по образу и подобию римского Пантеона появился здесь в 1834 году в память об изгнании из Пьемонта Наполеона и возвращения в Турин Савойского королевского дома. Политический храм, по большому счёту.
Но стоит он в очень красивом месте, над рекой По,
прямо напротив моста Ponte Vittorio Emmanuele. Как-будто завершает улицу По, идущую лучом из самого центра города и смотрится поэтому очень выигрышно и эффектно.
По преданию, под ним хранится Священный Грааль, который охраняют две аллегорические статуи при входе в храм — Вера и Религия.
Остальные церкви, признаюсь, я попросту пробежала. Вот, например, по-соседству с Церковью Великой Матери Божией на вершине холма Каппуцинов возвышается церковь Santa Maria al Monte.
Сюда я очень хотела подняться, чтобы полюбоваться панорамой Турина, но, увы, время уже поджимало. Стало ясно, что не успею. Расстроилась, конечно, но тут уж ничего не попишешь.
Самую знаковую церковь Турина Базилику Суперга вообще увидела очень издалека, с Башни Моле Антонеллиана.
Этот храм расположен высоко на холме и очень далеко от центра, попасть туда за один день нереально. На Супергу надо иметь, как минимум, три свободных часа. Но даже издалека видно, какое это пышное купольное сооружение. К тому же, в этой базилике сейчас мавзолей, где похоронены все пьемонтские короли Савойской династии. В районе Виа Гарибальди тоже немало интересных церквей и церквушек, но посмотреть их все за один день решительно невозможно.
Что, на мой взгляд, обязательно нужно сделать в Турине — это подняться на Башню Моле Антонеллиана.
Хотя бы ради открывающихся оттуда сказочных панорамных видов на Турин и предгорья Альпы.
Хоть это мне удалось реализовать, подробно про башню можно посмотреть
здесь. Очень рекомендую.
И в заключении привожу свой семичасовой пешеходный маршрут по Турину, наверняка кому-то пригодится. Это круговой экспресс-маршрут для тех, у кого в Турине всего несколько часов. С вокзала начинается, вокзалом и заканчивается, и всё исключительно пешком, общественным транспортом в Турине я не пользовалась.
• Вокзал Torino Porta Nuovo — Piazza San Carlo = 15 минут пешком по Via Roma
• Египетский Музей и Дворец Кариньяно, Субальпийская галлерея — вокруг площади Сан Карло
• Площадь Сан Карло — площадь Сольферино с Ангельским фонтаном = 7 минут пешком по Виа Альфиери.
• Площадь Кастелло — Палаццо Мадама, Палаццо Реале, церковь Сан-Лоренцо, палец Муссолини.
• По Виа Гарибальди к площади Статуто с фонтаном Фрежюс = 15 мин пешком.
• Церковь Марии Утешительницы
• Кафедральный собор, Палатинские ворота
• Башня Молле Антонеллиана с подъёмом наверх
• Мост Витторио Эммануэле, Церковь Великой Матери Божией
• По мосту Умберто Первого
перейти через реку По, Триумфальная Арка
• По Корсо Витторио Эммануэлле 2 вернуться к вокзалу.
Это максимум, что можно сделать в Турине за семь часов. Из запланированного и невыполненного — не удалось попасть в замок Валентино, пришлось довольствоваться его видами издали,
в Средневековую деревню (Borgo e Rocca Medievale) и Королевские сады (Giardini Reali),и уж тем более посмотреть Олимпийские объекты. Но за то время, что я провела в Турине это было сделать совершенно нереально. Вывод — одного дня в Турине безумно мало. Уезжала я из столицы Пьемонта с некоторой долей сожаления и осознанием, что этот город достоин, как минимум, двух полных дней. Тогда бы я и в Супергу добралась, и по музеям походила, и в парке Валентино побывала, и знаменитый шоколадный напиток бичерин попробовала. Вот тогда знакомство с Турином было бы полным, и я бы «открыла» его полностью. Но всё равно я невероятно рада, что побывала, пусть и наскоро, в этом харизматичном и таком непохожем на остальную Италию городе, лишний раз убедившись, насколько многогранна и прекрасна эта страна.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм