О главном символе монгольского государства — огромной статуе, сидящего на коне Чингис-хана и об особом научном взгляде на наследие Великой Монгольской империи
Монголию охватила чингисханомания. Чингис-хан — это самый популярный в стране бренд, которым называют все, что угодно: улицы, площади, гостиницы, университет… пиво, конфеты…
На лайнере монгольской авиакомпании с гордой надписью на борту Chinggis Khaan, Вы прилетаете в международный Chinggis Khaan Airport, оттуда на такси по улице Чингис-хана, мимо площади Чингис-хана, прямо в гостиницу «Chinggis Khaan». Устав с дороги, можете расслабиться бокальчиком Chinggis Beer, расплатившись банкнотой в 20 000 тугриков с запечатленным на ней обликом великого полководца. А может стопочку водочки, ах вы желаете «Finlandia», да нет, дорогие друзья, только Chinggis Khaan.
Монголы боготворят этого человека.
Предлагаю сейчас прерваться и посетить величественную сорокаметровую статую сидящего на коне Чингис-хана, а после этого я поделюсь взглядом некоторых ученых востоковедов (монгольских и не только) о роли этой выдающейся личности в истории Монголии и всего мира. Итак, выезжаем из Улан-Батора и едем на восток, километров 50. Если вы приехали в столицу Монголии, то не посетить этот монумент также непростительно, как будучи в Париже, не отметиться около пресловутой башни.
Ведь эту статую в Монголии считают главным символом государства. К тому же это самая высокая конная статуя в мире. Ее высота больше 40 метров, при этом, статуя размещена на вершине комплекса, посвященного Чингис-хану, возвышающегося над землей еще на 10 метров. И все это находится на холме! Покрыт монумент 250 тоннами сверкающей нержавеющей стали. Величественное зрелище!
На фасаде комплекса 36 колонн, именно столько ханов возглавляло Монголию после Чингис-хана. Внутри постамента разместили исторический музей, посвященный монгольским ханам, художественную галерею, сувенирные лавки, несколько ресторанов и даже, почему то, бильярдный зал.
Конная статуя внутри полая и состоит из двух этажей, в ней установлен даже лифт, для подъема на смотровую площадку. В момент нашего посещения комплекса отключили свет, соответственно лифт не работал, и нам пришлось подниматься на смотровую площадку пешком в кромешной темноте, освещая себе путь телефонными фонариками. Но это стоило того, потому что со смотровой площадки, расположенной в голове лошади, с высоты 30 метров, открывались шикарные виды на горы и равнины и бесконечные монгольские степи.
Кстати, я же не сказал, почему этот монумент разместили именно здесь. Есть легенда, что именно в этих местах берет начало история Монгольской империи в целом. В 1177 г. юный Темуужин, в будущем взявший имя Чингис-хан, обнаружил на вершине холма золотой кнут, который символизировал удачу. Для Темуужина эта находка стала знамением того, что боги благоволят ему в осуществлении мечты об объединении рассеянных вокруг кочевых племен монголов. Он выполнил задуманное: его силами образовалась Великая Монгольская империя. Произошло это в 1206 году.
Вот такой монумент. Он был открыт в 2008 году, после трехлетнего строительства. И я слышал, что есть планы разместить вокруг статут тематический парк. И название ему уже придумали — «Золотой кнут». Там будут представлены лагерь воинов, лагерь ремесленников, стойбище скотоводов и, конечно, юрта хана. Ну что, планы замечательные. Творите, приедем, посмотрим.
А теперь, как и обещал, особый взгляд на империю Чингис-хана. Он, конечно, популярен в Монголии, но его придерживаются многие ученые востоковеды и монголоведы из разных стран. Сразу скажу, он не совсем такой, что знаком нам.
Как удалось малочисленному монгольскому народу, насчитывавшему к началу 13 века меньше миллиона человек, завоевать многие тысячи территорий и свыше 120 миллионов человек? Завоевать, удержать, и научится управлять этими огромными ресурсами. Очевидно, что такое государство не может держаться только на военной силе, на политике принуждения. Управлять таким огромным государством только на насилии было невозможно. Многие ученые считают, что народы Евразии исторически стремились к созданию единого пространства. А монголы выступили неким цементирующим фактором в новом государственном образовании под названием Великая Монгольская империя. Им удалось заинтересовать население покоренных стран, организовать государство, которое держалось не на страхе, а на защищенности жизни личности и семьи для подавляющего большинства общества, что и дало ему поддержку множества людей.
В основе построенной системы лежали толерантные надконфессиональные и наднациональные принципы. То есть уважались все верования, ни навязывалась, ни одна религия в качестве государственной. Все жители империи, независимо от национальности, подчинялись имперскому законодательству и имели одинаковые возможности для карьеры, и для государственной службы и службы в армии. Основным законом Монгольской империи являлась «Великая Яса», принятая в 1206 году, но учитывались и различия регионов. Так, в силе оставались нормы Шариата, правила Конфуция и т. д. Налоговое законодательство также устраивало всех жителей империи. Все независимо от национальности и вероисповедания, социального положения обязаны были платить налоги. Для существования Монгольской империи были экономические предпосылки. Народы нуждались в обмене продуктами своего труда друг с другом. Но этот процесс осложнялся наличием множества мелких государств, со своими границами и таможнями. Также торговле мешали бесконечные войны между этими государствами, разбойники на торговых путях. Империя уничтожила внутренние границы, и обеспечило безопасность на дорогах. Все это стимулировало развитие внутреннего рынка и увеличивало товарооборот и укрепляло новое государственное образование. Вот вам и первый опыт экономической региональной интеграции, за сотни лет до Евросоюза. Исторический опыт системы управления и государственности Монгольской империи, ее культурная и экономическая политика позволяют говорить о Монгольской империи, как о модели евразийской политической и экономической интеграции. Согласитесь, такая картина совсем не соответствует нашим представлениям о татаро-монгольском иге.
О прогулке в национальный парк Тэрэлж (только для ленивых туристов)
Про ленивых туристов, конечно, шутка, но со смыслом. Национальный парк Тэрэлж наша команда посетила в последний день пребывания в Монголии. А до этого была достаточно сложная десятидневная экспедиция по бескрайнему монгольскому бездорожью. Это была экспедиция, скажу я, как скромный человек, достойная показа на канале «Travel & Adventure» или репортажа в «National Geographic». Ну, правда, достойная получилась экспедиция!
А тут, рафинированная прогулка по асфальтированной дороге в национальный парк, что всего в 60 километрах от столицы.
Кстати, этот парк совсем рядом от конной статуи Чингис-хана и поэтому ознакомительную поездку в парк планируют вместе с посещение вышеуказанного монумента. Что, собственно говоря, сделали и мы.
Если путешествуя по Монголии, мы практически не встречали иностранных туристов (только в кемпинге недалеко от Хархорина), то в Тэрэлже — классика жанра. Туристические автобусы с китайскими туристами или европейскими пенсионерами также как и в других местах массового организованного туризма по всему миру. Также национальный парк любимое место отдыха жителей монгольской столицы, час езды и наслаждайся чистым воздухом и неповторимыми степными пейзажами.
Можно приехать на один день. А можно и на несколько. Для этого организована соответствующая инфраструктура. К услугам туристам многочисленные гэр-кемпы (гер — это монгольская юрта). Видите там под скалой, такой гер-кемп.
Национальный парк Тэрэлж продолжение Хэнгейского хребта. Известность ему принесли разбросанные по парку скалы с причудливыми формами. Самая известная скала Мэлхий-хал в виде гигантской черепахи.
Это символ Тэрэлжа.
Но, в принципе отдохнуть в национальном парке Тэрэлж можно достойно. Тишина, спокойствие. Пешие (конные, верблюжьи) прогулки на свежем воздухе, вдали от города и цивилизации. Не всем же охота забираться в дикую глушь
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия