У Вас так бывает — попадаешь в совершенно незнакомый, новый для себя город, гуляешь по его улицам, глазеешь на достопримечательности, и тебя всё время не покидает чувство дежавю? Вроде ты уже это где-то видел, как-будто бы бывал здесь и даже непонятно каким образом неплохо там ориентируешься. Нет, ну я понимаю в таких местах как Нью-Йорк или Париж это вполне объяснимо, ведь эти города засветились в таком количестве популярных фильмов, что кажутся нам родными и знакомыми, как свои пять пальцев. Но Генуя то скромно стоит на обочине мирового кинематографа и уж никак не может похвастаться подобной раскрученностью. Разве что американский одноименный фильм с Колином Фёртом стал своего рода гимном этому городу, рекламой его маст-си. Очень душевный кстати фильм про отца-одиночку, который переезжает в Геную с двумя дочерьми. Но это так, мелочи. И, тем не менее, старушка Генуя показалась мне родной и знакомой с первых же шагов по ней, куда бы я ни заглянула.
Тогда я стала вспоминать, а что, собственно говоря, я знаю об этом городе. Посчитаем, позагибаем пальцы? Крупный порт, это раз. Родина Колумба это два. Столица морской республики это три. Родина банковского дела это четыре. Родина виртуоза-скрипача Никколо Паганини это пять. Ах да, совсем забыла, это еще и родина джинсов, jeans это ведь искаженное название места их производства, «Genova». Что ж, немало, совсем немало.
Итак, Генуя, Genova (ах, как звучит в оригинале!), красавица со следами былой красоты — город разношерстный, противоречивый, хоть и производит впечатление доброго знакомого. Пару раз я забредала на улицы, где вообще не видно белых лиц, как-то тревожно и неуютно становится. Но чуть отойдешь в сторону и попадаешь в царство респектабельности, где тебя окружают аристократичные виллы и роскошные дворцы.
Великолепие фасадов сменяется осыпающейся штукатуркой — и это тоже Генуя. Подозрительные личности в районе Старого порта и тут же в двух шагах — элегантные дамы и важные швейцары.
Варварский коктейль порока и респектабельности, потрёпанности и роскоши. Странные ощущения, но цепляет.
Конечно, приезжая в Геную на один день хочется увидеть её главные туристические достопримечательности, выжать город по максимуму. И сделать это не составит никакого труда. Чего-чего, а достопримечательностей в Генуе хватает, она буквально напичкана ими. На каждом шагу обязательно наткнёшься на что-то интересненькое. И даже карта там совершенно не нужна, везде таблички, указатели, надо только знать, что ты хочешь увидеть. В Генуе надо непременно углубиться в старый город, поплутать по лабиринту узких улочек каруджи, где с трудом могут разойтись два человека.
Мне кажется понять суть этого города можно только, заглянув в его каруджи. Не улицы, а какие-то коридоры, вызывающие недоумение. И для чего только такие нужны, совершенно непонятно.
А оказывается, всё это совсем неслучайно. Таким образом, генуэзцы в старину защищали свой город от вторжений врагов, которые неизменно терялись и путались в этих лабиринтах, а жители поливали их сверху кипящим маслом. Креативно, однако, и очень эффективно. А какое удовольствие заглядывать в генуэзские внутренние дворики и подворотни!
Повсюду ждут маленькие и большие открытия, причём совершенно неожиданные. На многих фасадах на уровне второго этажа можно обнаружить целые скульптурные группы, от которых глаз не оторвать.
На других фасадах — изощрённые маскароны. Красивые такие, выразительные.
И это тоже всё разные грани Генуи. Поэтому шея в Генуе под конец дня будет просто отваливаться, предупреждаю.
Пройдемся по дворцовой улице Виа Бальби, где находится помпезный Королевский дворец, свернём на Виа Гарибальди, главную улицу Генуи. Очень нарядная, барочная улица, сплошь состоящая из дворцов 17 века. Фасады дворцов поражают своим пышным декором,
так и притягивают к себе взор, магнетизируют.
Заглянем в Палаццо Россо и Бьянко и заодно Турси, тем более, что единый билет всего за девять евро позволяет посетить сразу три дворца. Это так называемый комплекс музеев Страда Нуова. С названиями дворцов всё просто и понятно. Свои названия Палаццо Россо и Бьянко получили за цвет своих стен, соответственно красных и белых. И наполнены они произведениями искусства, старинными картинами, фресками, коллекциями фарфора и фаянса. Красный дворец украшен львиными масками и гербом семейства Бриньоле, где тоже присутствуют львы.
Внутри дворца устроена художественная галерея, где можно увидеть полотна Веронезе, Дюрера, Ван Дейка. Основу коллекции составляют итальянские, испанские и голландские мастера 13 — 16 веков.
Очень впечатляющая коллекция. Палаццо Бьянко
также наполнен старинными полотнами. Здесь можно увидеть шедевры Караваджо, Ван Дейка, Рубенса и Веронезе. В Белом дворце советую подняться на лифте на его крышу. Исключительно ради видов, открывающихся оттуда на город
Очень стоит. Дворец Турси, оставленный на десерт, впечатлил меня, пожалуй, даже больше своих знаменитых соседей.
Ведь в Красном и Белом дворцах можно увидеть только картины, это, по сути, картинные галереи. В Турси же посетителей ждут необыкновенно роскошные интерьеры, предметы декора, коллекции гобеленов,
, великолепные расписные потолки
и к тому же здесь можно увидеть знаменитую скрипку Страдивари.
От этого дворца я осталась в полном восхищении! Стопроцентное маст-си. Единственная опасность трёх дворцов в том, что там можно зависнуть часа на два, а то и больше.
Пробираясь в сторону Старого порта я попала на небольшую, но очень колоритную площадь Банки (Piazza Banchi), зажатую между Старым городом и портом. Это старинная коммерческая площадь Генуи, где когда-то была открыта первая товарная биржа Лоджия-дей-Мерканти, полюбоваться которой можно и сегодня.
Попав на эту уютную площадь, я сразу же нацелила объектив на очень интересную церквушку.
Это церковь Святого Петра у банков (Chiesa San Pietro in Banchi). Действительно, очень необычная церковь, больше похожая на светский особняк, по обоим бокам которого разместились магазины, отсюда и название «банки», в старину здесь находились обменные лавки. Зашла внутрь и обмерла от восхищения — сплошной ажур из белоснежного мрамора, создающий ощущение лёгкости и невесомости.
Вот они, очередные контрасты Генуи — только что я брела по тёмным, мрачным переулкам, и вдруг в один миг попала в светлое умиротворение этой восхитительной церкви! Вообще Генуя буквально наполнена необычными церквями, в этом одна из её прелестей.
Неподалёку от вокзала я наткнулась на церковь Святой Аннунциаты (Chiesa Santissima Annunziata).
Очень красивая и тоже очень контрастная церковь. Строгий неоклассический фасад, а внутри роскошь барокко с полихромными витыми колоннами и великолепными фресками!
Нет, всё-таки к великолепию итальянских базилик решительно невозможно привыкнуть. Уж сколько я их видела-перевидела на своём веку, а всё равно, попадая в очередной шедевр, ахаю и замираю от восхищения! Так и церкви Генуи неизбежно вызывают восторг и вводят в ступор.
В переулках Старого города, если идти по Salita S.Giovanni, обязательно упрёшься в небольшую церковь Сан-Джованни-ди-Пре (Chiesa San Giovanni di Pre), одну из старейших церквей Генуи.
Основана она была Орденом рыцарей Святого Иоанна в 1180 году. Особый шарм этой церкви — необработанный камень её интерьеров.
Производит впечатление, смотрится на редкость аутентично.
Собор Сан-Лоренцо (La cattedrale metropolitana di San Lorenzo) — наверное, самая узнаваемая церковь Генуи.
Его полосатый фасад с ассиметричными башнями и сидящими по бокам роскошными львами издавна считается главной визитной карточкой города. Каменные львы необычайно выразительны, неудивительно, что каждый хочет познакомиться с ними поближе, особенно детки.
Внутри храма чёрно-белые полосы, торжественное великолепие убранства, росписи на стенах и потолках, всякие важные святыни — загляденье.
Да и площадь вокруг собора восхитительна выходящими на неё роскошными фасадами палаццо.
Да, вот ещё что — в Сан-Лоренцо важно не нарваться на трёхчасовой перерыв. Собор открыт с 9 до 12.30 и с 15.30 до 19.00.
Вспоминая церкви Генуи не могу не отметить самую, на мой взгляд, великолепную — церковь Иисуса (Chiesa del Gesù), построенную в честь святых Андрея и Амвросия.
Её фасад совсем простенький, неброский, и это очень хорошо, потому что он явно отпугивает посетителей, внутри церкви совсем немного народу, большинство туристов наверняка проходят мимо, не впечатлившись её неприметным ликом.
Но внешность этой церкви ох как обманчива, стоит зайти внутрь и просто ахаешь от восхищения. Её барочные интерьеры отличаются необыкновенным богатством и изысканностью, детали убранства можно рассматривать до головокружения, настолько они роскошны.
И за всё это мы сегодня должны благодарить иезуитов, к ордену которых эта церковь принадлежала с 16 века. Так вот, эти самые иезуиты не поскупились на украшение своего храма во славу Иисуса. Именно они наняли всемирно известных мастеров для украшения её интерьеров. И получилось то, что получилось — скромный на первый взгляд храм с шедевральной начинкой. Даже здесь Генуя не устаёт удивлять своими контрастами. И сейчас в этой церкви можно увидеть шедевры Строцци, Андреа де Феррари и других итальянских художников.
И самое главное, целых два шедевра Рубенса — Чудо Святого Игнатия и Обрезание.
Не церковь, а самый настоящий музей с изумительными картинами, причём совершенно забесплатно. И в этом есть своя логика — такое невероятное богатство интерьеров и шедевры всемирно известных художников должны были подчеркнуть величие Иисуса и вызвать почитание его простыми смертными. На редкость гармоничный, роскошный храм, настоящее произведение искусства, не пропустите! И здесь тоже неудобный большой перерыв с 12.30 до 15.30, поэтому важно рассчитать правильно время.
Насладившись церквями Генуи можно отдать дань и другим её достопримечательностям, ведь город буквально напичкан красивыми площадями, фонтанами, галереями и музеями. Всё обойти за один день это утопия, поэтому неизбежно придётся расставлять приоритеты. Старый порт (Porto Antico) пропустить никак невозможно, указатели и таблички обязательно выведут Вас туда. Всегда я любила порты, поэтому целенаправленно двигаюсь в сторону Старого порта Генуи. А это, скажу я Вам, целый мир, притягательный атмосферой дальних странствий.
Попадая в эту часть Генуи, понимаешь всю мощь генуэзской морской державы. Размах ощущается во всём. Старое и новое гармонично переплелось во времени, и что удивительно, никакого диссонанса и в помине здесь нет. Бутафорский корабль-галеон, который снимался в своё время в знаменитых «Пиратах» Романа Полански, сейчас стоит у причала Старого порта, внося свою персональную лепту в усиление эффекта его сказочности.
А совсем рядом уже не копия, а самый настоящий аутентичный дворец Сан-Джорджио (Palazzo San Giorgio), радует глаз своим изысканным расписным фасадом.
Этот красавец здорово украшает старый порт, а его стены помнят таких известных личностей как Симон Бокканегро и Марко Поло. Сегодня трудно даже представить, что это великолепное здание служило когда-то тюрьмой. На контрасте с галеоном и палаццо выделяются ультрасовременный дизайн Биосферы и Аквариума.
В Биосферу я бы с удовольствием сходила, стеклянный шар, наполненный флорой и фауной тропических джунглей так и влечёт к себе, обещая экзотический коктейль.
Но, увы, времени на это у меня не было. Всем хорош Старый Порт, но, сколько, же здесь чёрных, не счесть! Чёрные лица явно превалируют в толпе.
При виде столпившихся торговцев ширпотребом, всех сплошь чёрного цвета, пожилой респектабельный итальянец горько воскликнул «Мамма Миа! И где мы находимся, то ли в Италии, то ли в Африке, не пойму!» И так он был искренен в своём недоумении и печали, что становится понятно насколько сегодня это серьёзная проблема в Италии, да и вообще в Европе.
Дойдя до площади де Феррари я очутилась в совсем другом городе — парадном, помпезном, роскошном.
Как-будто и не было вовсе мрачных каруджи, портовых притонов с подозрительными личностями и тесных закоулков. До чего же хороша эта нарядная площадь идеальных пропорций с огромным фонтаном посередине, спроектированная с отменным вкусом! Отсюда самый выигрышный вид на Дворец Новой Биржи и другие дворцовые здания. Сидя у фонтана можно вдоволь налюбоваться на роскошный фасад Новой Биржи (Palazzo della Borsa),
одного из самых красивых и роскошных зданий города. Сравнительно молодое здание, 1912 года постройки, ну и что с того, зато какое изысканное и монументальное. Долго не могла от него глаз отвести! Да и вообще, в районе площади де Феррари просто сосредоточие красивейших зданий Генуи — театр Карло Феличе с конным памятником Гарибальди,
Герцогский дворец (Palazzo Ducale),
Академия изобразительных искусств Лигурии. Cплошная неоклассика конца 19 начала 20 века, совсем иной формат, чем в Старом городе, смотрится необычайно торжественно и парадно. А какое удобное расположение у этой площади, ведь здесь сходятся важнейшие улицы Генуи. Витринная Виа Рома, историческая Виа Данте и роскошная торговая артерия Виа 20 сентября
с обалденными тротуарными мозаиками. Даже наступать на них страшно, до того хороши!
По Виа Данте можно дойти до легендарного дома, где по преданию родился Христофор Колумб. Колумба в Генуе чтят, очень чтят, это ощущается повсюду. Что ни название магазина, кафе, бара, улицы, и даже аэропорта — везде присутствует имя великого мореплавателя. Прямо у вокзала на маленькой площади Piazza Acquaverde стоит памятник Колумбу.
Белоснежный, нарядный первооткрыватель Америки как-будто приветствует гостей города. А вот дом, где он родился, откровенно говоря не производит особого впечатления, по крайней мере, снаружи.
Очень скромненький домик, да и неизвестно точно на самом ли деле он здесь родился. К тому же, весь из себя достроенный, перестроенный. Подлинный ли этот дом его семьи сейчас уже и не поймешь за давностью лет. Ну, а заходить внутрь времени у меня не было, поэтому судить, достойный это музей или нет, никак не могу. Прямо напротив дома Колумба привлекают внимание своим изяществом колонны галереи Сант-Андреа.
И подальше наверху башни и ворота Порта-Сопрано 12 века.
Всё компактно, всё рядышком.
Вот так, за восемь часов прогулки я открыла для себя совершенно разные грани Генуи, подивилась резкой контрастности этого города и прониклась её неповторимой атмосферой. Впечатление такое, что побывала не в одном городе, а, по меньшей мере, в трёх разных. Город необычайно яркий, красочный и аутентичный. В общем, преинтересный для нашего брата, туриста. Вот только времени бы ещё там побольше, за один день явно всё не обойти. Понимаю, что многое для меня осталось за кадром, и, тем не менее, радуюсь и такому экспресс-знакомству. Генуя меня определённо зацепила.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия