Бытует мнение о том, что Гоа — это не суть Индии. С точки зрения, колорита, религии, духовной культуры и повседневного быта, всё-таки придётся ехать за бугор. Тут моё мнение совпадает с мнением большинства. Гоа — это, прежде всего, прекрасное море и пляжи, но мне, как туристу требовательному и любопытному, этого уже не достаточно для удовлетворения своего приключенческого аппетита.
В окрестностях Гоа не такой большой выбор мест, куда можно бросить кости в поисках приключений на свою душу. Соседние штаты Махараштра и Карнатака могут предложить свои уникальные храмы и дождливые зелёные горные склоны с плантациями клубники. Всё же можно найти то, что, действительно, оставит неизгладимые впечатления на долгие годы. Таковым оказался, названный нами, бронзовый треугольник Карнатаки: Бадами — Паттадакал — Айхолл — Биджапур. При этом последние два объекта не так популярны среди туристов, как например, Бадами, Хампи или водопад Дудсагар.
В Гоа всего одна компания организует экскурсии по такому маршруту. Но так как я и мои новые знакомые по Индии, не являемся любителями групповых экскурсий, то решили арендовать автомобиль с водителем. Цена за два полных рабочих дня с 4 утрах до 10 вечера следующего дня составила порядка 160 долларов. Вышло по 40 долларов на человека, в принципе, недорого (с учетом цен на экскурсии в Гоа, да и, в целом, по Индии). Компания подобралась интересная и разновозрастная: Олег из Иркутска, Елена — уроженка Магнитогорска и представительница культурной столицы России — Надежда. Пользуясь, случаем, передаю привет.
Ну что ж настал день X, точнее, раннее-раннее, смутное и сонное утро. В 03:50 за нами заехал незнакомый нам водитель. О поездке договаривались с Суриёй, а приехал парень по имени Пурна. Ну ладно, что делать? Поехали! Через 15 минут во дворе частного дома, пересадили в новую Тойоту, за рулем которой уже ждал наш водитель Сурия. Выдал по бутылке воды, паре пончиков. Очень удивились, поскольку особо не приходится ждать таких комплиментов от индусов.
Ехать достаточно далеко. Дорога очень сложная. Перед городом Белгаум бесконечные серпантины, намотало нас так, что «будь здоров»! В самом же городе сделали остановку в районе 07:40. Надежда и Елена, при виде рекламы массалы и пури, пулей полетели завтракать (страстные любительницы такого завтрака). Мы же с Олегом немного прогулялись по городу, буквально полчаса.
В 08:15 поехали дальше. Дорога, по большей части, стала ровной и спокойной. Летели хорошо, пока не свернули на Бадами. Это было нечто. Крупнейший и популярный туристический объект, а дорога длиной более 10 километров, так осталась для нас загадкой: а есть ли тут вообще дорога? Так называемая дорога пролегала через плантации чили и рисовые поля.
Бадами, Айхол, Паттадакал — это столицы царства Чалукья. Места известны, благодаря множеству старинных храмов, многие из которых берут свою историю ещё со времен не нашей эры. Фотографии этих мест притягивали меня своей самобытностью, передавали дух Индии. Храмы не такие величественные, как, например, Тадж-Махал, но, по-своему, потрясающе красивы и неповторимы. А самое главное, до них можно дотронуться и, хоть на секунду, почувствовать себя в той эпохе. Про Биджапур говорят, что это ожившая сказка 1001 ночи.
Бадами, маленький городок в центральной Карнатаке известен, в первую очередь, благодаря четырем скальным (пещерным) храмам, вырубленными в горе из красноватого песчанника.
Сам же городок Бадами малоприятен. Нищета, полураздетые люди, грязь, кабаны. Все на тебя смотрят как на снежного человека, поэтому, кроме самого храма, тут делать нечего. До самого конца не покидало ощущения тесноты в этом городе.
История этого места настолько сложна и запутана, что этому можно посвятить целую книгу. Я бы мог сейчас сыпать датами, именами, событиями, но не вижу в этом особого смысла. В кратце, могу сказать, что храм в Бадами строился как жилище для Богов.
В 11:00 мы начали восхождение к храму. Приобрели билеты по 100 рупий. Первое, что впечатляет — масштаб и красота.
Первая пещера самая древняя (5–6 век), посвящена индуистскому богу разрушения Шиве. Шива здесь изображен в образе Натараджи или Владыки танца. Танец Шивы призван поддерживать мировой порядок, когда же наша Вселенная приходит в упадок, то Шива ускоряет свой танец и доходит до безумной неистовой пляски, которой он разрушает негодную вселенную, для того, чтобы родилась новая. На настенном изображении в этой пещере Шива принял 81-ю позу своего космического танца. Один из барельефов изображает свадьбу Шивы и Парвати.
Вторая и третья пещеры посвящены индуистскому богу охранителю нашей Вселенной и всех живых существ — Вишну.
В этих пещерах имеются изображения аватар (или нисхождений на землю в различных образах) бога Вишну, но кроме этого поражает красота резьбы на потолках и прекрасные колонны с рельефами.
Четвертая пещера — самая «молодая», высечена в 12 веке. Она является самой скромный и аскетичной, в глубине пещеры находится изображение джайнского святого Бахубали, а также имеются изображения других просветленных и святых джайнизма.
Если подняться на самый верх, то вам откроется потрясающий вид на город, старую мечеть и пруд.
Очень многолюдно и шумно. В основном тут тусуются местные и школьники, которые умоляют совместно сфотографироваться. В наши спины доносились резкие: «White monkey», но мы не обижались, дети же.
Поразила жёсткая дисциплина. Стоило мужчине-преподавателю шикнуть на сорванцов, как моментально они от нас отставали. Правда, затем сам преподаватель просил совместную фотографию.
Важно знать: часы работы с 09:00 до 18:00, парковка платная, подобающая форма одежды, рекомендуемое время для осмотра не менее 2 часов.
В районе 13:00 мы снова отправились в путь, по той же самой раздолбанной дороге. Примерно через час мы приехали в Паттадакал.
Город Паттадакал в древности — Патада Кисуволал — «Град рубиновый короны», находится примерно в 20 км. от Бадами. Паттадакал стал столицей Чалукья во время оккупации Бадами паллавами.
Известен этот город своим храмовый ансамблем, который в 1987 году был внесен ЮНЕСКО в перечень объектов, представляющих всемирную ценность. По разным легендам и мифам этот город предстал к нам из-под Земли.
Ансамбль представлен храмами Маликаканнджура, Папанатха, Сангамешвара. Вряд ли вы запомните все эти «сложные для нашего уха» слова. Но необычную архитектуру древних храмов, скульптуры, лепнину, мандапы с восхитительными рельефами и саму атмосферу Патадакала вы обязательно будете вспоминать после путешествия. Думаю, что если Вы увлекаетесь индуизмом и культурой Индии, то знаете намного больше меня, а если просто любопытный человек, то вполне хватит визуализации данного места.
Важно знать: подобающая форма одежды, рекомендуемое время для осмотра не менее 2 часов.
В 16:00 мы выехали в следующий город Айхол. Сурия любезно купил нам обед: виноград, яблоки, конфеты и бутыль воды, чтобы помыть фруктовый сыроедческий обед. Наши дамы были очарованы вниманием и предусмотрительностью водителя, а тот, похоже, только и рад стараться.
В 16:30, преодолев 10 километров пути, мы оказались в Айхолл. Ещё называют Ойхолле, в детстве читал сказки про этот город, поэтому вернуться в детство очень хотелось. Предстающий город, в действительности, не имеет ничего схожего в сравнении с тем, который рисует твоё воображение. Город малокомфортный для пребывания белого человека. В Индийской глубинке, можно сказать, пребывание русского человека — рискованное и опасное мероприятие. Как сказал, наш водитель Сурия, например, в Ахмадабаде, могут убить только за то, что ты белый. Опытные путешественники могут начать спорить, что ничего страшного и опасного нет в самостоятельном путешествии по Индии. Опасность есть всегда. Индия не та страна, где тебе рады.
Поэтому мы решили посетить храм Дурги и направиться в город Биджапур, так как время уже поджимало, а водитель наш заметно подустал.
Храм-крепость Дурга — это один из 70 храмов в знаменитом местечке Айхоле. Это место — школа храмового зодчества эпохи Чалукьев.
Дурга темпл — безусловный мега-хит Айхоле. Построенный между 7 и 8 веком, он неплохо сохранился, хотя некоторые прекрасные лики богов жестоко изуродованы. Привлекает внимание необычная овальная форма храма, и его искусные барельефы. Кроме барельефов в Айхоле меня восхитили разнообразные виды решеток на окнах и богато украшенные колонны.
Есть еще один знаменитый храм в Айхоле — Лад Кхан. Возможно — это один из самых древних индуистcких храмов Айхоле. Храм посвящен Шиве, но вот такая странная история…назван он именем мусульманина — Лад Кхана, которой в нем жил…ничего не понимаю! Какой-то завоеватель поселился в древнем храме, и храм до сих пор носит его имя… Ну да ладно, сошлёмся на мою безграмотность в этом вопросе.
В 18:00 мы выехали в Биджапур. Все спали по дороге, кроме водителя. В пути около 2,5 часов.
В самом Биджапуре остановились в отеле, где селят туристов с экскурсиями или арендованным водителем, видимо, договоренность одна. Отель Shashinag Residency Hotel отличный вариант размещения. После раздолбанных двушек и трешек в Гоа, этот отель казался божественным спасением. Отличные номера, в соответствии со стандартами 3* отелей, недорогой и безумно вкусный ужин, русские туристы, бассейн и цена 22 USD за двухместный номер. Сурию также разместили.
Вечер закончили под звон стопок, наполненных олд монком и горьким московским шоколадом. Увлекаться не стали, вставать в 4 утра.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Отзывы об отелях, Культурно-познавательный туризм